Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

» » Критерии отнесения организаций к сфере малого бизнеса. Минэкономразвития разъяснило, кто относится к субъектам малого предпринимательства. Основные критерии малого предприятия

Критерии отнесения организаций к сфере малого бизнеса. Минэкономразвития разъяснило, кто относится к субъектам малого предпринимательства. Основные критерии малого предприятия

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2019 году?

Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

На участников хозяйственных обществ - иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте "б" пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково";

Д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке , установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";

(см. текст в предыдущей редакции)

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

(см. текст в предыдущей редакции)

А) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек);

(см. текст в предыдущей редакции)

Б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части;

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом "б" пункта 2 настоящей части для средних предприятий - хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 "Производство текстильных изделий", класса 14 "Производство одежды", класса 15 "Производство кожи и изделий из кожи" раздела С "Обрабатывающие производства" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом "б" пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения , установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 , 2.1 и 3 части 1.1 настоящей статьи, если иное не установлено настоящей частью. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для индивидуальных предпринимателей, не привлекавших для осуществления предпринимательской деятельности в предшествующем календарном году наемных работников, определяется в зависимости от величины полученного дохода в соответствии с пунктом 3 части 1.1 настоящей статьи. Общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества с единственным акционером и хозяйственные товарищества, соответствующие условиям, указанным в подпункте "а" пункта 1 части 1.1 настоящей статьи (за исключением условий, установленных абзацами вторым и третьим указанного подпункта), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы в период с 1 августа текущего календарного года по 31 июля года, следующего за текущим календарным годом (далее - вновь созданные юридические лица), зарегистрированные в указанный период индивидуальные предприниматели (далее - вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели), а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к микропредприятиям. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства для указанных в

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Отметим, что до этого времени действовал Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ), который утратит силу с момента начала действия Закона N 209-ФЗ.

Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с новым законом претерпело некоторые изменения. Так, к субъектам малого и среднего предпринимательства новым Законом относятся (ст. 4 Закона N 209-ФЗ):

  • - внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме ГУПов и МУПов);
  • - внесенные в ЕГРИП физические лица;
  • - крестьянские (фермерские хозяйства).

Причем перечисленные выше субъекты должны соответствовать следующим критериям: только для юридических лиц - ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Первый критерий - ограничение средней численности работников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующий календарный год:

  • - для средних предприятий - от 101 до 250 человек;
  • - для малых предприятий - до 100 человек.

Причем среди малых предприятий законодатель выделил микро предприятия, средняя численность работников которых составляет до 15 человек.

Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

В Законе N 88-ФЗ средняя численность ставилась в зависимость от сферы деятельности предприятия.

Второй критерий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ, или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Предельные значения второго критерия отданы на усмотрение Правительства РФ, которое будет своим постановлением определять их для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса. По словам директора Департамента госрегулирования в экономике МЭРТ РФ Андрея Шарова, такое постановление уже разработано и находится на согласовании. Определены следующие размеры выручки: для микробизнеса - 60 млн. руб., для малого бизнеса - 400 млн. руб., для среднего бизнеса - 1 млрд. руб.

Предельные значения активов будут устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за малыми и средними предприятиями.

Обращаем внимание, что данное положение вступит в силу с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений средней численности и показателей выручки, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации и зарегистрированные ИП могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства в течение года, в котором они зарегистрированы, если перечисленные выше показатели не превышают предельных значений со дня их регистрации.

Отдельно стоит отметить, что законодатель сохранил за субъектами малого предпринимательства, получающими поддержку в настоящее время в соответствии с нормами утратившего силу Закона N 88-ФЗ, при их несоответствии новым критериям право на получение ранее оказанной поддержки до 1 июля 2008 г. (п. 3 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).

Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание три критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия и балансовая стоимость активов.

В международной практике для отнесения соответствующих объектов к малым предприятиям используют три показателя: численность работников (обычно до 50 человек), объем продажи продукции и балансовую стоимость имущества. Таким образом, мы приближаемся к международным стандартам.

Законом N 209-ФЗ более детально регламентированы меры, принимаемые в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, к которым, в частности, относятся:

  • - специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • - упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  • - упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • - льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  • - особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • - меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • - меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • - меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • - иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов Закона N 209-ФЗ меры.

Таким образом, малое предприятие - вновь созданное или действующее предприятие с определенным количественным критерием численности работающих и объема хозяйственного оборота. Малое предприятие обязательно является государственным или арендным, частным или действующим на основе какой-то иной формы собственности. Его деятельность регулируется уставом, утвержденным учредителем. Оно обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается выпускаемой продукцией, прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, самостоятельно определяет формы, системы и размеры оплаты труда.

По каким критериям предприятия и индивидуальных предпринимателей в 2018 году относят к малому бизнесу? Как критерии выделяют малый бизнес из средних и крупных предприятий? Покажем подробную таблицу с критериями и напомним, какие льготы есть у малых предприятий и ИП, включенных в реестр малого и среднего бизнеса по состоянию на 2018 год.

Какие есть плюсы

Малые предприятия могут получить некоторые привилегии (если их сравнивать со средним и крупным бизнесом). Поясним, какие права и льготы имеют предприятия, отвечающие критериям малого бизнеса в 2018 году.

Легкий учет

Одна из самых трудоемких задач бухгалтера – ведение бухгалтерского учета Однако при соблюдении критериев малого бизнеса можно вести упрощенный бухгалтерский учет и сдавать меньше документов в составе бухгалтерской отчетности в ИФНС и статистику.

Предприятия, относящиеся к субъектам малого предпринимательства по определенным критериям, могут в 2018 году применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность по специальным (упрощенным) формам.

Налоговые послабления

В отдельных регионах России для субъектов малого предпринимательства в 2018 году установлена пониженная ставка единого налога при УСН. Также в регионах могут вводиться льготы по налогу на имущество и транспортному налогу для субъектов малого предпринимательства.

Ограничения по кассе

Малые и микропредприятия могут вести кассовые операции в упрощенном порядке. И, к примеру, не устанавливать лимит остатка по кассе.

Государственные контракты

Малые предприятия в 2018 году владеют преимуществом при участии в государственных закупках (торгах). Заказчики со стороны государственных органов обязаны закупать у малого бизнеса не менее 15 процентов от совокупного годового объема закупок.

Временный запрет на проверки

В 2016–2018 годах к субъектам малого предпринимательства с плановой проверкой не придут: Роструд, ФМС России, Ростехнадзор, Госпожнадзор.

Когда запрет на проверки не действует

Имейте в виду, что запрет на плановые проверки в 2018 году не действует в отношении компаний и ИП, которые за три предшествующих проверке года были привлечены к ответственности в виде (часть 2 статьи 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ):

  • дисквалификации;
  • административного приостановления деятельности;
  • лишения или приостановления лицензии.

Главные критерии: таблица

К субъектам малого и среднего предпринимательства (СМП) относятся:

  • хозяйственные общества и партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели.

Так, в частности, к субъектам малого предпринимательства (СМП) в 2018 году может быть отнесено любое ООО, отвечающее всем критериям, перечисленным в таблице (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Критерии малых и миро предприятий
Критерий Предельное значение
Микропредприятие Малое предприятие
1 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов 25%
2 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также иностранных организаций 49%
3 Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год 15 человек 100 человек
4 Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год 120 млн руб. 800 млн руб.

Реестр малого и среднего бизнеса в 2018 году

Сведения о компании и предпринимателе заносят в специальный реестр, который ФНС России формирует ежегодно 1 августа по состоянию на 1 июля. Этот реестр находится на сайте ФНС. Его ведение предусмотрено статьей 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. https://rmsp.nalog.ru/

Микропредприятие и субъект малого предпринимательства не являются синонимами. Второе понятие носит обобщающий характер и объединяет не только организации, но и индивидуальных предпринимателей. Как разобраться, какая фирма попадает под определение микропредприятия? Все зависит от соблюдения изложенных в законе критериев.

Что представляет собой микропредприятие?

Согласно действующему законодательству микропредприятие – юридическое лицо, которое соответствует определенным критериям. К ним относятся:

  • коммерческие фирмы;
  • хозяйственные общества и партнерства;
  • фермерские хозяйства;
  • потребительские кооперативы.

Статус микропредприятия недоступен государственным, муниципальным и унитарным организациям. Его могут получить и ИП, при этом никаких дополнительных действий от них не требуется. Сведения в реестр СМП о статусе бизнеса ФНС вносит самостоятельно.

Критерии микропредприятия

Условия причисления предприятия к микро изложены в ст.4 ФЗ №209-ФЗ. Буквально в 2016-м году эти показатели значительно увеличились, позволив многим коммерческим организациям воспользоваться льготами.

  • общая доля благотворительных, общественных организаций в уставном капитале микропредприятия не более четверти, а иностранных, не относящихся к малому бизнесу, 49%;
  • средняя численность наемного персонала до 15 человек по итогам года;
  • годовая выручка до налогообложения, полученная от продажи товаров и предоставления услуг, до 120 млн. руб.

Эти показатели актуальны с 1 августа 2016-го года. Дополнительные лицензии и документы для подтверждения статуса микропредприятия не нужны.

Выручка считается суммарно по всем видам деятельности. Сочетание нескольких видов деятельности и разных систем налогообложения не имеет значения – в расчет берется весь годовой доход. Совмещение налоговых режимов, например одновременное применение УСН и ЕНВД или общей – не является поводом для не включения в Реестр. Все расчеты по определению выручки производятся согласно налоговому законодательству для каждой системы налогообложения отдельно. Если ИП избрал патент, то его автоматически приравнивают к микропредприятию.

Как информация о микропредприятии отражается Едином реестре СМП?

Соответствуя вышеуказанным признакам на протяжении 3-х лет, организация или ИП автоматически включается в ЕРСМСП. Для отражения сведений в нем нужно соблюдать еще одно условие – регулярно предоставлять отчетность в налоговые органы. На ее основании и выносится решение о соответствии субъекта признакам микропредриятия.

В случае превышения лимитов по выручке и численности сотрудников информация из реестра удаляется не сразу. Статус микропредприятия сохраняется за ним еще в течение трех лет. Если в 2018 г. штат компании был расширен до 20 человек, то свой статус она потеряет лишь в 2020-м.

Вновь созданные организация могут относится к микропредприятиям в течение первого календарного года после регистрации при условии соблюдения всех вышеуказанных критериев. В 2018 году никаких изменений законодательства по этому поводу не планируется.

Что делать, если выполнены критерии, а микропредприятия не оказалось в реестре? Самый простой способ – направить заявление налоговикам. Заполнить его можно на официальном сайте ФНС России (в разделе «Иные функции» представлена необходимая информация). Для рассмотрения обращения главное корректно отобразить код ИФНС, в которой числится организация. В противном случае документ останется без рассмотрения.

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот.

  • Возможность применения упрощенного бухучета.
  • Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).
  • Упрощенный порядок кассовых операций.
  • Минимум кадровой документации.
  • Право на субсидии и гранты.
  • Мягкие санкции. При первом нарушении микропредриятия отделываются предупреждением, а не штрафом. Такой подход применяется только при отсутствии ущерба имуществу, гражданам, окружающей среде.
  • Применение сниженных налоговых ставок. С 2016 года местным органам власти предоставлено право снижать ставки для спецрежимников. Для УСН «Доходы без расходов» – 7,5 % (до 2 раз), УСН «Доходы» 1 % (в 6 раз).
  • Финансовая поддержка со стороны государства. Микропредприятия могут рассчитывать безвозмездные субсидии для компенсации части расходов в рамках договора лизинга, на обеспечение кредита и расходов, понесенных в связи с участием в профильных и тематических мероприятиях (конференции, выставки и т.д.).

Все эти действия призваны сократить временные и материальные затраты бизнеса на его содержание, развивать его, создавая новые рабочие места.

Правила кадрового учета на микропредприятии

Кадровый учет на микропредприятии ведется согласно гл. 48.1 ТК РФ, регламентирующей деятельность малого бизнеса. Для микропредприятий ввели упрощенный кадровый учет.

Руководители вправе самостоятельно решить, использовать ли в работе следующие документы:

  • Перечень правил внутреннего распорядка;
  • Положение, регламентирующее оплату труда;
  • Указы о премировании;
  • Посменный график;
  • прочие документы.

Основным документом кадрового учета на микропредприятии является трудовой договор с сотрудником. В нем фиксируются условия труда, его оплаты, гарантии, дополнительные выплаты и компенсации. Удобно пользоваться специально разработанным для этих целей типовым договором. Некоторые организации внедрили его еще в 2016-м. В 2018-м при повсеместном отказе от внутренней кадровой документации он обязателен. Форму можно найти в свободном доступе в интернете.

Решение об отказе от дополнительных документов оформляется приказом руководителя организации либо предпринимателя. Если ряд таких локальных актов уже был издан, то их можно признать недействительными с 01.01.2018 года.

Охрана труда

Ответственность за охрану труда на микропредприятии целиком возлагается на работодателя. Ему необходимо пройти обучение на специальных курсах и получить сертификат. Только после этого он вправе проводить занятия с сотрудниками на тему охраны труда и пожарной безопасности. В его обязанности входит также обязанность по оформлению журнала инструктажа.

Комплекс мероприятий по охране труда на микропредприятии включают в себя:

  • обеспечение безопасности рабочих помещений;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований на рабочем месте;
  • проведение инструктажа и его письменное оформление;
  • фиксирование и отслеживание несчастных случаев;
  • регистрация и наблюдение за сотрудниками с профессиональными заболеваниями;
  • обязательное социальное страхование наемного персонала;
  • обеспечение СИЗ;
  • выплата предусмотренных законом компенсаций.

В некоторых случаях необходим медицинский осмотр. Это касается вредного производства и водителей.

Для таких маленьких организаций законодательно допустимо нанимать для реализации функции охраны труда специализированные компании. Они берут на себя оформление всех документов, проведение учебных мероприятий с руководителем и персоналом.

Статистическая отчетность

Микропредприятия – это субъекты малого предпринимательства, поэтому ежегодное предоставление статистической отчетности для них не обязательно. Отчитываться необходимо тем, кому направленны письменные требования из органов статистики. Узнать, попала ли организация в выборку Росстата можно на их официальном сайте. Кроме уведомления в письме будут бланки и рекомендации по заполнению форм.

Согласно Закону «О бухгалтерском учете» малые предприятия в течение 3 месяцев по окончании отчетного года в органы статистики направляют бухгалтерскую отчетность, а микропредприятия специальную форму.

В 2018 году все эти сведения можно направлять в электронном виде через ТКС. Датой предоставления будет считаться дата отправки, а в качестве подтверждения вы получите квитанцию из госорганов о приеме. С конца 2015 года значительно увеличились штрафы за не предоставление статистической отчетности. Согласно КоАП административный штраф на должностных лиц за недостоверные сведения, их не предоставление или нарушение сроков составляет от 10 до 20 тыс. руб., для юрлиц – 20 – 70 тыс. руб. Повторное нарушение грозит должностным лицам штрафом 30 – 50 тыс. руб., юридическим — 100 – 150 тыс. руб.