Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

» » Александр браверман: слияние аижк и фонда ржс должно дать синергетический эффект. "модель развития, основанная на добыче сырья, исчерпывает себя" Глава корпорации мсп александр браверман

Александр браверман: слияние аижк и фонда ржс должно дать синергетический эффект. "модель развития, основанная на добыче сырья, исчерпывает себя" Глава корпорации мсп александр браверман

Ровно год назад была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП). Эта структура оперирует миллиардами рублей, которые должны пойти на развитие частного сектора экономики. Гендиректор корпорации АЛЕКСАНДР БРАВЕРМАН в интервью "Ъ" рассказал, как планируется распределять эти средства, кто будет гарантировать возврат кредитов малыми и средними предпринимателями и смогут ли они участвовать в закупках госкомпаний.


— Зачем нужна отдельная структура для развития малого и среднего предпринимательства, когда существуют другие механизмы поддержки этого сектора?

— Необходимость создания единой площадки для координации поддержки МСП назрела давно. Многочисленные действия государства в сегменте развития малого и среднего предпринимательства носили разнонаправленный характер. В результате до конца не удалось достичь заявленных целей — например, по части расширения доли субъектов малого и среднего бизнеса в закупках компаний с государственным участием или создания условий для обеспечения предпринимателей доступным финансированием. Поэтому указом президента Владимира Путина в июне прошлого года и была создана наша корпорация. О роли корпорации как единого центра поддержки говорится и в недавно утвержденной премьер-министром Дмитрием Медведевым стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года.

— Неужели федеральные чиновники наконец поняли: нефть — не постоянная величина для бюджета?

— Очевидно, что модель развития, основанная на добыче углеводородного сырья, исчерпывает себя. Текущая ситуация (в экономике.— "Ъ" ) показала, что диверсификация — основной вопрос экономической повестки, а это, как показывает мировой опыт, возможно в первую очередь благодаря развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства. Но заниматься этим надо целенаправленно и максимально технологично.

— С одной стороны, федеральные власти заявляют о поддержке малого и среднего предпринимательства, с другой — региональные чиновники иногда демонстрируют диаметрально противоположное. Возьмем, например, скандал в Москве со сносом ларьков, владельцы которых платили налоги в тот же бюджет города...

— Власти Москвы и лично мэр Сергей Собянин способствуют созданию легальных рабочих мест посредством системного развития малого и среднего предпринимательства. Столица сильно опережает другие города страны по количеству технопарков и бизнес-инкубаторов. Став резидентами технопарков, те же средние и малые компании, занятые, к примеру, выпуском высокотехнологичной продукции, снижают свои расходы на инфраструктуру и создание производственных площадок, охрану. Если посмотреть статистику, то в Москве количество зарегистрированных предприятий, рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет с каждым годом только увеличивается.

— Будет ли корпорация способствовать принятию федеральных законов, облегчающих жизнь малым и средним предпринимателям?

— У нас есть право выступать с предложениями относительно совершенствования законодательства. Так, к примеру, корпорация совместно с Минэкономразвития и депутатами Госдумы внесла предложение, касающееся упорядочения работы региональных гарантийных организаций (РГО), которая сегодня, мягко говоря, не урегулирована. Сейчас этот законопроект готовится ко второму чтению в Госдуме.

— В чем суть ваших предложений?

— Бюджет РГО, предоставляющих субъектам малого и среднего бизнеса гарантии по кредитам, на 80% формируется за счет федерального бюджета, остальная часть — средства регионов. При этом государство фактически не управляет этими организациями, хотя направляет туда средства в виде субсидий. То есть деньги перечислялись независимо от того, хорошо или плохо работает та или иная РГО, дает она гарантии банкам по кредитам для малого и среднего бизнеса или нет. Предложения состоят в том, чтобы те региональные гарантийные организации, которые работают плохо и не взаимодействуют с предпринимателями и банками, кредитующими проекты малых и средних предпринимателей, были лишены федеральной субсидии. Сейчас мы выстроили трехуровневую модель гарантийной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

— Что она собой представляет?

— Первый уровень — это корпорация МСП, которая предоставляет гарантии средних и крупных размеров. Как правило, речь идет о гарантиях по кредитам, сумма которых превышает 100 млн руб. Заявки на получение гарантий по таким займам рассматриваются от трех до десяти дней. Плюс мы предоставляем поручительства по "Программе 6,5%", что стимулирует банки кредитовать проекты малых и средних предпринимателей. К началу июня уже выдано таких гарантий и поручительств примерно на 10 млрд руб., а до конца этого года планируем на 30 млрд руб. Размер гарантийного портфеля с 14,5 млрд руб. за полгода работы корпорации вырос до 27 млрд руб. Сейчас в работе находится заявок на сумму до 69 млрд руб.

Второй уровень — это МСП-банк, где корпорация с конца апреля 2016 года является единственным акционером. Банк предоставляет гарантии по проектам, стоимость которых варьируется от 15 млн до 50 млн руб. С начала этого года МСП-банк выдал гарантий на 1 млрд руб., в то время как по итогам 2016-го должно быть 12 млрд руб. Третий уровень — это 81 региональная гарантийная организация. Они выдают гарантии на сумму до 25 млн руб. Из запланированной на этот год общей суммы гарантий 23 млрд руб. все РГО совокупно выделили 9,6 млрд руб.

Всего же по трем направлениям до конца 2016 года планируется выделить гарантий на общую сумму 65 млрд руб. Анализ показывает, что при таком размере гарантийной поддержки объем кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства составит не менее 130 млрд руб.

— Вы упомянули "Программу 6,5%". Под такой процент малый и средний бизнес может получать кредиты в банках?

— В рамках этой программы Центробанк предоставляет уполномоченным банкам под поручительство нашей корпорации кредиты по ставке 6,5% годовых. В свою очередь, банки выдают займы конечным заемщикам по ставке 11% для субъектов малого предпринимательства и 10% — для среднего. Сумма кредитов варьируется от 50 млн до 1 млрд руб., эти средства должны быть направлены для приобретения основных средств, модернизации и реконструкции производства, запуска новых проектов, а также для пополнения оборотного капитала. В отношении одного заемщика совокупная сумма кредита по программе не может превышать 4 млрд. руб.

— Этой программой вправе воспользоваться все субъекты МСП без исключений?

— Пока только те, кто работает в приоритетных отраслях экономики. Например, это агробизнес, производство продуктов питания, транспорт, связь, высокие технологии, строительство, внутренний туризм. Сейчас в программе участвуют 22 крупнейших российских банка, включая Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Промсвязьбанк. В марте этого года было использовано более 90% средств лимита, установленного Банком России в размере 50 млрд руб. Тогда же совет директоров Центробанка решил увеличить до 75 млрд руб. лимит на предоставление кредитным организациям в рамках "Программы 6,5%".

— Легко ли сейчас субъектам МСП, выпускающим импортозамещающую продукцию, получить кредитование, учитывая, что помимо корпорации есть еще другие институты, например Фонд развития промышленности (ФРП)?

— Сейчас отрабатывается система финансирования субъектов МСП, которые выпускают импортозамещающую продукцию и ту, которая ориентирована на экспорт. Например, ФРП выдает кредиты на пять лет до 300 млн руб. на одну сделку под 5% годовых. Бесспорно, отличные условия. Но главное требование заключается в том, что фонд предоставляет 50% от необходимого объема финансирования. Не менее 15% должен внести акционер. Оставшиеся 35% придется брать по рыночной ставке. Такой кредит в высокотехнологичной сфере взять затруднительно. В этом случае представители МСП могут получить оставшуюся сумму в нашей корпорации по той же "Программе 6,5%". Кроме того, Российский фонд прямых инвестиций может входить в капитал средних компаний, занятых в несырьевом секторе, чья выручка составляет 0,5-2 млрд. руб. Фонд входит в капитал таких компаний (до 50%) и выходит через пять--семь лет. Таких же предпринимателей, выпускающих продукцию, ориентированную на экспорт, кредитует Российский экспортный центр. По этой же программе мы тесно взаимодействуем с Агентством стратегических инициатив. Так что у субъектов МСП сейчас достаточно широкий выбор инструментов финансирования инвестиционных проектов. Более того, вышеупомянутыми институтами развития принят регламент взаимодействия, и рассмотрение заявки не должно превышать 46 дней.

— Но как быть малым и средним предприятиям со сбытом продукции внутри страны, особенно сейчас, когда спрос сжат?

— У инфраструктурных монополий, АО с государственной долей участия от 50% плюс 1 акция спрос на продукцию достаточно высок.

— Госкомпании готовы закупать у малого и среднего бизнеса?

— Готовы. Но у них есть свои требования по адекватности качества и цены продукции плюс по срокам поставок. Правительством был определен перечень из 35 конкретных заказчиков, которые обязаны закупать продукцию у представителей малого и среднего бизнеса. С 22 крупнейшими заказчиками, включая "Роснефть", "Ростех", РЖД, "Росатом", "Ростелеком", "Россети", Уралвагонзавод, наша корпорация подписала соглашения о взаимодействии, активная работа по взаимодействию с крупными заказчиками продолжается.

— Вы можете привести какие-то цифры, чтобы оценить емкость рынка закупок продукции компаниями с госучастием у субъектов МСП?

— Сейчас крупнейшие заказчики закупают у субъектов МСП свыше 98 тыс. товарных позиций, объем закупок, по которым проводятся конкурсы, составляет около 520 млрд руб. К концу текущего года, по нашим прогнозам, эта сумма составит примерно 1 трлн руб. Общая сумма договоров, которые крупнейшие заказчики заключили с малыми и средними предпринимателями с января по апрель нынешнего года, составила 348,3 млрд руб. Сейчас средняя доля таких поставщиков в структуре закупок крупных госкомпаний превышает 26%, что в 2,6 раза превышает установленную правительством квоту. За закупками продукции у субъектов МСП серьезно следят Федеральная антимонопольная служба и Генпрокуратура.

— Не кажется ли вам странным присутствие Генпрокуратуры между двумя хозяйствующими субъектами — госкомпаниями и малыми и средними предпринимателями?

— Не кажется. Для обеспечения крупнейших заказчиков необходимой продукцией субъектам МСП нужно оборудование. Оно, как правило, покупается на кредиты или берется в лизинг. Для таких заемщиков в некоторых случаях кредиты бывают краткосрочными, скажем до трех месяцев. Представьте теперь: заказчик задержал оплату на длительный срок. В этом случае для предпринимателя стоимость заемных средств автоматически увеличивается, что подчас может привести к разорению компании. Контроль исполнения законодательства в сфере закупочной деятельности — прямая функция Генпрокуратуры.

— Для многих субъектов МСП сложно проходить сертификацию...

— Обязательная сертификация продукции, произведенной для крупнейших заказчиков, безусловно, нужна, но сейчас получение необходимого сертификата требует серьезных затрат, что для субъектов МСП не всегда по карману. Высокая стоимость процедуры подчас отсекает от участия в тендерах крупнейших компаний малый и средний бизнес. На наш взгляд, это (сертификация продукции.— "Ъ" ) непрофильный бизнес для крупнейших компаний, и притом что он необходим, по ценовым параметрам он должен быть регулируемым.

— Существует еще одна проблема — отсутствие точной информации о количестве реально работающих в стране малых и средних предприятий...

— Постепенно эта проблема решается. Было президентское поручение о создании единого реестра субъектов МСП. Кроме параметров численности работающих и объема выручки в заявительном порядке в него также будет включена номенклатура продукции, производимой малыми и средними предприятиями в формате, максимально совпадающем с требованиями крупнейших заказчиков. Исполнение данного поручения контролируется первым вице-премьером Игорем Шуваловым, главой Минфина Антоном Силуановым. Реализует эту задачу Федеральная налоговая служба. Помощь в этом нам оказывает и комитет по бюджету и налогам Госдумы, возглавляемый Андреем Макаровым.

— Последние социологические опросы показывают, что 60% россиян считают, что для экономики страны важно малое и среднее предпринимательство, которому доверяют больше, чем крупному бизнесу. Но при этом большая часть опрошенных не готова заниматься бизнесом. Как думаете, связано ли это с опасениями граждан, что государство в любой момент может поменять свое отношение к субъектам МСП?

— Так не считаю. Многие наши сограждане недоинформированы. Знаете ли вы, например, какие бизнесы надо развивать в том районы Москвы, где живете? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы запускаем бизнес-навигатор МСП. Этот ресурс дает предпринимателям понимание, где и какой вид бизнеса можно развивать. Вы выбираете город, район, улицу и на интерактивной карте видите потенциальное место расположения бизнеса с подсчетами возможного потока клиентов, примерной ежемесячной выручкой.

Плюс там же возможно найти информацию о конкурентной среде. Более того, навигатор покажет следующую информацию: есть ли в конкретно взятом районе помещения, находящиеся в федеральной, региональной или муниципальной собственности (это позволяет арендовать такие площади по льготной стоимости), можно ли получить кредит для открытия своего дела и какая существует гарантийная поддержка со стороны нашей корпорации, МСП-банка или региональной гарантийной организации. Важным вопросом является стоимость присоединения к инфраструктуре (электричеству, газу, воде, теплу). В создании этой части бизнес-навигатора нам оказывают поддержку помощник президента Андрей Белоусов и начальник экспертного управления президента Владимир Симоненко.

— Навигатор предоставляет информацию только по крупным городам?

— Первый этап, который стартует в ближайшие дни, охватывает 76 городов с населением более 250 тыс. человек. Второй этап, планируемый срок его реализации — конец текущего года, охватывает 169 городов с населением более 100 тыс. человек. Дальнейшая финансовая поддержка и совершенствование бизнес-навигатора по этим городам, а в них сосредоточено примерно 60% МСП по численности, дающих 80% доходов, будут осуществляться корпорацией. Параллельно регионам будет передан стандарт, который они смогут тиражировать на муниципальном уровне.

Интервью взял Халиль Аминов


Корпорация МСП

Досье

Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (АО "Корпорация МСП") создана на базе Агентства кредитных гарантий в соответствии с указом президента РФ "О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства" от 5 июня 2015 года. Единственным учредителем и акционером является Росимущество. Уставный капитал корпорации — 50 млрд руб. Среди основных целей — оказание поддержки малому и среднему бизнесу, привлечение для этого денежных средств, расширение для таких предприятий доступа к закупкам некоторых заказчиков, сопровождение инвестиционных проектов. Приоритетными направлениями для гарантийной поддержки являются сельское хозяйство, строительство, обрабатывающее производство, транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также импортозамещающей продукции. Сейчас в работе находится заявок на сумму до 69 млрд руб. До конца 2016 года планируется выделить гарантий на сумму 65 млрд руб. С апреля 2016 года корпорации принадлежат 100% АО "МСП-банк" (предоставляет гарантии по проектам стоимостью до 50 млн руб.).

Браверман Александр Арнольдович

Личное дело

Родился 1 мая 1954 года в Харькове (Украина). В 1981 году окончил Харьковский инженерно-экономический институт, затем аспирантуру Московского института тонкой химической технологии (МИТХТ). Работал на Московском кабельном заводе, преподавал в МИТХТ. В 1995-1997 годах — президент Российской ассоциации маркетинга, председатель научно-консультационного совета Госкомимущества. C 1996 года — член коллегии Госкомимущества, член правления РФФИ. В 1997-1999 годах — первый заместитель главы Госкомимущества, затем Мингосимущества. В январе--марте 1999 года исполнял обязанности министра. С 2000 года — первый заместитель министра имущественных отношений, статс-секретарь. В 2004 году стал советником министра экономического развития и торговли Германа Грефа. В 2006 году возглавил комиссию по развитию рынка доступного жилья при Совете при президенте по реализации приоритетных национальных проектов. В августе 2008 года назначен гендиректором Фонда РЖС. С октября 2015 года — глава Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.

К осени в России должно быть создано Агентство жилищного развития, куда войдет Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства (РЖС) и Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Гендиректор фонда АЛЕКСАНДР БРАВЕРМАН рассказал "Ъ", как кризис подтолкнул власти слить две структуры, и за счет чего в сентябре-октябре стабилизируется спрос на жилье.

— Зачем понадобилось объединять Фонд РЖС и АИЖК в одну структуру?

Этот вопрос назрел давно, кризисные явления в экономике ускорили процесс. У фонда есть земельный ресурс, но нет достаточных средств для подготовки необходимого количества участков инженерными сетями и всей необходимой инфраструктурой. У АИЖК, с которым мы с самого начала работаем в тесной связке, напротив, есть финансовые ресурсы. Это стало одной из главных причин создания нового института развития в жилищной сфере. По сути, слияние должно дать синергетический эффект: новый институт развития, с одной стороны, займется подготовкой к застройке государственных земель, с другой — будет формировать ипотечные программы для стимулирования спроса. Возможно, что до конца текущей сессии депутаты Госдумы утвердят закон об объединении Фонда РЖС и АИЖК.

— Как именно кризис отразился на Фонде РЖС?

Несмотря на непростую конъюнктуру, фонд не является получателем средств из федерального бюджета. Все средства получаем от продажи участков, находящихся в федеральной собственности. Фонд все время своего существования (создан в 2008 году.— "Ъ") большую часть выручки направлял на выплату налогов и инфраструктуру. По данным Счетной палаты, которая регулярно нас проверяет, в 2010-2011 годах мы направили 41% выручки, который в те периоды составлял 4,54 млрд руб., на уплату налогов и обязательных выплат. Последние несколько лет на налоговые выплаты приходится примерно 52% всех денежных поступлений фонда. Кстати, Счетная палата не зафиксировала какие-либо финансовые нарушения в работе фонда.

При этом мы должны продавать подготовленную к застройке землю, что требует прямых затрат на инженерные сети и социальную инфраструктуру. Так, всего фондом принято решений по обеспечению земельных участков инженерной инфраструктурой на сумму 4,66 млрд руб., что позволит обеспечить сетями свыше 80 участков, где предполагается строительство более 4 млн кв. м жилья. Из этой суммы фонд уже профинансировал 2,34 млрд руб. в виде платы за подключение этих земельных участков к сетям. Более того, относительно недавние законодательные поправки возложили на наш фонд обязанность вовлекать в оборот земли, государственная собственность на которые не разграничена. Это тоже существенные затраты. Но сейчас в силу кризисных явлений в экономике земля перестала нести свою адекватную стоимость.

— Какая в вашем случае адекватная стоимость земли?

Ровно такая, какую дает оценщик. Сейчас для нас проблема — сложившаяся модель поведения застройщика. Построив первую очередь жилого комплекса, он не может распродать все квартиры, поэтому не начинает строить вторую фазу. Более того, некоторые девелоперы пытаются средства, вырученные от продажи жилья, перевести в иные сферы бизнеса, либо положить на депозит в банк, зарабатывая какие-то проценты, либо использовать другие инструменты инвестирования.

Другая категория застройщиков сейчас вкладывает свободные средства в покупку зачастую дисконтированных участков. Они пополняют свой земельный банк с прицелом на будущее. На таких операциях они могут в будущем подзаработать. Но по условиям нашего фонда девелопер, получивший наш участок на аукционе, должен застроить его в четко оговоренные аукционной документацией сроки и в оговоренных объемах. Поэтому сейчас спрос на наши участки (даже с учетом того, что мы помогаем с подключением к сетям) не такой высокий. По нашим прогнозам, по итогам этого года спрос на площадки со стороны девелоперов увеличится всего на 6-8%.

— Но известны примеры, когда застройщиков не устраивает стартовая цена на некоторые площадки, выставляемые фондом. Почему вы не дисконтируете стоимость этих активов до адекватного уровня, если есть спрос?

По закону начальная цена земельных лотов определяется независимым оценщиком. В этой ситуации у нас нет возможности сделать ни шаг влево, ни шаг вправо. В начале июня мы собирали оценщиков и проводили совещание, где вырабатывались консолидированные рекомендации.

Например, мы изучаем возможность устанавливать стартовую цену на участки с учетом нижней и верхней границы стоимости, чего раньше не было. Также предлагается при определении цены продажи построенного жилья учитывать текущие рыночные предложения по скидкам и ипотечным продуктам. Это даст возможность гибче подходить к ценообразованию, что будет удобно и застройщику. Другая рекомендация — увеличить сроки экспозиции площадок. Скажем, от объявления земельного аукциона до его проведения мы устанавливали минимальный срок — месяц. Но за этот срок в текущей экономической ситуации девелоперы не успевают изучить все возможные варианты застройки участка и получить кредит.

— Повлияли ли курсовые колебания на рост себестоимости строительства?

Застройщики вынуждены были задуматься об импортозамещении отдельных материалов и оборудования. Это, конечно, повлияло на снижение себестоимости. Но изменение курса рубля, бесспорно, сказалось на контрактах, номинированных в валюте. С этой точки зрения на строительный комплекс оказано негативное влияние. Но большая часть стройматериалов производится внутри страны, поэтому никакого существенного повышения себестоимости не наблюдается. Более того, конкуренция, которая возникла из-за текущей ситуации на рынке, только способствует снижению себестоимости.

— Но курсовые колебания привели к снижению потребительского спроса.

Да, в целом по стране спрос упал в среднем на 20-25% — это то, с чем мы столкнулись. Но я думаю, что острая фаза кризиса пройдена и рынок восстанавливается. Потому что удалось сохранить ставки по ипотечному кредитованию на уровне 12% за счет субсидий государства. Понятно, что рынок не может одномоментно выйти из сложившейся ситуации.

— По вашим прогнозам, сколько для этого потребуется времени?

Возможно, к осени выйдем на устойчивые параметры спроса.

— Это произойдет, когда ипотека станет доступной для большого числа покупателей...

После того как власти приняли решение субсидировать ставки по ипотечным кредитам, их стоимость составила около 12% годовых, что в некоторых регионах ниже, чем до начала кризисных явлений в экономике в прошлом году. В ближайшие три года спрос на жилье прогнозируется на уровне 163 млн кв. м, из которых 130 млн кв. м — квартиры экономкласса.

— Все эти годы Фонд РЖС работал с иностранными компаниями — потенциальными участниками ваших земельных аукционов. Повлияла ли политическая нестабильность на их решение инвестировать в российскую недвижимость?

К сожалению, активность иностранных инвесторов на российском земельном рынке уменьшилась. Но это если мы говорим о строительстве жилья. Если российские девелоперы не особо хотят запускать новые стройки при отсутствии серьезного спроса на жилье на первичном рынке, что говорить о западных компаниях. С другой стороны, те иностранные инвесторы, которым нужны в России площадки под развитие торговых сетей или предприятий общественного питания, напротив, продолжают активные поиски.

В последнее время наблюдается интерес зарубежных компаний к участкам, где возможно строительство предприятий по производству стройматериалов, которые нужны не только для строительства квартир, но и для других секторов, где влияние кризиса оказалось незначительным. Понятно, что в текущей ситуации поменялись иностранные интересанты — если раньше большая часть компаний, рассматривающих наши участки, были из Европы, то сейчас из Турции и Китая.

— Фонд РЖС выделял участки не только под строительство жилья, но и под предприятия по производству стройматериалов и создание отдельных кластеров. Сохранится ли при новой структуре такая практика?

Безусловно. Более того, у нас есть подобные проекты, находящиеся на стадии проработки. Например, в Пушкине, входящем в Санкт-Петербург, предполагается создание агропромышленного парка, который должен решить вопрос с импортозамещением сельхозпродукции. В этом году планируется выставить на аукцион 360 га под будущий агропарк. Концепция его создания сейчас разрабатывается, после чего документ должна будет утвердить администрация региона. По сути, на наших площадках создаются кластеры, где открытие новых производственных мощностей синхронизируется со строительством жилья для работников.

— В прошлый кризис перед властями остро встал вопрос с моногородами, созданными еще в советское время. Не породят ли ваши кластеры в будущем такие же моногорода, где у населения минимальный выбор трудоустройства при максимальных рисках потерять работу?

При создании наших кластеров применяется совершенно другой подход. На наших участках не строится один большой завод, обеспечивающий работой все население в округе. В кластерах будет отраслевая диверсификация: такие производственные линии можно в случае кризиса перепрофилировать. Например, в Новосибирской области на землях Фонда РЖС созданы два предприятия — по производству конструкций из автоклавного газобетона и извести. Плюс там же в различной стадии реализации находятся сразу четыре проекта по созданию производств сухих строительных смесей и утеплителей из каменной ваты. Все эти материалы применяются при малоэтажном строительстве. При этом в радиусе логистической доступности от нового кластера Фонд РЖС выделил на аукционах застройщикам почти 870 га, где строится в общей сложности 2,9 млн кв. м. Еще 362 га планируется выставить на торги. То есть объемы нового строительства позволяют загрузить новые мощности по производству стройматериалов. К тому же кластеры — это не всегда моногорода, к которым мы привыкли. Так, в Димитровграде Ульяновской области создается ядерный инновационный кластер: в этом городе мы предоставили 76 га на аукционе, где застройщик должен реализовать жилье по фиксированной цене, в том числе для работников, участвующих в создании нового научного центра.

— Изначально была информация, что в новое агентство войдет и Федеральный фонд содействия реформированию ЖКХ. Почему теперь эта структура выпала из создаваемой конструкции?

Могу предположить, что это связано с тем, что у фонда есть срок существования: по закону он должен быть расформирован с 1 января 2018 года.

— Не связано ли слияние Фонда РЖС и АИЖК с необходимостью подтолкнуть реализацию госпрограммы "Жилье для российской семьи", которая может так же забуксовать, как ранее принимавшиеся аналогичные целевые программы?

Госпрограмма уже заработала. Регионы стали отбирать застройщиков по правилам программы, то есть с обязательством компаний строить жилье по фиксированным ценам. В рамках госпрограммы наш фонд предоставил девелоперам участки, где возможно построить около 1 млн кв. м. Регионы также стали выделять участки. Это уже привело к изменению некоторых локальных рынков, произошло определенное насыщение рынка. В таких регионах проблема возникала с дефицитом участков, подготовленных к застройке.

Например, в Тюмени, где на 98 га, предоставленных Фондом РЖС, строится сразу четыре микрорайона на 955 тыс. кв. м жилья, из них 820 тыс. кв. м уже введены в эксплуатацию. В Приморском крае на землях фонда реализуется 12 проектов: мы выделили в регионе более 750 га, где общая площадь проектируемого и строящегося жилья составляет 1,83 млн кв. м, из которых 1,42 млн кв. м — это экономкласс. Кроме того, сейчас готовим аукционы по предоставлению свыше 1,17 тыс. га в Волгоградской, Курской, Пензенской, Ростовской областях под строительство жилья экономкласса в рамках госпрограммы.

— Создавая Агентство жилищного развития, власти консолидируют в одних руках сразу три ресурса — финансы, земельные участки и источники подключения к инженерным сетям. Получается, государство монополизирует строительный рынок?

У меня встречный вопрос. Зачем это государству?

— Это рынок, где вращаются огромные деньги. Например, последние три года объем всех строительных работ по стране, по подсчетам Росстата, близок к 6 трлн руб.

Но любая стройка — это не только объемы выручки и прибыли, но и обязательства перед соинвесторами, если речь идет о строительстве жилья. Что касается создаваемого агентства, то оно не будет заниматься стройкой, а продолжит создавать условия для того, чтобы девелопер с минимальными издержками мог строить жилье на принадлежащих государству землях,— собственно, этим нашим фонд и занимался. Более того, сейчас на земельном рынке сформирована конкурентная среда: не только наш фонд предлагает застройщикам участки (а впоследствии это будет создаваемая новая структура), но и региональные власти. Банки также распродают площадки под застройку, доставшиеся им по дефолтным кредитам. Какая же это монополия?

Другое дело, что скорость реализации проектов на наших площадках вдвое выше, чем по другим участкам. Прежде всего из-за того, что мы обеспечиваем подключение к инженерным сетям. Например, средний срок реализации проектов от даты подписания договора аренды до ввода в эксплуатацию первой очереди застройки на участках, предоставленных Фондом РЖС, составляет 2,6 года, в то время как на других площадках — почти пять лет. Такая ситуация, наоборот, должна подстегнуть к конкуренции, так как в нашей стране есть и частные собственники земли, и даже крупные ленд-девелоперы, которым никто не мешает "упаковывать" свои участки инфраструктурой так, чтобы это было интересно потенциальным покупателям. Если государству было бы нужно, то власти давно бы подмяли под себя рынок жилья. Это можно было сделать еще при создании нашего фонда. Достаточно было наделить Фонд РЖС функциями инвестора-застройщика.

— Новое агентство еще не создано, но уже известно, что его возглавит Александр Плутник — бывший помощник вице-премьера Игоря Шувалова, экс-заместитель главы Минстроя, а сейчас гендиректор АИЖК. Почему именно господин Плутник рассматривается на новую должность, а не вы?

В новом институте развития, создаваемом на базе АИЖК и нашего фонда, будет доминировать финансовая составляющая. То есть в нынешних условиях ключевым фактором является не участок под застройку сам по себе (даже если он обеспечен всей необходимой инфраструктурой), а стимулирование спроса, за которым последует предложение. Я не являюсь специалистом в ипотечных ценных бумагах и в ипотечном кредитовании, поэтому не смогу давать квалифицированные указания на этот счет.

Кроме того, Александр (Плутник.— "Ъ") знает, как структурируется работа Фонда РЖС. Он работал с президентской комиссией по развитию рынка доступного жилья, которая в том числе вырабатывала предложения по созданию Фонда РЖС. А в последний год в качестве заместителя министра погрузился в работу АИЖК.

— Останетесь ли вы в новой структуре?

— Насколько достоверна информация, что вы можете возглавить новое агентство по содействию малому и среднему бизнесу?

Я не занимаюсь самоназначениями. Насколько я знаю, пока такого агентства нет. Сейчас при Минэкономики собрана группа экспертов, которая должна выработать механизмы поддержки малого и среднего бизнеса. Я являюсь рядовым членом этой группы. По мнению экспертов, если проблему с развитием малого и среднего бизнеса не решить в остаток нынешнего политического цикла, то перспективы российской экономики могут быть не самые лучшие. Например, в строительной отрасли, по разным оценкам, на долю малого и среднего бизнеса приходится 90% работ. Малому и среднему предпринимательству в этой отрасли по-прежнему не созданы оптимальные условия для работы.

— Какие это могут быть льготы?

Например, нужно допустить небольших застройщиков к подрядам, распределяемым по госзаказу, при этом в безусловном порядке должны быть обеспечены качество и безопасность строительства; сделать для небольших компаний доступным заемное финансирование. Должно быть "одно окно" поддержки таких предпринимателей. По большому счету это даже не совсем льготы, а инструменты, которые давно действуют в других странах.

— Александр Арнольдович, в этом году в рамках конгресса «Иннопрактика» широко обсуждаются вопросы коммуникации как важного фактора продуктивного сотрудничества людей и развития бизнеса. Как вы оцениваете значение мероприятия в данном контексте, в том числе для малого и среднего предпринимательства?

— С точки зрения малого и среднего предпринимательства коммуникация является одним из основных факторов развития. Мы рассматриваем её на разных уровнях: традиционном вербальном, на основе онлайн связей, а также на базе искусственного интеллекта в будущем. Поскольку МСП — это наиболее гибкая и быстро адаптируемая форма бизнеса, в этом смысле коммуникация в дальнейшем будет играть всё более важную роль.

— Насколько необходима кооперация между крупным, средним и малым бизнесом для более эффективного развития инноваций в России?

— Во всём мире малый и средний бизнес всегда встроен в цепочки поставщиков крупных компаний. Большие предприятия выпускают определённые товары, и чтобы обеспечить качество конечной продукции, нужно следовать определённым стандартам. Это, в свою очередь, рождает необходимость внедрения или создания дополнительных компетенций — технологических, управленческих, коммуникационных, связанных с техникой безопасности и других. Именно поэтому крупные компании сегодня очень заинтересованы во встраивании малого и среднего бизнеса в цепочки своих поставщиков и активно инвестируют в МСП. Этот процесс сегодня происходит и в России, причём самыми быстрыми темпами.

— Насколько малые и средние предприятия вовлечены сегодня именно в инновационное развитие российской экономики?

— МСП являются поставщиками инноваций для крупных компаний. Определяющую роль в данном ключе играет скорость реакции малого и среднего бизнеса на появление технологических новинок.

Если большая компания хочет самостоятельно внедрить инновационное решение, этот процесс должен пройти через так называемую вертикаль — состоять из нескольких этапов. В МСП такая вертикаль либо отсутствует, либо максимально упрощена. Поэтому новые решения крупным компаниям поставляют именно малые и средние предприятия.

Отмечу, что МСП даёт сегодня более 23% ВВП, но этого явно недостаточно. Президентом поставлена задача к 2024 году приблизиться к уровню 40% и вовлечь в этот сектор ещё 5,8 млн занятых. Таким образом, в этой отрасли удастся трудоустроить порядка 25 млн граждан.

— Основное направление работы Корпорации МСП — это поддержка малого и среднего предпринимательства. Можете ли вы подвести итоги 2018 года? Какие основные достижения можно выделить?

— Хотел бы отметить, что по состоянию на 2018 год у нас открыты два принципиально новых рынка, которых ранее в России либо не было, либо они носили микроскопический характер. Во-первых, речь идёт о поставках малыми и средними предприятиями крупному бизнесу своей продукции, товаров, работ и услуг. Если в начале деятельности Корпорации МСП в 2015 году объём рынка составлял 64,7 млрд рублей, или примерно $1 млрд, то к концу года он вырос до $2 млрд и на сегодняшний день составляет почти 3 трлн рублей, или $47—48 млрд. Мы уже приближаемся к этой цифре. Таким образом, рынок реально вырос более чем в 30 раз.

Кроме того, расширился и ассортимент продукции, которую сейчас поставляют малые и средние предприятия. Если в 2015 году мы говорили о 8,4 тыс. позиций, то на сегодняшний день показатель увеличился до 360 тыс., причём сюда входят не только простые товары, но и высокотехнологичная продукция.

  • Александр Браверман о работе сервиса «Бизнес-навигатор МСП»

Во-вторых, растёт рынок, который развивается в сфере цифровизации. Я сейчас говорю о нашем «Бизнес-навигаторе МСП». Данный сервис по оказанию услуг малому и среднему бизнесу не имеет аналогов в мире. Мы поработали со всеми нашими торговыми представительствами за рубежом, посмотрели рынки подобных интеграторов и увидели, что аналогов нет.

Этот продукт позволяет предпринимателю определить свою рыночную нишу, ёмкость рынка, потенциальных потребителей, конкурентов, виды поддержки, а также рассчитать бизнес-план и получить кредит по сниженной ставке в одном из 46 аккредитованных при Корпорации МСП банках. Это могут быть как банки с доминирующим государственным участием, так и опорные региональные кредитные организации.

— В октябре Корпорация МСП подписала соглашение о сотрудничестве с итальянским фондом M ikro K apital S arl . Какая работа предполагается в рамках данного партнёрства?

— Mikro Kapital Sarl имеет определённый денежный вес и желание инвестировать в российскую экономику. В компании видят достаточно быстрый рост в отдельных секторах российской экономики и городах страны. Нахождение таких точек инвестирования для получения максимальной прибыли при минимизации рисков и является целью фонда.

  • Александр Браверман о сотрудничестве Корпорации МСП с итальянским фондом Mikro Kapital Sarl

Компания консолидировала у себя определённые финансовые ресурсы, чтобы создать так называемое плечо (соотношение заёмного и собственного капитала), прийти с его помощью в Россию и, имея свой собственный вклад в проекты РФ, уже получить на льготных условиях деньги в российских банках. Тем более что законодательное ограничение на 49%-ное участие иностранного капитала в МСП с августа было снято.

— С какими ещё зарубежными структурами планируется развивать сотрудничество?

— У нас очень тесное взаимодействие на евразийском пространстве: Беларусь, Армения, Казахстан, Азербайджан. С этими странами у нас подписаны соглашения, составлены «дорожные карты», и сейчас уже идёт реализация совместных проектов. Если брать дальнее зарубежье, то это в большей степени Германия и Франция.

Спасатели малого бизнеса имеют оклады в пять раз большие средних в сфере финансовой деятельности

Средняя зарплата сотрудников Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (АО «Корпорация МСП»; до июля называлась «Агентство кредитных гарантий») составила 288 тыс. рублей. Это следует из отчета Счетной палаты о промежуточных результатах работы агентства за первое полугодие 2015 года. Средняя зарплата компаний в сфере финансовой деятельности в 2014 году составила 68,6 тыс. рублей, то есть почти в пять раз меньше, чем в госкомпании.

Агентство кредитных гарантий (АКГ) создано по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева в мае 2014 года для поддержки малого и среднего бизнеса через выдачу госгарантий по банковским кредитам. В капитал агентства вложено 50 млрд рублей. Главой созданной компании была назначена Галина Изотова, которая на тот момент являлась заместителем полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича. До этого Изотова была первым заместителем председателя комитета Госдумы по региональной политике. 2 октября 2015 года главой компании назначен Александр Браверман — бывший гендиректор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (c августа 2008 года).

Согласно отчету Счетной палаты, с которым ознакомились СМИ, расходы на содержание агентства в первом полугодии 2015 года составили 237,4 млн рублей. Наибольший объем использованных средств — 121,1 млн рублей, или 51% от общей суммы текущих расходов — составили затраты на оплату труда. В материалах аудиторов отмечается, что фактическая численность персонала на 1 июля 2015 года достигала 70 человек. Таким образом, средняя зарплата сотрудников компании к июлю составила 288 тыс. рублей в месяц.

Еще 29,4 млн рублей направлено на уплату страховых взносов за работников компании в государственные внебюджетные фонды — в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд России, в фонды обязательного медицинского страхования. В дополнение к этому агентством обеспечено добровольное медстрахование сотрудников и страхование жизни — расходы на эти цели в первом полугодии составили 650 тыс. рублей. 77,5 млн рублей направлено на административно-хозяйственные расходы, которые включают, в частности, содержание оргтехники, средства мобильной связи, помещений и служебного автотранспорта, затраты на служебные разъезды и командировки и пр.

Расходы на обеспечение деятельности АКГ (функционирование платежной, операционной, информационно-аналитической систем и пр.) составили 8,7 млн рублей. С момента основания по 1 июля 2015 года из выделенных АКГ 50 млрд рублей выданы 1644 гарантии малому и среднему бизнесу в объеме 8 млрд рублей (из них на сельское хозяйство предоставлено гарантий на сумму 2 млрд рублей). Из них на первое полугодие пришлось 6,6 млрд рублей, это лишь 10,5% от итогового планового показателя (63 млрд рублей; показатель установлен в Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года — утверждена Минэкономразвития ). Результативность работы агентства аудиторы оценили как «невысокую». Доходы АКГ от предоставления гарантий бизнесу составили в январе-июне 63,9 млн рублей.

На 1 июля 2015 года размер собственного капитала АКГ составил 54,6 млрд рублей — временно свободные денежные средства агентства размещены на банковских депозитах (на 1 июля 2015 года это 41,4 млрд рублей) и вложены в облигации федерального займа (12,8 млрд рублей). Доход по депозитам к 1 июля составил 3 млрд рублей, купонный доход по облигациям — 546,8 млн рублей, причем максимальная доходность, в частности, по облигациям составила в районе 9% годовых, а годовой уровень инфляции в июне 2015 года составил 15,3%, говорится в отчете аудиторов. Таким образом, отмечают они, «консервативная политика формирования портфеля ОФЗ не позволяет агентству оперативно реагировать на изменения на финансовых и фондовых рынках, что создает риски инфляционного обесценения вложенных средств».

Между тем только за последний месяц — уже с приходом Александра Бравермана — «Корпорация МСП» разместила семь тендеров: среди прочих заказ на 15,9 млн рублей предполагает приобретение для нужд компании десяти автомобилей с кузовом седан. Согласно документации закупок, в одном из этих автомобилей сиденья должны быть с тканевой обивкой, тогда как в девяти остальных — с кожаной обивкой и с отделкой салона вставками под дерево. Другой тендер на 13 млн рублей предполагает поставку электронно-вычислительной техники, еще порядка 3 млн рублей потратят на сайт организации.

Директор по персоналу аутсорсинговой компании «Интеркомп» Екатерина Овчинник привела данные Росстата, по которым среднемесячная номинальная зарплата работников в целом по экономике России в I квартале 2015 года составила 31,6 тыс. рублей, во II квартале — 34,7 тыс., в III квартале — 33 тыс. рублей.

— При этом в сентябре 2015 года, — напомнила Овчинник, — Россия впервые по размеру средней зарплаты граждан пропустила вперед Китай. Таким образом, Россию по этому показателю обогнала страна, экономический успех которой основывается на крайне дешевой рабочей силе. Средняя зарплата компаний в финансовой сфере выше, чем в целом по стране, — в 2014 году показатель составил 68,6 тыс. рублей.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал подчеркнул, что «Корпорация МСП» — «очень компактная по меркам государственных компаний структура, поэтому в ней высок процент управленческого персонала».

— При этом преимущественно речь идет о специалистах финансового рынка, компенсации которым на рынке являются одними из самых высоких, — говорит Сигал. — Но возможности для оптимизации с учетом сложной ситуации в экономике, безусловно, есть. К тому же работу корпорации вряд ли можно назвать успешной. Малый и средний бизнес очень сильно нуждается в поддержке, а объем средств для поддержки использован менее чем на 10%. При этом эффективность управления остатками свободных средств также вызывает очень много вопросов. Поэтому необходима и более активная работа с бизнесом, и повышение эффективности вложений свободных средств, для того чтобы обезопасить их от обесценивания.

В пресс-службе «Корпорации МСП» не смогли оперативно ответить на вопросы «Известий». Источник в организации подчеркнул, что организация крайне рачительно обращается со своими ресурсами.

— Внутренние правила корпорации основаны на строгой экономии. В частности, все сотрудники корпорации при направлении в служебные командировки, вне зависимости от занимаемой должности, совершают полеты только в экономклассе, — заявил собеседник.

Спасатели малого бизнеса имеют оклады в пять раз большие средних в сфере финансовой деятельности

Средняя зарплата сотрудников Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства (АО «Корпорация МСП»; до июля называлась «Агентство кредитных гарантий») составила 288 тыс. рублей. Это следует из отчета Счетной палаты о промежуточных результатах работы агентства за первое полугодие 2015 года. Средняя зарплата компаний в сфере финансовой деятельности в 2014 году составила 68,6 тыс. рублей, то есть почти в пять раз меньше, чем в госкомпании.

Агентство кредитных гарантий (АКГ) создано по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева в мае 2014 года для поддержки малого и среднего бизнеса через выдачу госгарантий по банковским кредитам. В капитал агентства вложено 50 млрд рублей. Главой созданной компании была назначена Галина Изотова, которая на тот момент являлась заместителем полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе Михаила Бабича. До этого Изотова была первым заместителем председателя комитета Госдумы по региональной политике. 2 октября 2015 года главой компании назначен Александр Браверман — бывший гендиректор Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (c августа 2008 года).

Согласно отчету Счетной палаты, с которым ознакомились СМИ, расходы на содержание агентства в первом полугодии 2015 года составили 237,4 млн рублей. Наибольший объем использованных средств — 121,1 млн рублей, или 51% от общей суммы текущих расходов — составили затраты на оплату труда. В материалах аудиторов отмечается, что фактическая численность персонала на 1 июля 2015 года достигала 70 человек. Таким образом, средняя зарплата сотрудников компании к июлю составила 288 тыс. рублей в месяц.

Еще 29,4 млн рублей направлено на уплату страховых взносов за работников компании в государственные внебюджетные фонды — в Фонд социального страхования, в Пенсионный фонд России, в фонды обязательного медицинского страхования. В дополнение к этому агентством обеспечено добровольное медстрахование сотрудников и страхование жизни — расходы на эти цели в первом полугодии составили 650 тыс. рублей. 77,5 млн рублей направлено на административно-хозяйственные расходы, которые включают, в частности, содержание оргтехники, средства мобильной связи, помещений и служебного автотранспорта, затраты на служебные разъезды и командировки и пр.

Расходы на обеспечение деятельности АКГ (функционирование платежной, операционной, информационно-аналитической систем и пр.) составили 8,7 млн рублей. С момента основания по 1 июля 2015 года из выделенных АКГ 50 млрд рублей выданы 1644 гарантии малому и среднему бизнесу в объеме 8 млрд рублей (из них на сельское хозяйство предоставлено гарантий на сумму 2 млрд рублей). Из них на первое полугодие пришлось 6,6 млрд рублей, это лишь 10,5% от итогового планового показателя (63 млрд рублей; показатель установлен в Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года — утверждена Минэкономразвития ). Результативность работы агентства аудиторы оценили как «невысокую». Доходы АКГ от предоставления гарантий бизнесу составили в январе-июне 63,9 млн рублей.

На 1 июля 2015 года размер собственного капитала АКГ составил 54,6 млрд рублей — временно свободные денежные средства агентства размещены на банковских депозитах (на 1 июля 2015 года это 41,4 млрд рублей) и вложены в облигации федерального займа (12,8 млрд рублей). Доход по депозитам к 1 июля составил 3 млрд рублей, купонный доход по облигациям — 546,8 млн рублей, причем максимальная доходность, в частности, по облигациям составила в районе 9% годовых, а годовой уровень инфляции в июне 2015 года составил 15,3%, говорится в отчете аудиторов. Таким образом, отмечают они, «консервативная политика формирования портфеля ОФЗ не позволяет агентству оперативно реагировать на изменения на финансовых и фондовых рынках, что создает риски инфляционного обесценения вложенных средств».

Между тем только за последний месяц — уже с приходом Александра Бравермана — «Корпорация МСП» разместила семь тендеров: среди прочих заказ на 15,9 млн рублей предполагает приобретение для нужд компании десяти автомобилей с кузовом седан. Согласно документации закупок, в одном из этих автомобилей сиденья должны быть с тканевой обивкой, тогда как в девяти остальных — с кожаной обивкой и с отделкой салона вставками под дерево. Другой тендер на 13 млн рублей предполагает поставку электронно-вычислительной техники, еще порядка 3 млн рублей потратят на сайт организации.

Директор по персоналу аутсорсинговой компании «Интеркомп» Екатерина Овчинник привела данные Росстата, по которым среднемесячная номинальная зарплата работников в целом по экономике России в I квартале 2015 года составила 31,6 тыс. рублей, во II квартале — 34,7 тыс., в III квартале — 33 тыс. рублей.

— При этом в сентябре 2015 года, — напомнила Овчинник, — Россия впервые по размеру средней зарплаты граждан пропустила вперед Китай. Таким образом, Россию по этому показателю обогнала страна, экономический успех которой основывается на крайне дешевой рабочей силе. Средняя зарплата компаний в финансовой сфере выше, чем в целом по стране, — в 2014 году показатель составил 68,6 тыс. рублей.

Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал подчеркнул, что «Корпорация МСП» — «очень компактная по меркам государственных компаний структура, поэтому в ней высок процент управленческого персонала».

— При этом преимущественно речь идет о специалистах финансового рынка, компенсации которым на рынке являются одними из самых высоких, — говорит Сигал. — Но возможности для оптимизации с учетом сложной ситуации в экономике, безусловно, есть. К тому же работу корпорации вряд ли можно назвать успешной. Малый и средний бизнес очень сильно нуждается в поддержке, а объем средств для поддержки использован менее чем на 10%. При этом эффективность управления остатками свободных средств также вызывает очень много вопросов. Поэтому необходима и более активная работа с бизнесом, и повышение эффективности вложений свободных средств, для того чтобы обезопасить их от обесценивания.

В пресс-службе «Корпорации МСП» не смогли оперативно ответить на вопросы «Известий». Источник в организации подчеркнул, что организация крайне рачительно обращается со своими ресурсами.

— Внутренние правила корпорации основаны на строгой экономии. В частности, все сотрудники корпорации при направлении в служебные командировки, вне зависимости от занимаемой должности, совершают полеты только в экономклассе, — заявил собеседник.