Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

» » Можно ли преодолеть себя? Как написать сочинение на тему: Можно ли преодолеть самого себя? Проблема выбора профессии

Можно ли преодолеть себя? Как написать сочинение на тему: Можно ли преодолеть самого себя? Проблема выбора профессии

Каждый человек, на протяжении своего жизненного пути встречается с определенными трудностями. Иногда, для преодоления некоторых подобных преград требуется не просто приложить физические или умственные усилия, но необходимо побороть свои внутренние слабости, страхи и недостатки, буквально изменив этими действиями свою личность. Многие люди, видя перед собой серьезные препятствия (с которыми, как им кажется, они не в состоянии справится), задумываются: Я, хоть и не стою лицом к лицу с какой-либо сверхсложной ситуацией, все-таки попытаюсь найти

Ответ на этот вопрос.

Для начала, давайте подробнее разберемся, что такое самопреодоление.

В моем видении, это способность одерживать верх над собой; превозмогать, пересиливать, перебарывать самого себя; справляться собственными силами с вызовами жизни, испытаниями и трудностями, в результате становясь более мудрым и духовно совершенным. По моему мнению, любой человек способен преодолеть себя. Для доказательства верности моей точки зрения, я хочу привести пример из романа Бойцовский клуб американского писателя Чака Паланика.

Главный герой данного произведения существует в обществе потребления.

Он, как и все его окружение, терпит унылую работу и желает лишь совершения очередной покупки. Он находится в ловушке системы, погружающей людей в апатию. Так было до его встречи с человеком по имени Тайлер Дерден.

Тайлер – нигилист, который отрицает культуру потребления и как следствие борется с ней. Он заставляет главного героя преодолеть страх выхода из системы, участвуя в подпольных боях для таких же белых воротничков, как и он. Эти поединки болью пробуждают героя и открывает ему глаза на истинные ценности жизни. Еще одним произведением, которое подтверждает мое суждение, является творение советского прозаика Бориса Полевого Повесть о настоящем человеке.

Автор рассказывает нам историю военного летчика Алексея Маресьева, который лишился в бою обеих ног и был вынужден учится использовать протезы. Он с полной самоотдачей вставал на ноги и в итоге смог исполнить свою мечту – вернуться за штурвал самолета. Весомость данного аргумента увеличивает тот факт, что Повесть о настоящем человеке основана на биографии реального летчика, удостоенного звания Героя Советского Союза.

Таким образом, у каждого из нас есть силы улучшить самого себя, для победы над сложной жизненной ситуацией и превзойдя ее, мы получим огромный опыт и знания, которые сыграют нам хорошую службу в будущем. Главное, не боятся трудностей, подготовленных судьбой и никогда не опускать рук.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. ­Можно ли преодолеть самого себя Социально-философская драма М. Горького “На дне” была написана в 1901 году и сразу же заняла достойную нишу в списке русской классики. Более тысячи раз ее ставили на сцене МХТ, и всегда она проходила с успехом. Место действия пьесы – ночлежный дом Костылевых, а главные действующие лица – его постояльцы. Каждый […]...
  2. Страх – это то чувство, которое есть у каждого, но только самые стойкие и сильные могут преодолеть его. Вот проблема, над которой размышляет В. М. Песков. В данном тексте автор повествует нам о судьбе несчастного дезертира, который в годы Великой Отечественной войны, предав свою Родину, прожил двадцать лет на чердаке собственного дома. В. М. Песков […]...
  3. По моему мнению, Каждый человек должен Преодолевать трудности спокойно, решительно и хорошо подумав. Это самое главное в решении проблем. Во-первых, если человек будет спокоен и уравновешен, ему будет легче оценить масштабы проблем. Хорошо продумать и сложить небольшой план по решению этих проблем. Каждые жизненные барьеры нужно Преодолевать как что-то не важное, не придавая этому огромного […]...
  4. Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести… (В. Шефнер) Я считаю, что цитата из стихотворения В. Шефнера, вынесенная в заголовок, очень точно и емко отражает влияние слов на поведение и жизнь людей. Конечно, речь идет не о популярном сейчас нейро-лингвистическом программировании, а об умении подбирать нужные слова в разных ситуациях […]...
  5. Что помогало человеку в годы войны преодолеть внутренние слабости – вот вопрос, который волнует Л. Кассиля. Автор рассказывает о том, как во время войны техник-интендант Тарасников заботится и беспокоится о веточке, которая пустила зеленый росток из потолка. Тарасников не думает о том, что снаряд может обрушиться на землянку и похоронить их заживо под землей. Все […]...
  6. Высказывание, которое применимо ко многим людям. Действительно, чтобы преодолеть какие-либо трудности, одержать над ними победу, нужно сначала одолеть свои: страх, сомнение, лень – качества самого человека, стоящие между ним и его главной целью, победой. Но что такое победа? Победа – успех в сражении, соревновании, споре между двух или более противоборствующих сил, то есть – это […]...
  7. 1. Глубины русской души 2. Мелочность жизни уездного учителя Передонова 2. Безнравственность влечет преступление Наверное, никакой другой народ не может похвастаться таким богатством и разнообразием натуры, фантазии, привычек, как русский народ. У россиян можно встретить и чисто немецкую пунктуальность, и французский романтизм, и английскую приверженность к старым традициям, и многое-многое другое. Более того, широта русской […]...
  8. ­Как Вакуле удалось преодолеть козни черта Повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством” входит в цикл произведений “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Николай Васильевич Гоголь написал ее под впечатление от святочных гаданий и рождественских чудес в своем родном поселке в Украине. В юношестве писатель переехал в Петербург, где планировал построить новую жизнь и заниматься любимым […]...
  9. Повесть Н. В. Гоголя “Ночь перед рождеством” на­чинается с описания проделок черта. В ночь перед Рождеством он крадет с неба луну, и на всей земле становится так темно, что хоть глаз выколи. Черт сво­ими поступками хочет отомстить молодому кузнецу Вакуле за нарисованную им в церкви картину, на кото­рой изображен святой Петр в день Страшного суда. […]...
  10. Как же можно помочь ребенку преодолеть сложности? Как сделать так, чтобы начало учебы в школе не превратилось для него в непосильную и нелюбимую обязанность? Во-первых, неуспевающему ребенку надо помогать. Не просто поддерживать морально, не просто обеспечивать соблюдение режима дня и условий для занятий – а именно помогать понять и усвоить то, что дается ему с […]...
  11. Все люди склонны к познанию. Особенно на примере детей это прекрасно видно. Они занимаются изучением себя, собственных возможностей, и собственного тела настолько внимательно, насколько и познают окружающий мир. Дело тут не в любопытстве состоит, или в желании знать Устройство всего на свете. Человеку на самом деле важен поиск себя, собственного предназначения и места в жизни, […]...
  12. Сколько слов произносится людьми… А слова – они важные. Это информация. Если принять за неоспоримость то, что слово материально. Если верить, что слово – это энергия. А энергия бывает разной: положительной (позитивной) и отрицательной (негативной). Значит, и все, что мы произносим, можно разделить на эти две большие группы. К сожалению, сегодня, в век техники и […]...
  13. На протяжении всей жизни нам приходится преодолевать множество препятствий. Самые трудные из них связаны с работой над собой, с преодолением себя. Всем с детства известна поговорка “Надо, значит, надо”. Нас окружает много таких “надо”, не замечать которые мы не можем. Особенно трудны обязательные вещи в юности. Ведь хочется делать, не то, что надо, а то, […]...
  14. Каждый человек, наверное, встречался с несправедливостью мира. Бесспорно, несмотря на ужасы, творящиеся в обществе, возникает желание изменить что-то вокруг. В чем такое стремление диктует подросткам юношеский максимализм, но и взрослые с этим сталкиваются. Возникает вопрос: с чего начать? Планета такая большая. По моему мнению, Меняя мир, нужно начать с самого себя. Во-первых, так человек может […]...
  15. От самого рождения, начиная с первых дней жизни, человек начинает свое становление как личности. С молоком матери он познает первые звуки, слова, анализирует окружение, в котором развивается. Это становится основополагающим аспектом на пути познания себя в будущем. Самопознание довольно сложный процесс, окончательный результат которого возложен на нахождение своего предназначения в этом мире, основной цели существования. […]...
  16. “Зачем я жил? Для какой цели родился?”. Пожалуй, данные вопросы являются ключевыми в моем рассуждении. Книга “Герой нашего времени” знакомит нас с замечательным персонажем – Печориным, который, по его же словам, все делает со скуки, а все его поступки, так или иначе, направлены на то, чтобы эту скуку преодолеть. В центре романа личность исключительно одаренная […]...
  17. Точно такого же в интернете нету!!! Я немного списала немного сама дополнила.. Великому писателю Н. В. Гоголю принадлежит огромное количество произведений, в том числе и “Ночь перед рождеством”. В нем писатель умело переплетает фантастику и юмор, тем самым вызывает улыбку на лице читателя, описывая замечательные украинские народные традиции и верования. В повести представлено много ярких […]...
  18. “Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести” – писал Вадим Шефнер в своем стихотворении “Слова”. “Пулей попадешь в одного, а метким словом в тысячу” – вторит ему народная мудрость. Русский язык – один из самых сложных, но вместе с тем красивых и богатых языков на планете. Мы, говорящие на этом […]...
  19. Н. В. Гоголь в поэме “Мертвые души” нарисовал двойственный образ героя. Чичиков вроде бы горит желанием ” заняться службою, все…преодолеть. ” Перед читателем возникает портрет личности самоотверженной, терпеливой и ограничивающей себя в любых человеческих нуждах. Но при этом писатель уточняет, посредством каких способов персонажу удалось достичь цели: он стремился ” угождать во всяких…мелочах” начальнику, ухаживал […]...
  20. В процессе жизненного пути люди задаются вопросами о своем предназначении, пытаются сопоставлять истинную сущность с заимствованными извне мыслями и манерами. Есть такие, кто плывет по течению, не задумываясь о смысле земного бытия, и те, кто сызмальства упорно движется к заветной цели. Но таких людей не слишком много. Большинству доводится преодолевать долгий тернистый путь к осмыслению […]...
  21. Я хочу рассказать вам о повести в новеллах И. Падерина “Не уходя от себя”. Голос разбуженной, воспаленной памяти писателя-фронтовика звучит здесь настойчиво и сильно, порой печально, точно пробивающийся откуда-то издалека звук тревожного колокола. Мудрость и мужество поколения, вступившего в полосу ожидания неизбежного, требовали от художника, чья судьба была опалена войной, исполнения долга поведать о жизни […]...
  22. Английский писатель Оскар Уайльд в “Портрете Дориана Грея” создал удивительный образ героя, который сложно поддается осмыслению. Ради внешней красоты некогда счастливый и талантливый Грей полностью опустошил себя внутренне. Юный Дориан Грей настолько самолюбив, что готов заложить душу дьяволу – лишь бы навсегда остаться молодым и красивым. И его фантастические мысли воплощаются в реальность: Дориан навсегда […]...
  23. Контрольный текст: (1) Мама, когда я еще не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2) Чертежи были такие красивые, а ее готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я все же испортил, какие-то циркули сломал. – (4) […]...
  24. Произведения Л. А. Кассиля издавались много раз и отдельными книгами, и различными сборниками, и большими однотомниками, но вот впервые издается собрание его сочинений в пяти томах, в которое входит все лучшее, созданное писателем. В первый том вошли книги – “Кондуит и Швамбрапия”, “Вратарь Республики” и шесть рассказов. Открывает том автобиография – “Вслух про себя”. Перечитайте […]...
  25. Самым сильным и прекрасным чувством, на которое способен человек, является любовь. Всегда этому чувству посвящали хвалебные песни и, одновременно, посылали всякие проклятия. Человек так устроен природой, что прожить счастливо без любви ему не удастся. Чувство это характеризуется своей многоликостью. Мы испытываем его любви к родителям, друзьям, детям, мужьям и женам – и ко всем по-разному, […]...
  26. Честь. Сколько всего в этом слове! Честь – это проявление таких качеств, как благородство, достоинство, порядочность. Также данное понятие означает сохранение доброго имени, репутации, причем и своих, и чужих. Не зря же несколько веков назад в порядке вещей были дуэли, пусть чаще всего и не одобряемые или даже запрещаемые властью. Дуэлянты защищали как собственную честь, […]...
  27. Мудрые люди говорят, что мы сами творим свою жизнь, а значит и свою судьбу. Из этого следует, что, по большому счету, каждая мелочь, каждая неудача, каждый проступок на жизненном пути – это только наша заслуга. И если это действительно так, то единственный человек, на которого надо опираться и можно рассчитывать, это каждый из нас собственной […]...
  28. История жизни великого французского романиста – это, по существу, история его творчества. Сам Бальзак говорил: “Главные события моей жизни – мои произведения”. Действительно, очень часто “жизненный материал” проникал на страницы его романов. Не раз повторяющаяся в его произведениях история молодого человека, который из-за бедности живет в мансарде, питается только хлебом и молоком, но при этом […]...
  29. Много ли нужно человеку, чтобы быть счастливым, чтобы прожить жизнь не грязно и оставить после себя доброе упоминание потомкам? По-разному ответили бы на эти вопросы герои Оноре де Бальзака, писателя, который считал, что психология и жизненные взгляды человека формируют социальную среду. Так, холодный и скупой человек Гобсек герой одноименной повести, с молодости был человеком жизнелюбивым, […]...
  30. Большую часть жизни человек тратит на поиски себя, проходя через много испытаний и жизненных обстоятельств. Часто сама жизнь подкидывает нам некоторые подсказки, которые в будущем определенным образом влияют на наши умозаключения. Это может быть привычная среды обитания, прочтенные книги, просмотренные фильмы, услышанная музыка или же просто чувства и переживания. Если говорить о чувствах, то самым […]...
  31. Далеко не каждый из сталинских соколов был асом. Еще меньше было боевых летчиков, отмеченных Золотой звездой Героя Советского Союза. А уж пилотов – трижды Героев было всего два. Одному из них, Ивану Кожедубу, 8 июня исполнилось бы 90 лет. Он прославился как самый результативный летчик-истребитель не только Красной Армии, но и в целом войск антигитлеровской […]...
  32. Как показал в своих работах исследователь творчества Достоевского М. М.Бахтин, в романах писателя появляется совершенно новый тип героя. Ученый называет его герой-идея. Такой герой определяется не столько особенностями своего характера, социальным положением или же обстоятельствами жизни, хотя все это не утрачивает своей значимости. И все же главное для героя Достоевского – это его идея, то […]...
  33. Вопрос о том, что оставить после себя человечество, всегда волновал писателей, философов и публицистов. Многие авторы задаются вопросам, почему каждый человек стремиться увековечить себя в этом мире. Писатель Айтматов относиться ко всему, что делает человек с философской точки зрения. Особое внимание автор уделяет музыке. Айтматов говорит, что, когда через миллионы лет наша планета умрет, померкнет, […]...
  34. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина “Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются”. Еще в XIX веке М. Е. Салтыков-Щедрин писал о том, что мысль себя формирует во всей полноте, […]...
  35. Ф. М. Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” изобразил личность – Родиона Раскольникова, недоучившегося студента юридического факультета. Родион имеет свое учение, теорию. Суть в том, что Родион Раскольников считал себя сверхчеловеком, которому дозволено убивать всех, кто будет мешать ему, добиваться своей цели. Разработав эту самую теорию и составив план. Теория Раскольникова заключалась в том, […]...
  36. Можно ли, не одерживая побед, чувствовать себя счастливым человеком в жизни? Ответить на этот можно, только узнав, какова жизненная позиция конкретной личности. Характеры, темпераменты, нравственные устои всех по отдельности людей отличаются между собой, также как и моральные ценности. Один человек стремится прожить свою жизнь спокойно и размеренно, для иного же индивидуума такая судьба не является […]...
  37. В жизни каждого человека есть как хорошие, так и плохие моменты, действия, мысли. Невозможно делать все идеально и быть человеком идеальным, и люди должны понимать это; однако самоанализ, вина, которую чувствует человек за упущенные моменты или за неправильные действия, также естественны и, кроме того, необходимы:когда здраво оцениваешь свои поступки, отличаешь минусы от плюсов, видишь недостатки […]...
  38. А. С. Пушкин выступает в качестве символа и эталона нашей культуры. Уже прошло не меньше ста пятидесяти лет с того дня, как погиб поэт, но его творениям удается находить не только в нашем государстве новых поклонников, но и по всей планете. Сила великого творчества поэта состоит в том, что читать шедевры, созданные его рукой, можно […]...
  39. Тема, касающаяся вопроса толерантности, все чаще звучит из уст современных граждан. На смену этническим факторам пришли экономические процесса. Многим пришлось покинуть собственные дома и перебраться на территорию, где расположены места их работа. Когда наш слух поблизости обнаруживает чужую речь, а сами мы не в силах осознать, что или кто становится предметом разговора, то злость начинает […]...
  40. Как проявляет себя человек в экстремальных ситуациях – вот поставленный в тексте В. Конецким вопрос. В данном тексте герой-рассказчик автора повествует о том, как морской офицер вместе со своим экипажем погиб на подводной лодке. Рассказчик восхищается своим другом: ведь в сложной ситуации он не пал духом. Когда стало ясно, что никто не выживет, Славка продолжал […]...

В технических дисциплинах есть одна из ключевых — сопромат, или сопротивление материалов. Кто его изучал, тот помнит, какое количество задач деформации существует, и для чего решаются эти задачи — чтобы определить, какую нагрузку может вынести то или иное изделие (деревянное, железное, бетонное…). Таким образом, рассчитывается запас прочности. Что происходит с изделием, когда превышен его запас прочности, когда нагрузки превышают его физические возможности? Всё правильно — оно ломается.

Теперь с этой же точки зрения подойдём к человеку. Всё информационное поле буквально наводнено призывами преодолеть свои страхи: "Напрягись, преодолей свою лень, сломай свои привычки!" . Кто не преодолевает себя — тот не побеждает! И при этом очень часто мы используем такую формулировку, как: "я же не железный…" .

Что произойдёт, когда вы постоянно будете пересиливать свои страхи, лень, привычки? Со временем нагрузка превысит прочность изделия, и — вы сломаетесь. Такое преодоление себя через силу, через насилие над собой ни в коем случае не сделает вас сильнее и успешнее. Оно создаст иллюзию того, что вы сильный и можете с собой справиться. Что значит справиться с собой, победить себя, преодолеть себя? Это означает, что вы враг самому себе, вы боретесь с собой и побеждаете себя.

Такие победы зачастую чреваты многочисленные физиологическими, психосоматическими и психическими расстройствами. И ощущение силы, победы становится всё более кратким, а болезненные проявления организма — всё более частыми. Отсюда берутся ОРЗ, простуды, вирусные и грибковые заболевания.

Всё это вступление ведёт не к тому, что ничего не нужно делать в своей жизни. Это прелюдия к совсем другому призыву — обязательно действуйте! Но действуйте с любовью и принятием себя!

А как же быть, если нет принятия себя таким, какой вы есть? Если не нравится то, что вы ленивый или бездействующий, слабый или поддающийся чужому влиянию, или не имеете идеальной внешности, веса, фигуры…

Все эти ваши нынешние характеристики — это, как ни странно, зона комфорта, которую вы сами для себя создали. Вашему мозгу удобно так реагировать на ваше окружение для того, чтобы вас спасти от чего-то более серьёзного и страшного. И для того, чтобы измениться, прежде всего нужно понять причины — а почему вы в этом случае бездействуете, в этом — проявляете слабость, в этом случае — отступаете, в этом — боитесь. И только после того, как вы найдёте причины и устраните их, вот тогда у вас не останется ничего, чтобы продолжать быть таким. И вы просто изменитесь сами, без насилия, без преодоления, без обесценивания своих реакций, действий.

И тогда вы поймёте и то, что не нужно с собой бороться, не нужно себя побеждать. Вы не враг себе! Самое главное — это подружиться с собой. Не просто подружиться, а понять, кто вы есть, и полюбить себя от всего сердца, всей глубины своей души.

Подобная работа с собой не всегда возможна самостоятельно. У меня есть огромный опыт помощи себе и другим людям и огромный багаж историй изменений, которые произошли и происходят с людьми. Потому что, как только человек избавляется от причин своих страхов и своей слабости, он перестаёт таким быть, и это очень заметно. При общении вы видите колоссальную разницу между тем, каким человек был вчера, и каким вы его видели сегодня. Иногда даже начинает казаться, что этот человек совсем другой, либо что вы его недостаточно хорошо знали на самом деле.

Да, человек становится другим, но от этого он не теряет себя, не перестаёт быть самим собой: он избавляется от тех убеждений и программ, которые обеспечили ему выживание. Сейчас эти убеждения и программы ограничивают дальнейшее развитие человека, и он начинает действовать — преодолевать себя, ломать себя, бороться с собой.

Друзья мои, относясь к себе, как к врагу, вы не получите долгосрочных результатов! Поэтому путь действий, путь развития — это путь любви к себе. Как только вы научитесь любить себя, вы научитесь любить других. А, транслируя любовь в ваше окружение, вы будете получать её в виде отражения — мир начнёт транслировать любовь вам.

Поэтому хочу сказать — ваш мир в вашей голове. То, что вы носите в своей голове, то, кем вы являетесь внутри себя, как вы себя чувствуете, как реагируете — вы получаете снаружи: это приходит к вам в виде отражения. И поэтому, если внутри вас есть боль, страхи, слабости — и окружать вас будут бесконечные подтверждения ваших страхов, вам будут причинять боль, вы будете проявлять свою слабость, либо люди, окружающие вас, будут слабыми.

Поэтому, вместо того, чтобы победить себя, преодолеть себя, друзья мои, я призываю вас научиться Любви к себе.

Здравствуйте! Я расскажу вам о том, как совершить невозможное – побороть самого себя и добиться успеха во всех начинаниях. Рассказ я начну со своей истории, а потом сделаю вывод.

История

Раньше я пил и курил. Я понимал, что это плохо влияет на мое здоровье, но эти занятия мне чем-то нравились – зависимость была сильнее меня. Я смотрел лекции Жданова и читал Алена Карра, но эти материалы давали лишь кратковременный эффект, на неделю или две. Периодически я бил себя в грудь, доказывая, что смогу справиться со своей зависимостью, что я силен. Я бросал, но, через некоторое время, после очередного стресса, сидел с друзьями за кружкой пива, обсуждая наболевшее. Наверное, тем, кто любит пиво или курит, будет легко меня понять.

Сейчас я абсолютно трезвый молодой человек, вегетарианец, который четыре раза в неделю ходит в спортзал. То, что я раньше считал невозможным, получилось само собой. Я долго размышлял над причинами своих неудач, и пришел к выводу, что единственное, что мешает мне стать успешным – это страх. Страх нового будущего, страх перемен, страх, что все может быть хуже, страх, что я лишусь своих друзей, страх, что в глазах окружающих я буду выглядеть неудачником.

Изменение

И тогда я принял единственно верное решение. Я сказал себе: «Ладно, мне надоело! Мне плевать! Еще одна неудачная попытка ничего не изменит» . Мне стало абсолютно фиолетово, добьюсь ли я успеха в своих
попытках начать вести здоровый образ жизни, или нет.

Удивительно, но как я прекратил думать о будущем, и строить себе какие-то идеалы, исчез и страх. Страх того, что я не смогу воплотить этот идеал в жизнь. И все получилось – я перестал пить, курить, а потом все продолжилось само собой. Я не строил идеалистичных образов своего светлого будущего, я вообще не ждал последствий своего решения, но оно сыграло важную роль в моей жизни.

Этот образ жизни мне так же помог начать регулярно ходить в спортзал. Раньше я бывал в спортзале весьма нерегулярно, у меня постоянно были отговорки, вроде того, что я себя плохо чувствую, или у меня нет времени, или программа, по которой я занимаюсь неэффективна.

Для себя этот вопрос решил: пришло время когда я сказал себе: «Хватит, я буду заниматься как получиться, мне не нужны сверхэффективные результаты в ближайшем будущем». С этим исчез и страх неудачи, и все получилось само собой.

Таким же способом я и нашел свою любимую. Раньше страх одиночества делал меня робким перед девушками. Я боялся, что они отвергнут меня, и я буду чувствовать себя еще более одиноким и никому не нужным. И я принял решение: «пускай они хоть все сразу меня отвергнут, пусть я останусь один – я и так один, ничего страшного не произойдет. То, что они подумают обо мне – неважно, я может быть эту девушку никогда в жизни больше не увижу».

Но как только я допустил в себе возможность неудачи, многих неудач, практически сразу я нашел себе свою вторую половинку.

Я многого добился, позволяя себе быть неудачником и разрешая себе поражения .

Надеюсь, уважаемые читатели, вы поняли, что не стоит строить себе идеальных планов чего-либо. Страх того, что ваш идеальный план не сможет воплотиться в жизнь, мешает действовать и думать. Не думайте о будущем, просто действуйте, и помните – за ваши неудачи вас никто не накажет. Наоборот, они станут бесценным опытом, который, в конечном счете, и принесет вам победу.

Закончить хочу словам Лао-Цзы:

Вода это самое мягкое и самое слабое существо в мире, но в преодолении твердого и крепкого она непобедима, и на свете нет ей равного.

Слабые побеждают сильных, мягкое преодолевает твердое. Это знают все, но люди не могут это осуществлять. Поэтому мудрый человек говорит: «кто принял на себя унижение страны становится государем, и кто принял на себя несчастье страны становится властителем».

Copyright © Патраков Дмитрий
Copyright © Балезин Дмитрий

- Начиная с подросткового возраста и далее как минимум в течение юности и молодости, многие люди испытывают потребность постоянно доказывать кому-либо и самим себе свою ценность. У некоторых людей потребность в самоутверждении сохраняется на протяжении всей жизни. Нужно ли, на ваш взгляд, вообще кому-то что-то доказывать?

Процесс доказательства чего бы то ни было есть элемент методики преодоления человеком себя и окружающей его действительности. Когда мы просто катимся по падающей траектории своей жизни от рождения к гробу, то можем напомнить себе кусок фекалий, плывущий по изгаженной речке. Вряд ли этот образ может вызвать позитивное отношение у читателей.

Поэтому преодолевать себя надо обязательно, и доказывать свое соответствие неким ценностям надо обязательно, но важно - чему и как. Потому что не все то сопли, что блестит. Если человек доказывает свою состоятельность как личность, несущая нечто большее, чем собственные фамилия, имя и отчество, то это здорово. Если же самоутверждение интересует его как проявление нарциссизма, как любование на себя в лучах славы, то это ничем, кроме как следствием его ущербности, быть не может.

Как можно отличить теплое от мягкого? В любом самоутверждении вроде бы используется единый инструментарий и достигается общая цель, но чтобы разделить разумное самоутверждение от неразумного, мы должны смотреть на результат. В миллионный раз повторю слова батюшки Серафима Саровского, который говорил: «стяжай дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». В результате утверждения любви к окружающему миру, мы видим изменение этого мира: мы видим, что мир стал меняться в том направлении, на которое нам указал Спаситель.

Один человек, утверждаясь, изменяет мир в направлении любви, а второй человек, утверждаясь, изменяет себя, причем в худшую из сторон. Люди, пытающиеся с помощью Бога что-то изменить вокруг себя, со временем становятся все более скромными, более аскетичными, сдержанными и вежливыми. А во втором случае пестуется гордыня. И нет ничего более вульгарного, чем шумный представитель шоу-бизнеса, который пытается самоутвердиться в этом своем амплуа.

Вульгарность или благородство - выбор за каждым из нас, и каждый выбирает именно то, во что он верует. Кто-то верует в деньги, в успех, в публичность, в нахрапистость, когда по головам к заветной цели, а кто-то верует в то, что, потеряв все, мы часто обретаем именно то, к чему стремились всю жизнь. Вот поэтому-то иногда люди успешные и уходят в монастыри. Как, например, в свои 24 года это сделал Игнатий Брянчанинов, который, будучи дворянином и одним из самых успешных молодых людей своего времени, тем не менее, известен как святитель, как один из самых востребованных сегодняшним человеком духовных мыслителей России. А скольких его ровесников мы не видим и не помним, хотя когда-то они казались себе и окружающим социальными гигантами, которые просияли в светской жизни, в предпринимательстве, но насколько меньшую роль сыграли в истории русской нации.

Вот в этом принципиальная разница. Бороться нужно всегда, и цель оправдывает те средства, которые будут вами применены. Но цели высокие низкими средствами не делаются, а низкие цели и будут, как правило, привлекать для своего достижения низкие средства.

- Считается, что большинство спортсменов истязают себя на тренировках и соревнованиях для того, чтобы доказать себе и окружающим свою способность достичь тех или иных спортивных вершин, то есть ради самоутверждения. В тех видах спорта, с которыми вы непосредственно связаны, можно предположить наличие большого количества людей, занимающихся ими для того, чтобы самоутвердиться за счет своей способности к физическому насилию, своей способности постоять за себя и своих близких. В чем, на ваш взгляд, ложность и опасность спортивного, а равно любого другого самоутверждения, основанного на гордыне, на стремлении превосходства безо всякого смирения и самоограничения?

Я постоянно твержу одну и ту же выстраданную мысль, которая мне крайне близка и дорога: сильные люди - это люди добрые. И когда видишь, например, из материалов в интернете, как какой-нибудь очередной борец, как правило, причисляющий себя к мусульманам, проигрывая, позволяет себе абсолютно безобразное, хулиганское поведение по отношению к своему сопернику, то понимаешь, что речь здесь идет именно о гордыне. Самоутверждение для этого спортсмена и есть цель всего, что он делает в спорте. И тут же смотрим на Федю Емельяненко. На то, как он реагирует на очередную победу. На то спокойствие, которое в нем всегда заключено. На его первые слова после одержанных побед: «спасибо всем тем, кто за меня молился!» Самое основное, что мы в нем видим, - это смирение. И когда он доказывает силу русского оружия, извините уж, когда он показывает своими подвигами, что есть православное воинство, то при этом он сдержан, скромен, он, не побоюсь этого слова, благообразен.

Напомню, что спорт - это маленькая война. И тот, кто выигрывает в спорте, тот демонстрирует силу духа своей нации, ее целостность, демонстрирует ее характер. Поэтому господа, которые ведут себя в спорте вульгарно, видимо хотят показать, что именно несет в себе их нация. Имеют право. Мы их увидели, услышали и поняли. Это не наш путь. И когда кто-то предлагает ответить им с «нашего» угла ринга подобным же образом, мне хочется сказать: «Ребята, говном грязь не вымыть»! Это я повторяю постоянно. Тут не надо прогибаться под чьими-то злобными взглядами, упаси Господь. Любой вызов должен быть принят. Но уподобляться - никогда.

У меня был реальный случай, когда на первенстве Северо-Запада меня вызвали награждать бойца, победившего в поединке по тайскому боксу. Его оппонент и угол этого оппонента устроили вульгарную истерику с подбеганием к главному судье, с криками, визгами и привлечением сторонников из зала. В этой ситуации нам хватило всего лишь разговора, до бойни дело не дошло. Скажу более, был удивлен: они извинились! А им всего-то было сказано, что, уважаемые господа, как только судья окажется не прав - спорт можно закрывать. Судья всегда прав, даже если он не прав. И кто имеет права давить на главного судью? Как только будет создан прецедент, когда главный судья изменит свое мнение под давлением зала, спорт закончится. Я настолько дорожу этим процессом, что даже свое собственное мнение, которое часто диаметрально расходится с мнениями ангажированных судей, считаю априори неверным. Хотите выигрывать чисто - нокаутируйте, и тогда вы не оставите места для злоупотреблений своими полномочиями со стороны нечистоплотного судьи.

Мы тащим этот мир к свету, и те, кто пытается его испачкать по дороге своими фекалиями, ошибаются и не правы. Единственный способ ему это доказать - показать пример, как именно должен реагировать православный человек на свою победу, на свой проигрыш, показывая истинное благородство, основанное на силе этого человека как в физическом, так и в духовном смысле.

- Где же, на ваш взгляд, находится мера в самоутверждении? Почему получается так, что люди самых разных национальностей и самых вероисповеданий так остро нуждаются в том, чтобы соответствовать неким ценным для них представлениям о себе?

Вы знаете, все дело в слабости. Человек, нуждающийся в чьей бы то ни было оценке, слаб. Потому что ему необходимо каждый день доказывать себе свою состоятельность. Это комплекс неполноценности, это болезнь. Зигмунд Фрейд однажды сказал очень верную вещь (при всем моем неуважении к Зигмунду Фрейду): жизнь человека - это преодоление детского комплекса. До какой степени нужно быть слабым и ничтожным человеком, чтобы до конца своих дней страстно ловить взгляды и пытаться ощутить чью-то любовь, понимая, что это те самые костыли, на которых только и удается устоять под порывами ветра? Сильному человеку костыли не нужны.

Нам безразлично, как к нам относятся люди, как бы жестоко это ни звучало. Потому что человек православный - это человек, стоящий перед Богом и только перед ним. И суд Божий - это единственный суд, ожидающий нас по-настоящему, чтобы ни происходило на различных этапах нашей жизни, сколько бы нас в течение жизни не ставили в условия ответчиков. У уголовников есть замечательная поговорка: «Как только ты начал оправдываться, ты уже не прав». Так вот люди, которые ловят взгляды, оправдываются перед окружающим миром за свое псевдовеличие, постоянно аргументируя его, пытаясь самоутвердиться еще и еще раз.

Только Бог рассудит, что и как ты сделал. Если ты начинаешь зависеть от мнения людей, тебя окружающих, то поверь, ты будешь крайне удивлен тому обилию яда, который они будут готовы вылить на твою голову. И не потому, что они тебя ненавидят или не знакомы с тобой, а просто любой человек, который пытается что-то сделать, пытается идти своим путем, выбивается при этом из общей массы. И это раздражает, это намекает людям на их меньшую состоятельность, и этого вам не простят. Любой самостоятельный человек - объект того демонического состояния толпы, когда, прямо по Джонатану Свифту «узнать значительную персону легко по толпе неудачников, которые собрались, чтобы ее уничтожить».

Поэтому самоутверждение здесь должно быть либо целевым, когда человек утверждает не сам себя, а свою жизнь в вере, когда он готов показать себя в своих убеждениях, то есть в чем-то большем, чем своя собственная личность. Потому что мы прекрасно понимаем, что наша жизнь - это один перманентный экзамен, который будет либо сдан, либо нет. И никто не знает до конца, кто же в конечном итоге что получит. Потому что известие об этом мы получим только по смерти нашей. В этой связи нужно иметь силу, спокойствие и понимать, что мы воплощаем в жизнь однажды принятое решение, и стараться так, чтобы данное решение было действительно воплощено. Маловероятно, чтобы люди окружающие смогли нам при этом помешать хоть чем-то.

Зависимость от людей, тебя окружающих, сразу делает нас слабее. Самостоятельность в этом смысле есть некая форма передачи своей судьбы, жизни и воли в руки Бога и независимость от воли и прихоти общества. Которое зачастую движимо корыстными, эгоистическими или гуманитарными представлениями, отличными от тех высоких ценностей, которые нам задал Спаситель, придя в этот мир.

- То есть, верное мерило нашего подлинного успеха, - не окружающие люди, а мы сами, наша совесть?

- Как вам удалось стать человеком, успешным сразу в нескольких направлениях деятельности, как минимум в области спорта, военного дела или в области публичных выступлений и писательства?

- Знаете, мне очень понравился диспут, который состоялся у моего дружка Вани Охлобыстина с журналисткой, которая с ядовитым подтекстом спросила его: «Иван Иванович, а чего это вы то сценарист, то режиссер, то артист, то священник, то PR-менеджер, то политический деятель? Вы что, постоянно себя ищите?» На что Ваня, не моргнув глазом, сказал ей: «Да нет, уважаемая, я себя не ищу, я себя нахожу в тех местах, куда я иду».

В этой связи мне хочется сказать, что я терпеть не могу людей, которые умеют все. Потому что у меня полное ощущение, что как только в человеке открывается некоторая универсальность, так тут же теряется основная линия его работы. И тут же добавлю: если только все, что он ни делает, не находится в одной системной базе, когда чем бы человек не занимался, он системно делает все абсолютно одинаково. Когда-то я начал заниматься карате. Много-много лет я православный человек. Я знаю, что такое путь к успеху, я знаю, что такое работа и дисциплина, я еще и военный при этом. Счастливое триединое сочетание: я - спортсмен, я - кадровый офицер, и при этом я - православный русский парень. Любое дело я делаю с военной дисциплиной, со спортивным трудолюбием и с понятным идеалистическим взглядом на то, зачем и как я его делаю.

У меня взрослый сын, ему в этом году будет 26 лет. Он поразил мое воображение фразой, когда, зная мои возможности, стал мне названивать и совершенно искренне требовать от меня его устройства на работу, аргументируя это тем, что ему нужны деньги! Иначе как юношеским идиотизмом назвать это было невозможно. Я ответил ему словами, смысл которых он не мог понять где-то в течение года. Я сказал ему: «Василий, ты хочешь работать, вот что ты хочешь. Деньги тебе не нужны». Он ответил: «Да какая разница, как об этом сказать!» Объясняю: «Разница огромная. Тебе не будут платить долгие годы. Ты избираешь какое-то направление, ты в нем двигаешься, и может быть, когда-нибудь тебе будут платить. Единственное, что ты должен сделать для того, чтобы это произошло, так это сделать все добросовестно, качественно и так, как до тебя еще никто не смог это исполнить. И тогда любимое дело становится неким комплексным продуктом, которое заменит и работу, и хобби, и станет источником средств к существованию, и станет тем аппаратом, который создаст тебя как личность в социальном смысле этого слова».

Я - всего лишь навсего тренер по карате. Который стал топ-менеджером «Газпрома», кандидатом педагогических наук, писателем, конструктором оружия, публичным человеком, специалистом по антикризисному управлению, провайдером программ по корпоративному строительству и управлению. А все это только потому, что не важно, что отправлять, вагон или состав - бумаги для этого требуются одни и те же.

Православие, военная дисциплина и трудолюбие, заложенное в спорте, сделали меня тем, кем я являюсь. В этой связи нет никакой решительно разницы, чем заниматься. Я буду делать это так, как я это уже делал миллион раз в других областях. И что-то подсказывает мне, что это у меня будет получаться.

Да, гордыня в спорте существует. Не задумываясь, некоторые священники клеймят спорт как убийство души алчностью и гордыней. Да, это правда, если в спортсмене нет ничего, кроме желания самоутвердиться. Именно такие люди спиваются в конце своей карьеры, когда человек понимает, что он уже не спортсмен в силу возраста и травм, что идущие за ним стали первыми, а он стал вторым, а потом третьим, а потом вообще исчезает, и у него тогда не остается ничего. Кроме растерзанной души и собственного униженного самолюбия, которое толкает его на путь оплакивания себя и своей судьбы. Так вот, мне гораздо более симпатичны люди, которые, пройдя очередной этап своего развития, шагают на следующую ступеньку, точно зная, как они собираются на нее шагать.

- Наверно, если мы и меняем вид своей деятельности, должна оставаться какая-то общая основа, общий смысл? Либо смысл на каждом этапе развития должен уточняться, совершенствоваться?

Жизнь человеческая - это, прежде всего, духовный подвиг. Любое и плохое и хорошее дело вначале рождается в душе человека и лишь потом выплескивается в окружающий мир. Поэтому я совершенно уверен, что прежде всего духовное развитие человека позволяет ему добиваться хоть чего-то в практической сфере. Поэтому я больше смотрю на то, кто я как человек, чем на то, какие документы у меня сегодня в портфеле. Люди, думающие иначе, часто ошибаются.

Не дело делает нас, а мы делаем дело. Совершенно уверен, что любое дело нами делаемое зависит от того, кто его исполняет. Если мы начинаем зависеть от того, что мы делаем, в этот момент нам надо расставаться с этим делом. Потому что любая зависимость толкнет вас на ложный шаг.

Наша зависимость от мира становится той веревкой, которой князь мира сего привязывает нас к колышку, не позволяя нам парить в небесах. Когда мне говорят, что про меня в очередной раз где-то кто-то что-то наговорил, я отвечаю: «Плевать!» - «Ну вот же, вас тут… Ответьте!» Я говорю: «Не интересно!» - «Ну как же вы можете?!..» Могу! Мне никогда не помогали люди, стоящие вокруг меня. Если они мне не помогали, как они могут мне помешать? Я - одиночка. Мне так проще. Наверное, это социальная позиция человека грубого и жестокого. Наверное, я таковым и являюсь. Но я понял одно: если сегодня тебя кто-то старается расцеловать и облизать, забрасывая тебя конфетами и серпантином и расточая восторги, то завтра этот же человек будет кидать в тебя помидорами.

- Может ли быть осмысленной в полной мере жизнь человека, которому не повезло или который не смог достичь сколько-нибудь значимых высот в каком-либо деле?

Смысл жизни любого человека - стать богоподобным, соединяя свою волю с волей Бога. Мы должны стать подобными Богу, а все остальное приложится нам по нашим талантам, труду, по мере усилий. Если мы не становимся такими, то есть основания полагать, что мы остаемся в лапах у того парня, который есть князь мира сего.

Наша слабость, наша греховность - наш самый главный противник на пути достижения истинного успеха. А в великом противнике заключены великие победы. У никчемных людей противники ущербны. У русского православного человека противники всегда были великими, так было всегда, в силу того, что Российская империя столь обширна и грандиозна, что иначе как с Наполеоном, с Гитлером или с монголами мы ни с кем и не воевали, если не считать еще так, по мелочи. Уж если мы воевали, так воевали.

Так вот, поставим Бога на первое место. Вернем его туда, где он стоял у русских людей тысячу лет. Только тогда мы сможем победить в том деле, которое не видно остальным, но является самым главным делом в жизни каждого человека.

Ваши отзывы

ПРОБЛЕМА СТОЙКОСТИ И МУЖЕСТВА РУССКОЙ АРМИИ ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ ИСПЫТАНИЙ

1. В романе Л.Н. Тостого "Война и мир" Андрей Болконский убеждает своего друга Пьера Безухова в том, что битву выигрывает армия во что бы то ни стало желающая победить противника, а не имеющая лучшую диспозицию. На Бородинском поле каждый русский солдат сражался отчаянно и самоотверженно, зная, что за его спиной находится древняя столица, сердце России, Москва.

2. В повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие..." пять молодых девушек, которые выступили против немецких диверсантов, погибли, защищая родину. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Зенитчицы проявили отвагу и выдержку, показали себя истинными патриотами.

ПРОБЛЕМА НЕЖНОСТИ

1. примером жертвенной любви служит Джен Эйр, героиня одноименного романа Шарлотты Бронте. Джен с радостью стала глазами и руками самого дорогого для неё человека, когда он ослеп.

2. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" Марья Болконская терпеливо выносит суровость отца. Она с любовью относится к старому князю, несмотря на его непростой характер. Княжна даже не задумывается над тем, что отец зачастую излишне требователен к ней. Любовь Марьи искренняя, чистая, светлая.

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ЧЕСТИ

1. В романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" для Петра Гринёва важнейшим жизненным принципом была честь. Даже перед угрозой смертной казни Пётр, присягнувший на верность императрице, отказался признать в Пугачёве государя. Герой понимал, что это решение могло стоить ему жизни, но чувство долга взяло верх над страхом. Алексей Швабрин, напротив, совершил предательство и потерял собственное достоинство, когда перешел в стан самозванца.

2. Проблема сохранения чести поднимается в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба". Два сына главного героя совершенно не похожи. Остап - честный и отважный человек. Он никогда не предавал своих товарищей и погиб, как герой. Андрий - романтическая натура. Ради любви к полячке он предаёт родину. Личные интересы у него на первом плане. Андрий умирает от рук отца, который не смог простить предательства. Таким образом, всегда нужно оставаться честным прежде всего с самим собой.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАННОЙ ЛЮБВИ

1. В романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Пётр Гринёв и Маша Миронова любят друг друга. Пётр защищает честь возлюбленной в поединке со Швабриным, который оскорбил девушку. В свою очередь, Маша спасает Гринёва от ссылки, когда "просит милости" у императрицы. Таким образом, в основе отношений Маши и Петра лежит взаимопомощь.

2. Самоотверженная любовь - одна из тем романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Женщина способна принимать интересы и устремления возлюбленного, как свои, помогает ему во всем. Мастер пишет роман - и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив. В этом женщина видит своё предназначение.

ПРОБЛЕМА РАСКАЯНИЯ

1. В романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" показан долгий путь к раскаянию Родиона Раскольникова. Уверенный в справедливости своей теории "разрешения крови по совести", главный герой презирает себя за собственную слабость и не осознаёт тяжести совершенного преступления. Однако вера в Бога и любовь к Соне Мармеладовой приводят Раскольникова к покаянию.

ПРОБЛЕМА ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

1. В рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско" американский миллионер служил "золотому тельцу". Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.

2. В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" Наташа Ростова видит смысл жизни в семье, любви к родным и близким. После свадьбы с Пьером Безуховым главная героиня отказывается от светской жизни, полностью посвящает себя семье. Наташа Ростова нашла своё предназначение в этом мире и стала поистине счастливой.

ПРОБЛЕМА ЛИТЕРАТУРНОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ И НИЗКОГО УРОВНЯ ОБРАЗОВАННОСТИ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ

1. В "Письмах о добром и прекрасном" Д.С. Лихачёв утверждает, что книга обучает человека лучше любого произведения. Известный учёный восхищается способностью книги воспитывать личность, формировать её внутренний мир. Академик Д.С. Лихачёв приходит к выводу, что именно книги учат мыслить, делают человека интеллигентным.

2. Рэй Брэдбери в романе "451 градус по Фаренгейту" показывает, что произошло с человечеством после того, как были полностью уничтожены все книги. Может показаться, что в подобном обществе не существует социальных проблем. Разгадка кроется в том, что оно просто бездуховно, так как нет литературы, способной заставить людей анализировать, задумываться, принимать решения.

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

1. В романе И.А. Гончарова "Обломов" Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. В детстве главный герой был любознательным и активным ребёнком, но чрезмерная забота привела к апатичности и безвольности Обломова во взрослой жизни.

2. В романе Л.Н. Толстого "Война и мир" в семье Ростовых царит дух взаимопонимания, верности, любви. Благодаря этому Наташа, Николай и Петя стали достойными людьми, унаследовали доброту, благородство. Таким образом, условия, созданные Ростовыми, способствовали гармоничному развитию их детей.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

1. В повести Б.Л. Васильева "Летят мои кони..." смоленский доктор Янсон трудится не покладая рук. Главный герой в любую погоду спешит на помощь больным. Благодаря своей отзывчивости и профессионализму, доктор Янсон сумел снискать любовь и уважение всех жителей города.

2.

ПРОБЛЕМА СОЛДАТСКОЙ СУДЬБЫ НА ВОЙНЕ

1. Трагически сложилась судьба главных героинь повести Б.Л. Васильева "А зори здесь тихие...". Пять молодых зенитчиц выступили против немецких диверсантов. Силы были не равны: все девушки погибли. Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич и Галя Четвертак могли остаться в живых, но они были уверены в том, что нужно бороться до конца. Девушки стали примером стойкости и отваги.

2. В повести В.Быкова "Сотников" рассказывается о двух партизанах, которые попали в плен к немцам во время Великой Отечественной войны. Дальнейшая судьба солдат сложилась по-разному. Так Рыбак предал родину и согласился служить немцам. Сотников же отказался сдаваться и выбрал смерть.

ПРОБЛЕМА ЭГОИЗМА ВЛЮБЛЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" Андрий из-за любви к полячку перешёл в стан врага, предал брата, отца, родину. Юноша, не поколебавшись, решился выйти с оружием против своих вчерашних товарищей. Для Андрия личные интересы стоят на первом месте. Молодой человек погибает от рук отца, который не смог простить предательства и эгоизма младшего сына.

2. Недопустимо, когда любовь становится одержимостью, как у главного героя П.Зюскинда "Парфюмер. История одного убийцы". Жан-Батист Гренуй не способен на высокие чувства. Всё, что представляет для него интерес, это запахи, создание аромата, внушающего людям любовь. Гренуй - пример эгоиста, который для осуществления своей меты идёт на самые тяжкие преступления.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА

1. В романе В.А. Каверина "Два капитана" Ромашов неоднократно предавал людей, окружавших его. В школе Ромашка подслушивал и доносил заведующему всё, что говорили о нем. Позже Ромашов дошёл до того, что стал собирать сведения, доказывающие вину Николая Антоновича в гибели экспедиции капитана Татаринова. Все действия Ромашки низкие, разрушающие не только его жизнь но и судьбы других людей.

2. Ещё более глубокие последствия влечёт за собой поступок героя повести В.Г. Распутина "Живи и помни". Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. Эта непоправимая ошибка не только обрекает его на одиночество и изгнание из общества, но и является причиной самоубийства жены Настёны.

ПРОБЛЕМА ОБМАНЧИВОСТИ ВНЕШНЕГО ВИДА

1. В романе Льва Николаевича Толстого "Война и мир" Элен Курагина, несмотря на свою блистательную внешность и успех в обществе, не отличается богатым внутренним миром. Её главные приоритеты в жизни - деньги и слава. Таким образом, в романе эта красавица является воплощением зла и духовного падения.

2. В романе Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери" Квазимодо - горбун, преодолевший немало трудностей на протяжении жизни. Внешность главного героя совершенно неприглядна, но за ней скрывается благородная и прекрасная душа, способная искренне любить.

ПРОБЛЕМА ПРЕДАТЕЛЬСТВА НА ВОЙНЕ

1. В повести В.Г. Распутина "Живи и помни" Андрей Гуськов дезертирует и становится предателем. В начале войны главный герой честно и мужественно сражался, ходил в разведку, никогда не прятался за спинами товарищей. Однако через некоторое время Гуськов задумался, почему именно он должен воевать. В тот момент эгоизм взял верх, и Андрей совершил непоправимую ошибку, которая обрекла его на одиночество, изгнание из общества и стала причиной самоубийства жены Настёны. Муки совести терзали героя, но он уже был не в силах что-либо изменить.

2. В повести В. Быкова "Сотников" партизан Рыбак предает родину и соглашается служить "великой Германии". Его товарищ Сотников, напротив, является примером стойкости. Несмотря на нестерпимую боль, испытываемую им во время пыток, партизан отказывается говорить правду полицаям. Рыбак осознает низость своего поступка, хочет бежать, но понимает, что дороги назад нет.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ТВОРЧЕСТВО

1. Ю.Я. Яковлев в рассказе "Разбуженный соловьями" пишет о трудном мальчике Селюжёнке, которого окружающие не любили. Однажды ночью главный герой услышал трель соловья. Прекрасные звуки поразили ребёнка, пробудили интерес к творчеству. Селюжёнок записался в художественную школу, и с тех пор отношение взрослых к нему изменилось. Автор убеждает читателя, что природа пробуждает в душе человека лучшие качества, помогает раскрыться творческому потенциалу.

2. Любовь к родному краю - главный мотив творчества живописца А.Г. Венецианова. Его кисти принадлежит ряд картин, посвященных жизни простых крестьян. "Жнецы", "Захарка", "Спящий пастушок" - вот мои любимые полотна художника. Быт простых людей, красота природы России побудили А.Г. Венецианова на создание картин, которые уже более двух столетий привлекают внимание зрителей своей свежестью и искренностью.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова "Обломов" главный герой считает детство самой счастливой порой. Илья Ильич вырос в атмосфере постоянной опеки со стороны родителей и воспитателей. Чрезмерная забота стала причиной апатичности Обломова во взрослой жизни. Казалось, что любовь к Ольге Ильинской должна была разбудить Илью Ильича. Однако его образ жизни остался неизменным, потому что уклад родной Обломовки навсегда оставил след в судьбе главного героя. Таким образом, детские воспоминания повлияли на жизненный путь Ильи Ильича.

2. В стихотворении "Мой путь" С.А. Есенин признался, что детские годы сыграли важную роль в его творчестве. Когда-то в девять лет вдохновленный природой родного села мальчик написал своё первое произведение. Таким образом, детство предопределило жизненный путь С.А. Есенина.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ЖИЗЕННОГО ПУТИ

1. Главная тема романа И.А. Гончарова "Обломов" - судьба мужчины, не сумевшего избрать верный жизненный путь. Писатель особо подчёркивает, что апатичность и неспособность к труду превратили Илью Ильича в праздного человека. Отсутствие силы воли и каких-либо интересов не позволили главному герою стать счастливым и реализовать свои возможности.

2. Из книги М. Мирского "Исцеляющий скальпелем. Академик Н.Н. Бурденко" я узнала, что выдающийся врач сначала учился в духовную семинарию, но вскоре понял, что хочет посвятить себя медицине. Поступив в университет, Н.Н. Бурденко увлёкся анатомией, что в скором времени помогло ему стать известным хирургом.
3. Д.С. Лихачёв в "Письмах о добром и прекрасном" утверждает, что "нужно прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить". Этими словами академик подчёркивает, что судьба непредсказуема, но важно оставаться великодушным, честным и небезразличным человеком.

ПРОБЛЕМА СОБАЧЬЕЙ ПРЕДАННОСТИ

1. В повести Г.Н. Троепольского "Белый Бим Чёрное ухо" рассказана трагическая судьба шотландского сеттера. Пёс Бим отчаянно пытается найти своего хозяина, у которого случился сердечный приступ. На своём пути собака сталкивается с трудностями. К сожалению, хозяин находит питомца уже после того, как пса убили. Бима с уверенностью можно назвать настоящим другом, преданным хозяину до конца своих дней.

2. В романе Эрика Найта "Лесси" семье Керраклафов приходится отдать свою колли другим людям из-за финансовых трудностей. Лесси тоскует по прежним хозяевам, и это чувство лишь усиливается, когда новый владелец увозит её далеко от родного дома. Колли сбегает и преодолевает множество препятствий. Несмотря на все трудности, собака воссоединяется с прежними хозяевами.

ПРОБЛЕМА МАСТЕРСТВА В ИСКУССТВЕ

1. В повести В.Г. Короленко "Слепой музыкант" Пётру Попельскому пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы найти своё место в жизни. Несмотря на слепоту, Петрусь стал пианистом, который своей игрой помогал людям стать чище сердцем и добрее душой.

2. В рассказе А.И. Куприна "Тапёр" мальчик Юрий Агазаров - музыкант-самоучка. Писатель подчёркивает, что юный пианист удивительно талантлив и трудолюбив. Одаренность мальчика не остаётся незамеченной. Его игра поразила знаменитого пианиста Антона Рубинштейна. Так Юрий стал известен всей России как один из талантливейших композиторов.

ПРОБЛЕМА ЗНАЧИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ

1. В романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго" главный герой увлекается поэзией. Юрий Живаго - свидетель революции и гражданской войны. Эти события находят отражение в его стихотворений. Так сама жизнь вдохновляет поэта на создание прекрасных произведений.

2. Тема призвания писателя поднимается в романе Джека Лондона "Мартин Иден". Главный герой - матрос, который на протяжении многих лет занимался тяжелым физическим трудом. Мартин Иден побывал в разных странах, видел жизнь простых людей. Всё это стало главной темой его творчества. Так жизненный опыт позволил стать простому матросу известным писателем.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

1. В повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" Вера Шеина испытывает духовное очищение под звуки сонаты Бетховена. Слушая классическую музыку, героиня успокаивается после пережитых ею испытаний. Волшебные звуки сонаты помогли Вере обрести внутреннее равновесие, найти смысл дальнейшей жизни.

2. В романе И.А. Гончарова "Обломов" Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии "Casta Diva" пробуждают в его душе чувства, которые он никогда не испытывал. И.А. Гончаров подчёркивает, что давно Обломов не ощущал "такой бодрости, такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг".

ПРОБЛЕМА МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ

1. В повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" описана сцена прощания Петра Гринёва с матерью. Авдотья Васильевна была подавлена, когда узнада, что сыну нужно надолго уезжать на службу. Прощаясь с Петром, женщина не смогла сдержать слёз, потому что для неё не могло быть ничего тяжелее расставания с сыном. Любовь Авдотьи Васильевны искренняя и необъятная.
ПРОБЛЕМА ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА О ВОЙНЕ НА ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Льва Кассиля "Великое противостояние" Сима Крупицына каждое утро слушала по радио сводки новостей с фронта. Однажды девушка услышала песню "Священная война". Сима была так взволнована словами этого гимна защиты Отечества, что решила пойти на фронт. Так произведение искусства вдохновило главную героиню на подвиг.

ПРОБЛЕМА ЛЖЕНАУКИ

1. В романе В.Д. Дудинцева "Белые одежды" профессор Рядно глубоко убежден в правоте биологического учения, одобренного партией. Ради личной выгоды академик разворачивает борьбу против учёных-генетиков. Рядно яро отстаивает лженаучные взгляды и идёт на самые бесчестные поступки, чтобы добиться славы. Фанатизм академика приводит к гибели талантливых учёных, прекращению важных исследований.

2. Г.Н. Троепольский в повести "Кандидат наук" выступает против тех, кто отстаивает ложные взгляды и идеи. Писатель убежден, что такие учёные тормозят развитие науки, а следовательно, общества в целом. В повести Г.Н. Троепольский делает акцент на необходимость борьбы с лжеучёными.

ПРОБЛЕМА ПОЗДНЕГО РАСКАЯНИЯ

1. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин остался один после того, как его дочь сбежала с ротмистром Минским. Старик не терял надежды найти Дуню, но все попытки оставались безуспешными. От тоски и безысходности смотритель умер. Лишь через несколько лет Дуня приехала на могилу отца. Девушка почувствовала себя виноватой в смерти смотрителя, но раскаяние пришло слишком поздно.

2. В рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма» Настя оставила свою мать и уехала в Петербург, чтобы построить карьеру. Катерина Петровна предчувствовала скорую смерть и не раз просила дочь навестить её. Однако Настя осталась равнодушной к судьбе матери и не успела приехать на её похороны. Девушка раскаялась лишь на могиле Катерины Петровны. Так К.Г. Паустовский утверждает, что нужно быть внимательными к своим близким.

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

1. В.Г. Распутин в очерке «Вечное поле» пишет о своих впечатлениях от поездки на место Куликовской битвы. Писатель отмечает, что прошло более шести сот лет и за это время многое изменилось. Однако память об этом сражении до сих пор живёт благодаря обелискам, воздвигнутым в честь предков, отстоявших Русь.

2. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять девушек пали, сражаясь за родину. Через много лет их боевой товарищ Федот Васков и сын Риты Осяниной Альберт вернулись на место гибели зенитчиц, чтобы установить могильную плиту и увековечить их подвиг.

ПРОБЛЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ОДАРЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

1. В повести Б.Л. Васильева «Летят мои кони…» смоленский доктор Янсон является примером бескорыстия, совмещенного с высоким профессионализмом. Талантливейший врач каждый день в любую погоду спешил на помощь больным, не требуя ничего взамен. За эти качества доктор снискал любовь и уважение всех жителей города.

2. В трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» рассказана история жизни двух композиторов. Сальери пишет музыку, для того чтобы прославиться, а Моцарт бескорыстно служит искусству. Из-за зависти Сальери отравил гения. Несмотря на смерть Моцарта, его произведения живут и волнуют сердца людей.

ПРОБЛЕМА РАЗРУШИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ВОЙНЫ

1. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» изображена жизнь русской деревни после войны, которая привела не только к экономическому упадку, но и к утрате нравственности. Жители деревни потеряли часть своего хозяйства, стали чёрствыми и бессердечными. Таким образом, война приводит к непоправимым последствиям.

2. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» показан жизненный путь солдата Андрея Соколова. Его дом был разрушен врагом, а семья погибла во время бомбардировки. Так М.А. Шолохов подчёркивает, что война лишает людей самого ценного, что у них есть.

ПРОБЛЕМА ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров отличается умом, трудолюбием, целеустремленностью, но в то же время студент зачастую бывает резок и груб. Базаров осуждает людей, поддающихся чувствам, но убеждается в неправильности своих взглядов, когда влюбляется в Одинцову. Так И.С. Тургенев показал, что людям свойственна противоречивость.

2. В романе И.А. Гончарова «Обломов» Илья Ильич обладает как отрицательными, так и положительными чертами характера. С одной стороны, главный герой апатичен и несамостоятелен. Обломову не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость. С другой стороны, Илья Ильич отличается искренностью, душевностью, умением понять проблемы другого человека. В этом заключается неоднозначность характера Обломова.

ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ

1. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Порфирий Петрович расследует дело об убийстве старухи-процентщицы. Следователь – тонкий знаток человеческой психологии. Он понимает мотивы преступления Родиона Раскольникова и отчасти сочувствует ему. Порфирий Петрович даёт молодому человеку шанс явиться с повинной. Это впоследствии послужит смягчающим обстоятельством в деле Раскольникова.

2. А.П. Чехов в рассказе «Хамелеон» знакомит нас с историей о споре, вспыхнувшем из-за укуса собаки. Полицейский надзиратель Очумелов пытается решить, заслуживает ли она наказания. Вердикт Очумелова зависит лишь от того, принадлежит ли собака генералу или нет. Надзиратель не ищет справедливости. Его главная цель – выслужиться перед генералом.


ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

1. В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» Игнатьич на протяжении многих лет занимался браконьерством. Однажды рыбаку на крючок попался гигантский осётр. Игнатьич понимал, что одному ему не под силу справиться с рыбой, но жадность не позволила позвать брата и механика на помощь. Вскоре за бортом оказался сам рыбак, опутанный своими сетями и крючками. Игнатьич понимал, что может погибнуть. В.П. Астафьев пишет: «Реки царь и всей природы царь - на одной ловушке». Так автор подчёркивает неразрывную связь человека и природы.

2. В повести А.И. Куприна «Олеся» главная героиня живёт в гармонии с природой. Девушка чувствует себя неотъемлемой частью окружающего мира, умеет видеть его красоту. А.И. Куприн особо подчёркивает, что любовь к природе помогала Олесе сохранить душу неиспорченной, искренней и прекрасной.

ПРОБЛЕМА РОЛИ МУЗЫКИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

1. В романе И.А. Гончарова «Обломов» музыка играет важную роль. Илья Ильич влюбляется в Ольгу Ильинскую, когда слушает её пение. Звуки арии «Casta Diva» пробуждают в его сердце чувства, которые он никогда не испытывал. И.А Гончаров особо подчёркивает, что давно Обломов не ощущал «такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Таким образом, музыка способна пробудить в человеке искренние и сильные чувства.

2. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» песни сопровождают казаков на протяжении всей жизни. Они поют в военных походах, в поле, на свадьбах. Казаки вкладывают в пение всю душу. В песнях раскрывается их удаль, любовь к Дону, степям.

ПРОБЛЕМА ВЫТЕСНЕНИЯ КНИГ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ

1. В романе Р. Брэдбери «451о по Фаренгейту» изображено общество, которое опирается на массовую культуру. В этом мире люди, умеющие критически мыслить, оказываются вне закона, а книги, заставляющие задумываться о жизни, уничтожаются. Литературу вытеснило телевидение, которое стало главным развлечением для людей. Они бездуховны, их мысли подчинены стандартам. Р. Брэдбери убеждает читателей, что уничтожение книг неминуемо ведёт к деградации общества.

2. В книге «Письма о добром и прекрасном» Д.С Лихачев задумывается над вопросом: почему телевидение вытесняет литературу. Академик считает, что это происходит потому, что телевизор отвлекает от забот, заставляет, не торопясь, посмотреть какую-нибудь передачу. Д.С. Лихачев видит в этом угрозу для человека, потому что телевизор «диктует – как смотреть и что смотреть», делает людей безвольными. По мнению филолога, только книга способна сделать человека духовно богатым и образованным.


ПРОБЛЕМА РУССКОЙ ДЕРЕВНИ

1. В рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор» изображена жизнь русской деревни после войны. Люди не только обеднели, но и стали чёрствыми, бездуховными. Только Матрёна сохранила чувство жалости к другим и всегда приходила на помощь нуждающимся. Трагическая смерть главной героини – это начало гибели нравственных устоев русской деревни.

2. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» изображена судьба жителей острова, который должны затопить. Старикам тяжело прощаться с родной землёй, где они провели всю свою жизнь, где похоронены их предки. Финал повести трагичен. Вместе с деревней исчезают её обычаи и традиции, которые на протяжении столетий передавались из поколения в поколение и формировали неповторимый характер жителей Матёры.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ПОЭТАМ И ИХ ТВОРЧЕСТВУ

1. А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт и толпа» называет «чернью тупой» ту часть российского общества, которая не понимала цель и смысла творчества. По мнению толпы, стихотворения отвечать интересам общества. Однако А.С. Пушкин считает, что поэт перестанет быть творцом, если подчинится воле толпы. Таким образом, главной целью поэта является не всенародное признание, а стремление сделать мир прекраснее.

2. В.В. Маяковский в поэме «Во весь голос» видит предназначение поэта в служении народу. Поэзия – это идеологическое оружие, способное вдохновить людей, побудить к великим свершениям. Таким образом, В.В. Маяковский считает, что следует отказаться от личной творческой свободы ради общей великой цели.

ПРОБЛЕМА ВЛИЯНИЯ УЧИТЕЛЯ НА УЧЕНИКОВ

1. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» классный руководитель Лидия Михайловна – символ человеческой отзывчивости. Учительница помогла сельскому мальчику, который учился далеко от дома и жил впроголодь. Лидии Михайловне пришлось пойти против общепринятых правил, чтобы выручить ученика. Дополнительно занимаясь с мальчиком, учительница преподала ему не только уроки французского, но и уроки доброты и сочувствия.

2. В сказке-притче Антуана де Сент_Экзюпери «Маленький принц» старый Лис стал для главного героя учителем, рассказывающим о любви, дружбе, ответственности, верности. Он открыл принцу главную тайну мироздания: «главное глазами не увидишь – зорко только сердце». Так Лис преподал мальчику важный жизненный урок.

ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ-СИРОТАМ

1. В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов потерял семью во время войны, но это не сделало главного героя бессердечным. Всю оставшуюся любовь главный герой отдал беспризорному мальчику Ванюшке, заменив ему отца. Так М.А. Шолохов убеждает читателя, что, несмотря на жизненные трудности, нужно не терять способность сочувствовать сиротам.

2. В повести Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» изображена жизнь учащихся школы социально-трудового воспитания для беспризорников и малолетних преступников. Следует отметить, что не все учащиеся смогли стать порядочными людьми, но большинство сумели найти себя и пошло по правильному пути. Авторы повести утверждают, что государство должно с вниманием относиться к детям-сиротам, создавать для них специальные учреждения, чтобы искоренить преступность.

ПРОБЛЕМА РОЛИ ЖЕНЩИНЫ В ВОВ

1. В повести Б.Л. Васильева «А зори здесь тихие…» пять молодых девушек-зенитчиц погибли, сражаясь за Родину. Главные героини не побоялись выступить против немецких диверсантов. Б.Л. Васильев мастерски изображает контраст между женственностью и жестокостью войны. Писатель убеждает читателя, что женщины наравне с мужчинами способны на боевые подвиги и героические поступки.

2. В повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая» показана судьба женщины во время войны. Главная героиня Мария потеряла всю семью: мужа и ребёнка. Несмотря на то, что женщина осталась совсем одна, её сердце не очерствело. Мария выходила семь ленинградских сирот, заменила им мать. Повесть В.А. Закруткина стала гимном русской женщине, пережившей множество лишений и бед во время войны, но сохранившей доброту, сочувствие, желание помогать другим людям.

ПРОБЛЕМА ИЗМЕНЕНИЙ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

1. А. Кнышев в статье «О великий и могучий новый русский язык!» с иронией пишет о любителях заимствований. По мнению А. Кнышева, речь политиков и журналистов зачастую становится нелепой, когда она перегружена иностранными словами. Телеведущий уверен, что чрезмерное использование заимствований засоряет русский язык.

2. В. Астафьев в рассказе «Людочка» связывает изменения в языке с падением уровня культуры человека. Речь Артёмки-мыло, Стрекача и их приятелей засорена уголовным жаргоном, что отражает неблагополучие общества, его деградацию.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

1. В.В. Маяковский в стихотворении «Кем быть? поднимает проблему выбора профессии. Лирический герой задумывается, как найти верный жизненный путь и род деятельности. В.В. Маяковский приходит к выводу, что все профессии хороши и одинаково нужны людям.

2. В рассказе Е. Гришковца «Дарвин» главный герой после окончания школы выбирает дело, которым хочет заниматься всю жизнь. Он осознаёт «ненужность происходящего» и отказывается учиться в институт культуры, когда смотрит спектакль, сыгранный студентами. В юноше живёт твёрдая уверенность в том, что профессия должна быть полезной, приносить удовольствие.