Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

» » Презентация на тему: Литература XXI века. Современная русская литература презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему Презентация на тему: Литература XXI века. Основные векторы развития

Презентация на тему: Литература XXI века. Современная русская литература презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему Презентация на тему: Литература XXI века. Основные векторы развития

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Презентацию на тему "Писатели XX-XXI века" (11 класс) можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Литература. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 21 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Литература рубежа XX –XXI веков

С 1990 года – это литература переходного периода. Переход от советской литературы подцензурной к существованию литературы в совершенно иных условиях свободы слова. Современный литературный процесс XXI века сопоставляют с литературным процессом начала XX века – с серебряным веком и литературой двадцатых годов.

Слайд 3

Слайд 4

Первая – половина 90-х годов

В 1-й – половине 90-х годов, в перестроечную эпоху, Россия испытывает литературный бум. Гласность, полная отмена политической цензуры привели к обилию переводной зарубежной литературы, мы все стали зачитываться детективами Чейза, Агаты Кристи. К нам вернулась запрещенная в советских условиях русская литература. «Возвращенная литература» - роман Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», Борис Пастернак «Доктор Живаго», Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Дети Арбата А. Рыбакова, проза И.Бабеля, А. Платонова и многих других.

Слайд 5

4 «поколения» современных писателей

1 поколение современных писателей Писатели-шестидесятники, которые ворвались в литературу во время оттепели 1960- х годов, символы своего времени – В.Аксенов, В.Войнович, Ф.Искандер, В. Распутин. Сегодня – это признанные классики современной литературы, отличающиеся иронической ностальгией и приверженностью к мемуарному жанру

Слайд 7

2 поколение - авторы поколения 1970-х, дети победителей войны, советское поколение. Уже писали в условиях творческой несвободы. Это – В.Ерофеев, А.Битов, В.Маканин, Л.Петрушевская, В.Токарева. Для них актуальным и близким стала фраза «Человек хорош, обстоятельства плохи».

Слайд 9

3 поколение писателей

3 поколение писателей С перестройкой в литературу пришло новое поколение писателей – В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Улицкая, О.Славникова, В.Сорокин. Начали работать без цензуры, свободно осваивая литературные эксперименты, затрагивали запретные ранее темы.

Слайд 11

4 поколение молодых писателей

4 поколение молодых писателей В конце 1990-х годов появляется другое поколение совсем молодых писателей. Русская литература открывает новые литературные имена таких ярких прозаиков, как – Д. Гуцко, А. Геласимов, И. Стогоff, С. Шаргунов, И. Кочергин, Р. Сенчин, З. Прилепин.

Слайд 12

Слайд 13

Особое явление - феномен литературных премий

Литературные премии ставят своей целью воздействовать на литературный процесс, открывать новые имена. В настоящее время в России существует несколько сот литературных премий. Самые значимые литературные премии. В 1991 году по британскому образцу был основан Русский Букер – первая негосударственная премия в России после 1917 года. Цель премии – «привлечь внимание читающей публики к серьезной прозе, обеспечить коммерческий успех книг. Премия «Букер», вручается за лучший отечественный роман года, написанный на русском языке, независимо от места его издания. Отличительная особенность: акцент на диссидентской литературе. За 20 лет существования премии ее победителями стали такие известные писатели, как В.Аксенов, Г.Владимов, В.Маканин, Б.Окуджава, Л.Улицкая и другие.

Слайд 14

Самая молодая литературная премия

Самая молодая литературная премия, основанная в 2005 году, - «Большая книга» Самая значимая и главная литературная премия страны по величине вознаграждения. 1 премия – 3 млн. рублей, 2 премия – 1,5 млн. руб., 3 премия – 1 млн. руб. Денежную составляющую в основном обеспечивает «Газпром». Премирование не только художественных произведений, но и литературы в жанре нон-фикшн (беллетризованные биографии великих людей). Вторая в мире после Нобелевской. У «Большой книги» самый высокий рейтинг. Она «раскручивает» писательские имена. Она делает скромных писателей «медийными» персонами, приковывает к ним внимание.

Слайд 16

Эксперименты в литературе

Пережив «переходный период», литература стала развиваться интересней, в ней начался откровенный эксперимент, пришли новые темы и направления. Сегодня литературный процесс включает в себя множество направлений: светский реализм, массовая литература, литература для клерков, блоггеровская литература, роман - антиутопия, постмодернизм.

Слайд 18

Разновидностью массовой литературы является бестселлер. Рейтинговые списки продажи книги, большие тиражи. Бестселлеры являются той литературой массового спроса, что востребуется в первую очередь. Бестселлер отнюдь не только дешёвое чтиво, в списках наиболее ходовых книг числятся и истинно замечательные образцы массовой литературы. Среди наиболее интересных, читаемых книг числятся такие авторы – Татьяна Устинова, Полина Дашкова, Сергей Лукьяненко, Евгений Гришковец, Дарья Донцова, Борис Акунин, Александра Маринина.

Слайд 19

Современный литературный процесс рубежа XX - XXI веков

Современный литературный процесс рубежа XX - XXI веков заслуживает особого внимания: 1) литература конца века подводит итог художественным и эстетическим исканиям всего столетия; 2) новейшая литература помогает понять всю сложность и дискуссионность нашей действительности; 3) своими экспериментами и художественными открытиями она намечает перспективу развития литературы XXI века.

Слайд 20

Неповторимые личности

Утонченная Людмила Улицкая, возведенный почитателями в ранг провидца и гуру Виктор Пелевин, гранд-мастер отечественного интеллектуального детектива Борис Акунин, молодой писатель Дмитрий Глуховский. Это авторы, которые делают настоящую русскую литературу. Неповторимые личности творят неповторимую литературу, что было всегда характерно для живой и свободной русской литературы.

  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Литература конца 20 - начала 21 вв. Доминирование прозы. «Конец века лирики» (М. Липовецкий). Утрата читательского внимания. Предельная усложненность языка. Элитарность; ориентация на поэзию Серебряного века и постоянно растущий интерес к творчеству И. Бродского. Постмодернистские тенденции; материализм как одна из ведущих тенденций развития современной поэзии. Звучание шестидесятников: А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулиной. Концептуализм Д. Пригова, Л. Рубинштейна, Т. Кибирова. Елена Шварц. Ольга Седакова. Лев Лосев. Татьяна Вольтская.


    Литература конца 20 - начала 21 вв. Неоклассическое (реалистическое) направление, которое традиционно обращается к социальным и этическим проблемам жизни, продолжает традиции русской литературы с ее проповеднической и учительской позицией; ей свойственны психологизм и философичность, активная жизненная позиция героя, ищущего решения проблем; диалог автора с читателем. К этому направлению относят в основном писателей старшего и среднего поколения: А. Солженицына, В. Астафьева, В. Белова, Г. Владимова, В. Распутина, В. Аксенова, Б. Васильева и др.


    Литература конца 20 - начала 21 вв. Писатели условно-метафорического направления строят художественный мир на основе различных типов условностей (сказочной, фантастической, мифологической); им несвойственны глубокий психологизм, объемность характеров. В условно-метафорической прозе сильно игровое начало: персонажи исполняют заданную роль. Писатели этого направления часто обращаются к жанрам притчи, легенды. Это писатели Ф. Искандер, А. Ким, В. Крупин, Л. Петрушевская, В. Пелевин


    Литература конца 20 - начала 21 вв. «Другая проза». Термин «другая проза» появился в русской литературе в конце 1980-х годов. Произведения Т. Толстой, В. Пьецуха, С. Каледина, Л. Габышева и других оказались острополемическими по отношению к советской действительности и способам ее изображения. Этому направлению свойственны отрицательная реакция на официоз, изображение мира абсурдным, нелогичным. В мире «другой прозы» нет идеала, никто не собирается воздавать добром за добро, а жизнь представляет собой мелкое копошение в обыденных делах без особой цели. Авторская позиция замаскирована либо отсутствует: писатель не обязан судить героев, давать духовные наставления. В конце 80-х «другой прозе» прочили большое будущее. Но сегодня она утрачивает свои позиции, поскольку исчезает та действительность, которая вызвала ее к жизни.


    Литература конца 20 - начала 21 вв. Постмодернизм как литературное направление, сложившееся на Западе в 6080-е годы XX века, в Россию пришел позднее и достиг расцвета в 90-е годы. Возникновение постмодернизма связывают с общей духовной, культурной и социальной ситуацией в мире. «Ситуация эта характеризуется... все большей атомизацией, разделением, отчуждением людей, мировоззрений... утратой цельности и во внутреннем мире человека, и в людских сообществах», все усиливающимся «чувством глобального одиночества человека в доме, в стране, на Земле, в космосе и соответственно чувством безнадежности и беззащитности». Это провоцирует утрату общей шкалы ценностей, каких бы то ни было авторитетов и ориентиров. Центральными моментами постмодернистской картины мира является обесценивание реальности, разрушенная иерархичность, смешение стилей, теснейшая связь с современной субкультурой, полифонизм культур, обязательный элемент игры, интертекстуальность. Утверждая постулат о «конце литературы», когда уже ничего нового написать нельзя, постмодернизм воспринимает чужие языки, культуры, знаки, цитаты как собственные и из них, как из осколков или пазлов, строит новый художественный мир.


    Литература конца 20 - начала 21 вв. И. Солженицын. Двучастные рассказы: «Настенька», «Абрикосовое варенье», «На краях» Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве, невозможность свободы личности. В. П. Астафьев. «Пролетный гусь» Трагедия военного поколения. Ю. В. Буйда. «Ева Ева» (из книги «Прусская невеста») Страшные последствия войны; война и дети, война и женщина, война и народы.


    Литература конца 20 - начала 21 вв. «Женская проза»: Л. Улицкая. «Дочь Бухары», «Народ избранный» (из цикла «Бедные родственники); В. Токарева. «Я есть. Ты есть. Он есть»; В. Соловьева. «Войти дважды». «Женская проблематика»: любовь, семья, материнство и т. п. Л. Петрушевская. «Глюк», «Мост Ватерлоо»; В. Токарева. «Самый счастливый день», Г. Щербакова. «Мальчик и девочка» Проблемы молодого поколения: поиски идеала, одиночество, взаимоотношения со взрослыми и т. п.


    Литература конца 20 - начала 21 вв. В. Г. Распутин. «Женский разговор», «В ту же землю» Нравственные устои, роль женщины в обществе, семья, любовь. Нравственный выбор, сохранение традиций, проблема власти, поиск положительного героя. «Другая проза» Л. Петрушевская. «Свой круг», «Новые Робинзоны» Душевное одиночество, безысходность человеческого существования 1 В. Пьецух. «Киллер Миллер», «Мужчины вышли покурить...» Т. Толстая. «Факир», «Сомнамбула в тумане», «Пламень небесный» Предельно сгущенная погруженность в быт, тема одиночества, отсутствие целей, идеалов, авторская позиция лишена учительства, назидательности и т. п.


    Литература конца 20 - начала 21 вв. В. Пелевин. «Жизнь насекомых», «Желтая стрела»Духовная неполноценность людей воплощена в метафоре В.Маканин. «Кавказский пленный» Разрушение духовного начала в человеке в бесконечной, «дурной» войне, полемика автора с Достоевским. Ю. Буйда. «Синие губы» (из книги «Прусская невеста») Проблема человеческой памяти, полемика автора с Набоковым


    Литература конца 20 - начала 21 вв. Т. Толстая. «Сюжет» Полифонизм культур, стилей, художественных языков в рассказе С. Михайлов. «Амба» Толерантность, уважение к другому, городские мотивы в повести Постмодернизм - доминирующее направление литературы конца ХХ начала XXI в. Постмодернизм как художественная система; включение опыта постмодернизма в современную реалистическую литературу.


    Литература конца 20 - начала 21 вв. Отличительные черты массовой литературы Отличительные черты элитарной литературы Использование набора сюжетных штампов и клише, строгой системы жанров (детектив, мелодрама, триллер, боевик, фэнтези и т. п.) Художественный эксперимент Размытая авторская позиция или ее отсутствие. Ярко выраженная авторская позиция. Стереотипизация, адаптация идей подлинного искусства. Обращение к человеческим инстинктам, желаниям. Уникальная авторская идея. Обращение к традиционным нравственным ценностям.


    Литература конца 20 - начала 21 вв. Характерные черты современной литературы: 1. Абсолютная свобода писатель творит в бесцензурном пространстве. Это обернулось, особенно в начале 90-х годов, так называемой «ликвидацией лакун» обращением к запретным темам (социальное дно, эротика, мистика и т. п.). 2. Переходность, переклички с литературой Серебряного века «сегодня литература живет по законам рубежа веков, так же, как и сто лет назад, содержанием литературы являются трагические противоречия действительности» ; «Подведение итогов, апокалипсические настроения, спор с классической традицией, дискуссии о новом герое, поиски адекватного наступающему веку языка это все черты литературы рубежа веков, символически зажатого между словами конец и начало».


    Литература конца 20 - начала 21 вв. 3. Жанровые трансформации, поиски нового слова писатели активно занимаются жанротворчеством. Стирается грань между художественной литературой и документалистикой: сегодня популярны жанры мемуаров, документальных хроник, исторических романов, различных форм автобиографий. В художественной прозе предпочтение отдано малой прозе: жанр-фаворит рассказ. 4. Диалог культур проза современных отечественных писателей находится в едином экспериментальном пространстве с прозой современных зарубежных авторов: М. Кундеры, М. Павича, X. Мураками, П. Коэльо и других. «В новой России писатель обречен быть современным. Он стоит у той же развилки, что и любой другой автор, живущий в самом конце XX века».


    Литература конца 20 - начала 21 вв. 5. Многоголосие отсутствие единого метода, единого стиля, единого лидера. Современная литература это пространство сосуществования и взаимодействия разных художественных языков. 6. Сегодняшнюю литературу составляют люди разных поколений. Это писатели-шестидесятники (В. Аксенов, В. Войнович, А. Солженицын, Ф. Искандер и др.); авторы поколения 70-х (С. Довлатов, А. Битов, В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Токарева и др.); поколение «перестройки» (В. Пелевин, Т. Толстая, Ю. Поляков, Л. Улицкая, В. Сорокин, А. Слаповский, В. Тучков, О. Славникова и др.); молодые писатели, пришедшие в литературу в конце 90-х годов (А. Уткин, А. Гостева, И. Cтoгoff, E. Радов, Б. Ширянов, И. Денежкина и др.).


    Литература конца 20 - начала 21 вв. 7. Поиск нового героя одна из ключевых проблем смены эпох. Особенно остро она стоит в прозе молодых авторов: А. Уткина, Е. Радова, С. Шаргунова, И. Cтoгoffa и др. Собирательный портрет попыталась составить критик М. Ремизова в статье «Детство героя»: «Приходится признать, что лицо типического героя современной прозы искажено гримасой скептического отношения к миру... Поступки его страшат, и он не спешит определиться ни с собственной личностью, ни с судьбой. Он угрюм и заранее раздражен всем на свете, по большей части ему как будто бы совсем незачем жить. (А он и не хочет.) Он раним, как оранжерейное растение, и склонен отрефлексировать даже тень эмоции... Он ни во что не верит и почти ничего не хочет. Ему страшно не хватает энергии он являет собой наглядный пример действия энтропии, поразившей мир и обитающее в нем человечество. Он страшно слаб, этот герой, и по-своему беззащитен. При всей его романтизированной надменности, он всего лишь заговоривший о себе маленький человек»

    КОНЕЦ 20-НАЧАЛО 21
    ВЕКА

    Литературные премии

    Большая книга
    Национальный бестселлер
    Ясная Поляна
    Русский Букер
    Премия им. А. Солженицына
    Патриаршая литературная премия
    Премия Дельвига
    Книга года

    Литературные премии

    Нос
    Дебют
    Бунинская премия
    Платоновская премия
    Новая Пушкинская премия
    Премия Андрея Белого

    Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015)

    Произведения В.Г. Распутина конца 20-начала 21 века

    Рассказы:
    «В ту же землю»
    «Нежданно-негаданно»
    «Видение»
    «Изба»
    Повесть «Дочь Ивана, мать Ивана» (2003)

    «Распутин вообще не умеет, не
    любит описывать лад, гармонию,
    совпадение, его как художника
    влечет к человеческой
    неустроенности, к горю, к беде,
    катастрофе, одиночеству, к
    смерти, наконец, и в этой точке
    он необыкновенно близок к
    самому гениальному русскому
    писателю ХХ столетия Андрею
    Платонову. Их объединяет
    проникновенное, философское
    отношение к жизни и смерти, и
    это родство Распутин и сам
    почувствовал, дав Платонову
    одно из наиболее точных
    определений - "смотритель
    изначальной русской души"».
    А. Варламов.

    «Валентин Григорьевич
    всегда умел приковывать
    внимание общества к
    самым важным темам:
    разрушению русской
    деревни («Прощание с
    Матёрой»), экологическому
    безумию самонадеянного
    человечества (поворот
    северных рек и загрязнение
    Байкала), нравственному и
    этническому насилию над
    русской жизнью («Дочь
    Ивана, мать Ивана»).
    А. Шорохов

    «Что касается «знакового»
    художественного образа
    для выражения нынешнего
    состояния России – его
    литература предложить не
    смогла. Я думаю, потому,
    что реальность оказалась за
    гранью возможностей
    литературы. Больше того –
    наступила эпоха за гранью
    жизни. Для нее есть
    единственный образ –
    Апокалипсис в Откровении
    Иоанна Богослова».
    В. Распутин.

    «Дали еще полежать Аксинье
    Егоровне под небом, с которого,
    набираясь, спадал снег. До чего
    кстати этот снег - словно всем им
    даровалось прощение за
    беззаконные действия. Словно
    высшая сила сникала над
    человеческой слабостью и
    своевольством. Ветер затихал,
    прохаживаясь остывающими
    порывами, небо белело, и
    лиственницы-близнецы,
    возвышающиеся над соснами,
    стояли в нем красиво и грозно».
    В. Распутин. В ту же землю.

    Леонид Бородин 1938-2011

    «Деревенскую прозу я
    предпочитал всей
    современной русской
    литературе как
    наиболее
    традиционную.
    Духовно мне близки
    люди, которые любят
    Россию. С теми же, кто
    считает ее
    историческим
    недоразумением, у
    меня не может быть
    ничего общего».
    Л. Бородин.

    «Леонид Бородин – один из
    самых выдающихся русских
    прозаиков второй половины века
    минувшего и начала века
    нынешнего. Один из последних
    русских романтиков и вместе с
    тем мастеров социальнопсихологической прозы, то есть
    той прозы, в которой именно
    русское Слово достигло
    высочайших вершин Искусства.
    Бородин написал не много, но
    при этом сумел охватить самые
    разные пласты российской
    жизни, и современной, и
    исторической. Кто он? Городской
    писатель, «деревенщик», певец
    природы или историк? И то, и
    другое, и третье». П. Басинский.

    Повесть странного времени
    Год чуда и печали (1981, Мюнхен;
    1994, Россия)
    Третья правда
    Расставание
    Ловушка для Адама
    Без выбора. Автобиографическое
    повествование. - 2003.
    Царица смуты (Повесть о Марине
    Мнишек) – 1997.
    Собрание сочинений в 7 т. – М.: Издво журнала «Москва», 2013.

    «Не все необычное есть чудо.
    Чудо - понятие нравственное. …
    Чудо, что откроется вам, если вы
    сядете в иркутскую электричку у
    окна по ходу поезда, зовется
    Байкалом, и он будет одним из
    главных героев повести, которую
    я начинаю наконец, заверяя
    читателя в абсолютной
    правдивости каждого и впредь
    сказанного мною слова!» Л.
    Бородин. Год чуда и печали.

    Владимир Маканин

    Романы
    Андеграунд, или Герой
    нашего времени (1998)
    Испуг (2006)
    Асан (2008)
    Две сестры и
    Кандинский (2011)

    «Асан» - ну да, очередная
    книга на «чеченскую» тему
    - на самом деле очень
    странный роман; в нем не
    просто очень подробно, в
    деталях, показана
    оборотная,
    нелицеприятная сторона
    войны - здесь произошел
    фундаментальный взлом
    матрицы военного романа».
    Л. Данилкин о романе
    «Асан»

    Повести и рассказы:
    Безотцовщина (1971)
    Старые книги (1976)
    Ключарёв и Алимушкин
    (1977)
    Отдушина (1979)
    Река с быстрым течением
    (1979)
    Погоня (1979)
    Антилидер (1980)
    Голоса (1982)
    Голубое и красное (1982)
    Предтеча (1982)
    Человек свиты (1982)
    Где сходилось небо с
    холмами (1984)
    Утрата (1987)

    Один и одна (1987)
    Отставший (1987)
    Лаз (1991)
    Долог наш путь (1991)
    Сюжет усреднения (1992)
    Стол, покрытый сукном и с
    графином посередине (1993)
    Гражданин убегающий
    (1978)
    Сюр в Пролетарском
    районе
    Кавказский пленный (1994)

    "И что здесь такого особенного? Горы?.."
    проговорил он вслух, с озленностью не на кого-то,
    а на себя. Что интересного в стылой солдатской
    казарме да и что интересного в самих горах? думал
    он с досадой. Он хотел добавить: мол, уже который
    год! Но вместо этого сказал: "Уже который век!.."
    он словно бы проговорился; слова выпрыгнули из
    тени, и удивленный солдат додумывал теперь эту
    тихую, залежавшуюся в глубине сознания мысль.
    Серые замшелые ущелья. Бедные и грязноватые
    домишки горцев, слепившиеся, как птичьи
    гнезда.
    Но все-таки горы?!. Там и тут теснятся их
    желтые от солнца вершины. Горы. Горы. Горы.
    Который год бередит ему сердце их величавость,
    немая торжественность, но что, собственно,
    красота их хотела ему сказать? зачем окликала?»
    В. Маканин. Кавказский пленный.

    «В колышущейся свечной
    полутьме Батя снова обращается
    - теперь к Инне:
    - Я, дочка, прощенный. Я как
    только вышел на пенсию - сразу
    этим заболел… озаботился. У
    меня камень на сердце. Я, Инна,
    написал им… Реабилитации были
    полагерно. Либо уже по
    поселениям. По выселкам… Я
    ведь знал по бумагам - кто где…
    Перед пенсией меня как раз
    повысили - заставили сидеть на
    бумагах. На этих, как говорили
    начальники, белых бумагах…
    Переписал адреса. Поехал. Я
    ездил и ездил. И меня простили».
    В. Маканин. Две сестры и
    Кандинский

    Алексей Варламов

    Здравствуй, князь!: Сентиментальная история // Знамя.
    - 1992. - № 9.
    Рождение: Повесть // Новый мир. - 1995. - № 7.
    Затонувший ковчег: роман // Октябрь. - 1997. - № 3.
    Затонувший ковчег: роман // Октябрь. - 1997. - № 4.
    Дом в деревне: Повесть сердца // Новый мир. - 1997. -
    № 9.
    Купол: роман // Октябрь. - 1999. - № 3.
    Купол: роман // Октябрь. - 1999. - № 4.
    Ночь славянских фильмов: рассказы // Новый мир. -
    1999. - № 10. - С. 75-93.

    Пришвин. - 2003.
    Александр Грин. - 2005.
    Григорий Распутин-Новый. -2007.
    Михаил Булгаков. - 2008.
    Алексей Толстой. - 2008.
    Андрей Платонов. - 2011.
    Мысленный волк. - 2014.
    Варламов А. Шукшин. -2015.

    «Я сумел полюбить своего героя несмотря на все его заблуждения.
    Я не собираюсь выдавать черное
    за белое, но интонация моей
    книги - милосердная,
    сочувственная, я пытался
    оправдать Булгакова даже в тех
    случаях, когда он не прав. Мне не
    близко его мировоззрение, но
    ведь человек не сводится только к
    своему мировоззрению...
    Есть в биографии Булгакова две
    даты, в которых я вижу нечто
    сокровенное. Знаменитый его
    разговор со Сталиным состоялся
    в Страстную Пятницу, а умер он в
    Прощеное Воскресенье. И я
    надеюсь, что он – прощен».
    А. Варламов о своем романе
    «Михаил Булгаков»

    Алексей Иванов

    Романы
    1992 - Общага-на-Крови (опубл. 2006)
    1995 - Географ глобус пропил (опубл.
    2003)
    2003 - Сердце Пармы (в первом издании
    2000 года - «Чердынь - княгиня гор»)
    2005 - Золото бунта
    2009 - Летоисчисление от Иоанна
    2012 - Комьюнити
    2015 - Ненастье

    “Земля летела сквозь
    таинственные радиопояса
    вселенной, и холод мироздания
    лизал ее круглые бока. Тонкие
    копья вечной тишины
    хрустальными остриями глядели
    в далекое, узорчато заиндевевшее
    небо. Искры бежали по
    невидимым дугам меридианов
    над головой, а из-за горизонта
    тянулся неслышный звон
    качающихся полюсов. Дым от
    костра сливался с Млечным
    Путем, и казалось, что костер
    дымится звездами” (“Географ
    глобус пропил”, 1995).

    «Локальный мир Иванова
    населяют люди, духи и даже боги.
    Но места для христианского Бога
    там нет, потому что само
    понятие вселенского Бога
    несовместимо с художественным
    миром писателя. Боги здесь
    только свои, местные,
    этнические: “Наши боги
    рождены нашей судьбой, нашей
    землей. А их (христиан.- С.Б.) бог
    рожден <...> где-то на краю мира,
    где садится солнце и почва от его
    жара бесплодна, суха и горяча,
    как жаровня. Что делать этому
    богу у нас, среди снегов, пармы,
    холодных ветров?” С. Беляков о
    романе «Сердце Пармы».

    Документальная литература
    2004 - Вниз по реке теснин
    2005 - Железные караваны
    2007 - Message: Чусовая
    2008 - Уральская матрица
    2009 - Хребет России
    2009 - Дорога Единорога
    2012 - Увидеть русский бунт
    2013 - Горнозаводская цивилизация
    2014 - Ёбург

    Евгений Водолазкин

    Дмитрий Лихачев и его эпоха:
    Воспоминания. Эссе. Документы.
    Фотографии. - СПб.: Logos, 2002.
    Соловьёв и Ларионов - М.: Новое
    литературное обозрение, 2009.
    Лавр. - М.: АСТ: Редакция Елены
    Шубиной, 2012.
    Совсем другое время.
    Сборник рассказов. - М.: АСТ, 2013.
    Детский мир: Сборник рассказов /
    Сост. Д. Быков. - М.: Редакция
    Елены Шубиной, 2014.
    Пара пьес. - Иркутск: Издатель
    Сапронов, 2014.
    Авиатор. - М.: АСТ, Редакция Елены
    Шубиной, 2016.
    Все в саду: [рассказы, эссе] / Сост. С.
    Николаевич, Е. Шубина. - М.: АСТ:
    Редакция Елены Шубиной, 2016.

    …много раз я сожалел о словах,
    которые произносили уста мои,
    но о молчании я не жалел
    никогда.
    …Ангелы не устают, ответил
    Ангел, потому что они не
    экономят сил. Если ты не будешь
    думать о конечности своих сил,
    ты тоже не будешь уставать.
    Знай, Арсение, что по воде
    способен идти лишь тот, кто не
    боится утонуть.
    Е. Водолазкин. Лавр.

    Виктор Пелевин

    Романы
    1992 - Омон Ра
    1993 - Жизнь насекомых
    1996 - Чапаев и Пустота
    1999 - Generation «П»
    2004 - Священная книга оборотня
    2006 - Empire V
    2013 - Бэтман Аполло
    2014 - Любовь к трём цукербринам
    2015 - Смотритель
    2016 - Лампа Мафусаила, или
    Крайняя битва чекистов с масонами

    В наше время люди узнают о том,
    что они думают, по телевизору.
    «Generation "П"»
    Милосердие в том, что вместо
    крематориев у вас телевизоры и
    супермаркеты. А истина в том,
    что функция у них одна.
    «Generation "П"»
    Когда не думаешь, многое
    становится ясно.
    «Generation "П"»
    Телевизор – это просто
    маленькое прозрачное окошко в
    трубе духовного мусоропровода.
    «Чапаев и Пустота»

    - А голова твоя где?
    - На плечах.
    - А плечи где?
    - В комнате.
    - А где комната?
    - В доме.
    - А дом?
    - В России.
    - А Россия где?
    - В беде, Василий Иванович.
    «Чапаев и Пустота»

    Жила Россия своим умом тысячу
    лет, и неплохо выходило,
    достаточно на карту мира
    посмотреть.
    «Священная книга оборотня»
    Протяженность человеческой
    жизни была рассчитана таким
    образом, чтобы люди не успевали
    сделать серьезных выводов из
    происходящего.
    «Ампир "В"»
    ...и он с грустью подумал, что
    Россия, в сущности, тоже страна
    восходящего солнца - хотя бы
    потому, что оно над ней так ни
    разу по-настоящему и не взошло
    до конца.
    «Чапаев и Пустота»

    Была б душа, а мытарства
    найдутся.
    В. Пелевин «Чапаев и
    пустота»

    «…никакой Пелевин не
    постмодернист, а просто один из
    самых грустных и точных летописцев
    нашей эпохи, и вдобавок прямой
    наследник все той же русской
    традиции - кто-то называет ее
    «реалистической», кто-то -
    «высокодуховной»... Текст для
    Пелевина ни в коем случае не игра. И
    главный мотор большинства его
    сочинений - тоска и омерзение; а уж
    в этих ощущениях он идеально
    совпадает с читателем. Этими
    омерзением и тоской, загнанными,
    правда, глубоко в подтекст,
    достигается та великолепная
    точность, которая позволяет
    Пелевину не только смешно и
    лаконично описывать наше
    настоящее, но и почти всегда
    предугадывать будущее». Д. Быков

    Повести
    1990 - Затворник и Шестипалый
    1991 - Принц Госплана
    1993 - Жёлтая стрела
    Рассказы
    1989 - Колдун Игнат и люди
    (Сказочка)
    1991 - Вести из Непала
    1991 - Жизнь и приключения
    сарая Номер XII
    1991 - Луноход (отрывок из
    повести «Омон Ра»)
    1991 - Музыка со столба
    1991 - Онтология детства
    1991 - Синий фонарь
    1991 - Спи
    1991 - Ухряб
    1991 - Хрустальный мир
    1992 - Ника
    1993 - Бубен Верхнего мира

    Вот был такой случай, – заговорил
    Толстой после паузы. – Договорились
    несколько человек напугать своего
    приятеля. Переоделись они
    мертвецами, подходят к нему и
    говорят: «Мы мертвецы. Мы за тобой
    пришли». Он испугался и убежал. А
    они постояли, посмеялись, а потом
    один из них и говорит: «Слушайте,
    ребят, а чего это мы мертвецами
    переоделись?» Они все на него
    посмотрели и не могут понять, что
    он сказать хочет. А он опять: «А чего
    это от нас живые убегают?»
    – Ну и что? – спросил Костыль.
    – А то, – ответил Толстой. – Вот тут-то
    они все и поняли.
    – Что поняли?
    – А что надо, то и поняли.
    В. Пелевин. Синий фонарь.

    Захар Прилепин

    Романы:
    «Патологии» - 2004
    «Санькя» - 2006
    «Грех» - 2007
    «Чёрная обезьяна» - 2011
    «Обитель» - 2014

    «Дымящимся ледяным утром,
    когда танки начали бить по
    школе, она была уже пуста.
    Мы, очумевшие за ночь,
    потерявшие рассудок от холода,
    едва рассвело, побрели куда-то,
    не способные ни к чему, тупые…
    Стояли по пояс в воде, глядя на
    школу, кривили рты, издававшие
    сиплые звуки. А школа была
    пуста. Там уже убили почти всех,
    кто приехал сюда за тем, чтобы
    умереть. Мы, оставшиеся, стояли,
    с обожженными лицами, с
    обледеневшими ресницами, с
    больным мозгом, с пьяным
    зрением, с изуродованными
    лёгкими, испытавшими долгий
    шок…»
    З. Прилепин. Патологии.

    Сборники:
    «Ботинки, полные горячей водкой» (сборник
    рассказов) - 2008
    «Я пришёл из России» (сборник эссе) - 2008
    «Восьмёрка» (сборник повестей) - 2012
    «Летучие бурлаки» (сборник эссе) - 2015
    «Не чужая смута. Один день - один год»
    (сборник эссе) - 2015
    «Семь жизней» (сборник малой прозы) - 2016

    Биографии:
    «Леонид Леонов: Игра его была огромна» - 2010
    изд. «Молодая гвардия», серия Жизнь
    замечательных людей
    «Непохожие поэты. Трагедии и судьбы
    большевистской эпохи: Анатолий Мариенгоф.
    Борис Корнилов. Владимир Луговской» - 2015 изд.
    «Молодая гвардия», серия Жизнь замечательных
    людей

    Премии
    Лауреат премии газеты «Литературная Россия» (2004)
    Лауреат Всекитайской Международной Литературной
    премии «Лучшая иностранная книга 2006-го года» (2007)
    Лауреат ежегодной литературной премии «Ясная
    Поляна» имени Льва Толстого (номинация «XXI век») за
    роман «Санькя» (2007)
    Лауреат литературной премии «России верные сыны»
    имени Александра Невского за роман в рассказах «Грех»
    (2007)
    Лауреат всероссийской премии Института
    национальной стратегии «Солдат Империи» (2008)
    Лауреат премии «Национальный бестселлер» за роман в
    рассказах «Грех» (2008)

    Лауреат премии «Супер Нацбест», роман в рассказах «Грех»
    назван лучшей книгой десятилетия (2011)
    Лауреат премии «Книга года» в номинации «Проза года» за
    роман «Обитель» (2014)
    Лауреат «Книжной премии Рунета-2014» в номинации
    «Лучшая художественная книга» за роман «Обитель» (2014)
    Лауреат премии «Большая книга» за роман «Обитель» (2014)
    Лауреат премии Рязанской области имени Сергея Есенина
    в области литературы и искусства в номинации «Создание
    высокохудожественных, глубоко нравственных,
    патриотических произведений в русле реалистических
    традиций отечественной и мировой классической
    литературы» (2015)

    Роман Сенчин

    2001 - Афинские ночи: Повести и рассказы
    2002 - Минус: Повесть.
    2003 - Нубук: Роман.
    2008 - Вперёд и вверх на севших батарейках:
    Роман.
    2009 - На чёрной лестнице: Роман
    2009 - Ёлтышевы: Роман
    2010 - Изобилие: Рассказы.
    2011 - Информация: Роман.
    2013 - Чего вы хотите?: Повести.
    2015 - Зона затопления: Роман.

    «Обезлюдевали деревеньки – эти
    несколько избушек, – и сырая
    темная тайга сразу наваливалась
    на отвоеванные у нее когда-то
    деляны; дикие травы засыпали
    огороды, дворы, улицы семенами,
    сосны и ели швыряли
    расщеперенные шишки; на
    срубах поселялся мох,
    расползался по плахам крыш
    лишайник. Снег и ветер валили
    заборы, дождь разъедал бревна,
    доски, слеги, по стайкам шастали
    лисы, напрасно вынюхивая кур,
    на чердаках и вышках строили
    гнезда белки, долбили городьбу
    дятлы… Природа забирала
    обратно свою территорию».
    Р. Сенчин. Зона затопления

    Юрий Поляков

    Сто дней до приказа (1980, публикация в 1987)
    ЧП районного масштаба (1981, публикация в
    1985)
    Работа над ошибками (1986)
    Апофегей (М., Литфонд РСФСР, 1990)
    Парижская любовь Кости Гуманкова (М.,
    Литфонд РСФСР, 1991)
    Демгородок (М.,1994)
    Козлёнок в молоке (1995)
    Небо падших (1997)
    Порнократия. М., 1999
    Замыслил я побег… (М., Молодая гвардия, 1999)
    Возвращение блудного мужа (2002)
    Грибной царь (2005)
    Гипсовый трубач (2013)
    Любовь в эпоху перемен (2015)

    Пьесы. «Одноклассники», АСТ,
    2009
    «Женщины без границ», АСТ, 2011
    «Как боги», АСТ, 2014
    «Чемоданчик», «У Никитских Пьесы Юрия Полякова – редкое
    ворот», 2015
    явление нынешней драматургии.
    Они очень современны, хотя
    написаны по классическим канонам
    без хаотичного новаторства,
    скрывающего беспомощность. Он
    мастер, кажется, это давно поняли
    все, кроме жюри «Золотой маски».
    Его герои говорят на живом,
    настоящем русском языке, но
    обходятся без мата, без которого
    почему-то двух слов связать не могут
    нынешние авторы. Видимо, они
    плохо владеют родным языком или
    полагают, будто Гоголь не знал
    неприличных слов и потому не
    использовал их в своих комедиях. С.
    Говорухин.

    Сергей Шаргунов

    Катаев. Погоня за вечной весной. - 2016.
    1993. Семейный портрет на фоне
    горящего дома. - 2013
    Книга без фотографий. -2011.
    Ура! -2003.
    Птичий грипп. -2008.

    ПОЧЕМУ КАТАЕВ?
    Почему первоклассный писатель
    забыт? Вопрос.
    Или подзабыт?.. Все равно -
    вопрос.
    Литература-то бесспорная.
    Во всей советской прозе, на мой
    взгляд, катаевская была самой
    яркой и зрелищной. А
    пребывание его имени в траве
    забвенья для меня очевидность и
    несправедливость.
    Первоклассный, быть может,
    лучший из лучших, вытеснен на
    обочину, в тень травы, которая
    все гуще и выше. С. Шаргунов.

    Премии
    2001 - Премия «Дебют» в номинации
    «Крупная проза»
    2011 - Премия «Arcobaleno» (Италия)
    2014 - Всероссийская литературная
    премия Антона Дельвига
    2014 - Международная
    литературная премия «МоскваПенне»
    2014 - Премия «Слово к народу» за
    «Донбасский дневник» - репортажи
    и беседы.
    2014 - Международная
    литературная премия «Белые
    журавли России» за роман «1993».
    2015 - Горьковская литературная
    премия в номинации
    «Художественная проза» за семейноисторический роман «1993».
    2016 - Всероссийская историколитературная премия «Александр
    Невский» за книгу «Катаев. Погоня за
    вечной весной».

    Женская проза

    Л. Петрушевская
    Т. Толстая
    Л. Улицкая
    Д. Рубина
    М. Кучерская
    К. Букша
    А. Козлова
    А. Матвеева
    М. Степнова
    И. Мамаева
    А. Старобинец

    М. Кучерская

    Nostalgia; Человек в картонной коробке: Рассказы //
    «Волга». 1996.
    Кукуша: Пасхальный рассказ // «Знамя». 2008. № 10.
    Тётя Мотя. М.: Астрель, 2012.
    Плач по уехавшей учительнице рисования. М.:
    Астрель, 2014.

    Анна Матвеева

    Матвеева Анна. Па-де-труа: Роман, повесть, рассказы.
    2001.
    Матвеева Анна. Небеса: Роман. - М.: АСТ, 2004.
    Матвеева Анна. Голев и Кастро. - М.: АСТ, 2005.
    Матвеева Анна. Перевал Дятлова. - М.: АСТ, 2005.
    Матвеева Анна. Найти Татьяну: Повесть и рассказы.
    - М.: АСТ, 2007.
    Матвеева Анна. Подожди, я умру - и приду. 2012.
    Матвеева Анна. Девять девяностых. -2014.
    Матвеева Анна. Завидное чувство Веры Стениной.
    2015.
    Матвеева Анна. Лолотта и другие парижские
    истории., 2016.

    Событие, о котором идет речь в
    этой книге, подлинное. Более сорока
    лет назад загадочная гибель
    девятерых туристов потрясла
    Свердловск, хотя за пределами
    города мало кто знал о ней. Военные
    ведомства и партийное руководство
    взяли все под свой контроль. Однако
    эта трагедия не переставала
    волновать людей. В этой книге мне
    хотелось показать историю 1959 года
    глазами человека, переживающего
    эту трагедию в году 2000. Передо
    мной не стояла цель раскрыть
    страшную тайну Горы Мертвецов эта цель стоит перед Вами, дорогой
    читатель, а я лишь старалась сделать
    все, чтобы облегчить решение этой
    задачи. А. Матвеева.

    «Издалека Джоконда укоризненно
    смотрела из рамы, поджав губы. Вера
    смерила картину ответным взглядом.
    Никогда её не любила – и вообще,
    любить то, что нравится каждому,
    это как жить в Свердловске начала
    девяностых: привезли на
    Центральный рынок партию
    румынских кофточек с чёрными
    «огурцами», и весь город в них ходит,
    как в спецодежде.
    Вот и с Джокондой так. Вера считала
    её славу преувеличенной. Она
    любила Дюрера, простодушного
    Конрада Витца, Венецию у
    Каналетто, любила Сарджента,
    Ренуара – и зрелого, и старого, с
    привязанной к руке кисточкой.
    Повесьте напротив Джоконды
    портрет Жанны Самари – ещё
    неизвестно, кто кого». Завидное
    чувство Веры Стениной.

    Анна Старобинец

    «Вспарываю кожу на запястье.
    Ощущения, оказывается, такие
    же, как если оцарапать руку
    листком бумаги: сначала холодок
    в позвоночнике и плечах, только
    потом, с большим опозданием, –
    больно. Совсем чуть-чуть больно.
    Крови нет. Кожа странно
    отслаивается от моей руки
    мокрым лоскутком, под ней я
    вижу маленькую, из тончайшей
    пластмассы, пластину с двумя
    аккуратными плоскими
    кнопками. На одной значится:
    ПЕРЕЗАГ, на другой – ВЫКЛ.
    Какие еще Живые? Их нет. Они
    проиграли.» А. Старобинец.
    Живые.

    2005 - «Переходный возраст». Сборник мистических
    повестей и рассказов в жанре «лирического хоррора».
    2006 - «Убежище 3/9». Роман, мистический триллер.
    2008 - «Резкое похолодание». Сборник повестей и
    рассказов.
    2009 - «Страна хороших девочек». Книга для детей.
    2011 - «Живущий». Роман, антиутопия. Вошёл в шот-
    лист Национального бестселлера за 2012 год. Лауреат
    премии «Портал».

    https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Современные русские писатели Подготовили учащиеся 11 класса Руководитель Идиатуллова И.Б.

    Борис Акунин: Родился: 20 мая 1956 г. Настоящее имя: Григорий Чхартишвили Другие псевдонимы: Анна Борисова Анатолий Брусникин Борис Акунин - псевдоним, настоящее имя - Григорий Шалвович Чхартишвили. Писатель, японист, литературовед и переводчик. Свои художественные литературные произведения публикует под псевдонимом Борис Акунин. Родился писатель 20 мая 1956 в Тбилиси. С 1958 года живет в Москве.

    Захар Прилепин Книги: 1. «Патологии», роман (2005). 2. « Санькя », роман (2006). 3. «Грех», одна жизнь в нескольких рассказах (2007). 4. «Ботинки, полные горячей водкой: пацанские рассказы» (2008). 5. «Я пришёл из России», эссе (2008). 6. «Это касается лично меня», эссе (2009). 7. «Леонид Леонов: Игра его была огромна», исследование (2010). 8. «Чёрная обезьяна", повесть (2011). 9. «Восьмёрка», маленькие повести (2011). 10. " Книгочёт ", пособие по новейшей литературе, 2012.

    Александр Карасев Родился в 1971 году в Краснодаре в семье инженера. Окончил исторический и заочно юридический факульте­ты Кубанского государстве­нного университета. Автор книги « Чеченские рассказы ». С 2003 печатается в российских литературных журналах. Живёт в Санкт-Петербурге.

    Поэтесса Вера Полозкова появилась из интернета, вернее из «Живого журнала», в свое время она стала одним из самых юных блогеров-тысячников. Сетевая слава довольно быстро перешла в невиртуальную – тиражи сборников, полные залы на концертах, альбомы, спектакли, фотосессии, интервью

    Татьяна Никитична Толстая Русская писательница Татьяна Никитична Толстая появилась на свет в Санкт-Петербургее. Татьяна родилась в семье с богатыми литературными традициями – дедушка Толстой по линии матери – поэт Михаил Лозинский, дедушка по линии отца – известный советский писатель Алексей Толстой; его жена, бабушка Татьяны – поэтесса Наталья Крандиевская. Отец будущей писательницы – доктор физических наук, профессор Никита Толстой. Семья Толстых была многодетной, у Татьяны было семеро братьев и сестёр.

    Литературный дебют писательницы состоялся в 1983 году. В журнале «Аврора» был опубликован рассказ «На золотом крыльце сидели…». Литературные критики и читатели восприняли рассказ с энтузиазмом, по итогам года произведение было признано лучшим литературным дебютом 1983 года. В произведении калейдоскопично были представлены впечатления ребенка, начиная от заурядных бытовых событий и обыденных встреч до таинственных и сказочных персонажей, рожденных детской фантазией. В начале двухтысячных Татьяна Толстая отходит от короткого жанра, в котором она писала с самого начала литературной деятельности. Из-под ее пера начинают выходить крупные романы. В 2000 году в свет выходит дебютный роман Толстой « Кысь », благосклонно встреченный критиками и публикой. Книга достаточно быстро становится бестселлером и получает премию «Триумф».

    Дарья Донцова (р. 1952) Биография Дарья Донцова – литературный псевдоним автора многочисленных иронических детективов Агриппины Аркадьевны Донцовой. Ее произведения пользуются особой популярностью у читателей. Первые произведения писательницы появились в начале второго тысячелетия. В настоящее время их количество достигает полутора сотен. Дарья Донцова родилась июня 1952 года в Москве. Ее отец – советский писатель-прозаик Васильев Аркадий Николаевич, автор известного романа «В час дня, Ваше превосходительство». Мама писательницы Тамара Степановна Новацкая работала главным режиссером Москонцерта. Детство Дарьи прошло в литературной среде. В их доме в дачном поселке литераторов Переделкино бывал Катаев, Рождественский, Вознесенский.

    Написанием иронических детективов Дарья Аркадьевна начала заниматься в очень сложный период своей жизни. В 1998 году у нее было диагностировано тяжелое онкологическое заболевание. Несмотря на неблагоприятный прогноз заболевания, она не потеряла присутствия духа. С помощью врачей Дарья борется с заболеванием и во время пребывания в больнице при очередном этапе продолжительного лечения пишет свой первый детектив «Крутые наследнички». Книга была написана в рекордно короткие сроки – всего за пять дней. Первыми читателями детектива стали медсестры отделения, где лечилась Дарья. Их восторженная оценка «Крутых наследничков» придала писательнице уверенность в своих силах, первый роман получил продолжение. За время лечения в больнице Дарья Донцова написала пять первых своих детективных романов. Своим оптимизмом, уверенностью в завтрашнем дне и жизнелюбием писательнице удалось справиться и победить тяжелую болезнь.

    Эдуард Лимонов Биография Родился 22 февраля 1943 года в г. Дзержинск, Горьковская область. Трудовую деятельность начал в 17 лет. Работал грузчиком, монтажником-высотником, строителем, сталеваром, завальщиком шихты, обрубщиком Поступал в Харьковский педагогический институт. В 1958 году начал писать стихи 1974 году эмигрировал из СССР в США

    1975-1976 работал корректором в нью-йоркской газете «Новое русское слово», принимал участие в деятельности Социалистической рабочей партии США 1987 получил гражданство Франции В начале 1990-х восстановил советское гражданство и возвратился в Россию, начав активную политическую деятельность 1994 основал Национал-большевистскую партию Ведет активную оппозиционную деятельность, является одним из лидеров коалиции «Другая Россия»

    "Зеленый шатер" - это роман о любви, о судьбах, о характерах. Это настоящая психологическая проза. Но вместе с тем, новое произведение Улицкой шире этих определений. "Зеленый шатер" звучит широко, нота общей вины, общего несчастья и сияющий зыбкий намек на всеобщее прощение имеет отношение ко всем людям конца двадцатого века. Это роман о том, что настоящая зрелость в нынешней цивилизации почти никогда не достигается, особенно когда на желающую взлететь и развернуть крылья личность надавливает некий груз идейный, властный, свинцовый, кастрирующий.


    Слайд 2

    2 1985 год. Становление и развитие новой литературы. В.Распутин «Пожар»(90г.) Ч.Айтматов «Плаха» (87г.) В.Астафьев «Печальный детектив» (97г.) «Постсоветская» литература. Исчезновение «соцреализма» в начале 1990-х годов. Рост ностальгии по СССР в начале 2000-х годов. Реабилитация соцреализма. Александр Проханов. Роман «Господин Гексоген». Обзор современной литературы дается на материале статей и лекций: С.И.Чупрынин – редактор журнала «Знамя». «Нулевые годы – ориентация на местности» Андрей Степанов, Санкт-Петербургский государственный университет. «Современная русская литература (краткий обзор)». Александр ВладимировичаЛеденёв. Лекции профессора МГУ, доктора филологических наук

    Слайд 4

    4 Литература барокко или необарокко. Изображение смещенного состояния сознания. Раньше это было табуировано в литературе. Владимир Сорокин “Очередь” (1985), “Тридцатая любовь Марины” (1985), “Роман” (1994) и др. Г. Белая была права, называя “чернуху”, т.е. изображение исключительно низменного в человеческой жизни, одной из главных примет “другой” прозы. Жестокая правда об обществе была призвана обнажить ложь, фальшь, приукрашивание действительности, лицемерие и демагогию, распространенные и в жизни, и в литературе социалистического реализма.

    Слайд 5

    5 Неореализм. Неореализм в русской литературе ХХ1 века рассматривается как литературное направление, включающее в себя неоромантическую и немодернистскую стилевые тенденции, которые возникли на общей реалистической основе. Людмила Улицкая «Перловый суп» Марина Палей «Кабирия с Обводного канала», «Отделение пропащих». Людмила Петрушевская роман «Время ночь», «Свой круг». Литература постмодернизма Главные трибуны: Т.Толстая, В.Ерофеев. Теоретические установки постмодернизма. Идея – мир несовершенный текст, нет иерархии смысла, не нужен автор и текст. Если нет смысла, наступает бессмыслица.«Дискус»- основной термин. Произведение не подвластно авторской воли. Происходит выискивания сюжета, ремейка классики. Словарь: Дискус (Discus Symphysodon aequifasciatus Discus), одна из самых красивых аквариумных рыб.Symphysodon - symphysis, от др.-греч. σύν вместе, φύσις «природа» и ὀδούς «зуб». Термин относится к нескольким зубам над местом, где срастаются две половинки челюсти.

    Слайд 6

    6 Приемы постмодернизма Перенос признаков от общего к частному. Оценка состояния тупика. Жизнь иллюзия – это установочная идея. Жизнь – это комбинация знаков. Набоков «Король, дама, валет». Главные герои: Франц, Марта, Драйер. Первые буквы составляют аббревиатуру ФМД. Это инициалы известного писателя. Татьяна Толстая «Кысь» Фамилии совпадающие с едой: Хлебников, Караваева, Колбасьев, Сытин, Голодный или насекомые: Тараканова, Бабочкин,Жуков, Шмелев, Шершеневич.. В.Пелевин «Ампир В» Название, вынесенное на обложку книги, Empire «V» можно перевести как «Империя V», также в нём обыгрываются слово «вампир» (в- ампир или v-empire (англ.vampire)).

    Слайд 7

    7 Жанр литературной биографии. А.Варламов выпустил книги о М.М.Пришвине. А.Грине, А.Н.Толстом, Г.Распутине, М.Булгакове. Дм.Быков «Пастернак» Л.Лосев «Иосиф Бродский Дм.Новиков «А.Блок» Алла Марченко «Ахматова». П.Басинский «О Толстом». Майя Кучерская «Константин Павлович».

    Слайд 8

    8 Поэзия Б.Ахмадулина Тимур Кибиров Дм.Володинников Вера Павлова Сергей Ганглевский

    Слайд 9

    9 Развлекательная литература: Александра Маринина (детективный жанр). Дарья Донцова Награды Лауреат премии «Писатель года» в 2001, 2002, 2003 годах. Лауреат премии «Бестселлер года» (учреждена газетой «Книжное обозрение») в 2002, 2003 годах. Лауреат премии торгового дома «Библио-Глобус» в номинациях «Автор года» и «Имя года» в 2002 году. Лауреат ежегодного открытого конкурса «Книга года» (Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации России) в номинации «Бестселлер года» в 2003 году. 5 марта 2003 года была заложена звезда в честь Дарьи Донцовой на литературной Площади звезд в Москве на Страстном бульваре. 24 июня 2005 года Дарье Донцовой был вручён общественный Орден Петра Великого 1-й степени с лентой за большой личный вклад и выдающиеся заслуги в области литературы. в 2006 и 2007 году Дарья Донцова признавалась «Писателем года»..

    Слайд 10

    10 Гламурная литература: Оксана Робски Литература фэнтези: Сергей Лукьяненко Новая литература Литература изменила свой курс. В литературе происходят глубинные процессы. Искусство стало как правдоискательство.Стремление к истине, поиск духовных основ. В.Маканин и В. Путин Людмила Улицкая, Владимир Маканин – современные писатели, метры литературы. Владимир Маканин «Андеграунд», «Ассан»

    Слайд 11

    11 Новаторы. В.Пелевин, О. Славникова, Николай Конов В.Пелевин «t», «Числа». О. Славникова «2017» Николай Конов »Нежный театр»

    Слайд 12

    12 2000 2001 2002 2003 Т.Толстая «Кысь» Б.Акунин «Коронация. Смерть Романовых». Л.Улицкая »Казус Кукоцкого» В. Славникова «Бессмертие» П.Крусанов »Бом, бом» А.Геласимов «Жажда» Д.Новиков «Муха в янтаре». Л.Улицкая »Сквозная линия» Современная литература

    Слайд 13

    13 2004 2005 2006 2007 В.Аксенов «Вольтерьянцы и вольтерьянки» Лев.Конов »Нежный театр» М. Шишкин «Венерин волос» Денис Гуцко «Без пути следа» О. Славникова «2017» В.Сорокин «День опричника» В.Пелевин «Ампир В» Андрей Дмитриев «Бухта радости» О. Славникова «Басилевс» Современная литература

    Слайд 14

    14 2008 2009 2010 Андрей Дмитриев «Бухта радости» О. Славникова «Басилевс» Леонид Юсифович «Журавли и карлики» П. Басинский «О Толстом». Современная литература

    Слайд 15

    15 Аннотация лучших произведений современной литературы. . Т.Толстая «Кысь». В романе рассказывается про то, что может произойти с Россией после ядерной войны. Роман насквозь пропитан иронией и сарказмом. роман «Кысь» – это все-таки антиупопия. В переводе с греческого «утопия» означает «место, которого нет». В толковом словаре С.И. Ожегова это слово определяется как «нечто фантастическая; несбыточная, неосуществимая мечта». Можно ли описываемое в романе назвать мечтой? Мы думаем, что вряд ли мир мутантов и «перерожденцев» можно считать мечтой. Задача антиупопии – предупредить мир об опасности, предостеречь от неверно выбранного пути. В романе Т. Толстой содержится несколько таких предупреждений. Первое из них – предупреждение экологическое. В России произошел Взрыв. (Книга писалась начиная с 1986 года, поэтому естественно возникает ассоциация с Чернобыльской катастрофой.) Лет через двести-триста после этого читатель попадает в некое небольшое поселение, окруженное крепостным тыном со сторожевыми башнями. В поселении живут люди-мутанты – похоже, бывшие москвичи и их потомки. Где-то за пределами поселения обитают точно такие же люди-мутанты.» А кто после Взрыва родился, у тех последствия другие, – всякие. У кого руки словно зеленой мукой обметаны …., у кого жабры; у иного гребень петушиный али еще чего». Причина таких «чудес» – легкомысленное поведение людей, «будто люди играли и доигрались с АРУЖЫЕМ». Здесь содержится прямое указание на актуальную проблему современности – гонку вооружений, накопление атомного оружия, проблему нестабильности мира. Вторая, не менее значимая проблема, поднимаемая в романе «Кысь» прежде всего интересна содержательная сторона. Главная проблема романа «Кысь» – поиск утраченной духовности, внутренней гармонии, потерянной преемственности поколений. С этим мнением трудно не согласиться, так как судьба главного героя в романе связана с поиском «азбуки» – того настоящего смысла жизни, который ему так и не удается найти. Тесно связана с этим и проблема исторической памяти. Никита Иванович, расставляющий столбы с табличками «Арбат», «Садовое кольцо», «Кузнецкий мост» пытается таким образом сохранить для потомков частичку прошлого, памяти, истории.

    Слайд 16

    16 Аннотация лучших произведений современной литературы. Б.Акунин «Коронация. Смерть Романовых».Действие этого романа происходит в 1896 году, накануне и во время коронации императора Николая II. Похищен Михаил, четырёхлетний сын великого князя Георгия Александровича. Похититель, называющий себя «доктор Линд», в качестве выкупа требует бриллиант «граф Орлов», которым украшен императорский скипетр. Если сделка не состоится, ребёнок будет возвращён родителям по частям. Но без скипетра не может состояться коронация. Эраст Петрович Фандорин берётся спасти честь монархии. Повествование ведётся в виде дневника от имени Афанасия Зюкина, дворецкого великого князя Георгия Александровича. Книга воссоздаёт трагическую атмосферу России конца XIX века и описывает Ходынскую катастрофу. Акунин несколько исказил семейные связи Романовых. Как и во всех своих произведениях, он изменил имена исторических личностей (московским обер-полицеймейстером в книге выступает полковник Ласовский, прототипом которого был реальный Власовский).

    Слайд 17

    Аннотация лучших произведений современной литературы. . 17 Л.Улицкая »Казус Кукоцкого». Сюжет книги об обыденной жизни советской московской семьи. Но даже такой неоригинальный сюжет имеет огромный и глубокий смысл. В книге остро затронута проблема абортов. Губить или дать началу новой жизни? Именно этот вопрос и рассматривается, а также отношение людей к этому деянию. Автор очень интересно и ярко описывает события того времени, второй половины XX века - это и разгром генетики, аресты и лагеря, похороны Сталина, хрущевская оттепель. Написана книга восхитительным языком, затягивает моментально. При совместной работе Юрия Грымова и Телекомпании НТВ по книге снят телероман. В 2001 году “Казус Кукоцкого” стал лауреатом Букера. На сегодняшний день книга издана более в 25 странах мира.

    Слайд 18

    Аннотация лучших произведений современной литературы. . 18 Павел Крусанов. Роман "Бом-бом" (2002) Стал финалистом премии "Национальный бестселлер" (2003). Роман описывает историю старинного дворянского рода Норушкиных, который издавна самим провидением поставлен охранять подземную "чертову башню" с мистическим "гневизовом" - орудием пробуждения русского бунта. Метод, которым воспользовался Крусановым в романе, критики определили как ловушку: "Ловушка эта - неожиданное вплетение фантастической ниточки в серый холст повседневной жизни". » В книге Крусанов с одной стороны мастерски передает атмосферу глубочайшей, искренней и совершенно лишенной рациональных корней любви к Родине, а с другой – неразрывность связи прошлого и настоящего, дня минувшего и дня нынешнего. Недаром ни мистическим врагам, ни вполне материальным супостатам так и не удалось уничтожить род, прервать традицию, передающуюся от отца к сыну, хотя на протяжении насыщенного «криптоисторического» повествования такая угроза над Норушкиными не раз нависала. «Бом-бом»–роман о Долге и Ответственности. Читатель, впрочем, может проявить акт свободного волеизъявления, сделав выбор между двумя финалами, «орлом» и «решкой». В первом случае главный герой, наш современник Андрей Норушкин, спускается в запретное подземелье, чтобы пробудить колокол, во втором – продолжает жить по-прежнему.

    Слайд 19

    Аннотация лучших произведений современной литературы. . 19 Андрей Геласимов «Жажда» .«Самое стоящее из всей рассмотренной прозы - это повесть Андрея Геласимова «Жажда». Главный герой (опять рассказчик) изуродован на войне - у него полностью обгорело лицо. Зарабатывает на жизнь ремонтом квартир. В перерывах между заказами пьёт до умопомрачения - чтобы ни о чём не думать и ничего не вспоминать. «Движитель сюжета» - поиски друга, опустившегося алкоголика, который продал квартиру и исчез. В результате последовательно разворачивающихся событий герой постепенно возвращается к жизни - знакомится с новой семьёй отца и своими новыми сестрой и братом, мирит рассорившихся друзей, снова начинает рисовать (до армии он учился на художника), в финале дан даже намёк на возможность любви… "

    Слайд 20

    Аннотация лучших произведений современной литературы. . 20 Д.Новиков «Муха в янтаре». Дмитрий Новиков ворвался в современную литературу рассказом «Муха в янтаре», опубликованным в 2002 году в журнале «Дружба народов». В рассказе соревнуются Время и вышедший из повиновения ему янтарем воспоминания застывающий момент. Время олицетворено в молоденьком лейтенанте, под чьим началом высадились на берег пять матросов медицинской службы для получения оборудования со склада. К его досаде, уставшие от службы матросы, - названные автором «эпикурейцами» - вверяют себя не его мельтешащим приказаниям, а безмолвным велениям вечности, выраженным в «обычном летнем дне» - покое, живописности побережья, «благолепии хрупкого момента». Пляж, полный загорелых купальщиц, непривычный с берега вид моря - вот те самые моменты дня, которые запечатлеются в душах героев «в мельчайших подробностях» и «потом, через много лет» осветят их жизни «целительным восторгом полноты жизни». В рассказе есть великолепный символ. Как муха, застывшая в янтаре, оставляет, таким образом, память о себе, так и человек, обволакиваясь временем, обволакиваясь теми событиями, которые происходят вокруг него, тоже остается вечностью.

    Слайд 21

    Аннотация лучших произведений современной литературы. . 21 В.Аксенов «Вольтерьянцы и вольтерьянки» Этот роман Василия Аксенова удостоен премии "Букер" за 2004 год.В 60-е годы восемнадцатого века, "века галантного", очень заинтересовались друг другом две значительные личности - Вольтер и Екатерина Великая. В романе Василия Аксенова оживают старинные картины, и сходят с них благородные герои, кипят страсти, нам непривычные, завязывается нешуточная драма нестареющих вольтеровских идей...

    Слайд 22

    Аннотация лучших произведений современной литературы. . 22 Денис Гуцко мало известен широкой публике. Да и вручение ему в 2005 году премии «Букер – Открытая Россия» тоже стало неожиданностью для всех. Однако, не сомневаюсь, премию автор получил по праву. Гуцко пишет хорошим русским языком, пишет на серьезные темы, не играя в постмодернизм, не идя на поводу у читателя. Роман «Без пути-следа» ─ о молодом человеке, родившемся в Грузии, но после распада СССР вынужденного вернуться на родину матери, в Ростов. Как прижиться на новом месте – и вроде бы не в чужой стране – человеку, воспитанному на других обычаях, в другой культуре, говорящему по-другому? Оказывается, это большое испытание, которое сложно выдержать. В один прекрасный день Митя не может получить российский паспорт. Начинается унизительное хождение по кабинетам и стояние в очередях. Родина не хочет нового гражданина. Василий Аксенов едко заметил: «Не может стать проблемой романа проблема получения паспорта». А проблема обретения Родины? Сейчас это слово немодно. А для Гуцко тема оказывается насущной, глобальной, от нее зависит жизнь его героя. Человек не может быть без роду, без племени, жить, не оставляя следа. Обрести Родину – значит обрести себя, и Гуцко пишет об этом поиске пронзительно, откровенно, иногда слишком темно и безысходно.

    Слайд 23

    Аннотация лучших произведений современной литературы. . 23 О. Славникова«2017» В романе Ольги Славниковой действие происходит на Урале, и мир горных духов, некогда описанный Бажовым, не оставляет героев, будь то охотники за самоцветами, что каждое лето отправляются в свой тайный поход, или их подруги, в которых угадывается образ Хозяйки Медной горы. А тем временем приближается 2017 - и на городской площади разыгрываются сцены Октябрьского переворота: костюмированное шоу перерастает в серьезные беспорядок.

    Слайд 24

    Аннотация лучших произведений современной литературы. . 24 Андрей Дмитриев «Бухта радости» Однако новый его роман «Бухта радости» выглядит попыткой захватить куда более широкую аудиторию. Действительно, скучным роман не назовешь. Помимо того, что он написан изобретательно и искусно, в нем еще и отчетливая фабула есть – прихотливо завернутая, затягивающая. В романе множество персонажей, от главных до третьестепенных и проходных, которые должны вроде бы нам представить бесконечное разнообразие людей, радующихся и горюющих на фоне этой самой подмосковной Бухты, зоны отдыха.

    Слайд 25

    25 М. Шишкин«Венерин волос»Русский толмач беспрестанно перемещается по миру - Цюрих, Париж, Рим, - за ним стелется шлейф языков. Но в каждом городе он видит между камней знакомую травку - папоротник Венерин волос, или адиантум - и взгляд на него всякий раз возвращает его из евромешанины языков к русскому строю мыслей, которые если и можно записать, то только кириллицей. Недаром герой одержим поисками могилы одного из создателей азбуки, святого Кирилла; именно эта идея и руководит его странствиями. Сам Шишкин говорит о своем произведении так: Это книга о самых простых вещах, без которых жизнь невозможна. Венерин волос - это травка-муравка, которая в мимолетном городе Риме - сорняк, а в России - комнатное растение, которое без человеческого тепла не выживает. Я писал этот роман в Швейцарии, во Франции, в Риме. Он очень русский, но одновременно выходит за границы русского мира, не помещается в них. Россия - только малый кусочек большого Божьего мира. Аннотация лучших произведений современной литературы.

    Слайд 26

    26 Несколько лет назад появилось новое поколение писателей. Его судьба оказалась счастливой: литературная общественность встретила молодых авторов доброжелательно, «толстые» журналы охотно пустили их на свои страницы, ежегодно стал проходить Форум молодых писателей России. Молодая литература живет по своим правилам. Молодые авторы ищут новый язык, свои способы познания и создания действительности. Но ценностные ориентиры для всех них незыблемы. Стремление к истине, поиск духовных основ в наше время - вещи не чуждые молодым писателям. Интерес молодых людей, пишущих о своих сверстниках, направлен именно к духовной жизни. Многие из этих авторов находятся в самом начале пути. Но то, что они его избрали, является, безусловно, хорошим знаком и интересной тенденцией в современной литературе. В обзоре рассказывается о наиболее интересных молодых российских авторах, таких как Захар Прилепин, Дмитрий Новиков, Майя Кучерская, Ирина Мамаева, Надежда Горлова. Их публикуют литературно-художественные журналы, оценивают критики, у них выходят первые книги, они становятся лауреатами престижных премий. Обзор прозы молодых авторов России. «Молодость – величайший чародей». А.С. Пушкин

    Посмотреть все слайды