Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

» » Общая характеристика общения как социально психологического феномена. Феномен общения. Социально-перцептивные эффекты в общении

Общая характеристика общения как социально психологического феномена. Феномен общения. Социально-перцептивные эффекты в общении

1. КОММУНИКАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Коммуникация (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) – 1) Путь сообщения, линия связи. 2) Сообщение, общение .

Под коммуникацией понимаются процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Можно еще отметить, что речь идет о характерном для коммуникативных систем несовпадении входа и выхода. В стандартном коммуникативном акте также важны именно невербальные реакции на сообщение, поскольку наиболее значимые проявления восхищения, удивления, ненависти и т.д. имеют подчеркнуто редуцированный вербальный компонент в виде разнообразных междометий.

В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но и стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание .

В качестве метода анализа коммуникации мы будем придерживаться контент-анализа. Контент-анализ активно используется для решения задач анализа коммуникации в области государственных и бизнес-структур. Его суть заключается в переводе вербальной информации в более объективную невербальную форму. Поэтому все определения контент-анализа подчеркивают его объективный характер.

Объективность при этом трактуется так: каждый шаг может быть произведен только на основе явно сформулированных правил и процедур. Поэтому важным проверочным механизмом становится повторяемость результатов при использовании одного и того же материала разными исследователями. Ведь что обычно происходит в рамках гуманитарных наук: мы можем дать задание для 50 человек, и они дадут нам 50 результатов. В этом отношении контент-анализ является довольно точной исследовательской техникой.

Для более полной характеристики метода необходимо добавить следующее. Первое: все данные статистики вербального материала используются для формулирования выводов о невербальных аспектах, например, о тех или иных характеристиках адресата и адресанта. Поэтому текстовый материал здесь представляется промежуточным объектом. Нас в данном случае интересует вовсе не текст. И второе: само по себе выяснение частоты употребления, например, писателем X., такого-то слова с такой-то частотой не является контент-анализом. Контент-анализ – это всегда сопоставление двух потоков. Например, сопоставление двух газет как двух вербальных потоков. Возможно также сопоставление невербального и вербального потоков: данных о рождаемости и информации о детях-героях в литературных журналах. Интерес представляет исследование данного вербального потока и нормы: частота употребления определенного слова в произведениях писателя и стандартная частота употребления этого же слова в языке того времени.

1.1 Природа возникновения коммуникационного процесса

Начало изучению коммуникации положила психология масс и прежде всего Габриель Тард. Согласно Тарду, роль коммуникации в обществе настолько значительна, что те или иные ее формы детерминируют определенные типы общественных отношений, в том числе и отношений власти .

Основатель кибернетики Норберт Винер, в своей первой книге отождествил понятия «коммуникация» и «управление», так как передача сообщений равнозначна управлению поведением и действиями каких-либо устройств, машин, организмов, а в более широком смысле - управлению функционированием систем.

Неразрывную связь коммуникации и власти признают и современные исследователи. В этом отношении показательно название работы Р. Блакара «Язык как инструмент социальной власти». Но коммуникация - это не только язык, не только вербальное взаимодействие. Г. Тард, Г. Лебон и 3. Фрейд отмечали особую роль невербальных средств коммуникации - взгляда, мимики, жестов, поз, телодвижений и т. п., ведь говоря о подражании (Тард), заражении (Лебон) и трансу (Фрейд) психология масс прежде всего имела в виду невербальное взаимодействие.

Тард вполне логично полагал, что изначальной формой коммуникации является разговор.

Разговор стал одним из самых актуальных предметов исследования современных психологии и социологии, вызывая по многим причинам повышенный интерес ученых. В данной главе мы обсудим некоторые теоретические аспекты этой темы.

Современная теория коммуникации разрабатывается как философией, так и самыми различными науками - от социальных до технических, компьютерных дисциплин. Ее проблемная область включает в себя предельно широкий спектр явлений - от внутриличностных коммуникативных процессов (внутренний диалог в сознании индивида) до крупномасштабных коммуникативных процессов в социо-культурных системах и даже в мировом сообществе в целом, где используются научно-технические достижения и задействованы средства массовой коммуникации, включая глобальные компьютерные сети.

Традиционной областью исследования социальной психологии считается межличностная коммуникация.

В самом общем виде за коммуникацией признаются три группы функций:

1. информационно-коммуникативные;

2. регуляционно-коммуникативные;

3. аффективно-коммуникативные .

1.2 Сущность коммуникационного процесса

Коммуникация - это процесс создания и передачи значимых сообщений в неформальной беседе, групповом взаимодействии или публичном выступ_вер. Этот процесс включает в себя участников, контекст, сообщения, каналы, присутствие или отсутствие шумов и обратную связь.

Участники - это люди, участвующие в процессе коммуникации и исполняющие роли отправителей и получателей сообщений. Как отправители, участники формируют сообщения и стремятся передать их посредством вербальных символов и невербального поведения. Как получатели, они обрабатывают получаемые сообщения и поведенческие сигналы и реагируют на них.

Контекст - это физическое, социальное, историческое, психологическое и культурное окружение, в котором проходит процесс коммуникации.

Физический контекст коммуникационного события включает его местоположение, условия окружающей среды (температуру, освещение, уровень шума), физическое расстояние между участниками и время суток.

Социальный контекст включает в себя цель коммуникации и уже существующие взаимоотношения между участниками.

Исторический контекст включает в себя связи, сформировавшиеся между участниками в предыдущих коммуникационных эпизодах и влияющие на понимание в текущей ситуации.

Психологический контекст включает в себя настроения и чувства, которые каждый из собеседников привносит в общение.

Культурный контекст включает в себя убеждения, ценности, отношения, социальную иерархию, религию, роли групп и понятие времени

Сообщение - сочетание значения, символов, кодирования-декодирования и формы или способа организации.

Значение - это осознание вами мыслей и чувств.

Символы - это слова, звуки и действия, представляющие конкретное содержание значения.

Кодирование и декодирование

Когнитивный мыслительный процесс трансформации идей и чувств в символы и организация их в форму сообщения называется кодированием сообщения; обратный процесс трансформации сообщений в идеи и чувства называется декодированием.

Форма или организация

Если значение сложное, то может потребоваться организовать его по разделам или расположить в определенном порядке.

Канал - это и маршрут сообщения, и средства его передачи. Сообщения передаются через сенсорные каналы. При непосредственном контакте между людьми используются два основных канала: звук (вербальные символы) и видимые сигналы (невербальные ключи).

Шум - это любой внешний, внутренний или семантический раздражитель, мешающий процессу обмена информацией.

Внешние шумы - это предметы, звуки и другие стимулы окружающей обстановки, отвлекающие внимание людей от того, что говорится или делается.

Внутренние шумы - это мысли и чувства, интерферирующие с коммуникационным процессом.

Семантические шумы - это значение, непреднамеренно переданное посредством некоторых символов и препятствующее точности декодирования.

Обратная связь - это реакция на сообщение. Обратная связь указывает человеку, передавшему сообщение, было ли получено сообщение, и если да, то, как оно было услышано, увидено, понято. Если вербальная или невербальная реакция указывает отправителю на то, что подразумеваемое значение не было услышано, то инициатор может попытаться другим способом закодировать сообщение, особо подчеркнув при этом свое понимание передаваемого значения. Это перекодированное сообщение тоже является обратной связью, так как отвечает на реакцию получателя. В любом коммуникационном процессе - межличностном, происходящем в маленькой группе, при публичном выступлении - мы пытаемся вызвать максимально возможную в данной ситуации обратную связь .

1.2.1 Функции коммуникации

Коммуникация выполняет целый ряд функций и происходит в различных ситуациях как в форме непосредственного прямого общения, так и через электронные средства.

Коммуникация выполняет несколько важных для нас функций.

1. Мы общаемся, чтобы удовлетворить потребность в общении.

2. Мы общаемся, чтобы усовершенствовать и поддержать наше представление о себе.

3. Мы общаемся ради выполнения социальных обязательств.

4. Мы общается, чтобы строить взаимоотношения.

5. Мы общаемся, чтобы обмениваться информацией.

6. Мы общаемся, чтобы воздействовать на других .

1.2.2 Условия коммуникации

Ситуация межличностного общения

Чаще всего коммуникация происходит в ситуации межличностного общения, представляющего собой неформальный разговор двух или более людей.

Ситуация группового принятия решений

Ситуация группового принятия решений характеризуется тем, что люди собираются вместе с целью решить определенные задачи.

Ситуация публичного выступления

В ситуации публичного выступления оратор выступает перед аудиторией в общественном месте с заранее подготовленным официальным сообщением. Ситуация общения через электронные средства

Сегодня мы все больше и больше пользуемся электронными средствами общения. Участники электронной коммуникации не имеют общего физического контекста, этот вид общения опирается на использование технологий. Как следствие, часть значения сообщения, которая обычно передается невербальными сигналами, недоступна для получателя .


Информации, напротив, в большинстве случаев не осознает своего невербального поведения. Глава 3. Сравнительная характеристика вербальной и невербальной коммуникации 3.1 Особенности вербальной коммуникации К главной особенности вербальной коммуникации можно отнести вербальное общение, которое присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим...

С действием хронотипов.4. Средства коммуникации. Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе. Различают вербальную и невербальную коммуникацию, использующие различные знаковые системы. 4.1. Вербальная коммуникация. Вербальная коммуникация использует в...

Подводных камней в процессе общения. Поэтому во второй главе наше внимание направлено непосредственно на обучение невербальным средствам коммуникации в процессе изучения иностранного языка. Мы рассмотрели особенности личных и рабочих отношений в русской и немецкой культурах; жесты, употребляемые в русском и немецком коммуникативной поведении. Опираясь на данные факты, мы разработали...

Идет дешифровка получен­ных сообщений. Все это становится значимым только в акте ком­муникации и приводит к непониманию и напряженности, труд­ности и невозможности общения. Наконец, межкультурная коммуникация основывается на процессе символического взаимодействия между индивидуумами и группами, культурные различия которых можно распознать.; восприятие и отношение к этим различиям влияют на вид, ...

Занятие №1

Тема 1.1.1. Общение как социальный феномен.

Цель занятия:

учебная : дать определение понятию «общение», объяснить роль общения в повседневной жизни, профессиональной деятельности, объяснить барьеры, возникающие в процессе общения;

воспитательная: воспитание положительного отношения к учебе, формирование познавательной потребности;

развивающая : развитие мышления, памяти, внимания.

Тип занятия : комбинированное занятие

Место проведения: кабинет.

Время: 2 часа.

Целевые задачи для студентов:

А) что должен знать:

    Определение общение.

    Стороны общения

    Функции общения.

    Виды общения.

Б) что уметь: обосновать взаимосвязь психологии с другими науками.

Представлять:

Оснащение занятия: лекционный материал, тестовые задания.

Интеграция (межпредметные связи): философия, социология, разделы общей и социальной психологии.

Хронология занятия:

    Организационный момент – 1-2 мин.

    Актуализация опорных знаний 10-15 мин.

    Объяснение теоретического материала – 45-50 мин.

    Закрепление полученных знаний – 10 - 15 мин.

    Задание на дом - 5 мин.

1.Организационный момент

    Преподаватель приветствует студентов.

    Отмечает отсутствующих.

    Проверяет готовность кабинета и студентов к занятию.

    Преподаватель называет тему, цели.

    Преподаватель приучает студентов к аккуратности, настраивает на плодотворную работу и восприятие новых знаний .

2.Актуализация опорных знаний

Тестовые задания для среза знаний студентов по дисциплине «Психология»

по разделам 1, 2 «Общая психология» и «Социальная психология»

1. Такие механизмы восприятия и понимания людьми друг друга, как «эффект ореола» и «эффект новизны», обязаны своим возникновением:

а) стереотипности человеческого мышления;

б) отсутствию изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем;

в) свойству долговременной памяти, именуемому «эффект края»;

г) стремлению делать преждевременные заключения о личности человека.

2. Запоминание информации в течение 20 секунд характерно для памяти

а) оперативной

б) иконической

в) долговременной

д) кратковременной

3. Общение – это форма взаимодействия человека с другими людьми

а) верно,

б) не верно.

4. Восприятие партнера по общению называется:

а) социальной интеракцией;

б) социальной перцепцией;

в) социальной интеграцией;

с) симпатией;

5. Слово, как раздражитель, выступает в

а) слуховой форме,

б) зрительной форме,

в) двигательной форме,

г) все ответы верны.

6. Целенаправленное, систематическое прослеживание за человеком или группой людей – это метод

А) наблюдения

Б) эксперимент

В) самонаблюдения

7. Эксперимент, который проводится в специально созданных условиях, называется лабораторным

А) верно

Б) не верно

8. Назовите метод, используя который исследователь создает и видоизменяет условия, в которых действует изучаемый человек

А) наблюдение

Б) эксперимент

В) беседа

9. Психический познавательный процесс, благодаря которому человек планирует и реализовывает свою деятельности – это

А) мышление

Б) память

В) внимание

10. Пассивная непроизвольная форма воображения – это

А) сон

Б) мечта

В) фантазия

11. Астенические эмоции и чувства повышают жизнедеятельность организма

А) верно

Б) неверно.

12. Установление контакта с собеседником начинается с

а) улыбки

б) контакта глаз

в) приветствия

13. Эмпатия - это

а) сопереживание другому человеку

б) способность поставить себя на место собеседника

в) возможность для самопознания

14. К психическим состояниям относятся относится:

а) б одрость ,

б) паника ;

в) усталость;

г) готовность;

д) темперамент.

15. К психическим свойствам относятся:

а) темперамент ,

б) чувства ;

в) процесс торможения;

г) интерес ;

д) волю .

16. К основным свойствам внимания относятся:

А) сравнение, анализ, синтез, абстракция, конкретизация

Б) устойчивость, концентрация, распределение, переключение, отвлекаемость, объем

В) типизация, агглютинация, гиперболизация

17. Установите соответствия между последовательностью развития мышления в онтогенезе и формами мышления

1. Первая стадия а) понятийное мышление

2. Вторая стадия б) наглядно-действенное мышление

3. Третья стадия в) наглядно-образное мышление

18. Установите соответствия между возрастом и стадиями развития психики и речи

1. Первая стадия (первые 6 недель жизни ребенка)

2. Вторая стадия (с середины 2 по 4 мес.)

3. Третья стадия (5-8 мес.)

4. Четвертая стадия (9-12 мес.)

а) Прирожденные рефлексы, пошаговые приспособления простых рефлексов к условиям внешней среды

б) Возникают и развиваются так называемые конвенциональные, или условленные, формы общения, младенец обращается ко взрослому в поисках помощи, подает побудительные сигналы (хнычет, выражает беспокойство и т.п.), голосовые проявления включают плач и крик в ответ на неприятные воздействия, а в эмоционально нейтральной и позитивной ситуации - гуление и лепет

в) Сохраняются крик и плач, гуление переходит в лепет, как форму развитой (вторичной) циркулярной реакции, включающей элементы произвольного управления со стороны ребенка

г) С помощью крика и плача ребенок недифференциванно выражает свои негативные состояния, позднее эти голосовые явления выражают состояния позитивного знака

д) Появляются так называемые первичные вокализации младенца, известные как гуление

е) Прирожденные рефлексы под влиянием опыта и повторений преобразуются, возникают первые простые двигательные навыки (циркулярные реакции)

ж) Циркулярные реакции переходят во вторичную форму, возникают первые формы преднамеренности

з) Отчетливое проявление преднамеренных форм двигательного поведения, обычным становится достигать поставленной цели, преодолевая препятствия на своем пути

19. Опосредованное общение:

а) происходит в ситуациях, когда субъекты отделены друг от друга временем или расстоянием;

б) обеспечивается при помощи различных средств (телефон, письмо и т.д.);

в) характеризуется неполным психологическим контактом;

г) характеризуется затрудненной обратной связью;

д) все ответы верны;

е) все ответы не верны.

20. Генетически детерминированные анатомо-физиологические особенности нервной системы, являющиеся предпосылкой процессов формирования способностей – это:

А) зачатки Б) задатки В) синапс

21. Система знаков, являющаяся средством человеческого общения, мыслительной деятельности, передачи накопленного культурно-исторического опыта, способом выражения самосознания личности, - это:

А) речь

Б) жесты

В) язык

Г) символы

22. Вид памяти, включающий процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, перерабатываемой в ходе выполнения действия и необходимой только для достижения цели данного действия:

А) кратковременная В) оперативная Г) иконическая

23. Субъективное отношение к болезни называют

    аггравацией

    анозогнозией

    внутренней картиной болезни

24. Паллиативная медицина отказывается от методов лечение

    экстраординарных

    ординарных

25. Назовите второй этап изменения сознания терминального больного

    «гнев и бунт»

    «торговля»

    «отрицание»

26. Спокойное размышление о смерти характерно для изменения сознания терминального пациента на стадии

    депрессия

    смирение

    отрицание и изоляция

27. Терминальный пациент задает себе вопрос: «Почему именно я?» на стадии

    «гнева и бунта»

    «торговли»

    «отрицания»

28. В первой фазе горя необходимо

    успокаивать человека

    разговаривать с человеком

    как можно больше касаться человека

29. В какой фазе горя человек идеализирует покойного

    в фазе шока и оцепенения

    в фазе остаточных толчков

    в фазе проживания горя и страдания

30. Причинами патологического горя (т.е. застревание на одной из фаз горя) могут быть

    конфликты или ссоры с покойным перед его смертью

    невыполненные обещания

    все ответы верны

31.Слово «хоспис» означает

    дом умиротворения

    дом милосердия

    лечебница

Эталон ответов:

    а, б, в

    а, д

    1 б, 2 в, 3 а

    1. а, г; 2 д; 3 е; 4 з,ж

    б, в, в

3.Объяснение теоретического материала

План изложения теоретического материала:

  1. Определение «общение»

    Барьеры общения.

Определение «общение»

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. У. Джеймс говорил: «Трудно придумать более дьявольское наказание, как если бы кто-нибудь попал в общество людей, где никто на него не обращает внимание. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, если бы всякий при встрече не узнавал бы нас и обходился с нами, как с неодушевленными предметами». Насколько это изречение правдиво! И как все люди нуждаются в общении! Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – это то, ради чего человек вступает в акт общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными и являются средствами удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. Многообразие средств общения зависит от культуры человека, уровня его развития, воспитания, образования.

Процесс общения (коммуникации). Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации, в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся . Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением , т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально- вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико- актильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, то сообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:

Социальные функции общения

    Организация совместной деятельности

    Управление поведением и деятельностью

    Контроль

Психологические функции общения

    Функция обеспечения психологического комфорта личности

    Удовлетворение потребности в общении

    Функция самоутверждения

Уровни общения.

Общение может происходить на различных уровнях:

    Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

    Примитивный уровень, когда один из партнеров подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

    Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

Виды общения:

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

По содержанию оно может быть:
1. Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности).
2. Когнитивное (обмен знаниями).
3. Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями).
4. Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями).
5. Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками).

По целям общение делиться на:
1. Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма).
2. Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, личностного роста индивида).

По средствам общение может быть:

1. Непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.) и опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий, например, палка, камень, радио, телевидение),

2. Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения) и косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди),

3. Целевое (общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, например, удовлетворение потребности в общении (одинокие люди),

4. Вербальное (посредством языка) и невербальное (посредством жестов, мимики, пантомимики).

Сент-Экзюпери сказал об общении, что это “единственная роскошь, которая есть у человека”. В общении открываются реализуются все стороны отношений человека - и межличностные, и общественные. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем и как способ развития самих этих индивидов.

2. Структура общения.

В структуре общения выделяют три взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения.

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Прежде чем вступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем уже в процессе общения необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее благоприятное или неблагоприятное впечатление о себе и сделать так, чтобы в дальнейшем у него возникало или не возникало стремление продолжать общение. Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с другими людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – это предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное. В начале общения человек должен принять соответствующую позу, например,

Альберт Мехребиан сумел провести несколько параллелей между позой человека и его отношением к другим. Он отметил, что если люди симпатизируют друг другу, то они подсознательно наклоняются к друг другу . Причем такое поведение наблюдается независимо от того, насколько сильно люди заинтересованы в собеседнике.

По наблюдениям Мехребиана, если человек сидит , наклонившись в сторону, такая поза свидетельствует о спокойствии, а угол наклона определяется степенью проявляемого к собеседнику расположения.

Чем большую антипатию испытывает мужчина к другому человеку, тем меньше он расслаблен и тем менее заметно наклоняется в сторону.

Что же касается женщины, то все как раз наоборот: она склоняется набок тем сильнее, чем меньше ей нравится присутствующие мужчины или женщины. Если женщина сидит в спокойной, свободной позе, то это является признаком того, что она питает расположение к присутствующим более пожилым или более молодым, чем она сама мужчинам.

Положение «руки в боки» чаще принимается в присутствии лиц более низкого статуса.

Предложение сексуального характера также может быть выражено позой. Женщина часто склоняется вперед и обхватывает свое тело руками, отчего грудь становится соблазнительно пышной. Мужчины особенно молодые – любят засовывать большие пальцы за пояс брюк или в карманы джинсов, слегка согнув при этом пальцы.

Плотный обхват руками тела говорит, о любви к уединению и о желании обезопасить себя.

Позы могут использоваться для демонстрации ограничений возможному расширению кругу общения. Руки и ноги могут быть поставлены таким образом, чтобы ясно показать окружающим, что это сформировавшаяся группа и чужих ей не надо. Такое особенно бросается в глаз в барах, кафе, популярных среди молодежи.

Перемена позы служит для разграничения этапов беседы. К примеру, при переходе от общих тем к более частным или интимным вопросам взаимоотношения меняются и позы, и люди подсаживаются ближе друг к другу.

Смена позы происходит даже во сне при переходе из одного состояния, к примере, от сна без сновидений, к этапу «Глазного сканирования», когда человек видит сны. Такие смены поз происходят настолько регулярно, что вполне предсказуемы и укладываются в рамки определенной модели.

Людям, которым приходится быть часто на публике, отличаются сдержанностью поз и жестов.

Выделяют также нарочитые позы, которые свойственны артистам и ораторам, которые без труда читаются публикой.

Ученые обратили внимание на то, что выражение лица отражает охватившее человека чувства, а поза демонстрирует степень их интенсивности. Так, например, люди, страдающие депрессией, сидят сгорбившись, с безучастным видом, в задумчивости уставившись в пол. Маниакальные пациенты насторожены, сидят прямо, и весь их вид говорит об испытываемом ими напряжении.

Поза человека, как и другие аспекты тела в настоящее время, требуют длительного и систематического наблюдения.

Нельзя забывать и о выражении лица, нашей мимике. Оно должно соответствовать трем моментам: 1- отношению к партнеру, 2- цели сообщения, 3-желаемому результату общения. Ученые выделили несколько возможные выражений лица:

« Мимика радости». На лице улыбка, глаза слегка прищурены, ноздри расширены, нижняя челюсть «расслаблена» и может быть опущена, что ведет к полураскрытости рта. «Мимика печали». Смыкание рта, стиснутость зубов, взор опущен, брови сведены, подбородок напряжен, кожа лица обычно бледная.

« Мимика боли». Брови сведены или могут быть подняты, зубы стиснуты, щеки напряжены, кожа подбородка натянута, расширены зрачки.

« Мимика стыда и вины». Голова опущена, глаза отведены, быстрые взгляды.

Многое нам может сказать и улыбка человека . Например: Опущенные уголки рта Дарвин называл “рудиментом плачущего человека”. Такие уголки рта являются элементом реакции горечи. Опущенные вниз уголки рта свидетельствуют о безрадостном состоянии, печали, разочаровании и болезненном отказе от чего-то. Нередко они являют собой выражение негативной жизненной установки

Непринужденная улыбка . Чем свободнее и непринужденнее кажется нам улыбка, тем в большей степени она является выражением наивной, чистой радости. Такая улыбка является самой очаровательной формой в мимическом репертуаре, обладая исключительно приятным для окружающих содержанием.

Вынужденная деланная улыбка. Такая улыбка “по заказу” превращается в движение намерения с довольно небольшим содержанием чувства. Она неожиданно возникает и так же неожиданно исчезает. Из-за этого скрываемые за ней лицемерные намерения становятся очевидными. К улыбкам “по заказу” относится также и улыбка смущения. Она тоже неорганична. Это вымученная улыбка, которая нередко используется в качестве компенсации, например при выражении сочувствия.

Приторная улыбка . Этот вид улыбки можно установить по чуть более заметному растяжению губ. Поэтому такая улыбка производит утрированное, слегка наигранное впечатление, выражая больше того, что испытывают на самом деле.

Усмешка. Основное различие между улыбкой и усмешкой заключается в том, что губы остаются сомкнутыми в довольно напряженном состоянии. За счет этого в этом виде улыбки выражается некоторое волевое усилие. Напряжение может сигнализировать как о внимании, так и о тенденции к господству. Сжатые губы выражают отстраненность. Нередко усмешка содержит в себе и ехидное выражение. В таком случае она превращается в мимическое выражение радости по поводу того, что должно держаться в тайне.

Ухмылка . Это улыбка – гримаса. По такой улыбке можно судить о том, что перед вами наглец, мерзавец или провоцирующий коварный человек. Опущенные вниз уголки рта (“кислая” реакция) придают лицу выражение “переполненного сарказмом” человека.

Уничижительная улыбка. При такой улыбке уголки рта немного опущены. Форма рта выражает одновременно утверждение и отрицание.

Выбор слов и тона также немаловажен во время общения. Наверное каждый из нас хотел бы вызывать чувство доверия у собеседника. Вот н есколько правил, которые помогут нам в этом:

    Голос не должен быть слишком громки, или слишком тихий. Громкий голос воспринимается как претензия на доминирование. Слишком тихий голос воспринимается как признак неуверенности в себе, о склонности человека к подчинению.

    Тон также не должен быть ни слишком резкий, ни излишне мягким. Резкий тон действует на слушателя раздражающе, и может оттолкнуть собеседника. Слишком мягкий тон может создать у человека впечатление, что его попытки ввести в заблуждение, может вызвать подозрение, которое несовместимо с доверием. Тон должен передавать уверенность человека в себе.

    Высокий темп речи в данном случае малопродуктивен и даже вреден. Человек, говорящий скороговоркой, в лучшем случаи воспринимается как говорун.

В процессе общения нужно помнить о так называемой обратной связи. Обратная связь – это сообщение, адресованное другому человеку о том, как вы его воспринимаете и какие чувства вызывают у вас его поведение. Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь помогает человеку видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер по общению тебя воспринимает. Если вы владеете техникой обратной связи, то вы можете сделать вывод о причинах определенных реакций собеседника на сказанные слова.

Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают.

К. Чапек

Общение - это коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, настроениями, желаниями и т.д. Содержание конкретной коммуникации может быть различным: обсуждение новостей, сообщение о погоде или спор о политике, решение деловых вопросов с партнерами (всего не перечислишь). Что бы это ни было - это всегда коммуникация, и представить себе общение без нее невозможно.

Коммуникация в общении происходит ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей и т.д. И тогда возникают следующие вопросы:

Что препятствует эффективной коммуникации?

    Слова, воспринимаемые как требование . Для каждого из нас дорога автономия – возможность самостоятельно выбрать себе цели и действовать в соответствии с выбором. Требование угрожает этой возможности. Когда мы слышим требование, то часто видим перед собой два пути: подчинение или борьбу. Когда же нас просят, мы чувствуем себя свободными и охотно откликаемся на просьбу, если ожидаемые от нас действия не противоречат нашим ценностям. Если же действия не созвучны нашим целям и ценностям, мы просто говорим о невозможности откликнуться на просьбу.

    Слова, которые воспринимаются как диагноз, осуждение . Когда мы говорим людям, что считаем их грубыми, эгоистичными или невнимательными к окружающим, то они, как правило, начинают плохо думать или о себе, или о нас. Если они изменили поведение, которое мы осудили, то сделали это скорее испытывая стыд, страх или вину, чем из желания действовать в согласии с нами.

    Слова, не оставляющие выбора . Возможность самостоятельно осуществлять выбор прибавляет нам силы. Особенно необходима для человека возможность выбирать свою цель, свой путь к мечте.

В силу указанных причин при передаче содержания информации при помощи языка (по вербальному каналу) частично искажается смысл информации, частично происходит ее потеря.
Этот процесс шутливо проиллюстрировал А.Моль в примере передачи указаний по цепочке: капитан – адъютант – сержант – капрал – рядовые солдаты:
Капитан – адъютанту : Как вы знаете, завтра произойдет солнечное затмение, а это бывает не каждый день. Соберите личный состав в 5 часов утра на плацу в походной одежде. Они смогут наблюдать это явление, а я дам им необходимые объяснения. Если будет идти дождь, то наблюдать будет нелегко, в таком случае оставьте людей в казарме. Адъютант – сержанту : по приказу капитана завтра утром произойдет солнечное затмение. Капитан в походной одежде даст на плацу необходимые объяснения, а это бывает не каждый день. Если будет идти дождь, наблюдать будет нечего, тогда явление состоится в казарме. Сержант – капралу : По приказу капитана завтра утром в 5 часов произойдет затмение на плацу людей в походной одежде. Капитан даст необходимые объяснения насчет этого редкого явления, если будет дождливо, что бывает не каждый день. Капрал – солдатам : Завтра в самую рань, в 5 часов, солнце на плацу произведет затмение капитана в казарме. Если будет дождливо, то это редкое явление состоится в походной одежде, а это бывает не каждый день

Барьеры общения

Часто общения затрудняется. Причины этого разнообразны. Коммуникативный барьер – это психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации.

Таблица 1. Коммуникативные барьеры личности.

Типы коммуникативных барьеров

Барьеры понимания.

Барьеры социально-культурных различий.

Барьеры отношений.

Барьер фонетического непонимания (непонимание произношения слов), барьер семантический (непонимание смысла слов), барьер логический, барьер стилистический.

Социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, самовосприятие партнера, его пола, возраста.

Барьер несовместимых характеров, барьер отвращения и брезгливости, барьер презрения, барьер страха, барьер стыда и вины и другие.

Каково происхождение барьеров?

Чаще всего разногласия и непонимание, т.е. “барьеры” коммуникаций, связаны не с искажением информации или ее недостатком, а с неумением или нежеланием почувствовать другого человека, проникнуться его потребностями, заботами, или болью. Расхождения возникают из-за желания навязать свое видение и понимание ситуации. Часто препятствием на пути к согласию является опасение потерять влияние (над человеком, группой).

Во многих ситуациях человек сталкивается с тем, что его слова, его желания и побуждения как-то неправильно воспринимаются собеседником, "не доходят" до него. Иногда даже складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды.

В сущности, каждому человеку есть что защищать от воздействия. Коммуникация - это влияние; следовательно, в случае успеха коммуникации должно произойти какое-то изменение в представлениях о мире того, кому она адресована. Между тем не всякий человек хочет этих изменений, так как они могут нарушить его представление о себе, его образ мыслей, его отношения с другими людьми, его душевное спокойствие. Естественно, что человек будет защищаться от такой информации и будет делать это твердо и решительно.

Человек должен уметь каким-то образом отличать "хорошую" информацию от "плохой", "пропускать" первую и "останавливать" вторую. Каким образом это происходит?

Интересное и оригинальное понимание механизмов, которые создают барьеры, предложил выдающийся психолог Б.Ф.Поршнев.

Он пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии, самым мощным из средств воздействия, имеющихся в арсенале человека. Об этом он писал так: "Хотя всякий говорящий внушает, однако далеко не всякое словесное внушение приемлется как таковое, ибо в подавляющем большинстве случаев налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от неумолимого действия речи " ".

Именно контрсуггестия и является главной причиной возникновения тех барьеров, которые появляются на пути коммуникации.

Б.Ф.Поршнев выделил три вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание . Как мы увидим в дальнейшем, избегание и авторитет - это защита от источника коммуникации, а непонимание - от самого сообщения .

Избегание. Подразумевается избегание источников воздействия, уклонение от контактов с партнером. Со стороны эта "защита" очень хорошо прослеживается - человек невнимателен, не слушает, "пропускает мимо ушей", не смотрит на собеседника, постоянно находит повод отвлечься, использует любой предлог для прекращения разговора.

Избегание как вид защиты от воздействия проявляется не только в том, что индивид избегает определенных людей, но и в уклонении от определенных ситуаций. Если некто при просмотре кинокартины закрывает глаза "на страшных местах", то это можно классифицировать как попытку избежать эмоционально тяжелой информации. Когда некто, не желая, чтобы на его решение или мнение оказывали влияние, просто не приходит на назначенную встречу или заседание, то это тоже избегание. Таким образом, самый простой способ защиты от воздействия - избежать соприкосновения с источником этого воздействия.

Авторитет. Действие авторитета как вида контрсуггестии заключается в том, что разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым.

В связи с таким действием авторитета очень важно знать, как он формируется и от чего зависит присвоение конкретному человеку авторитета. Здесь можно найти много разных основании. Это может быть и социальное положение (статус) партнера, его превосходство по важному в данный момент параметру или его привлекательность в определенных ситуациях, а также хорошее отношение к адресату воздействия и т.д. Основания для этого у каждого свои, и определяются они собственным положением в системе общественных отношений, собственной историей и основными ценностями.

Непонимание. Далеко не всегда имеется возможность определить источник информации как опасный, чужой или неавторитетный и таким образом защититься от нежелательного воздействия. Довольно часто какая-то потенциально опасная для человека информация может исходить и от людей, которым мы в общем и в целом доверяем. В таком случае защитой будет своеобразное непонимание самого сообщения.

Систему барьеров можно представить себе как автоматизированную охранную систему - при срабатывании сигнализации автоматически перекрываются все доступы к человеку. Во многих случаях сигнализация срабатывает вовремя. Однако возможны и другие варианты - ложная тревога и отключение сигнализации.

Во многих ситуациях барьеры непонимания могут сослужить человеку плохую службу, когда ничего угрожающего или опасного в воздействии нет, а ложное срабатывание сигнализации приводит к тому, что нужная и актуальная информация не воспринимается.

Например, слишком сложно изложенная информация не воспринимается теми людьми, для которых она предназначена; использование некорректных аргументов дискредитирует в общем очень важную мысль; правильные предложения, исходящие от неприятного человека, никогда не выслушиваются, а человек, не обладающий авторитетом, но знающий, как решить какой-то насущный вопрос, может положить всю жизнь на то, чтобы объяснить это другим, но его никто не услышит и т.д. и т.п. Поскольку система защит работает в автоматическом режиме, постольку она как бы "встроена " в человека, является его частью и обычно им не осознается. Требуются особые усилия, чтобы избежать ошибок, вызванных ложными срабатываниями системы.

Практически для всех людей важно уметь общаться таким образом, чтобы их правильно понимали, чтобы их слова не наталкивались на стену непонимания, чтобы их слушали и слышали. Но для многих людей умение "донести" свое мнение, точку зрения, свои знания до партнера - еще и необходимая часть их профессии. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации, важно знать способы преодоления психологических барьеров.

В общении всегда участвуют, по крайней мере, двое людей. Каждый человек одновременно и воздействует, и подвергается воздействию. Если у нас имеются говорящий и слушающий, то кто же из них несет ответственность за эффективность общения, кто должен бороться за ее повышение? Если обратиться к собственному опыту общения, то становится ясно, что в большинстве ситуаций ответственность за эффективность общения несет говорящий. Это он "виноват", если не смог привлечь внимания к главному, если собеседник не услышал, не понял, не запомнил. Иными словами, слушающий - пассивная сторона, а говорящий - активная.

Между тем эффективность общения - дело общее, и говорящий, и слушающий могут внести свой вклад в повышение эффективности общения.

Как преодолевать эти барьеры?

Преодоление избегания. В повседневном общении избегание предстает в форме невнимания.

Так, при разговоре с другом мы думаем о своем, "пропуская " то, о чем он говорит; это не что иное, как избегание воздействия. Точно также, если, сидя на лекции, мы читаем постороннюю книгу и соответственно уделяем мало внимания самой лекции, то это - самоустранение от воздействия.

Именно поэтому борьба с этим видом контрсуггестии включает в себя управление вниманием партнера, аудитории, собственным вниманием.

Управление вниманием далеко не всегда требует специальных знаний, но если мы управляем собой или другим интуитивно, то, конечно, возможны ошибки.

В любом общении важно, во-первых, чтобы внимание слушающего было привлечено к говорящему и к тому, что он говорит, а во-вторых, чтобы внимание это было постоянным, не рассеивалось. Только в этом случае можно повысить эффективность общения. Следовательно, и говорящий, и слушающий должны уметь решать задачи по управлению вниманием - это задачи по привлечению внимания и его поддержанию.

Первым из наиболее эффективных приемов привлечения внимания является прием "нейтральной фразы". Суть его при всем многообразии применений сводится к тому, что в начале выступления произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-то причинам имеющая значение, смысл и ценность для всех присутствующих и поэтому собирающая их внимание.

Вторым приемом привлечения и концентрации внимания является так называемый прием "завлечения". Суть его заключается в том, что говорящий вначале произносит нечто трудно воспринимаемым образом, например очень тихо, очень непонятно, слишком монотонно или неразборчиво. Слушающему приходится предпринимать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять, а эти усилия и предполагают концентрацию внимания. Используя этот прием, говорящий как бы провоцирует слушающего самого применять способы концентрации внимания.

Еще одним важным способом "сбора" внимания является прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим. Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории и кивают им и т.д. Установление зрительного контакта - прием, широко используемый в любом общении (не только в массовом, но и в личном, деловом и т.д.). Пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание, постоянно уходя от чьего-то взгляда, мы показываем, что не желаем общаться: любой разговор начинается со взаимного зрительного контакта.

Однако зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для его поддержания уже в самом процессе общения

Следующая задача по управлению вниманием - это его поддержание. Внимание слушающего может быть отвлечено любым посторонним стимулом - громким стуком двери, интересным разговором соседей, сменой освещения, собственными размышлениями не по теме и т.д. Первая группа приемов поддержания внимания, в сущности, сводится к тому, чтобы по возможности исключить все посторонние воздействия, максимально изолироваться от них. Именно поэтому эту группу можно назвать приемами "изоляции".

Когда мы хотим спокойно поговорить с кем-либо, мы отводим его в сторону, уединяемся. Перед началом лекции обычно закрывают окна и двери, чтобы не мешал посторонний шум, и если это не удается, то воздействие становится менее эффективным. Всем известно, как тяжело и малоэффективно общение "под телевизор" или среди всеобщего разговора. Именно поэтому все конкретные способы "изоляции " в целом повышают эффективность общения.

Если, с точки зрения говорящего, максимум, что он может сделать, - это изолировать общение от внешних факторов, то для слушающего актуально умение изолироваться от внутренних факторов. Чаще всего помехи заключаются в том, что собеседник вместо того, чтобы внимательно слушать говорящего, занят подготовкой собственной реплики, обдумыванием аргументов или просто ожиданием окончания его речи, чтобы вступить в разговор самому. В любом из этих случаев результат один - внимание слушающего отвлекается на себя, внутрь, он что-то пропускает, и эффективность общения уменьшается. Именно поэтому приемом "изоляции" для слушающего являются навыки собственного слушания, умения не отвлекаться на свои мысли и не терять информацию.

2.Еще одна группа приемов поддержания внимания - это приемы "навязывания ритма". Внимание человека постоянно колеблется, как бы мерцает, и если специально не прилагать усилий к тому, чтобы все время его восстанавливать, то оно неотвратимо будет ускользать, переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому отвлечению монотонное, однообразное изложение. Когда наш собеседник говорит монотонно, без выражения даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается удержать его, тем сильнее его клонит в сон. Именно здесь и применяются приемы "навязывания ритма". Постоянное изменение характеристик голоса и речи - наиболее простой способ задать нужный ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, говорящий как бы навязывает слушающему свою последовательность переключения внимания, не дает ему возможности расслабиться на монотонном отрезке и что-то пропустить.

Следующая группа приемов поддержания внимания - так называемые приемы акцентировки. Они применяются в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на определенные, важные с точки зрения говорящего, моменты в сообщении, ситуации и т.д. Эти приемы можно разделить на прямые и косвенные. Прямая акцентировка достигается за счет употребления различных служебных фраз, смысл которых и составляет собственно привлечение внимания ; таких, например, как "прошу обратить внимание", "важно отметить, что...", "необходимо подчеркнуть, что..." и т.д. Косвенная акцентировка достигается за счет того, что места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения за счет контраст а - они организуются таким образом, чтобы контрастировать с окружающим фоном и поэтому автоматически привлекать внимание.

Управлять вниманием в общении - важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он хочет увидеть и услышать именно то, что говорит и делает партнер, а не что-то другое, то он должен уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания, о которых мы будем говорить отдельно, направлены именно на приобретение этого навыка.

Для правильного понимания процесса своего общения с другими людьми необходимо представлять себе, как мы узнаем, что делает партнер в общении, чего он хочет, какие цели преследует (именно эти составляющие и заключены в интерактивной стороне общения).

Невербальные средства общения

О чем могут сообщить невербальные средства общения? Во-первых, они способны указать собеседнику на особенно важные моменты сообщения.

Например, мы медленно, с паузами произносим номер телефона, который записывает собеседник. Рассказывая, как добраться до нужного места, особо выделяем (с помощью слов) указания- "направо", "два квартала" и т.д.

Во-вторых, невербальные средства общения дополняют содержание высказывания.

Вот что писал по этому поводу известный исследователь сценической речи С. Волконский: "Не прилепляйтесь к слову, не думайте, что в слове смысл; слово имеет бесконечное число смыслов, и только интонацией определяется настоящий смысл каждого данного случая ".

В-третьих, невербальные средства общения свидетельствуют об отношении к собеседнику, поскольку в них выражаются чувства говорящего.

Мы ясно ощущаем высокомерное пренебрежение того, кто "цедит слова сквозь зубы ", и чувствуем глубокое почтение к собеседнику, у которого хорошая речь с паузами внимания в ожидании ответной реплики. Желая показать свое негативное отношение, мы можем придать с помощью соответствующей интонации обидный смысл обычной формуле вежливости типа "благодарю вас", "будьте любезны ", и самые нейтральные слова наполнить нежными чувствами.

В-четвертых, невербальные средства общения дают возможность судить о самом человеке, о его состоянии в данный момент, о его психологических качествах.

Закрепление полученных знаний:

Вопросы для фронтального опроса:

    Какие барьеры могут возникать в процессе общения?

    Какова роль речи в жизни человека?

    Какие три стороны общения выделяют?

Задание на дом:

Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. Ростов – на - Дону. Изд-во «Феникс». 2002. С. 325-348.

Список рекомендуемой литературы:

    Полянцева О.И. Психология для средних медицинских учреждений. Ростов-на-Дону. 2004.

    Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. Ростов-на-Дону. 2002.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена тем, что жизнь человека невозможна без его контактов с другими людьми.

Потребность в общении одна из наиболее важных потребностей. Возникает данная потребность с рождением человека. С течением времени потребность в общении меняется как по форме, так и по содержанию. При этом особенно остро потребность в общении со сверстниками проявляется в старшем дошкольном возрасте.

Общение со сверстниками в дошкольном возрасте занимает главное место в развитии интеллектуальных, речевых, эмоциональных и нравственных задатков. С тем, как складывается отношением со сверстниками, зависит психологическое, социальное и физическое развитие детей.

Основными критериями общения являются: внимание и интерес к другому, эмоциональное отношение к нему, инициативность и чувствительность. Общение представляет собой эмоциональное отношение человека к человеку. Поэтому общение со сверстниками формирует, развивает и корректирует эмоциональную сферу ребенка.

Неудовлетворенность в общении со сверстниками может привести к повышенной тревожности, агрессии, неуверенности ребенка.

Степень разработанности проблемы. Проблемой общения дошкольников занимались такие ученые как: Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, Н. Галигузова, В.А. Горянина, В.П. Зинченко, М.С. Каган, С.В. Корницкая, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов и др.

Цель исследования состоит в изучении структурно-динамического анализа общения детей дошкольного возраста со сверстниками.

Объектом исследования выступает общение детей дошкольного возраста со сверстниками.

Предметом исследования является структурно-динамический анализ общения детей дошкольного возраста со сверстниками.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть общение как деятельность.

2. Раскрыть структурно-содержательные характеристики общения.

3. Выявить особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми.

4. Выявить особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался метод теоретического анализа и обобщения психолого-педагогических источников по проблеме исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе «Феномен общения в психологии» - рассмотрено общение как деятельность; раскрыты структурно-содержательные характеристики общения.

Во второй главе «Онтогенетические аспекты общения как ведущего вида деятельности» выявлены особенности общения детей.

ФЕНОМЕН ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ

Общение как деятельность

Общение представляет собой процесс передачи информации от человека к человеку, сложный процесс установления и развития контактов между людьми или группами людей, который порождается потребностями совместной деятельности и включает в себя три различный процесса: обмен информацией, обмен действиями, а также восприятие и понимание партнера. Человеческая деятельность невозможна без общения.

Общение необходимо рассматривать и как сторону любой совместной деятельности (деятельность это не только труд, но и общение в процессе труда), и как особую деятельность. Главная особенность общения как деятельности - это то, что посредством общения человек формирует свои отношения с другими людьми. Общение - условие, без которого человек не может познать действительность. Общение - обязательный компонент тех видов деятельности, которые предусматривают взаимодействие людей. Благодаря устойчивости психологических закономерностей общения, люди разного уровня культурного развития и разного возраст могут общаться.

Некоторые исследователи рассматривают деятельность и общение как две стороны социального бытия человека, а не как взаимосвязанные процессы. Так, например, Б.Ф. Ломов считает, что общение нельзя определить как вид человеческой деятельности, так как общение связывает субъект с субъектом, а не с другим объектом.

Другие исследователи понимают общение как определенную сторону деятельности: общение включено в любую деятельность, является ее элементом. При этом сама деятельность рассматривается как условие, и как основание общения.

М.С. Каган не сводит всю деятельность человека только к предметной деятельности, в соответствии с этим общение представляет собой разностороннее проявление человеческой активности .

М.С. Каган рассматривает два варианта межсубъектной деятельности. Один вариант не опосредован, а другой опосредован отношением к объекту (Рисунок 1).

Рисунок 1. Варианты межсубъектной деятельности

А.А. Бодалев отмечает, что общение это не только необходимый компонент деятельности людей, но и обязательное условие нормального функционирования их общностей.

Как вид деятельность, общение рассматривал А.А. Леонтьев.

Рассматривая общение как деятельность, Б.Г. Ананьев подчеркивал, что через общение человек строи свои отношения с другими людьми. В своем труде «Человек как предмет познания» Б.Г. Ананьев отмечал, что поведение человека представляет собой общение, практическое взаимодействие с людьми в разных социальных структурах.

Б.Г. Ананьев указывал на то, что являясь обязательным компонентом различных видов деятельности, общение представляет собой условие, без которого познание действительности невозможно.

По мнению М.И. Лисина, «общение» является синонимом коммуникативной деятельности. Данная точка зрения поддерживается Г.А. Андреевой, В.П. Зинченко и С.А. Смирновой.

Общение как деятельность определяется мотивами и целями. Мотив является причиной, которая побуждает человека к определенной деятельности. Общим мотивом речевой деятельности является необходимость установления информационного и эмоционального контакта с другими людьми. Цели речевой деятельности включают в себя поддержание социальных и личных взаимоотношений, организацию труда, быта и досуга человека.

Исследователи отмечают, что ведущей и единственной самостоятельной деятельностью ребенка в перовом полугодии является общение.

У ребенка развитие общения происходит в несколько этапов. Сначала появляется контактная функция. Цель данной функции установить и поддержать контакт со взрослым. Затем ребенок овладевает информационной функцией. Освоение данной функции предполагает наличие способности устанавливать контакт.

Необходимо отметить, что статус деятельности, общению придает функция усвоения искусственных знаковых средств в онтогенезе.

Как уже отмечалось, в онтогенезе общение первичная форма отношения ребенка к окружающей среде. Вначале эта форма предполагает понимание со стороны другого субъекта (прежде всего, матери), а затем взаимопонимание (ребенок не только выражает свои желания, но и учитывает интересы других, от которых зависит реализация его собственных).

Постепенно общение переходит в предметную деятельность, которая, в свою очередь, реализует отношение ребенка к миру. В предметной деятельности происходит изучение ребенком определенных предметов. С помощью предметной деятельности у ребенка формируется объективное отношение к миру.

Общение представляет собой потребность человека, которая объясняется его социальной природой и включает как материальные формы жизнедеятельности человека, так и духовные.

Потребность человека в общении очень велика и значима. В течение своей жизни человек постоянно взаимодействует с другими людьми, следовательно, и общается.

Люди общаются в процессе совместной деятельности и обмениваются информацией. Общение главное условие формирование личности.

Благодаря общению формируется социальная ориентация человека (представление о своей позиции в группе).

Общение определяется системой общественных отношений, однако, в структуре общения нельзя отделить личное от общественного. Средством общения выступает язык, механизмом проявления которого является речь. Речь формируют слова, которые являются и орудием мыслительной деятельности и средством контакта.

В общении принято выделять три связанных друг с другом стороны:

Коммуникативную.

Интерактивную.

Перцептивную.

Коммуникативная сторона обеспечивает обмен информацией. Интерактивная сторона организует взаимодействие между индивидами в процессе общения (обмен не только знаниями и идеями, но и действиями). Перцептивная сторона помогает партнерам по общению воспринимать друг друга и устанавливать взаимопонимание.

Что касается типов общения, то их различают четыре типа, в зависимости от уровня взаимодействия:

Первый тип - уровень манипулирования (один субъект рассматривает другого субъекта как средство или помеху относительно проекта своей деятельности, своего замысла).

Второй тип - уровень рефлексивной игры (субъект, стремится к выигрышу, путем реализации своего проекта и блокированию чужого).

Третий тип - уровень правообщения (субъекты общения признают право существования проектов деятельности друг друга, а также принимают проект взаимной ответственности).

Четвертый уровень - уровень нравственного общения (высший уровень, на котором субъекты принимают проект совместной деятельности, в результате добровольного согласования).

Итак, общение рассматривается как взаимодействие двух или более лиц путем обмена информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Путем общения осуществляется организация совместной деятельности.

Объектом психологического изучения выступает человек, как субъект деятельности, так как в деятельности формируются такие психические свойства личности как: характер, эмоции, установки, отношения. Первым отечественным психологом, который стал изучать деятельность, был В.С. Выготский, который считал, что деятельность представляет собой механизм познания психики человека, формирования у него высших психических функций.

Изучение индивидуальной деятельности происходит в системе общественных отношений. Развитие видов человеческой деятельности происходит в тесной связи с развитием потребностей. Отношение мотив цель способ действия играет ведущую роль в организации деятельности.

В психологии принято выделять три вида деятельности:

1. Игра. Представляет собой первый вид деятельности, в которую включается ребенок. В игре формируются и проявляются потребности ребенка.

2. Учение. Представляет собой деятельность, объектом которой является человек, овладевающий знаниями, умениями и навыками.

3. Труд. Представляет собой сознательную целенаправленную деятельность, которая определяется продуктивностью.

Таким образом, деятельность является специфическим видом активности человека, которая направлена на познание и преобразование окружающего мира и самого себя.

Деятельность и общение взаимосвязанные явления. В процессе общения формируется совместная деятельность, осуществляется взаимный обмен информацией и коррекция действий. Общение определяет выбор цели, и выступает как фактор организации совместной деятельности.

Общение играет важную роль в жизни человека. Удовольствие от него сказывается на психологическом комфорте участников коммуникативного процесса, а постоянное недовольство социальными контактами и межличностными отношениями порождает плохое настроение, депрессии, снижение активности, ухудшение здоровья, затрудняют достижение поставленных целей.

Общение как феномен социальной психологии

Социально-психологическая специфика общения

Общение является неотъемлемым аспектом существования человека, важной предпосылкой формирования ее как социального существа, взаимодействия с различными сообществами, а также

необходимым условием существования общества. В процессе общения происходит интеллектуальная и эмоционально-чувственная взаимодействие индивидов, достигается единство и слаженность их действий, что обуславливает формирование общих настроений и взглядов, взаимопонимания, сплоченности и солидарности. Они необходимы в коллективной деятельности, поскольку представляют культурно-коммуникативную основу социальной жизни общества. В процессе развития индивида потребность в общении имеет социально-выборочный характер.

Параллельно с потребностью в общении существует потребность в уединении (здесь - общении с собой), которая у одних людей выражена ярко, у других - едва заметна. Это зависит как от конкретной личности, так и от социальной среды.

Уединение - пребывание в самостоятельности изолированно, обособленно, без общения с кем-либо.

Активизация, напряжение социальных контактов и межличностных отношений все острее актуализирует стремление индивида обособиться, сохранить свою независимость. Оно реализуется как потребность отдохнуть, разобраться в себе. Если рядом нет друга, с которым можно обсудить проблемы, индивид начинает общаться с собой, словно роздвоюючи собственное "Я". Умение вести внутренние размышления-диалоги, "разговаривать", "советчиками" с собственной совестью чрезвычайно важное не только для принятия взвешенных решений, избежания ошибок, но и для духовного и профессионального развития человека, сохранения его внутренней гармонии.

Феномен общения проявляется в многочисленных взаимосвязях людей, в обмене деятельностью, информацией, опытом, умениями и навыками, результатами труда. Общение является одним из проявлений человеческой сущности, личностной формой существования и функционирования общественных отношений. Оно отражает объективную потребность людей жить в социуме, объединяться и работать друг с другом. Совместная деятельность не может происходить без координации действий, согласование целей, обмена мнениями, формирования внутреннего мира человека, его сознания, чувств, знаний. А это возможно только благодаря общению.

Общение охватывает различные взаимосвязи, меж-личностные взаимоотношения, осуществляется в различных формах и с помощью различных средств, которые, являясь неотъемлемым фактором культуры и постоянно совершенствуются, обогащаются.

Общение - это весь спектр связей и взаимодействий людей в процессе духовного и материального производства, способ формирования, развития, реализации и регуляции социальных отношений и психологических особенностей отдельного человека, который осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые вступают личности и группы.

Узкое толкование этого понятия связано с меж-личностными отношениями человека.

Межличностное общение - процесс предметного и информационного взаимодействия между людьми, в котором формируются, конкретизируются, уточняются и реализуются их межличностные отношения (взаимовлияние, восприятие друг друга и тому подобное) и проявляются психологические особенности коммуникативного потенциала каждого индивида.

Межличностное общение является взаимодействием людей, в которой каждый участник реализует определенные цели, одновременно познавая и изменяя себя и собеседника.

Для социальной психологии принципиальным является взаимосвязь общения и деятельности. Имея за основу идею их единства, она трактует общение как реальность человеческих взаимоотношений, которые охватывают все формы совместной деятельности людей. Это означает, что любые формы общения относятся к специфических форм совместной деятельности. То есть люди всегда общаются в соответствующей деятельности. Среди ученых есть немало сторонников более широкого взгляда на связь деятельности и общения, согласно которым общение толкуется и как аспект совместной деятельности и как ее продукт, их оппоненты считают общение самостоятельным, незведеним к деятельности феноменом, доказывая, что процесс общения является для человека не только средством, но и целью. Согласно с таким пониманием общения не обязательно предопределяется потребностью в совместной деятельности, оно может реализовываться и как самомотивований процесс.

Итак, общение в социальной психологии трактуется как особый вид деятельности; специфическая социальная форма информационной связи; форма взаимодействия субъектов; самостоятельная и незведена к деятельности категория; процесс межличностного взаимодействия; обмен мыслями, чувствами и переживаниями; существенный аспект человеческой деятельности; реальность человеческих отношений, предполагающая любые формы совместной деятельности людей; универсальная реальность бытия человека, порождается и поддерживается разными формами человеческих отношений, и др. Очевидным является то, что деятельность человека; ее общение с другими взаимосвязаны и обособленно существовать не могут. Любой вид, форма человеческой деятельности (игра, руководство, воспитание и тому подобное) реализуются через общение, а общение - через них. Даже общение с собой происходит так, что человек мысленно продолжает разговор со своим партнером.

Общение является социальным явлением, его природа проявляется в социуме. Будучи актом передачи социального опыта, норм поведения, традиций, оно способствует обогащению знаний, умений и навыков участников совместной деятельности, удовлетворяющей потребность в психологическом контакте, является механизмом воспроизведения событий, настроений, координирует усилия людей, способствует объективному выявлению особенностей поведения партнеров, их манер, черт характера, эмоционально-волевой и мотивационной сфер. Его социально-психологическая специфика заключается в том, что в процессе взаимодействия субъективный мир одного индивида раскрывается для другого, происходит обмен мнениями, интересами, чувствами, деятельностью, информацией. В результате общения реализуются определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (размежевания) людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от взаимопонимания между партнерами по общению. В межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств, коммуникативный потенциал, социальная значимость личности, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость. Это свидетельствует о необходимости знать отношения между участниками контактной группы, ведь от них зависит система общения отдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства, используемые при взаимодействии.

Социальная психология изучает не только форму, способы общения, но и его содержание - то, по поводу чего человек вступает в межличностные отношения.

Лекция 2. Тема. Психология управления общением

1. Общение как социально-психологический феномен

2. Психологическая структура общения

3. Психологические особенности управленческого общения

Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач (экономических, производственных, воспитательных, правоохранительных и т.д.). Важнейшим условием взаимодействия людей в группах является общение. В чем же сущность этого понятия?

Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя:

Обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами;

Выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения;

Восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.

Иногда проявляется тенденция к отождествлению понятий «общение», «социативные отношения», «межличностные отношения». Однако эти понятия, будучи взаимосвязанными, не являются тождественными, поскольку имеют свою специфику.

Понятие общения имеет более широкий смысл. Общение объективно порождается совместной жизнедеятельностью людей в системах их внешних отношений с социальной средой и внутригрупповых межличностных отношений.

Социальные отношения проявляются в общении людей не как личностей, а как представителей социальных классов (отношения работодателя и работника), экономических структур (продавец и покупатель товара), иерархических формальных организаций (областные и районные отделы правоохранительных органов) и т. п.

Межличностные отношения строятся на основе деловых и эмоциональных оценок, а также предпочтений людьми друг друга.

Таким образом, отношения между людьми, как безличностные, так и межличностные, всегда вплетены в общение и могут быть реализованы только в нем. Вне общения немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ объединения индивидов и вместе с тем как способ их развития в личностном и профессиональном плане. Отсюда вытекает существование общения и как реальности общественных отношений, и как реальности отношений межличностных. Общение с необходимостью осуществляется при самых разнообразных человеческих отношениях, т. е. имеет место, как при положительных, так и при отрицательных социальных и межличностных отношениях.

Можно сказать, что общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание.



В процессе общения формируется общая программа и общая стратегия совместной деятельности. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Поэтому общению принадлежит важное место и в развитии человека.

В психологической науке имеется несколько подходов к пониманию сущности общения между людьми:

Общение - процесс передачи информации от одного субъекта к другому при помощи различных коммуникативных средств и механизмов. Целью общения выступает достижение взаимопонимания (А. Г. Ковалев);

Общение есть взаимодействие людей, а передача информации является лишь необходимым условием, но не сутью общения (А. А. Леонтьев);

Общение есть процесс взаимоотношений людей в коллективе, в ходе которого складываются коллективистские свойства группы (К. К. Платонов);

Общение - это и обмен информацией, и взаимодействие людей, и их взаимоотношения (Б. Д. Парыгин).

Такое внимание к общению свидетельствует о важности оценки психологами его роли. Противоречия в точках зрения косвенно указывают на сложную взаимосвязь общения с другими, неразрывно связанными психологическими явлениями - взаимоотношениями, взаимодействием и с самой деятельностью, на сложность кристаллизации сущности самого общения в этих взаимосвязях.

Общение, как это видно из определений, данных рядом авторов, неразрывно связано с деятельностью людей. Это признают все психологи, рассматривающие общение с позиций деятельностного подхода. Однако характер этой связи понимается по-разному.

Другие психологи общение считают особым видом деятельности. Одни из них (Д. Б. Эльконин) называют его коммуникативной деятельностью (или деятельностью общения), самостоятельной на определенном этапе развития человека (например, у дошкольников и особенно в подростковом возрасте); другие (А. А. Леонтьев) - одним из видов деятельности (например, речевая деятельность).

Третья точка зрения (Б. Ф. Ломов) состоит в том, что деятельность и общение рассматриваются не как параллельно существующие и взаимосвязанные деятельности, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. Придавая особое значение общению, Б. Ф. Ломов пишет, что реальная жизнь человека не исчерпывается предметно-практической деятельностью. Общение выполняет в ней особые функции обмена идеями, интересами, передачи черт характера, формирования установок личности, ее позиции.

Таким образом, несмотря на некоторые различия, авторы всех точек зрения признают связь между деятельностью и общением, хотя и раскрывают ее по-разному. Понятно, что в жизни малой группы, в которой люди находятся в постоян­ном непосредственном контакте, общению принадлежит очень важная роль.

Общение выполняет ряд функций в жизни и совместной деятельности малых групп. Прежде всего это познавательная функция. Она состоит в том, что общение является источником важной для личности информации о происходящих событиях в социуме, в сфере, к которой принадлежит группа, во внутренней жизни самой группы, восприятиях членами группы друг друга, информации о намерениях, состояниях и действиях других членов группы, событиях в их жизни, достигаемых результатах совместной деятельности, мнениях группы об отдельных членах и др. В конечном счете общение служит интересам взаимопонимания. Высший уровень взаимопонимания и развития группы - коллектив - это союз единомышленников.

Развивающая функция общения заключается в ее роли во всей социализации личности в ее онтогенезе. В малой группе эта социализация идет и продолжается с особой интенсивностью в результате непосредственного и занимающего много времени общения между членами группы. Совершается разносторонний обмен знаниями, суждениями, мнениями, переживаниями, ценностями и идеалами, мотивами и интересами, в результате чего происходят изменения психологических свойств и качеств личности членов группы. Особенности группы в целом выступают как общий фактор, влияющий на членов группы, обеспечивающих сближение их знаний, взглядов, отношений, умений, привычек и проч., и вместе с тем представляют собой пространство, открывающее возможности и для проявлений индивидуализации развития. Естественно, что характер развивающих влияний группы зависит от того, какова ее деятельность, организация жизни и деятельности, каково руководство ею, какие интересы, ценности, мнения, традиции, обычаи, взаимоотношения и другие групповые социально-психологические явления в ней преобладают, характерны для нее и проявляются в специфике общения между членами группы.

Детерминирующая функция состоит в том, что общение является одним из существенных факторов социальной зависимости поведения членов малой группы, побуждения у них интересов, целей, планов, мотивов, желаний, потребностей, поступков и действий, а также регуляции их появлений. Общение способствует возникновению, усилению определенных психических состояний, процессов, проявлений активности и, наоборот, - сдерживанию, недопущению, ослаблению их.

Сплачивающая функция способствует возникновению единого мнения в группе, между членами группы, достижению взаимопонимания, согласия, отысканию компромисса, установлению близких взаимоотношений, синхронизации, согласованию действий.

Функция управления, руководства малой группой реализуется использованием общения в качестве организующего фактора, способствующего установлению организационного по рядка в жизни и деятельности группы, достижению четкого взаимодействия всех членов группы в ходе совместной деятельности, достижению ее целей и удовлетворения интересов каждого.