Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

» » Социальная работница. Специальность "Социальная работа": кем работать? Выбор профессии. Сколько получают социальные работники

Социальная работница. Специальность "Социальная работа": кем работать? Выбор профессии. Сколько получают социальные работники

Молодым, амбициозным, полным сил, тем, кому кажется, что впереди вся жизнь, словосочетание "социальный работник" не особо понятно и не интересно. Знакомство с социальным работником происходит тогда, когда человека покидают силы, наваливаются болезни, возраст, а рядом нет никого, кто мог бы поддержать, да и просто подать всем известный стакан воды.

Кто же такие социальные работники?

Профессия социальный работник требует от своего обладателя много знаний, умений и определенных душевных качеств. Уход за пожилыми или немощными людьми - тяжелый, а зачастую, не благодарный труд. Соцработник посещает своего подопечного как минимум два раза в неделю, покупает продукты, готовит еду, убирает дом, стирает, вызывает врача, водит в поликлинику, и не только. Порой с собственными стариками приходится очень туго, а что говорить о совершенно чужих бабушках и дедушках.

Довольный жизнью пожилой человек, живущий в дружной семье, или одинокий, но еще полный сил, вряд ли обратиться за помощью в социальную службу. Основной контингент органов соцзащиты, как раз и состоит из одиноких и не очень счастливых пожилых людей. Это достаточно сложная группа населения, и для позитивного общения и сотрудничества, соцработник должен быть и психологом, и переговорщиком, и кулинаром, и артистом.

При, мягко говоря, очень скромной заработной плате, странно было бы предположить, что люди, обладающие всеми этими способностями и профессиональной подготовкой, выстраиваются в очередь за тем, чтобы стать соцработником. Поэтому в социальных центрах и наблюдается очень высокая текучесть кадров, большой процент случайных людей, не склонных к данной сфере деятельности.

А что же все-таки привлекает людей в профессии социальный работник? Достаточно свободный график работы, возможность не торчать в офисе от звонка до звонка, совмещение, решение своих проблем в течение дня, да и просто любовь и сострадание к старым, немощным, нуждающимся в поддержке и помощи, совершенно чужим людям.

Так вот, пока зарплата соцработника не будет поднята до достойного уровня, остается уповать только на тех, кто любит свою работу, кому нужны эти "ничейные" старики.

Возможно Вас заинтересуют.

ВВЕДЕНИЕ

Профессия -- род деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы.

Логика развития профессий такова, что первоначально они возникают из конкретных потребностей людей. Затем происходит накопление практического опыта и его глубокое осмысление. Формируется теоретическая база профессиональной деятельности. Решается задача подготовки кадров. Практической деятельности специалиста дается научное обоснование, что внешне выражается в появлении профессиональных журналов, монографий, учебно-методической литературы; создаются профессиональные организации.

Профессия социального работника, имея различные формы и названия, известна в разные исторические эпохи и разные культуры. Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. В это время в Вавилоне создавались коды справедливости -- гражданские акты, призывавшие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. В Древней Греции социальная работа была известна как "филантропия" (что в переводе с греческого означает "проявление любви в отношении человечества"), в Риме -- как "народная традиция". Древние инки процесс помощи определяли как "минка", языческие славянские племена как "слепня". Функции социальных работников выполняли земские уполномоченные по призрению (призрение -- от "призреть, призревать", т. е. обратить взор) слепых, бедных, безнадзорных детей, безродных и бездомных людей пожилого возраста. Успех этой деятельности, как и любой другой, зависел от знаний, жизненного опыта и профессионального мастерства этих людей.

Обучение социальной работе как профессии в Украине началось в конце 80-х гг. XX века. Тогда же появилась новая интегративная профессия "социальная работа" с множеством специализаций в зависимости от ведомственной подчиненности.

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПРОФЕССИЯ

Первое упоминание о социальной работе как таковой относится к 1750 г. до н. э. Первые программы профессиональной подготовки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, затем в Берлине, Лондоне, что означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке социального диагноза и выбора методов и средств социальной работы руководствуются не общими моральными критериями, а научно обоснованным профессиональным подходом. Социальная помощь стала рассматриваться как комбинация мер, результатом которых являются изменения как самого человека, так и социального окружения. В течение всего XIX века устанавливалось понимание социальными работниками главного тезиса: для лечения социальных болезней человека необходимо высвободить и развить, преумножить ресурсы личности и ее социального окружения, прежде всего семьи.

Современный подход в мировой практике заключается в ясном понимании того, что социальная работа является одной из форм деятельности, направленной на достижение социальных изменений. С этих позиций социальная работа является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, тем более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Следовательно, применительно к современной Украине, ввергнутой в социальный передел без предварительной подготовки и добровольного согласия большей части общества, стремительное развитие социальных служб, включение в социальную работу общественных объединений, благотворительных фондов, творческих и профессиональных союзов, конфессий есть вопрос политический и один из приоритетных в сфере национальной безопасности.

Для практики социальной работы в нашей стране с момента ее зарождения и по настоящее время характерна доминирующая роль социальной педагогики. При этом важно пояснить, что понятие "социальная педагогика" нетождественно понятию "школьная социальная работа". Социальная педагогика, или педагогика отношений в социуме, рассматривается как научная основа в системе служб социальной помощи населению, позволяющая своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме.

Проблемное поле социальной работы и социальной педагогики огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизий людей разных возрастов и социального положения.

Профессии "социальный работник", "социальный педагог" и "специалист по социальной работе" созданы для решения социальных проблем человека и общества:

Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации;

Эмоциональные и психологические проблемы;

Нужда и бедность;

Алкоголизм и наркомания;

Насилие и дискриминация;

Этнические и национальные проблемы;

Преступления и правонарушения;

Безработица и профессиональная адаптация;

Инвалидность и одинокая старость;

Жилищная проблема;

Опекунство, попечительство, усыновление;

Родительская жестокость и др.

Ошибочно полагать, будто социальная работа исчерпывается оказанием помощи людям, попавшим в беду. Вместе с тем она представляет собой и один из наиболее тонких инструментов социального контроля. Противоречие между функциями заботы и контроля, неизбежное присутствие элементов контроля в любом виде помощи -- одна из дилемм, с которой социальные работники сталкиваются повсеместно. Дилемма эта непосредственно связана с еще одной серьезной проблемой, а именно: чьи интересы социальный работник представляет в первую очередь -- государства, работодателя, клиента или общества в целом? С точки зрения системы профессиональных ценностей, социальный работник должен представлять интересы прежде всего клиента, затем -- общества и уже потом -- своей организации и государства. Такую систему приоритетов не всегда легко претворять в жизнь. Нередко социальным работникам приходится бороться за нее, опираясь на поддержку коллег и профессионального сообщества в целом.

Сегодня профессию "социальная работа" представляет веер специализаций, разновидностей: социальный педагог-психолог, этнолог, социальный юрист, эколог, валеолог, социальный аниматор, геронтолог, социальные работники более узкой специализации (по работе с беженцами, инвалидами, с "группами риска", медицинский социальный работник и др.) или работающие с определенной возрастной группой (социальная работа с детьми, с престарелыми и др.), либо в определенных учреждениях (социальный работник в школе, на производстве), в специфических сферах микросреды (социальный работник в общине, на селе, социальный работник в воинской среде, социальная работа в экстремальных ситуациях, организация социальной работы).

Главная цель социальной работы -- забота о благосостоянии и раскрытие возможностей и способностей личности, семьи, общества к нормальному социальному функционированию. Социальные педагоги, социальные работники стремятся сделать всё необходимое для того, чтобы люди были счастливыми, довольными своей жизнью (семьей, работой, образованием, здоровьем, заработком, жильем, отдыхом и т. п.).

Пути достижения цели:

Знакомство с клиентом ("клиентом" может выступать и общество, и социальная группа, и человек), диагностика ситуации;

Выявление возможностей, дифференциация проблем, нужд;

Помощь в решении проблем, реализация возможностей;

Наблюдение и забота.

Специфические ценности социальной работы:

Любовь к ближнему, сочувствие, сопереживание;

Участие;

Вера во внутренние силы клиента, в возможность изменить ситуацию;

Желание помочь и пожертвовать;

Накопление знаний;

Приобретение опыта;

Социальное творчество.

Социальный педагог, социальный работник, оказывая помощь клиенту, реализует при этом следующие функции (по В.Г. Бочаровой) :

Диагностическая -- специалист ставит "социальный диагноз", изучает психологические и возрастные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, в условия его жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы;

Организаторская -- специалист организует ту или иную деятельность, влияет на содержание досуга, помогает в трудоустройстве, профессиональной ориентации и адаптации, координирует деятельность подростковых и молодежных объединений, влияет на взаимодействие клиента с медицинскими, образовательными, культурными, спортивными, правовыми учреждениями и благотворительными организациями;

Прогностическая -- специалист участвует в программировании и прогнозировании процесса социального развития микрорайона и конкретного микросоциума, деятельности различных институтов, участвующих в социальной работе;

Предупредительно-профилактическая и социально-терапевтическая -- специалист участвует и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний, организует социотерапевтическую помощь нуждающимся, обеспечивает защиту прав в обществе, оказывает помощь подросткам и молодежи в период социального и профессионального самоопределения;

Организационно-коммуникативная -- специалист способствует включению добровольных помощников, населения в социальную работу, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию и налаживает взаимодействие между различными социальными институтами в их работе с клиентом;

Охранно-защитная -- специалист использует весь арсенал правовых норм для защиты интересов клиентов, содействует применению мер государственного принуждения и юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на клиентов.

Работник, занятый в сфере организации и управления социальной работой, обычно имеет дело с самыми разнообразными учреждениями социальной помощи, с разнопрофильной социальной работой. Имеется и специфика работы организаторов социальной помощи в различных учреждениях, прежде всего по важнейшим направлениям социальной работы:

а) помощь семье;

б) работа в экстремальных ситуациях и с "группами риска";

в) работа в здравоохранении;

г) работа в сфере образования;

д) работа в службах занятости.

Будучи сотрудниками соответствующих служб, социальные работники и социальные педагоги должны чувствовать себя в первую очередь защитниками социально уязвимых групп населения. Для того чтобы профессионально реализовать свое призвание, им необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются, учатся, реагируют на трудности и проблемы, как общественные условия влияют на жизнь отдельных людей, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием их собственной активности.

Для того чтобы помочь оказавшимся в трудном положении людям высказать свои чувства, найти возможные пути выхода из кризиса, принять соответствующее решение и провести его в жизнь, требуется не только отказ от авторитарных методов работы, но и подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам достаточно успешно строить свою жизнь во всем многообразии ее проявлений.

Самодвижение личности к вершинам профессионализма включает пять основных стадий (по Э. Зееру) :

1) оптация -- формирование профессиональных и личностных намерений, осознанный выбор профессии с учетом индивидуально-психологических особенностей;

2) профессиональная подготовка -- формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического решения профессиональных ситуаций и задач;

3) профессиональная адаптация -- вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности;

4) профессионализация -- формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессионально важных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение профессиональной деятельности;

5) профессиональное мастерство -- полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности.

В настоящее время в большинстве стран мира выделяются следующие профессиональные роли социального работника :

Определитель клиента: устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности или находящихся в состоянии риска. Цель -- обнаружить, выявить условия окружения, создающие проблемы;

Оцениватель: собирает информацию, оценивает проблемы людей, сообществ. Цель -- сбор и обработка информации;

Менеджер информации: классифицирует и анализирует полученные о клиенте данные. Цель -- помощь в принятии решений для действия;

Брокер: направляет людей в службы, решающие проблемы клиента. Цель -- скоординировать работу социальных служб, дать возможность людям использовать их потенциал;

Посредник, буфер: находится между конфликтующими сторонами: двумя людьми, человеком и группой или двумя группами. Цель -- снять разногласия и научить людей работать вместе продуктивно;

Мобилизатор: организует действие групп людей для решения проблем. Цель -- объединение усилий клиентов в решении проблем;

Адвокат, защитник: борется за права людей, нуждающихся в помощи. Цель -- повысить качественное обслуживание, помощь клиентам, внесение изменений в законы и сложившуюся практику социальной работы;

Учитель: передает людям информацию и знания. Цель -- помощь людям в развитии умения самостоятельно решать свои проблемы;

Корректор поведения: вносит изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп. Цель -- психолого-педагогическая поддержка клиента;

Проектант сообществ: помогает в планировании групп, агентств, служб, правительств; разработке и реализации программ их деятельности. Цель -- программирование социальной работы;

Консультант: оказывает помощь другим социальным работникам или службам. Цель -- помощь в улучшении умения профессионалов социальной работы решать проблемы клиентов;

Администратор: обеспечивает организационную и финансовую помощь учреждению или сообществу. Цель -- принятие управленческих решений.

Социальный работник - это профессия, которая играет большую роль в современном обществе. Не секрет, что население страны стареет, а материальный уровень и в большей части состояние здоровья не позволяют пожилым людям жить активно. Иногда так складываются обстоятельства, что единственным человеком, который связывает пожилого человека с внешним миром, является именно лицо, представляющее социальную службу. В действительности именно благодаря этой службе пожилые люди, которым не на кого в жизни опереться, получают возможность общаться, приобретать продукты питания и медикаменты, нужные предметы гигиены и обихода.

Хорошо, когда социальный работник имеет образование или высшее профессиональное образование, но, к сожалению, в настоящее время к обслуживанию пожилых граждан и инвалидов привлекаются лица, совсем не имеющие профессиональной подготовки. Для выполнения этой работы требуется наличие многих душевных качеств и в эту профессию чаще всего приходят по зову сердца.

Социальный работник должен в совершенстве знать государственные законы, постановления и нормативные акты о социальном обслуживании инвалидов и граждан Также он должен безукоризненно выполнять правила трудового внутреннего распорядка и должностные инструкции. Руководствуясь правилами охраны труда и основными правилами техники безопасности, нормами санитарии и пожарной безопасности, работник социальной службы может оказывать посильную помощь по месту проживания своих подопечных. Очень важно, чтобы это выполнялось, не только не вызывая дискомфорта или раздражения со стороны пожилого человека, но и грамотно.

В своей работе социальный работник использует специальные знания, например, основы психологии лиц старшего возраста. Помимо этого, он должен знать основы оказания первой неотложной медицинской помощи.

Обязанности социального работника в первую очередь состоят в том, чтобы выявлять среди населения отведенного им участка инвалидов и граждан пожилого возраста, которые не могут выполнять самостоятельно работу по дому и остро нуждаются в обслуживании. Работники этой сферы постоянно проводят анкетирование среди пожилых людей, пенсионеров и инвалидов на вверенной им территории, разъясняют им их права, на которые они могут рассчитывать.

В обязанности социального работника входит оформление документов, а также контакт с родственниками подопечных и лечащим врачом. Он должен соблюдать конфиденциальность по отношению к своим подопечным, оформлять материальную помощь, полагающуюся по закону инвалидам и пенсионерам. При необходимости он должен брать в поликлинике рецепты на получение медикаментов по льготным ценам, что предусмотрено для этой категории граждан. Это тоже входит в его прямые обязанности.

Социального работника ждут с нетерпением, ведь зачастую он единственный помощник в доме. Он покупает продукты и приносит чеки, следит за состоянием здоровья и говорит им добрые слова в будни и праздники.

В его обязанности входит ведение документов по отчетности. О своей нетрудоспособности сообщает заранее, так как это позволит найти замену на время болезни. Нельзя забывать, что это практически незаменимая должность - социальный работник. Обязанности его этим не ограничиваются, он принимает активное участие в жизни подопечных. Неравнодушные люди, которые выбрали такую профессию, полностью ведут домашнее хозяйство недееспособным людям, заменяя родственников, которые отсутствуют или находятся далеко и не могут помогать изо дня в день своим близким. Они с любовью приготовят или разогреют пищу, заварят ароматный чай и помогут застелить постель, а это так важно для одинокого человека, который с нетерпением ждет, что раздастся звонок и придет социальный работник. Обязанности его - это и забота о том, чтобы в домах их подопечных была вода, и, конечно, тепло. При возникновении проблем они могут связываться с ЖКХ и решать вопросы от имени человека, за которым им вверено присматривать.

Кроме того, они сдают вещи в стирку, химчистку и доставляют их обратно, оплачивают пишут письма по просьбе пенсионеров, приносят газеты и журналы. Они также являются верными спутниками при организации могут сопровождать пожилого человека на мероприятия, которые власти организуют специально для этой категории граждан.

Социальный работник, должностные обязанности которого будут рассмотрены далее, принимается и увольняется руководителем ЦСО. Выход из штата осуществляется в соответствии с порядком, установленным в статьях 77-81 ТК.

Общие сведения

На должность социального служащего принимаются лица, которые имеют:

  • высшее;
  • начальное профессиональное;
  • среднее специальное образование.

К деятельности могут привлекаться лица, не имеющие подготовки по специальности. Люди, которые подлежат обслуживанию, называются подопечными. Такой статус лица приобретают при обращении в Совет ветеранов, ЦСО либо комитет соцзащиты, а также при выявлении социальным работником нуждающихся в заботе в ходе специального обхода. Подопечные лица, утратившие полностью возможность самообслуживания, отправляются в дом престарелых.

Социальный работник: обязанности, зарплата сотрудника

Служащий ЦСО может исполнять определенные поручения подопечных. Они могут не входить в перечень обязанностей социального работника, однако вытекают из общего смысла его деятельности. Суть ее заключается в оказании поддержки и помощи одиноким людям и инвалидам. К примеру, женщина в преклонном возрасте с трудом передвигается из-за серьезных проблем со здоровьем. Социальный работник может отвести ее в баню, после которой человеку станет легче и он сможет самостоятельно себя обслуживать. Начинается день сотрудника ЦСО с телефонного звонка подопечным. В обязанности социального работника входит выяснение поручений, которые следует исполнить, списка необходимых продуктов. Все сведения фиксируются в специальной тетради для каждого подопечного. В конце года, на основании оценки деятельности сотрудника, ему присваивается или не присваивается разряд. В первом случае, кроме прочего, он может рассчитывать на повышение зарплаты. Спустя еще три года надбавка составит 10, а через пять лет – 30%.

Разряды

Установлены следующие категории:

  • Пятый разряд. Он присваивается сотруднику, имеющему профессиональное (начальное) образование. При этом требований к его стажу не предъявляется. Также 5 разряд имеют служащие с полным средним (общим) образованием. В этом случае им необходимо осуществлять деятельность по профилю на протяжении не менее трех лет.
  • Шестой-седьмой разряды. Для получения данной категории сотрудник может иметь профессиональное высшее образование. В этом случае требований к его стажу не предъявляется. Также служащий может иметь среднее специальное образование. В этом случае он должен находиться в штате в течение не менее трех лет.
  • Восьмой разряд. Он присваивается сотрудникам, стаж работы которых не меньше пяти лет, и они имеют высшее образование по своей специальности.

Важные моменты

В функциональные обязанности социального работника входит обеспечение бытового обслуживания лиц, нуждающихся в помощи. Служащий ЦСО находится в подчинении непосредственно заведующего отделением, замдиректора, руководителя центра. Сотруднику необходимо знать постановления и законы федерального, местного и регионального уровня, прочие нормативные акты, связанные с регулированием его деятельности. Социальный работник, должностные обязанности которого содержатся в соответствующей инструкции, несет ответственность за свою деятельность перед законом. Ему надлежит соблюдать правила распорядка ЦСО, знать нормы и предписания по охране труда, производственной санитарии, техники безопасности, противопожарной защите. Непременным условием качественного исполнения задач считается соблюдение требований по организации бытового обслуживания лиц в пожилом возрасте и инвалидов. Сотруднику необходимо знать основы психологии подопечных, владеть приемами оказания первой помощи.

Основные предписания

В профессиональные обязанности социального работника входит:

  • Оказание услуг, которые входят в список гарантированных государством.
  • Соблюдение графика посещений.
  • Выявление граждан, нуждающихся в обслуживании и поддержке.
  • Проведение анкетирования на предприятии среди сотрудников.
  • Участие в оформлении документов служащих, нуждающихся в этом.
  • Информирование работников об их обязанностях, правах и условиях оказания услуг.
  • Соблюдение конфиденциальности в отношениях с подопечными.
  • Исполнение распоряжений и поручений руководства ЦСО.
  • Согласование своей деятельности с начальством.
  • Своевременное предупреждение о наступлении нетрудоспособности.
  • Ходатайство о выделении материальной помощи сотрудникам, нуждающимся в этом.
  • Заполнение документации, согласно с рекомендациями по ведению дел, своевременное внесение дополнений и изменений.
  • Участие в общественной жизни ЦСО.

Права и обязанности социального работника регламентируются ТК РФ.

Ответственность

При нарушении трудовой дисциплины на сотрудника распространяется действие норм ст. 419 ТК. Своевременное исполнение должностных обязанностей социальным работником гарантирует эффективную помощь нуждающимся в ней людям. Такое отношение к своей деятельности благотворно сказывается на атмосфере внутри коллектива, трудоспособности и интересах сотрудников. Обязанности социального работника должны выполняться добросовестно и четко. Во многом от своевременности оказания помощи зависит зачастую не только общее состояние подопечного, но и его жизнь.

Определяющие критерии

Чтобы выполнять обязанности социального работника, недостаточно иметь те или иные навыки или знания. Сотруднику необходимо обладать и определенными личными качествами. Сформированные моральные и нравственные убеждения, объективность при оценке проблем подопечного, честность, тактичность, справедливость, внимательность, творческое мышление, коммуникабельность, адекватность самооценки, толерантность, гуманность, сила воли, доброта, терпение – это далеко не весь список качеств, которыми должен быть наделен социальный работник.

Используемые методы в деятельности

Обязанности работников социальной защиты состоят не только в обеспечении необходимой помощи подопечным. Для наиболее эффективного осуществления своей деятельности сотрудникам предписано в соответствии с Инструкцией разрабатывать и внедрять различные методы, позволяющие более глубоко и детально изучить проблемы, выбрать оптимальные средства их решения. Так, социальный работник в школе, обязанности которого связаны с оказанием помощи детям, должен выступать, кроме прочего, в качестве консультанта и, в некотором роде, учителя. Используя воспитательный подход в своей деятельности, сотрудник дает рекомендации, обучает демонстрации и моделированию правильного поведения, использует ролевые игры, устанавливает взаимодействие между учеником и педагогом. Особого внимания заслуживают обязанности социального работника в больнице.

В данном случае на его плечах лежит большая ответственность. Человек, находящийся в лечебном учреждении, требует к себе максимальной чуткости, заботы, помощи. В этом случае соцработник не только выполняет свои обязанности по обслуживанию подопечного. Он также исполняет роль сторонника или посредника в преодолении дезорганизации личности, апатии в тех случаях, когда больному человеку сделать это самостоятельно не представляется возможным. Фасилиативный подход направлен на объяснение ситуации, подбадривание и ориентирование на мобилизацию имеющихся внутренних ресурсов подопечного. В период восстановления или реабилитации это имеет фундаментальное значение. Существует также адвокативный подход к осуществлению деятельности соцработником. В этом случае сотрудник выступает в качестве представителя от подопечного или группы лиц, нуждающихся в этом. В данном случае в обязанности социального работника входит, кроме прочего, помощь в выдвижении аргументов, подборе обоснованных обвинений.

Возможности сотрудников

Права и обязанности социального работника – две категории, тесно связанные между собой. Используя свои полномочия, сотрудник может эффективно осуществлять свою деятельность, цель которой состоит в своевременной помощи нуждающимся. Права соцработника установлены в статьях 1, 379-380, 353-369, 209-231 ТК. Также его возможности определены в коллективном договоре и правилах распорядка ЦСО. В процессе исполнения своей деятельности социальный работник имеет право:

  • Привлекать близких и родственников к оказанию помощи, выходящей за рамки, установленные Инструкцией.
  • Получать информацию от подопечных о состоянии здоровья, отношениях с другими членами семьи.
  • Использовать личные данные клиента при заполнении необходимой документации.

Международная практика

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод что составляют основу деятельности, которую выполняет социальный работник, обязанности. Украина, Россия и многие другие страны принимают участие в гуманитарной масштабной программе по ликвидации нищеты, обеспечению начального образования, стабильной поддержке наиболее ущемленных слоев населения. Как показывает опыт зарубежных государств, необходимость в проведении многоплановой, комплексной социальной работы особенно высока в кризисные периоды. В эти моменты отмечается значительное ухудшение благосостояния большей части граждан. Украина, как и Россия, за всю свою историю пережила такие периоды не один раз. Однако правительство этих стран стремится всегда устранить возникающие проблемы. Особая роль в реализации этой задачи принадлежит прежде всего службе социальной защиты.

Роль государства

В вопросе обеспечения граждан реальной помощью государство сегодня занимает побочную, вторичную позицию. При этом социальный работник, с одной стороны, служит людям. Он помогает преодолеть ту или иную конкретную проблему. С другой стороны – он находится и на службе у государства. Власть через служащих ЦСО снижает общественную напряженность. Прямо говоря, государство, используя соцработника, "успокаивает" нуждающееся население. В этом случае сотрудник находится в достаточно сложной ситуации. В силу долга – профессионального и человеческого – соцработник действует в первую очередь в соответствии с принципом гуманизма. Вместе с этим на нем лежит исполнение государственной задачи по сохранению в обществе равновесия.

В заключение

Для наиболее качественно исполнения своих обязанностей социальный работник должен владеть различными умениями, навыками, знаниями в таких направлениях, как психология, медицина, социология и прочих. Только в этом случае он может считаться достойным реализатором поставленных государственных целей. Умения и знания, которыми обладает социальный работник, в комплексе с его индивидуальными качествами должны оцениваться с использованием соответствующих методов. Анализ результатов, исправление недочетов, восполнение недостающих сведений будет, несомненно, способствовать более эффективному исполнению своего долга. Стремление к совершенствованию проявляется не только в желании приобрести более объемный практический опыт, теоретические знания. Немаловажное значение имеет улучшение личных качеств, преодоление недостатков, в особенности тех, которые отрицательным образом сказываются на его деятельности. Индивидуальные качества сотрудника выступают как основа успешного взаимодействия с подопечным и считаются неотъемлемым условием его профпригодности.

Жизнь любого общества – это сложнейший, многоплановый процесс, который сопряжён с большим количеством спорных ситуаций. Существуют социально незащищённые или проблемные группы людей, которые требуют помощи, материальной и моральной поддержки, человеческого участия. Раньше эти функции распределялись между правоохранительными органами, учреждениями образования и здравоохранения. Но с 1991 года в нашей стране появилась профессия социальный работник, деятельность представителей которой направлена на помощь и поддержку нуждающихся.

Сферы деятельности

  • Терапия социального характера на уровне личности или семьи, направленная на социальную адаптацию индивида или разрешение разного рода конфликтных ситуаций в окружающей его среде. К этой сфере относится работа с проблемным ребёнком, с его родителями, поддержка члена семьи в случае домашнего насилия, помощь одинокой пенсионерке и т. п.
  • Работа с группами населения. Они могут различаться по полу, возрасту, интересам или проблемам (отцы-одиночки, пенсионеры и т.п.). Зачастую социальному работнику приходится иметь дело с неблагополучными группами, либо с теми, у кого проблемы с криминалом – алкоголики, наркоманы, трудные подростки, которые состоят на учёте в правоохранительных органах и требуют контроля и реабилитации.
  • Работа в общине. Чаще всего требуется в небольших, достаточно тесных коллективах (например, в селе). Направлена на создание и укрепление межличностных связей в коллективе, организацию взаимопомощи.
  • Особая сфера деятельности профессионалов – социальные проекты. Это может быть организация помощи мирному населению при стихийных бедствиях, во время военных конфликтов. Как пример стоит упомянуть сбор пожертвований, необходимых вещей или питания беженцам.

Специфика профессии

Социальная работа внешне схожа с благотворительностью, которую добровольно оказывают те или иные люди нуждающимся. Однако ключевым моментом в деятельности профессионалов считается та теоретическая база и практические навыки, которые являются основной составляющей специальности. Желающие стать социальными работниками обучаются в вузах на одноимённых факультетах. Дисциплины, которые являются основными для студентов – педагогика, психология, социология. Особое место во время обучения занимает практика. Без неё молодой специалист будет плохо представлять себе, что ему предстоит. Практическая база поможет и в трудоустройстве, и в профессиональном становлении.

Социальную работу определяет квалифицированное содействие группам людей и отдельным личностям в решении их жизненных бед и проблем. Поскольку сложности и сообщества бывают разными, то и труд требует целого ряда навыков и знаний. Данную профессию можно охарактеризовать как носящую интегральный характер. То есть, она соединяет в себе знания, навыки и умения из смежных дисциплин.

Социальный работник, чтобы диагностировать проблемы своего подопечного, пользуется психологическими приёмами, для разрешения проблемы может применять юридические знания (если есть необходимость) или педагогические (в случае работы с подростком, ребёнком из проблемной семьи). Иногда социальная работа напрямую связана с помощью больному: например, реабилитация в случае необратимой травмы или тяжёлой болезни.

Особо следует сказать о деятельности в случае взаимодействия с человеком, пережившим насилие или потерявшим близкого. Здесь важными являются два аспекта: во-первых, теоретические знания и навыки из области психологии, позволяющие найти правильный подход к подопечному, а во-вторых, чуткость, такт, участие и искреннее желание помочь.

Масштаб деятельности социального работника способен быть самым разным. Он может содействовать трансформации личности клиента, а может управлять целой социальной сферой.

Подходы к деятельности

  • Воспитательный. Социальный работник действует как педагог, советчик. Он моделирует ситуации, поведение своего подопечного, устанавливает с ним обратную связь и даёт советы.
  • Адвакативный. Специалист выступает в роли адвоката. Он помогает в сборе документации, в аргументации собственной правоты, содействует клиенту в достижении успеха в той или иной проблемной сфере (например, выправить справки для пособия по инвалидности).
  • Фасилитативный. Подход, который подразумевает помощь в преодолении личностной апатии, дезорганизации. Профессионал моделирует поведение, подбадривает, ищет оптимальные варианты для своего клиента.

Категории соцработы

Специальность подразумевает множество вариантов деятельности, основными из которых являются следующие:

  • Социальная политика. Наиболее широкое направление, подразумевающее улучшение жизни общества в данной сфере, ряд мер, направленных на решение проблем, создание условий для удовлетворения жизненных потребностей тех или иных групп населения.
  • Социальная защита. Такое направление необходимо для обеспечения деятельностного существования граждан, нормальных жизненных условий.
  • Социальное обслуживание. Предполагает бытовую, материальную, медицинскую, психологическую и иную помощь людям в трудной жизненной ситуации.
  • Социальное страхование. Включает защиту работающего населения в соответствии с федеральными законами.
  • Социальные гарантии. Это реализация системы мер, направленных на поддержание нормального жизнеобеспечения граждан.
  • Социальная реабилитация. Особая область в специальности, которая помогает восстановить частично или полностью утраченные социальные функции личности. Сюда относится потеря близкого человека, шок после катастрофы, насилия, иногда восстановление способности жить в обществе после заключения и т. д.

Требования к специалисту

Описание профессии было бы неполным без упоминания о личностных качествах, которые необходимы соцработнику. Поскольку объектом его деятельности является человек, формальное отношение, чёрствость, меркантильность и равнодушие несовместимы с таким трудом. Следует не только понимать и осознавать важность собственной специальности, но искренне жалеть того, кто попал в трудную ситуацию, всей душой пытаться ему помочь. Только в этом случае деятельность принесёт реальные плоды.

Особого упоминания заслуживает и понятие социальной этики. Это одна из важнейших составляющих профессии, без которой продуктивность исключается. Этика важна потому, что соцработник занимается вопросами незащищённых слоёв населения, а также людей, которые приходят к нему с проблемами – алкоголиков, наркоманов, бывших заключённых, неимущих. Уважительное и гуманное отношение – неотъемлемая часть профессии.

Социальная работа – область, которая оплачивается скромно. К сожалению, в нашей стране зарплата работника этой сферы невелика. В среднем она составляет 12 тысяч рублей. Есть возможность брать подработки, получать небольшие надбавки и премии, иногда появляется вероятность уйти в сферу управления, где вознаграждение выше. В целом же, социальный работник – тот, для кого на первом месте стоит не зарплата, а то дело, ради которого он пришёл в свою профессию.