Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

» » Швартовые испытания кораблей. Ходовые испытания и сдача судна Программа ходовых испытаний морского судна

Швартовые испытания кораблей. Ходовые испытания и сдача судна Программа ходовых испытаний морского судна

Реферат на тему:

ИСПЫТАНИЯ И СДАЧА СУДОВ

Подготовка к сдаточным испытаниям

При постройке судна производится постоянный технический контроль изделий, являющихся промежуточной продукцией корпусообрабатывающих, сборочно-сварочных, механо-монтажных и других цехов. Объем проверок в течение постройки регламентируется перечнем обязательных приемок, который составляют совместно предприятие-строитель и заказчик. Технический контроль завершается испытаниями и сдачей судна. Цель испытаний -- проверка соответствия технических и эксплуатационных характеристик судна характеристикам, указанным в проектной документации.

До начала испытаний судна должны быть завершены работы по монтажу всех трубопроводов, систем главных и вспомогательных механизмов; оборудованию помещений; испытаниям на непроницаемость; монтажу судовых устройств и дельных вещей. Все выполненные в процессе постройки. работы, входящие в перечень обязательных приемок, должны быть оформлены соответствующими документами -- удостоверениями, под-писанными ОТК и представителями заказчика.

Для сдачи судна заказчику назначается сдаточная комиссия, испытательная партия и ответственный сдатчик. В состав сдаточной комиссии включаются помощники ответственного сдатчика по корпусной и электромонтажной частям, сдаточный механик, мастера и рабочие из высококвалифицированных специалистов-монтажников по главным и вспомогательным механизмам, судовым устройствам, системам, электрооборудованию. Испытательная партия состоит из специалистов, ведущих наблюдение за работой отдельных агрегатов при испытаниях. Обо всех отклонениях от нормальных условий работы, регистрируемых испытательной партией, докладывается ответственному сдатчику или главному механику. Одновременно ведется журнал испытаний, в который заносятся результаты испытаний. Объем и последовательность испытаний устанавливаются специальной программой, которая является руководящим документом проведения испытаний.

Приемку судна осуществляет приемная комиссия, состоящая из представителей заказчика и Регистра. До начала испытаний приемной комиссии должны быть предъявлены договор на постройку, комплект чертежей общего расположения судна, книга монтажных удостоверений, журнал весовой нагрузки судна, журнал переделок и согласований, акты стендовых испытаний главных и вспомогательных механизмов и другого механического оборудования, а также инструкции, схемы, описания, формуляры оборудования и паспорта контрольно-измерительных приборов. После рассмотрения всех представленных документов комиссия выносит решение о готовности к выполнению сдаточных испытаний.

Кроме подготовки к испытаниям период испытаний судов включает следующие этапы: швартовные испытания, ходовые испытания, ревизию, контрольный выход, контрольные испытания.

Швартовные испытания

Швартовные испытания -- технологический этап сдаточных испытаний, основной целью которого являются проверка качества постройки судна, монтажа и регулировки оборудования; предварительное опробование под нагрузкой главной энергетической установки и вспомогательных механизмов; проверка в работе систем и устройств, обеспечивающих живучесть судна; подготовка судна к ходовым испытаниям.

Для проведения швартовных испытаний готовятся специальные места с достаточной глубиной, оборудованные швартовными береговыми устройствами и имеющие набережную прочной конструкции.

Швартовные испытания проводят раздельно по механической, электрической и корпусной частям. Первой испытывают механическую часть, начиная с аварийных систем и механизмов, обеспечивающих безопасность судна в процессе испытаний (пожарной системы, системы затопления и откачки воды). После этого идут испытания средств вспомогательной энергетики: турбогенераторов и дизель-генераторов, вспомогательных котлов, испарителей, опреснителей и т.д. Испытания главной энергетической установки проводят в последнюю очередь. Судовые системы, трубопроводы, электросети, посты энергетики и живучести испытывают одновременно с главными механизмами. Перед испытаниями ГТЗА паротурбинной установки проверяют действие валоповоротного и валотормозного устройств, а также страгивание турбин на передний и задний ход. В про-цессе швартовных испытаний паротурбинной установки проводят гидравлические испытания трубопроводов всех систем, включая топливную, пожарную, паровую; выполняют проверку работы вспомогательных установок (растопочного, питательного, топливного насосов); осуществляют прокачку масла по маслопроводу машинного отделения; производят гидравлическую и паровую пробы паропроводов машинного отделения; проводят испытания циркуляционных и конденсатных насосов, а также трубопроводов, непосредственно связанных с турбинами; осуществляют проверку энергетической и осветительной сетей и пуск турбогенератора, а также пуск ГТЗА на холостой ход. Затем проверяют работу ГТЗА при частоте вращения, допустимой по условиям надежности швартовки, по состоянию береговых сооружений и глубине акватории.

Если на судне главная установка дизельная, то в начале ее испытаний проверяют исправность действия валоповоротного устройства, сигнализации падения давления и перегрева масла, выключения подачи топлива при повышении частоты вращения сверх допустимой; пусковые качества двигателя и запасы пускового воздуха. На следующих этапах испытывают работу главных двигателей при малой и средней частотах вращения. При наличии винта регулируемого шага или специальных разгрузочных устройств проверяют работу и при полной частоте вращения, соответствующей ходовому режиму.

По корпусной части на швартовных испытаниях проверяют водоизмещение судна посредством замеров осадки по маркам углубления, начальную остойчивость (методом кренования), а также работу якорного, рулевого, грузового, шлюпочного, швартовного и буксирного, леерного и тентового устройств, рангоута и такелажа, забортных трапов, световой и звуковой сигнализаций, прожекторов, ходовых огней, рынд.

При испытаниях рулевого устройства проверяют исправность действия привода руля, правильность работы указателей положения руля и действия ограничителей. Якорное устройство испытывают вытравливанием и выбиранием поочередно нескольких смычек якорной цепи на ленточном тормозе шпиля или бра-шпиля с проверкой прохождения звеньев якорной цепи через клюзы, винтовые стопоры и по звездочке якорного механизма. В грузовом устройстве проверяют надежность работы бараба-нов и тормозов грузовых лебедок, надежность крепления грузовых стрел по-походному, удобство открывания и закрывания крышек грузовых люков. Для шлюпочного устройства обязательны проверка легкости и правильности вываливания шлюпок, замер времени спуска и подъема шлюпок, проверка надежности крепления шлюпок по-походному.

К испытаниям корпусной части относятся также проверка работы камбуза, хлебопекарни, прачечной и других служб обитания на судне. Кроме того, испытывается надежность задраивания и непроницаемости дверей, люков, крышек, иллюминаторов и т. п. Проверяется также и бытовое оборудование: надежность его крепления, комплектность.

Имитационные испытания

В отечественной технологии судостроения было разработано достаточно большое количество имитационных испытаний, нашедших широкое применение в мировой практике. Имитационные испытания -- это вид сдаточных испытаний судна, при которых проверка спецификационных параметров судового оборудования производится в процессе швартовных испытаний в условиях акватории верфи, максимально приближенных к натурным. Имитационные испытания проводятся с помощью специальных разгрузочных или нагрузочных устройств -- имитаторов, воспроизводящих ходовые условия работы судового оборудования.

Разгрузочным устройством называется специальное технологическое устройство, применяемое для имитационных испытаний главной энергетической установки. Разгрузочное устройство служит для создания более легких условий работы оборудования. Так, для разгрузки гребного винта по упору и по моменту до расчетных используют уменьшение площади диска гребного винта за счет кольцевой насадки; потоконаправляющую камеру, обеспечивающую подток воды к винту со скоростью, равной его расчетной аксиальной скорости; подачу сжатого воздуха в зону винта с целью уменьшения плотности окружающей винт воды. Работу винта можно также облегчить, уменьшив осадку судна и, следовательно, уменьшив глубину погружения винта.

Нагрузочные устройства создают дополнительную нагрузку для проверки работоспособности оборудования. Например, при испытании дизель-генераторов и турбогенераторов нагрузочным устройством служит береговая сеть, куда передается с испытываемого судна лишняя электроэнергия.

Имитационные испытания якорного устройства на швартовах проводят несколькими способами: закреплением якорной цепи на берегу при работе главного двигателя на расчетных режимах на задний ход; навешиванием грузов на участок якорной цепи. Наиболее перспективным для имитационных испытаний якорного устройства считается способ с использованием универсального нагружателя, расположенного на понтоне и представляющего собой гидромеханический тормоз с дистанционным управлением. Этот способ имеет ряд преимуществ по универсальности, независимости технологического процесса испытаний, точности воспроизведения натурных условий.

С помощью имитационных устройств проводят также испытания навигационного и радиолокационного оборудования, гирокомпаса, гидродинамического лага, гидроакустической аппаратуры.

Для настройки радиолокаторов устраиваются специальные полигоны, вынесенные за пределы завода и оборудованные специальными отражателями. Направление и расстояние до отражателей известны. Радиолокационные станции обнаруживают отражатели, определяют курсовые направления и расстояния до отражателей. Данные сравнивают с истинными значениями и регулируют по отклонениям станции до необходимой точности определения искомых параметров.

Гидроакустическую аппаратуру проверяют с помощью устанавливаемого под днищем судна измерительного прибора -- гидрофона, которым замеряется звуковое давление вибратора гидроакустического аппарата. По замеренному звуковому давлению производится пересчет дальности действия гидроакустической аппаратуры.

Имитационные испытания примерно в два раза сокращают продолжительность сдаточного периода, позволяют создать стабильные условия испытаний, повысить качество проверки и снизить расход топливно-энергетических ресурсов.

Ходовые испытания и сдача судна

Ходовые испытания -- технологический этап сдаточных испытаний, целью которых является проверка работы оборудования и его параметров на ходовых режимах, а также проверка мореходных качеств судна (плавучести, остойчивости, управляемости, ходкости, маневренности, прочности на волне). Ходовые испытания разделяют на заводские и сдаточные.

В процессе заводских ходовых испытаний выполняют наладочно-регулировочные работы и подготовку оборудования к ходовым сдаточным испытаниям. На заводских ходовых испытаниях проверяют спецификационные характеристики главных судовых двигателей по мощности, расходам топлива и масла, времени развития полной мощности. Эта проверка производится на различных режимах работы: на экономическом ходу, крейсерском ходу, полном и самом полном ходу при работе всех двигателей, заднем ходу. Одновременно с проверкой энергетической установки производится определение скорости и маневренности судна. Скорость определяется при прохождении мерной линии, обозначенной створными знаками. При скорости 18 уз судно должно пройти мерную линию в одну милю, при скорости свыше 18 до 36 уз -- в две мили, при скорости свыше 36 уз -- в три мили. Так достигается достаточная точность определения скорости. Скорость определяют как среднее значение из замеров на нескольких галсах.

Программой ходовых испытаний предусматривается определение поворотливости судна на малом, экономическом, крейсерском и полном ходу. Поворотливость характеризуется элементами циркуляции: диаметром циркуляции (расстоянием между линиями обратных курсов при изменении направления на 180°), продолжительностью циркуляции, углом крена при циркуляции, потерей скорости. Диаметр циркуляции определяют в длинах корпуса судна. Замер производится штатными радиолокационными станциями судна или специальной аппаратурой.

В длинах корпуса определяют и выбег судна по инерции. При проверке инерции определяется также время с момента подачи команды до полной остановки судна или достижения определенной скорости.

Проверку и окончательную приемку оборудования при ходовых сдаточных испытаниях производят на ходу судна при условиях, обеспечивающих получение номинальных параметров. Согласно требованиям нормативных документов проверку обо-рудования проводят при нормальных климатических условиях (атмосферное давление 1,01 * 10 5 Па, температура 293 К, относительная влажность 70%), при силе ветра не более 3 баллов по шкале Бофорта с учетом глубины и скорости течения в районе испытаний.

По окончании сдаточных ходовых испытаний судна производят ревизию главных и вспомогательных механизмов и устройств по списку, составленному приемной комиссией. В список заносятся те механизмы и устройства, в работе которых замечены недостатки. Ревизия заключается во вскрытии этих механизмов и устранении недостатков, замеченных комиссией.

После ревизии судно идет на контрольный выход. Если у комиссии замечаний больше нет, то подписывается акт о сдаче и приемке судна.

Литература

1. Балякин O.K. Организация и технология судоремонта: Учебник для СПТУ. - М.: Транспорт, 1986.

2. Гандин Б.Д. Справочник по ремонту судового электрооборудования, выпуск 3. Судовые измерительные приборы.

3. Гогин А.Ф., Кивалкин Е.Ф. Судовые дизели. Учебник для речных училищ и техникумов водного транспорта. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1987.

4. Козев А.Д., Корабельников А.А. Судовые двигатели внутреннего сгорания.

85 86 87 88 89 ..

9.2. ПРИЕМОСДАТОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ СУДОВ

Приемосдаточные испытания проводятся в два этапа: швартовные

Испытания; ходовые испытания и приемка.

С целью сокращения трудоемкости работ и времени по сдаче судов после постройки или ремонта ГОСТ 21792-76 допускает для главных судовых дизелей проведение имитационных испытаний в ходовых режимах на швартовах. При имитационных испытаниях режимные швартовные и ходовые испытания дизельной установки не проводятся.

Приемосдаточные испытания ЭУ и судна в целом проводятся по программе, разработанной проектантом или заводом, согласованной и утвержденной в установленном порядке. Руководит испытаниями комиссия, состоящая из представителей завода, заказчика и Регистра СССР. Программа приемосдаточных испытаний определяет задачи, объем и порядок проведения всех этапов испытаний и приемки судна, устанавливает перечень документации, предъявляемой перед каждым этапом испытаний, а также объем измеряемых показателей и номенклатуру используемых измерительных приборов, перечень которых в основном соответствует указанному в табл. 9.1. При режимах испытаний продолжительностью до 1 ч замеры снимают один раз, свыше 2ч - через каждые 2 ч.

Швартовные испытания проводятся с целью проверки: комплектности и качества монтажа главных двигателей и вспомогательных агре-гатов с обслуживающими их механизмами, системами и устройствами; соответствия энергетического оборудования, систем и устройств техническим условиям на поставку, инструкциям по эксплуатации и чертежам; исправности действия силовой и пропульсивной установок судна; готовности оборудования, систем и устройств к ходовым испытаниям судна. Перед швартовными испытаниями комиссии предъявляются: технические условия на поставку оборудования, инструкции по обслуживанию, формуляры, паспорта, чертежи, описания, схемы и другая документация в соответствии с перечнем отчетной технической документации, а также список отступлений от утвержденной технической документации.

Вспомогательное энергетическое оборудование (котельная установка, насосы, сепараторы, компрессоры и др.) проверяются в действии по прямому назначению. Рабочие параметры, полученные при испытаниях, не должны превышать значений, оговоренных в инструкциях, паспортах или формулярах. Режимы и длительность их работы, а также перечень измеряемых параметров определяются их назначением и устанавливаются программой швартовных испытаний. Механизмы, системы и устройства, действие которых не связано с ходом судна, принимаются в процессе швартовных испытаний окончательно. Вспомогательные ДГпроверяются как при одиночной, так и при параллельной работе. Проверка в действии главных двигателей производится после проверки работоспособности обслуживающих их механизмов, систем и устройств.

Нагрузка дизельных установок в период швартовных испытаний в соответствии с ГОСТ 21792-76 должна изменяться:

Для главных дизелей и дизель-редукторных агрегатов, работающих на гребной винт фиксированного шага (ВФШ), - по швартовной винтовой характеристике видаА^р =,/ («);

Для главных дизелей и дизель-редукторных агрегатов, работающих на гребной винт регилируемого шага (ВРШ), - по винтовой характеристике вида N =.f(n), проходящей через режим номинальной мощности, или по нагрузочной характеристике вида N =.f(H/D) при п = const;

Для главных и вспомогательных дизелей, работающих на генератор, - по нагрузочной характеристике вида /V -/(Л/кр) при п = const.

Швартовные испытания дизельных установок, нагрузка которых изменяется по винтовой характеристике, производятся на режимах, указанных в табл. 9.2, по нагрузочной - на режимах, указанных в табл. 9.3.

Ходовые испытания и приемку проводят после устранения замечаний, выявленных в период швартовных испытаний и оформления технической документации (таблиц измерений, протоколов или актов) по результатам швартовных испытаний. Ходовые испытания проводятся с целью проверки: работы дизелей на сортах топлив, предусмотренных проектной документацией; основных показателей работы ЭУ; реверсивных качеств главных двигателей и ВРШ; ходовых и маневренных качеств судна.

Режимы и длительность ходовых испытаний судов при изменении нагрузки главных двигателей по винтовой характеристике приведены в табл. 9.4, по нагрузочной - в табл. 9.5.

В целях экономии средств и времени ходовые испытания заменяют имитационными. Имитационные испытания в ходовых режимах на швартовах проводятся для дизелей, работающих на гребной винт, если ходовые условия работы последнего и ходовая винтовая характеристика дизеля, проходящая через режим номинальной мощности и частоты вращения, мо- гут быть воспроизведены при неподвижном судне с помощью средств или методов имитации. Выбранный метод имитационных испытаний должен быть проверен путем сравнительных испытаний при ходе и без хода судна. Результаты сравнительных испытаний должны быть одобрены Регистром, после чего выбранный метод имитационных испытаний может быть распространен на всю серию судов данного типа. В качестве средства имитации используется ВРШ, который позволяет нагрузить главный двигатель в ходовых режимах при неподвижном судне.

К имитационным испытаниям допускаются дизельные установки серийных судов: после оформления приемной документации построечного (ремонтного) и швартовного периодов на механизмы, системы и устройства, обслуживающие дизель; стендовой или судовой обкатки; регулировки и опробования дизеля в действии в судовых условиях совместно с обслуживающими механизмами в течение 1 ... 2 чи устранения выявленных дефектов и замечаний. Имитационные испытания дизельных установок должны проводиться на режимах нагрузки, указанных в табл. 9.6.

В период имитационных испытаний точность воспроизведения ходо-

Вой винтовой характеристики, проходящей через режимы номинальных мощности и частоты вращения должна контролироваться по соответствию частоты вращения и основных параметров дизеля формулярным или паспортным данным, полученным в период ходовых испытаний.

Ввиду возможных отклонений технического состояния двигателей на отдельных судах после постройки или выхода их из ремонта контроль нагрузочных режимов двигателей в период имитационных испытаний следует производить по комплексу показателей, а не по одному из них. Так, для главного двигателя 8 ДР 43/61-В 1 комплекс таких показателей приведен в табл. 9.7.

При имитационных испытаниях необходимо соблюдать следующую последовательность выхода на установившийся режим: установить необходимую частоту вращения; развернуть лопасти ВРШ до 3,5 делений „вперед” по выносному указателю шага и на установившемся режиме работы двигателя зафиксировать расход топлива и температуру отработавших газов. Если они окажутся ниже указанных в табл. 9.7, то разворот лопастей ВРШ необходимо увеличить. Не следует допускать отклонений П р и м е ч а и и я: 1. Дли дизельных установок судов мощностью от 4000 кВт

И выше испытания на режиме 4 допускается проводить при крутящем моменте iio более 85 номинального. 2. Проверку работы дизеля на режиме S допускается проводить в период контрольных испытаний судна на свободной воде только

Но частоте- вращения.
час юты вращения o i заданной более +3 мощности на промежуточных режимах - ±5 . На режимах номинальной и максимальной нагрузок от-

Клонение мощности должно быть на 5 % меньше по сравнению с номинальной.

После окончания ходовых или имитационных испытаний и выполнения весх проверок, предусмотренных программой, производят технический осмотр и в случае необходимости контрольное вскрытие и осмотр деталей и узлов дизеля и обслуживающих его механизмов и устройств. Перечень механизмов и устройств, подлежащих контрольному вскрытию и осмотру, определяется приемной комиссией и согласовывается с Регистром.

Приемосдаточные испытания завершаются контрольными испытаниями. которые проводятся при ходе судна на свободной воде или имитационным методом (по согласованию с представителями заказчика и Регистра в зависимости от результатов контрольного вскрытия и технического осмотра узлов и механизмов). Контрольные испытания проводятся на режиме полного хода при номинальной частоте вращения и на режиме задне-;о хода. Продолжительность испытаний на режиме полного хода составляет: 1 ч для двигателей мощностью до 150 кВт, 2 ч - от 151 до 4000 кВт, 3 ч - выше 4000 кВт. На режиме заднего хода продолжительность испытаний составляет 0,25 ч независимо от мощности двигателя.

Полученные на приемосдаточных испытаниях материалы подлежат обработке с целью: определения средних значений измеряемых параметров; расчетных параметров и характеристик по измеряемым параметрам; расшифровки всех записей на осциллограммах и диаграммных лентах; построения отчетных графиков; определения степени точности полученных результатов измерений. Результаты приемосдаточных испытаний оформ-ляются актом и отчетом о проведенных испытаниях судна, включающим разделы: общие данные; результаты испытаний ЭУ; замечания по работе ЭУ; выводы и рекомендации. В приложении к отчету приводятся сводные таблицы основных параметров, а также графики и диаграммы, характеризующие работу энергетической установки в процессе испытаний.

Обслуживание энергетической установки судна после постройки производит сдаточная команда завода, после ремонта - судовой экипаж.

При приемке нового судна экипаж должен ознакомиться: с ЭУ, вспомогательным оборудованием, системами и технологическим оснащением судна; устройством и инструкциями по технической эксплуатации оборудования и систем; рекомендованными для работы оборудования сортами топлив и смазочных масел; номенклатурой и комплектностью контрольноизмерительных приборов; программой приемосдаточных испытаний, методами проведения испытаний, перечнем измеряемых параметров и используемых контрольно-измерительных приборов; заградительными параметрами энергетического оборудования, оговоренными в инструкциях по эксплуатации, паспортах, формулярах или технических условиях (ТУ).

Судовой экипаж обязан: активно помогать правильной организации и проведению всех видов приемосдаточных испытаний в полном объеме утвержденной программы; вносить предложения в приемную комиссию по перечню механизмов и устройств, требующих контрольного вскрытия; принимать участие в осмотрах механизмов и устройств при контрольных вскрытиях; требовать проверки работы двигателей и паровых котлов на всех сортах топлив, предусмотренных проектной документацией.

Полный комплекс пропульсивных испытаний проводят сравнительно редко: как правило, ограничиваются только скоростными испытаниями судов, т. е. определением их скорости при различных режимах работы главных механизмов.

Скоростные испытания судов всегда включаются в состав так называемых заводских ходовых приемо-сдаточных испытаний и государственных испытаний. Порядок проведения испытаний и их объем обычно регламентируются программами, которые составляются конструкторскими бюро - проектантами судов - и согласовываются с заводами-строителями и заказчиком. Иногда скоростные испытания проводят в исследовательских целях, объем таких испытаний регламентируется специальными программами.

Скоростным испытаниям должны подвергаться все вновь построенные суда, а также модернизированные суда, если при этом были внесены существенные изменения в их первоначальный проект. Головные суда новых серий испытывают обычно по расширенным программам.

Скоростные испытания судов можно совмещать с другими видами испытаний, например с режимными испытаниями энергетических установок.

В результате обработки материалов скоростных испытаний судна должны быть получены следующие данные:
зависимость между частотой вращения гребных винтов и скоростью судна при нормальном водоизмещении, а также при других спецификационных видах нагрузки во всем диапазоне изменения скорости судна на тихой воде в отсутствие сильного ветра;
фактическое значение наибольшей скорости судна при номинальной мощности главных механизмов;
значения скорости судна при различных заданных режимах работы главных механизмов;
зависимость мощности на гребных валах и упора гребных винтов от частоты вращения.

Данные скоростных испытаний судов позволяют установить степень соответствия фактически достигнутых результатов проектным расчетам, а также дают материал для уточнения расчетные методик. Кроме того, в ходе скоростных испытаний решают ряд частных практических задач, связанных с последующей эксплуатацией судна: производят калибровку лага и строят ходовые паспортные диаграммы судна для различных условий его эксплуатации.

Для того чтобы решение этих задач было обеспечено, в СССР, США, Англии и некоторых других странах разработаны нормативные документы, регламентирующие порядок и правила проведения испытаний . Стандартные инструкции по проведению скоростных испытаний судов рекомендованы также 11-й и 12-й Международными конференциями опытовых бассейнов.

Указанные документы определяют характер подготовки судна к испытаниям, условия и порядок их проведения, а также требования к району испытаний и гидрометеорологическим условиям.

В процессе испытаний измеряют ряд величин, характеризующих ходовые качества судна, а также режимы работы его энергетической установки. В настоящее время стремятся обеспечить по возможности синхронное измерение всех необходимых величин, включая теплотехнические параметры энергетической установки. Именно такой порядок регламентируется упомянутыми выше нормативными документами.

Введение.

При постройке судна производится постоянный технический контроль изделий, являющихся промежуточной продукцией корпусообрабатывающих, сборочно-сварочных, механо-монтажных и других цехов. Объем проверок в течение постройки регламентируется перечнем обязательных приемок, который составляют совместно предприятие-строитель и заказчик. Технический контроль завершается испытаниями и сдачей судна.

Цель испытаний - проверка соответствия технических и эксплуатационных характеристик судна характеристикам, указанным в проектной документации. До начала испытаний судна должны быть завершены работы по монтажу всех трубопроводов, систем главных и вспомогательных механизмов; оборудованию помещений; испытаниям на непроницаемость; монтажу судовых устройств и дельных вещей. Все выполненные в процессе постройки.работы, входящие в перечень обязательных приемок, должны быть оформлены соответствующими документами - удостоверениями, подписанными ОТК и представителями заказчика.

Кроме подготовки к испытаниям период испытаний судов включает следующие этапы: швартовные испытания, ходовые испытания, ревизию, контрольный выход, контрольные испытания.

Техническая и технологическая документация испытаний.

К технической документации, необходимой для проверки испытаний относятся:

Программы приемо-сдаточных испытаний;

Описания;

Инструкции по обслуживанию, формуляры и паспорта на механизмы, аппараты и приборы;

Чертежи и технические условия на поставку судового оборудования

В технологическую документацию входят:

Журналы удостоверений, графики проведения испытаний;

Методика испытаний отдельных механизмов, устройств и систем;

Ведомость вспомогательных материалов;

Ведомость специальной оснастки и инструмента, нештатных контрольно измерительных приборов и др.

Программы приемо-сдаточных испытаний разрабатываются проектантом судна, согласуются, утверждаются и передаются заводу – строителю судна за четыре месяца до начала испытаний головного судна и за три месяца до начала испытаний серийного. В программах приемо-сдаточных испытаний отражен принятый порядок проведения испытаний и сдачи судна заказчику, приведены типовой перечень документации, предъявляемый заводом – строителем приемн6ой комиссии, объем режимы и длительность испытаний.

Для периода швартовых и заводских ходовых испытаний журналы удостоверений разрабатываются на основании программ приемо-сдаточных испытаний. Каждое удостоверение журнала содержит основные данные испытуемого оборудования и таблицы результатов испытаний; заполнение указанных таблиц и оформление удостоверений занимается испытательная группа ОТК.

Графики проведения швартовых и ходовых испытаний подразделяют на технологические и календарные. Первые разрабатывает технологическая служба завода для головных судов, затем на основании опыта испытаний они корректируются и выпускаются в виде типовых для серийных судов. Их составляют на основании программ приемо-сдаточных испытаний с графическим изображением длительности и последовательности отдельных проверок и испытаний. Для каждого вида проверок указывают необходимое обеспечение для подготовки и проведения испытаний. На основании технологических графиков строители судна составляют календарные графики испытаний с учетом фактического состояния готовности судна в момент составления графиков и директивных сроков проведения испытаний.

Швартовые испытания кораблей.

1. Швартовые испытания представляют собой испытания, включающие весь объем испытаний ТС и корабля в целом, которые могут быть выполнены на стапеле и у достроечной набережной на плаву.

2. В процессе швартовых испытаний Заказчик осуществляет приемку, а Регистр – освидетельствование полноты, качества постройки корабля, монтажа и исправности судового оборудования, а также определение готовности корабля к ходовым испытаниям в море.

В процессе швартовых испытаний осуществляется окончательная приемка механизмов, устройств, систем, приборов, которые по своему назначению или условиям работы не требует проверки в море, например грузовое устройство, пожарная система с насосами и всем оборудованием.

3. Для проведения швартовых испытаний предприятие строитель должно располагать соответствующими площадями сооружениями капитального строительства:

Достроечно–сдаточный цех, располагающий помещениями для наладки систем и комплексов управления, оборудование ГЭУ, общесудовых систем и т.д. с подводом соответствующих видов энергии;

Достроечная набережная, обеспеченная кранами, причальными сооружениями и коммуникациями подвода электроснабжения, средствами проверки навигационных радиолокационных станций 9навигационными створами, ориентирами, точечными объектами). Длина набережной и глубина в районе причальной стенки должны соответствовать типу строящихся кораблей;

Энергоблок для производства и подачи на судно необходимых видов энергии и сред;

Акватория предприятия, обеспеченная буксирами или буксирными катерами для буксирования, перемещения и перешвартовки судов;

Другие необходимые сооружения в зависимости от типов и назначения строящихся судов.

4. Во время швартовых испытаний, а также при регулировочных и подготовительных работах, питание всех механизмов, систем и устройств с электрооборудованием, включая системы и устройства обслуживающие главный двигатель. Если не оговорено специально, производится от береговой сети через главный распределительный щит испытуемого корабля.

Испытания электрооборудования, обслуживающего механизма и устройства, проводятся одновременно с испытаниями соответствующих механизмов и устройств.

5. Началом швартовых испытаний устанавливается приказом руководителя предприятия строителя. Согласованным с представителем заказчика и Регистра, а последовательность – планом графиком, который разрабатывается на основе сетевого технологического графика проведения испытаний.

6. Для проведения швартовых испытаний руководитель предприятия – строителя своим приказом назначает ответственного сдатчика капитана, сдаточного механика и начальника испытательной партии.

7. Ответственный сдатчик, сдаточный капитан, сдаточный механик и начальник испытательной партии формируют сдаточную команду (СК) в соответствии с нормативно-технической документации, устанавливающий положение по формированию СК, права, обязанности и ответственность членов СК и их взаимоотношения.

8. Швартовые испытания начинают по окончании монтажных работ и после закрытия построечных удостоверений. Работы по достроечным удостоверениям, не влияющие на ход проведения швартовых испытаний(дооборудование помещений, окраска, размещение ЗИПа, аварийно спасательного имущества и др.) могут выполняться в этот период с началом швартовых испытаний не связываются.

9. Перед началом швартовых испытаний предприятие-строитель в лице начальника испытательной партии предъявляет Заказчику и инспекции Регистра испытательной партии предъявляет Заказчику и инспекции Регистра следующие документы:

Приказ директора о начале швартовых испытаний;

Копию договора на постройку корабля;

Перечень отступлений от технического проекта и договорной спецификации;

Акты о выполнении на корабле противопожарных мероприятий;

Акт испытаний корпуса корабля на непроницаемость;

Спусковой акт;

Акт водолазного осмотра подводной части корпуса корабля, рулей и винтов;

Журнал построечных удостоверений;

Журнал швартовых удостоверений;

Программу швартовых испытаний;

График проведения швартовых испытаний;

Ведомость ЗИПа и снабжения.

10. В начале швартовых испытаний сдаточным мастером цехов предприятия-строителя проводятся предъявительские испытания ТС корабля. Приемку предъявительских испытаний осуществляют представители технического контроля предприятия-строителя.

Результатом предъявительских испытаний оформляют в таблицах, прилагаемых к методикам испытаний, которые подписывают лица проводившие предъявительские испытания. Принятые представителями технического контроля предприятия-строителя ТС предъявляются представителем Заказчика и Регистра по извищениям, подписанными начальником соответствующего цеха и начальником ипытательной партии.

11. Отдельные работы входящие в объем швартовых испытаний, могут выполняться и в стапельный период. Эти работы включают в себя регулировку и сдачу люковых закрытий, регулировочные работы системы управления общесудовыми системами, регулировочные работы систем навигационного комплекса, сдачу электросетей и линий связи систем пожаротушения и т.д.

12. Непосредственно перед спуском корабля на водупроизводят проверку ТС, обеспечивающих его непотопляемость, и тех ТС, которые не могут быть испытаны на плаву у достроечной набережной.

13. ТС, за которыми в процессе ходовых испытаний проводится наблюдение при работе по прямому назначению, т.е. для которых в ходовых условиях инее предусмотрены специальные режими, принимаются окончательно по результатам швартовых испытаний.

14. Швартовые испытания считаются законченными, если все пункты программы швартовых испытаний выполнены в полном объеме и приняты с подписанием швартовых удостоверений и оформлением таблиц.

15. По окончании швартовых испытаний из состава сдаточной командывыделяют ходовую сдаточную команду в количестве, достаточном для круглосуточного несения вахты по заведованиям.

Реферат на тему:

ИСПЫТАНИЯ И СДАЧА СУДОВ

Подготовка к сдаточным испытаниям

При постройке судна производится постоянный технический контроль изделий, являющихся промежуточной продукцией корпусообрабатывающих, сборочно-сварочных, механо-монтажных и других цехов. Объем проверок в течение постройки регламентируется перечнем обязательных приемок, который составляют совместно предприятие-строитель и заказчик. Технический контроль завершается испытаниями и сдачей судна. Цель испытаний — проверка соответствия технических и эксплуатационных характеристик судна характеристикам, указанным в проектной документации.

До начала испытаний судна должны быть завершены работы по монтажу всех трубопроводов, систем главных и вспомогательных механизмов; оборудованию помещений; испытаниям на непроницаемость; монтажу судовых устройств и дельных вещей. Все выполненные в процессе постройки.работы, входящие в перечень обязательных приемок, должны быть оформлены соответствующими документами — удостоверениями, подписанными ОТК и представителями заказчика.

Для сдачи судна заказчику назначается сдаточная комиссия, испытательная партия и ответственный сдатчик. В состав сдаточной комиссии включаются помощники ответственного сдатчика по корпусной и электромонтажной частям, сдаточный механик, мастера и рабочие из высококвалифицированных специалистов-монтажников по главным и вспомогательным механизмам, судовым устройствам, системам, электрооборудованию. Испытательная партия состоит из специалистов, ведущих наблюдение за работой отдельных агрегатов при испытаниях. Обо всех отклонениях от нормальных условий работы, регистрируемых испытательной партией, докладывается ответственному сдатчику или главному механику. Одновременно ведется журнал испытаний, в который заносятся результаты испытаний. Объем и последовательность испытаний устанавливаются специальной программой, которая является руководящим документом проведения испытаний.

Приемку судна осуществляет приемная комиссия, состоящая из представителей заказчика и Регистра. До начала испытаний приемной комиссии должны быть предъявлены договор на постройку, комплект чертежей общего расположения судна, книга монтажных удостоверений, журнал весовой нагрузки судна, журнал переделок и согласований, акты стендовыхиспытанийглавныхивспомогательныхмеханизмови другого механического оборудования, а также инструкции, схемы, описания, формуляры оборудования и паспорта контрольно-измерительных приборов. После рассмотрения всех представленных документов комиссия выносит решение о готовности к выполнению сдаточных испытаний.

Кроме подготовки к испытаниям период испытаний судов включает следующие этапы: швартовные испытания, ходовые испытания, ревизию, контрольный выход, контрольные испытания.

Швартовные испытания

Швартовные испытания — технологический этап сдаточных испытаний, основной целью которого являются проверка качества постройки судна, монтажа и регулировки оборудования; предварительное опробование под нагрузкой главной энергетической установки и вспомогательных механизмов; проверка в работе систем и устройств, обеспечивающих живучесть судна; подготовка судна к ходовым испытаниям.

Для проведения швартовных испытаний готовятся специальные места с достаточной глубиной, оборудованные швартовными береговыми устройствами и имеющие набережную прочной конструкции.

Швартовныеиспытанияпроводятраздельнопомеханической,электрическойикорпуснойчастям.Первойиспытывают механическую часть, начиная с аварийных систем и механизмов, обеспечивающих безопасность судна в процессе испытаний (пожарнойсистемы,системызатопленияиоткачкиводы). После этогоидут испытания средств вспомогательной энергетики: турбогенераторов и дизель-генераторов, вспомогательных котлов, испарителей, опреснителей и т. д. Испытания главной энергетической установки проводят в последнюю очередь. Судовые системы, трубопроводы, электросети, посты энергетики и живучести испытывают одновременно с главными механизмами. Перед испытаниями ГТЗА паротурбинной установки проверяютдействиевалоповоротногоивалотормозногоустройств, а также страгивание турбин на передний и задний ход. В процессе швартовных испытаний паротурбинной установки проводятгидравлическиеиспытаниятрубопроводоввсехсистем, включая топливную, пожарную, паровую; выполняют проверку работывспомогательныхустановок(растопочного,питательного,топливногонасосов);осуществляютпрокачкумаслапо маслопроводумашинногоотделения;производятгидравлическую и паровуюпробыпаропроводовмашинногоотделения; проводят испытания циркуляционных и конденсатных насосов, а также трубопроводов,непосредственносвязанных стурбинами; осуществляют проверку энергетической и осветительнойсетей и пуск турбогенератора, а также пуск ГТЗА на холостой ход. Затем проверяют работу ГТЗА при частоте вращения, допустимой по условиям надежности швартовки, по состоянию береговых сооружений и глубине акватории.

Если на судне главная установка дизельная, то в начале ее испытаний проверяют исправность действия валоповоротного устройства, сигнализации падения давления и перегрева масла, выключения подачи топлива при повышении частоты вращения сверх допустимой; пусковые качества двигателя и запасы пускового воздуха. На следующих этапах испытывают работу главных двигателей при малой и средней частотах вращения. При наличии винта регулируемого шага или специальных разгрузочных устройств проверяют работу и при полной частоте вращения,соответствующейходовомурежиму.

По корпусной части на швартовных испытаниях проверяют водоизмещение судна посредством замеров осадки по маркам углубления, начальную остойчивость (методом кренования), а также работу якорного, рулевого, грузового, шлюпочного, швартовного и буксирного, леерного и тентового устройств, рангоута и такелажа, забортных трапов, световой и звуковой сигнализаций, прожекторов, ходовых огней, рынд.

При испытаниях рулевого устройства проверяют исправность действия привода руля, правильность работы указателей положения руля и действия ограничителей. Якорное устройство испытывают вытравливанием и выбиранием поочередно нескольких смычек якорной цепи на ленточном тормозе шпиля или брашпиля с проверкой прохождения звеньев якорной цепи через клюзы, винтовые стопоры и по звездочке якорного механизма. В грузовом устройстве проверяют надежность работы барабанов и тормозов грузовых лебедок, надежность крепления грузовых стрел по-походному, удобство открывания и закрывания крышек грузовых люков. Для шлюпочного устройства обязательны проверка легкости и правильности вываливания шлюпок, замер времени спуска и подъема шлюпок, проверка надежности крепления шлюпок по-походному.

К испытаниям корпусной части относятся также проверка работы камбуза, хлебопекарни, прачечной и других служб обитания на судне. Кроме того, испытывается надежность задраи-вания и непроницаемости дверей, люков, крышек, иллюминаторов и т. п. Проверяется также и бытовое оборудование: надежность его крепления, комплектность.

Имитационные испытания

В отечественной технологии судостроения было разработано достаточно большое количество имитационных испытаний, нашедших широкое применение в мировой практике. Имитационные испытания — это вид сдаточных испытаний судна, при которых проверка спецификационных параметров судового оборудования производится в процессе швартовных испытаний в условиях акватории верфи, максимально приближенных к натурным. Имитационные испытания проводятся с помощью специальных разгрузочных или нагрузочных устройств — имитаторов, воспроизводящих ходовые условия работы судового оборудования.

Разгрузочным устройством называется специальное технологическое устройство, применяемое для имитационных испытаний главной энергетической установки. Разгрузочное устройство служит для создания более легких условий работы оборудования. Так, для разгрузки гребного винта по упору и по моменту до расчетных используют уменьшение площади диска гребного винта за счет кольцевой насадки; потоконаправляющую камеру, обеспечивающую подток воды к винту со скоростью, равной его расчетной аксиальной скорости; подачу сжатого воздуха в зону винта с целью уменьшения плотности окружающей винт воды. Работу винта можно также облегчить, уменьшив осадку судна и, следовательно, уменьшив глубину погружения винта.

Нагрузочные устройства создают дополнительную нагрузку для проверки работоспособности оборудования. Например, при испытании дизель-генераторов и турбогенераторов нагрузочным устройством служит береговая сеть, куда передается с испытываемого судна лишняя электроэнергия.

Имитационные испытания якорного устройства на швартовах проводят несколькими способами: закреплением якорной цепи на берегу при работе главного двигателя на расчетных режимах на задний ход; навешиванием грузов на участок якорной цепи. Наиболее перспективным для имитационных испытаний якорного устройства считается способ с использованием универсального нагружателя, расположенного на понтоне и представляющего собой гидромеханический тормоз с дистанционным управлением. Этот способ имеет ряд преимуществ по универсальности, независимости технологического процесса испытаний, точности воспроизведения натурных условий.

С помощью имитационных устройств проводят также испытания навигационного и радиолокационного оборудования, гирокомпаса, гидродинамического лага, гидроакустической аппаратуры.

Для настройки радиолокаторов устраиваются специальные полигоны, вынесенные за пределы завода и оборудованные специальными отражателями. Направление и расстояние до отражателей известны. Радиолокационные станции обнаруживают отражатели, определяют курсовые направления и расстояния до отражателей. Данные сравнивают с истинными значениямии регулируют по отклонениям станции до необходимой точности определения искомых параметров.

Гидроакустическую аппаратуру проверяют с помощью устанавливаемого под днищем судна измерительного прибора — гидрофона, которым замеряется звуковое давление вибратора гидроакустического аппарата. По замеренному звуковому давлению производится пересчет дальности действия гидроакустической аппаратуры.

Имитационные испытания примерно в два раза сокращают продолжительность сдаточного периода, позволяют создать стабильные условия испытаний, повысить качество проверки и снизить расход топливно-энергетических ресурсов.

Ходовые испытания и сдача судна

Ходовые испытания — технологический этап сдаточных испытаний, целью которых является проверка работы оборудования и его параметров на ходовых режимах, а также проверка мореходных качеств судна (плавучести, остойчивости, управляемости, ходкости, маневренности, прочности на волне). Ходовые испытания разделяют на заводские и сдаточные.

В процессе заводских ходовых испытаний выполняют наладочно-регулировочные работы и подготовку оборудования к ходовым сдаточным испытаниям. На заводских ходовых испытаниях проверяют спецификационные характеристики главных судовых двигателей по мощности, расходам топлива и масла, времени развития полной мощности. Эта проверка производится на различных режимах работы: на экономическом ходу, крейсерском ходу, полном и самом полном ходу при работе всех двигателей, заднем ходу. Одновременно с проверкой энергетической установки производится определение скорости и маневренности судна. Скорость определяется при прохождении мерной линии, обозначенной створными знаками. При скорости 18 уз судно должно пройти мерную линию в одну милю, при скорости свыше 18 до 36 уз — в две мили, при скорости свыше 36 уз — в три мили. Так достигается достаточная точность определения скорости. Скорость определяют как среднее значение из замеров на нескольких галсах.

Программой ходовых испытаний предусматривается определение поворотливости судна на малом, экономическом, крейсерском и полном ходу. Поворотливость характеризуется элементами циркуляции: диаметром циркуляции (расстоянием между линиями обратных курсов при изменении направления на 180°), продолжительностью циркуляции, углом крена при циркуляции, потерей скорости. Диаметр циркуляции определяют в длинах корпуса судна. Замер производится штатными радиолокационными станциями судна или специальной аппаратурой.

В длинах корпуса определяют и выбег судна по инерции. При проверке инерции определяется также время с момента подачи команды до полной остановки судна или достижения определенной скорости.

Проверку и окончательную приемку оборудования при ходовых сдаточных испытаниях производят на ходу судна при условиях, обеспечивающих получение номинальных параметров. Согласно требованиям нормативных документов проверку оборудования проводят при нормальных климатических условиях (атмосферное давление 1,01 . 10 5 Па, температура 293 К, относительная влажность 70%), при силе ветра не более 3 баллов по шкале Бофорта с учетом глубины и скорости течения в районе испытаний.

По окончании сдаточных ходовых испытаний судна производят ревизию главных и вспомогательных механизмов и устройств по списку, составленному приемной комиссией. В список заносятся те механизмы и устройства, в работе которых замечены недостатки. Ревизия заключается во вскрытии этих механизмовиустранениинедостатков,замеченныхкомиссией.

После ревизии судно идет на контрольный выход. Если у комиссии замечаний больше нет, то подписывается акт о сдаче и приемке судна.

Литература

1. Балякин O.K. Организация и технология судоремонта: Учебник для СПТУ. - М.: Транспорт, 1986.

2. Гандин Б.Д. Справочник по ремонту судового электрооборудования,выпуск 3.Судовые измерительные приборы.

3. Гогин А.Ф., Кивалкин Е.Ф. Судовые дизели. Учебник для речныхучилищ и техникумов водного транспорта. - 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Транспорт, 1987.

4. Козев А.Д., Корабельников А.А. Судовые двигатели внутреннегосгорания.