Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

» » Материалы к уроку "древние образы в современных народных игрушках". Пояснительная записка к уроку ИЗО . Древние образы в современных народных игрушках Игра «Найди свой узор»

Материалы к уроку "древние образы в современных народных игрушках". Пояснительная записка к уроку ИЗО . Древние образы в современных народных игрушках Игра «Найди свой узор»

Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.

Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.

Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных игрушках и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям. Тема урока «Древние образы в современных народных игрушках»

Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, творить и рассуждать. Верю, что каждого ученика ждет успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

Подготовка к творческой работе.

- . Сегодня на уроке мы проводим ярмарку народных игрушек. А что такое ярмарка?

- Кем бы вы хотели быть на ярмарке?

(Продавцами, покупателями, мастерами народных игрушек.)

- И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры.

Мы разделимся на группы-артели по видам художественных промыслов.

Сначала мы будем мастерами артелей.

Мастера каждой артели изобразят изделия по мотивам народных игрушек.

Потом они представят свой товар на ярмарку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.

А затем мастера-продавцы станут покупателями изделий других промыслов, хваля или критикуя их мастерство.

В классе работают артели:

Народная игрушка.

«Каргопольская» «Дымковская» «Филимоновская»

Задание мастерам артелей:

  • выполнить эскизы и макеты изделий по мотивам промыслов;
  • подготовить их к выставке на нашей ярмарке;
  • прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей .

Есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь,- это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не ради забавы – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль.

Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга.

Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древни знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.

Мы рассмотрим сегодня три центра производства и росписи глиняных игрушек.

И помогут нам в этом разобраться наши мастера игрушечники.

Материал для учащихся

Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.

Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки.

Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.

Так весну закликали

Уж ты пташечка,
Ты зеленая,
Ты слетай за сине море
Ты возьми ключи весенние
Замкни зиму –
Отомкни лето.

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Давайте на него посмотрим. (демонстрация слайда).

Что же этот узор означает?

Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека.

Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду.

Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.

Филимоновская игрушка - А теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое?

Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.

Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Расписывают такие игрушки анилиновыми красками, растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.

Каргопольская игрушка. Её родина- русский север. Каргопольский район Архангельской области.

Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.

Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.

Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки?

Правильно! Все они сделаны из глины.

А в чем различия?

Узоры

Форма

Работа с учебником (с 74.)

Внимательно рассмотрите роспись игрушек. Обратите внимание на основные элементы росписи, цвета, используемые мастерами разных промыслов

Расписать игрушку по мотивам одного из промыслов

Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

Подумайте

Сколько цветов вы будете использовать для росписи выбранной игрушки?

Какие?

Какие элементы росписи будете использовать?

Приступайте к работе (во время самостоятельной работы детей звучит музыка).

После выполнения учитель собирает работы для организации выставки, при этом дети читают стишки о каждой игрушке).

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.

Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!

Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!

А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах

Он качает головой

Посмотрите я какой!

Яша-дружок

Дует в рожок,

Сидит на спинке

У красивой свинке!

Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия».

Благодарю за урок. Вы – молодцы!

Тема: « Древние образы в современных народных игрушках».

Цель урока: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков, познакомить учащихся с русским народным орнаментом, с его элементами; показать значение символики и колорита.

Вид урока: урок открытия нового знания (декоративная роспись с использованием солярных знаков).

Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.

Форма урока: на уроке используется индивидуальная, парная и групповая работа, сообщения учащихся.

Задачи:

Образовательная : закрепить знания геометрического орнамента на глиняных игрушках; способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства; формировать умения и навыки учащихся при использовании различных художественных материалов;

Развивающая: Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное; использование в собственной художественной деятельности различные материалы графики для создания символических образов: солярные знаки, древо жизни, образ матери - земли и др, развивать эстетический и художественный вкус, творческую активность и мышление учащихся;

Воспитательная : воспитывать художественно - образное мышление, интерес к русскому народному творчеству; приобщение учащихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, через изображение декоративной символики как обозначении жизненно важных для человека смыслов,

Планируемые достижения:

Предметные: ученик научится осознанно понимать условно - символический характер народного декоративного искусства; самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве; изображать знаки - символы, выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционных росписей.

Личностные: у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной темы для понимания орнаментальной символики славянского народа, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;

Метапредметные(УУД):

Личностные: у обучающегося будет сформировано проявление эмоциональной отзывчивости на роль искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии,

осмысленное эмоционально - ценностное восприятие визуальных образов –символов народного искусства для дальнейшего использования в учебно - познавательной деятельности знаково - символической формы.

Познавательные: научится выделять познавательные цели о характерных особенностях славянской символики, поиску информации в учебнике и средствах ИКТ, выбирать способы решения: поиск композиции; выбор графических материалов; знаково - символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ из характерных элементов - символов.

Регулятивные: ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать свои возможности самостоятельной деятельности, добывать новые знания.

Целеполагание: 1)будет уметь планировать свою учебно - познавательную и практическую деятельность;

2)будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.

Коммуникативные: Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Понятийный аппарат: солярные знаки, народные промыслы, орнамент

Оборудование:

Для учителя:

1. цветные иллюстрации с изображением дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек.

2. таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи.

3. мультимедийные презентации дымковских, каргопольских и филимоновских игрушек.

Для учащихся:

1. рисунки, иллюстрации с изображением глиняных игрушек

2. таблицы с элементами узоров дымковской, каргопольской и филимоновской росписи;

3. пластилин, гуашь, палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.

Литературный ряд:

Сообщения (о дымковской, каргопольской и филимоновской игрушках) учащихся выполненные дома (заранее)

Индивидуальная работа: во время самостоятельной практической работы учащихся учитель проводит показ и комментирование удачных и ошибочных моментов в детских работах, показывает и комментирует варианты исправления ошибок и композиционные приемы росписи.

Оценочное ориентирование : перед практической частью учитель озвучивает, какую оценку ученик может получить за правильно выполненную работу и что для этого необходимо.

Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент.

Вернисаж. На доске висят изображения игрушек.

Учащиеся входят в класс, обращают внимание на экспозицию из фотографий глиняных игрушек.

Учитель: - Здравствуйте ребята, садитесь.

(Учитель предлагает проверить свою подготовку к уроку и своего товарища по парте. Улыбнуться друг другу и тихо сесть.)

2. Актуализация знаний, мотивация.

Учитель: - Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с народным декоративно - прикладным искусством. Но чтобы узнать тему нашего урока отгадайте загадку.

Читает загадку:

Завелась неведомая птица -

Всякий ей дивится:

Не поёт, не летает,

Вся горит и полыхает…

Это птица не простая,

Расписная, золотая.

Просто диво - безделушка,

А зовут её …(народная игрушка)

Учитель: - Что вы увидели на нашей выставке, входя в класс? (изображения глиняных игрушек)

Учитель: - Верно ребята! Но сначала скажите мне, пожалуйста, только ли для игры существуют игрушки?

Верно, не всегда игрушки были только игрушками. Раньше некоторые из игрушек считались оберегами. Что такое оберег? (Оберег - это предмет или символ, призванный защищать своего владельца и его дом от бед, приносить в дом счастье и достаток. )

Вот такими оберегами в старые времена были глиняные игрушки.

3. Постановка учебной задачи.

А сейчас, давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока и запишем её.

(тема урока «Древние образы в современных народных игрушках»). (Слайд 1)

4. Решение учебной задачи.

Учитель: - Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. (Слайд 2)

Сегодня мы познакомимся с народными промыслами глиняной игрушки, с традициями формы и росписи.(Слайд 3)

Перед вами на доске даны три варианта народной глиняной игрушки, это Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Расположите их в той последовательности, в которой я их назвала.

Чуть позже мы проверим, насколько правильно сделана работа. А сейчас давайте с некоторыми из них познакомимся поближе.

Еще на прошлом уроке мы разделили класс на три группы, и каждой группе было дано своё задание: подготовить сообщения о Дымковской, Каргопольской и Филимоновской игрушках.

Учитель: - Итак, начнём знакомиться с глиняными игрушками. Сначала мы послушаем рассказ первой группы о Дымковской игрушке. (Слайды 4-7)

Сообщение учащегося: «Дымковская игрушка».

Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу. Его участники свистели в глиняные игрушки (вызывали весеннее солнце) и перекидывались расписными глиняными шариками. Игрушку называют дымковской по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Вначале были свистульки. Из небольшого шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька... Если посмотреть на узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки. Зато краски яркие-яркие: малиновые, красные, зелёные, жёлтые, оранжевые, синие и даже золотые! (На каждой игрушке могло быть до 10-12 цветов одновременно.)

Учитель: - Первая группа рассказала о Дымковской игрушке.

Вторая группа расскажет нам о Филимоновской игрушке. (Слайды 8-11)

Сообщение учащегося: «Филимоновская игрушка».

Удивительно красивы и разнообразны глиняные игрушки из деревни Филимоново Тульской области. Кони, олени, бараны, петухи, всадники, барыни. Учёные считают, что происхождение глиняных игрушек связано с древними народными праздниками. В старинных летописях рассказывается, как в Древней Руси в праздники нард выходил на пляски и песнопения с фигурками, изображавшими людей и животных. Делают игрушки иссиня-чёрной местной глины «синики», которая после обжига становится светлой. Жёлтый, красный, зелёный - основные цвета, используемые в росписи. В наши дни в деревне Филимоново игрушки делают талантливые мастерицы, сохраняющие древние народные традиции. Они и лепят, и «обряжают» барынь, всадников, петухов, лисиц, в яркие красные кафтаны, покрывают диковинным полосатым узором. У каждой игрушки появляется свой характер, своя поступь, свой голос.
Учитель: - Вторая группа рассказала нам о Филимоновской игрушке. А дальше мы послушаем третью группу, которая готовила сообщение по Каргопольской игрушке.(Слайды 12-15)

Сообщение учащегося: «Каргопольская игрушка».

Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Заповедная Каргопольская земля – хранительница древней культуры, знаменита зодчеством изрядным, многими художествами и ремёслами. Гончарству насчитывают аж четыре тысячи лет. А там, где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится. Тематика Каргопольских игрушек заимствована из народной жизни. Мастера создают женские фигурки, дедов – лесовиков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются медведь, другие звери, птицы. Полкан – сказочное чудовище, в котором соединились голова и руки человека с туловищем коня. Их белили, и по белому фону ярко расписывали красной, коричневой, синей, желтой, зеленой красками. В давние времена люди называли зверей своим братьями, складывали о них сказки, они же становились героями детской игрушки.

Учитель: - Мы выслушали третью группу, которая рассказала нам о Каргопольской игрушке.

Учитель: - Ребята, а теперь вернемся к началу урока, посмотрите на доску, правильно ли на доске расположены промыслы, если неправильно, то расположите их так, как необходимо.

Учитель: - Ребята вы хорошо подготовили теоретическую часть к уроку, а сейчас переходим к его практической части.(Слайд 16)

5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Постановка задачи.

Учитель: - Давайте мы с вами представим себя мастерами по росписи народных глиняных игрушек (класс разделен на три группы: 1 группа - «Мастера Дымковских игрушек», 2 группа – «Мастера Филимоновских игрушек», 3 группа – «Мастера Каргопольских игрушек»). Перед вами стоят заготовки игрушек из пластилина, покрытые белой гуашью, а вы распишите их соответствующей росписью.

Во время практической работы учащихся, учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль объема и качества выполненной работы.

Учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи, при необходимости помогает.

6. Оценка.

Обсуждение работ всех групп, выставленных на обзор. Проходим обсуждение, по результатам выставляются оценки.

Учитель: - Ребята вам понравились работы?

Учитель: - Как вы думаете, какая группа лучше справилась с заданием? Почему?

7. Подведение итога.

Учитель: - Вы все справились с заданием, и я вижу, что в общих чертах вы можете определить к какому искусству относятся предметы, какие элементы предположительно должны быть у Дымковской игрушки, Филимоновской и Каргопольской.

8. Рефлексия.

Как вы думаете, ребята, какой была сегодня цель нашего урока? (познакомиться с народной глиняной игрушкой; узнать с какой целью народные мастера использовали в орнаменте солярные знаки; сходство и различие в орнаменте).

А чтобы закрепить ваши знания, постараетесь ответить на вопросы:

1. Каковы общие черты глиняных игрушек?(ответы детей)

2. Характерные особенности Филимоновских игрушек?(ответы детей)

3. Характерные особенности Каргопольских игрушек?(ответы детей)

4. Характерные особенности Дымковских игрушек?(ответы детей)

Теперь, я думаю, что, посмотрев на игрушку, вы без труда отличите дымковскую игрушку от каргопольской, каргопольскую от филимоновской.

Учитель: - Какую оценку поставим за работу первой группе, почему? Какую оценку поставим второй группе, почему? Третьей группе, почему?

9. Домашнее задание

{ Древние образы в современных народных игрушках В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Яркий цвет и пронзительный свист играли магическую роль. Присмотритесь к современным народным игрушкам – и заметите, что в них живут те же образы. Это Конь, Птица, Баба.


Очень большое разнообразие образов воплотила в себе игрушка. Здесь и удивительные кони с длинными, как у жирафа, шеями, коровки, петухи, бараны. Олени, птицы-курицы, собаки, свиньи и диковинные существа. У персонажей филимоновской игрушки небольшая голова плавно перетекает в длинную, стройную шею и придает фигурке горделивую осанку, легкость силуэта и устремленность ввысь.


В дымковских игрушках можно увидеть и разнаряженных щеголих, нянек с детьми на руках, лихих всадников, важных индюков и другие образы. Форма игрушек монолитна, а силуэт отличается легкостью, плавностью и округлостью. Игрушки составлялись из разных частей, соединяемых между собой, К основе-туловищу прикреплялись лепные детали: изящные оборки, воланы, косички. жгуты. У барышень всегда пышная прическа и нарядный головной убор, часто образ сопровождал кокетливый зонтик.


Мастера Каргополья создали свой мир глиняной сказочной игрушки, где живут крепкие веселые люди и добродушные звери и птицы. Пропорции каргопольских фигурок противоположны филимоновской приземисты, неуклюжи и тяжеловесны. Веселые плосковатые лица каргопольских мужичков переходят в бороду-лопату, а короткие руки и кривоватые ножки делают фигуру забавной и шутливой. Глиняные бабы с младенцами, птицами, пирогами похожи на древний образ богини-матери в северной народной вышивке.


Проверка и помощь учащимся в подготовке к уроку.

Здравствуйте, ребята! Проверьте как организовано ваше рабочее место, всё лишнее уберите с парт.

Очень часто за событиями
И за суетой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним давние обычаи,
Вспомним нашу старину.

Не случайно выставлены в классе произведения народного творчества. На сегодняшнем занятии мы закрепим знания о народных игрушках. Тема урока «Древние образы в современных народных игрушках»

Сегодня на уроке мы будем наблюдать, анализировать, думать и рассуждать. Знаю, что каждого ученика ждет успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.

Подготовка к творческой работе.

- . Сегодня на уроке мы будем путешествовать по народным игрушкам. А что такое путешествие?

- Кем бы вы хотели быть в путешествии?

(Продавцами, покупателями, мастерами народных игрушек.)

- И продавцам, и покупателям, и мастерам – всем им необходимо хорошо знать, чем отличаются друг от друга художественные промыслы, как украшаются изделия и какие особые приметы имеют украшающие их узоры.

Мы разделимся на группы по видам художественных изделий.

Сначала мы будем мастерами.

Мастера каждой группы изобразят изделия по мотивам народных игрушек.

Потом они представят свой товар на выставку, будут его расхваливать так, чтобы захотелось его купить.

А затем мастера-продавцы станут покупателями изделий других промыслов, хваля или критикуя их мастерство.
В классе работают группы:

Народная игрушка.

«Каргопольская» «Дымковская» «Филимоновская»
Задание мастерам групп:


  • выполнить эскизы и макеты изделий по мотивам промыслов;

  • подготовить их к выставке на нашем уроке;

  • прорекламировать свой товар и ответить на вопросы покупателей.

Есть одна удивительная профессия , которой люди посвящают всю свою жизнь,- это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники.

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не только для забавы – они были участниками древних обрядов (магии, волшебства). Им приписывали особую силу защищать людей от всякого зла. Яркий цвет и сильный свист означали магическую роль.

Рассмотри игрушки разных промыслов и постарайся найти то, что отличает их друг от друга.

Обрати внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древни знаки орнамента , которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства.

Мы рассмотрим сегодня три центра производства и росписи глиняных игрушек.

И помогут нам в этом разобраться наши мастера игрушечники.
Материал для учащихся

Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. С берега реки Вятки, на котором стоит г. Киров видно заречную слободу. Зимой топили печи, а летом часто стояли туманы. Слобода была будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково.

Отсюда и название игрушки. Её и сейчас ласково называют «дымкой». В начале были игрушки – свистульки.

Собирались люди на гуляние, весну встречать, зиму провожать. Засвистят, запоют на улице.

Так весну закликали

Уж ты пташечка,
Ты зеленая,
Ты слетай за сине море
Ты возьми ключи весенние
Замкни зиму –
Отомкни лето.

Вылепленную из глины игрушку обжигали в печи. Потом белили мелом, разведенном на молоке. А расписывали красками, растертыми на яичном желтке, таким узором: кружочки, прямые и волнистые линии, клеточки, пятна, точки. Краски яркие – яркие: желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный.

Давайте на него посмотрим. (демонстрация слайда).
Что же этот узор означает?

Кружочки- солнышки – символ жизни. Точки, крестики – начало жизни – человека.

Квадратики с точками - засеянное поле. Квадратики - жилище Линии – покой, воду.

Много выдумки и фантазии у народных умельцев. Например, дымковский индюк, не индюк, а жар – птица.

Филимоновская игрушка - а теперь посмотрите вот на эту красоту. По местному преданию основателем деревни (еще во времена Ивана Грозного) был гончар Филимон. Отсюда и Филимоново. Значит, название игрушки, какое?

Чем эти игрушки отличаются от дымковских? Конечно, росписью, она очень смелая. А еще чем? Верно, у них удлиненные пропорции. У всех животных сильно вытянуты шеи. Коровы похожи на жирафов, медведи похожи на змей-Горынычей. Все дело в глине. Филимоновцы называют ее синикой за маслянисто-черный цвет и жирность. При лепке глина подсыхает, и игрушки быстро покрываются трещинками. Приходится постоянно заглаживать трещинки влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище. После обжига игрушка становится бело-розовой. Тут и начинается роспись. Да не кистью, а гусиным пером. С кисточки краска к чистой глине не пристает.

Каким узором украшены филимоновские игрушки? Да, в основном это полоски. Нет строгой геометрической росписи. Это сочетание цветных полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников. Детали росписи можно расшифровать. Круг- это солнце, треугольник-это земля, елочки и ростки - это символ растительности и жизни. Все узоры напоминают нам о связях человека и природы.

Обратите внимание, все игрушки-свистульки. А где же свисток? Верно, в хвосте зверей и птиц.

Расписывают такие игрушки анилиновыми красками , растертыми на яичном желтке. Используются три главных цвета: красный, желтый, синий. Иногда применяют фиолетовый и зеленый.

Каргопольская игрушка. Её родина- русский север. Каргопольский район Архангельской области.

Игрушки кажутся неуклюжими и тяжеловатыми. Большеголовые, с короткими руками и ногами, чуть сплющенным лицом, переходящим у мужиков в лопату. Конь – Полкан был один из самых любимых образов известной игрушечницы Ульяны Бабкиной.

Заметь, как красивы и необычны по цвету каргопольские игрушки. Расписанные в ярких или приглушённых тонах, они отличаются простыми и ясными узорами. На поверхности фигурок наведены древние символы солнца – большие огненно – красные круги, кресты, кольца, а также мотивы зерен хлебных колосьев и веточек растений.

Ребята, а давайте посмотрим, что объединяет все игрушки?

Конечно! Все они сделаны из глины.

А в чем различия?

Узоры

Форма

Работа с учебником (с 74.)

Внимательно рассмотрите роспись игрушек. Обратите внимание на основные элементы росписи, цвета, используемые мастерами разных промыслов

Ребята! А сейчас закройте глаза и представьте, что мы с вами не в классе, а в мастерской, и вы все не ученики, а мастера-художники. Посмотрите у вас на столах стоят игрушки, слепленные из глины, но прежде чем расписывать внимательно посмотрите на элементы узоров, характерные для этой игрушки, которую вы выбрали. Не забудьте о цветовой гамме.

Подумайте

Сколько цветов вы будете использовать для росписи выбранной игрушки?

Какие элементы росписи будете использовать?

Приступайте к работе

После выполнения учитель собирает работы для организации выставки, при этом дети читают стишки о каждой игрушке).
Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки всякие на все манеры:

Вот и барышни и кавалеры.

У барынь алые щёки и губки,

Нарядные платья и тёплые шубки.
Красна девица в венце

У неё румянец на лице

Собой хороша,

Стоит не дыша!
Посмотрите, что за конь

Ручкой только его тронь

Он с тобою вместе

Ускачет вёрст за двести.

И с хвостом и с гривой

Вот какой красивый!
А вот стоит козёл

На стройных ногах

Вся краса у козла в рогах

Он качает головой

Посмотрите я какой!
Яша-дружок

Дует в рожок,

Сидит на спинке

У красивой свинке!
Индя-индя-индючок!

Ты похож на сундучок

Сундучок то не простой,

Красный, жёлтый, голубой!

Скажите себе «Я молодец, я думал, я старался, я делал открытия».

Благодарю за урок. Вы – молодцы!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нежнурская основная общеобразовательная школа»

Методическая разработка по теме

«ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ В СОВРЕМЕННЫХ

НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ»

Разработала учитель

изобразительного искусства

Иголкина Светлана Ионовна

Нежнур-2015г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Уроки «Изобразительного искусства» в 5 классе посвящёны изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусств. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Для формирования мировоззрения подростков особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.

Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Современные школьники плохо знают свою историю, мало интересуются народным искусством и часто считают декоративно-прикладное искусство ненужным и скучным. Перед учителем стоит сложная задача обратить взор ученика к самым корням чудесного дерева, к искусству, созданному его предками. Учащиеся должны понять, что без корней не может существовать крона, так и человек не может существовать без памяти о прошлом человечества, прошлом своего народа. Чтобы детям было интересно на уроке, учитель должен не только показывать образцы декоративно-прикладного искусства, но и много рассказывать о возникновении тех или иных образцов в вышивке, лепке или росписи.

Настоящая методическая разработка представляет собой подборку теоретического и практического материала для подготовки к уроку изобразительного искусства в 5 классе по теме «Древние образы в современных народных игрушках».

ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА.

Истоки игрушки лежат в глубокой древности. Когда человек относился к природе как к своей матери. Это было связано с полным признанием её родительского могущества, поклонением её живому ритму и плодородию. Природа одинаково справедлива для всех своих царств (минерального, растительного, животного, человеческого и высших). Высшие её силы в виде богов заботились о нижестоящих, и проявлялись во всех этих царствах.
Например, богиню любви и семейного благополучия Ладу (Роженицу) почитали и как берёзку, и как белую лебедь, и как девственную чистоту в женщине.
Другую богиню Макошь (ма-мать, кош-судьба) – богиню Судьбы, почитали и как Мать-Землю, и как великую небесную Мать – с рогом изобилия в руках (звёздный ковш); а также как медведицу (отсюда название созвездия). Обереги и статуэтки этой богини делались самые разные, из разных материалов. По сути, это и были первые игрушки. Через них с божествами разговаривали, просили о помощи, доверяли свои чаяния. Если просили о приплоде в стаде – лепили из глины рядом с богиней животных, а если молили о ребёнке – с младенцем на руках.
Эти традиции вылепливания глиняных изображений богов остались среди населения даже после того, как Русь стала христианской. А для того чтобы избежать нареканий со стороны церкви, люди стали называть фигурки игрушками.
Время шло, и глиняные фигурки постепенно утрачивали свой религиозный смысл. Теперь они действительно стали игрушками и использовались для украшения дома и развлечения детей. Глиняные игрушки изображали уже не богов, а привычные вещи, обычных людей и животных. Изменилась и усовершенствовалась также и технология производства глиняных игрушек. Существовали специальные промысловые центры, известные и по сей день, например, каргопольские, дымковкие, филимоновские и т.д. Такие игрушки являются символами русской культуры и имеют свои индивидуальные отличительные особенности, повествующие о культурном наследии нашей страны.

В глиняной игрушке сравнительно не много сюжетов. Это - женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях. Характерные для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления, никогда не повторялись буквально. Гончар - игрушечник мог видоизменять и интерпретировать каждую тему в меру своей фантазии, одаренности, мастерства, вкуса и представлений.

Уроки, посвященные народной игрушке, особо любимы учащимися. С интересом они узнают об истории глиняной игрушки, о способах лепки и росписи. Но все же наибольший интерес для них представляет сам процесс создания и росписи своей игрушки. Радость и удовлетворение от работы ребята ощущают, проделав все технологические этапы: сушку, обжиг, побелку, роспись игрушки.

Многими поколениями отрабатывались навыки работы с глиной, приемы лепки, обобщались формы и образы. Самые удачные находки передавались от мастера к мастеру, так что с течением времени глиняная игрушка приобрела ряд образцов и сюжетов.

В разных местностях характер и внешний вид игрушек был разным.

Привезли мы глину

С дальнего бугра.

Ну - ка, за работу,

Чудо - мастера!

Я слеплю лошадушку,

Я ее поглажу

И седельце с бахромой

На спине прилажу.

Друг за другом выплывают

Утушек - свистулей стаи,

А за ними в свой черед

Кукол пестрый хоровод.

Распишу я утушку

Разными цветами,

Свищет моя утушка

Разными ладами.

Модница - нарядница,

Вы куда идете?

С зонтиком и сумочкой

Глиняная тетя.

Л. Гулыга

ТВЕРСКАЯ ИГРУШКА.

Эти игрушки узнаваемы сразу: птички, петушки, жар-птицы, царь-рыбы, птицы-сирены, медведи и другие игрушки-свистульки, покрыты чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на красно - коричневом фоне обожженной глины.

А делают такую игрушку в городе Торжок, Тверской области. Отличительной чертой тверской игрушки является их рельефное украшение в виде маленьких чешуек. Сделать такие чешуйки не сложно.

Сначала нужно скатать маленький шарик, затем, выполнив из него капельку, приложить ее к изделию и плотно, с усилием прижать с одной стороны. Если же выполняется несколько рядов перьев или чешуек, то закреплять их надо начиная с нижнего, постепенно поднимаясь выше к голове игрушки.

Таким же образам обрамляется хохолок на голове птицы и крылья.

Еще один способ оформления торжокской свистульки - оборки. Ровно и аккуратно позволит выполнить оборки складочки кусок хлопчатобумажной ткани. Чтобы сделать оборку для игрушки, выполняют колбаску, затем, завернув ее в ткань, ровно игрушки, выполняют колбаску, затем, завернув ее в ткань, ровно раскатывают. Полоска должна получиться и не толстая и не тонкая. Затем готовую глиняную ленту можно заложить в сборку или примазать к изделию. Высушенное и обожженное изделие расписывают гуашью или темперой ярких цветов: красным, желтым, оранжевым, ярко - голубым, темно - синим, зеленым и другими цветами.

Особую нарядность придает изделию белый цвет в сочетании с темно - синим, бордовым, фиолетовым, коричневым.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки (Кирова). Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла. Издавна живут в слободе мастера, которые, кроме полезных в хозяйстве крынок и горшков, делают себе на потеху и детям на забаву веселые яркие игрушки.

Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками. Дымковские игрушки имеют также ярко выраженные особенности пластики и росписи, свойственные только этой школе. Сюжеты их традиционны, но в последние годы тематика расширяется главным образом за счет индивидуального творчества художниц, которые черпают новые темы в фольклоре. Дымковские игрушки, пожалуй, самые «богатые», веселые, радостные. В фигурках барынь выделяются голова в кокошнике, шляпе или просто с пышной прической, грудь, юбка - колокол с передником. На руках у барыни ребенок, либо руки лежат на перекинутом через спину коромысле, либо упираются в бока. Распространенным сюжетом является наездник, причем не обязательно на коне, а даже на козле, свинье и петухе. Фигурка наездника очень условна, она состоит из туловища и френча, которое почти без шеи переходит в голову; на голове высокая шляпа; руки и ноги конической формы, без деталей. У коня обычно крутая грива, откинутая назад голова, короткое туловище и четыре конических ножки - фигурка очень обобщена, компактна.

Для большинства дымковских игрушек характерно при обобщенности формы обилие деталей, которые делают их более нарядными, пышными, даже роскошными. Это всевозможные оборки на юбках, передниках, рукавах, зубцы на кокошниках барынь, многочисленные лепные украшения на коронах, на чрезвычайно пышных хвостах павлинов, индюков и т. д.

Роспись дымковских игрушек нарядна и декоративна. На белом фоне очень ярко сверкают малиновый, синий, зеленый, желто - оранжевые цвета. При этом оригинален сам орнамент, которому принадлежит важное место в игрушке. Небольшие круги, овалы, точки, полосы, клетки составляют несколько типов узоров.

Орнамент в росписи представляет собой всякий раз импровизацию, поэтому все узоры неповторимы, но определенные общие приемы здесь можно назвать. Юбку барыни или туловище животного расписывают большими кругами, которые оправлены в кольца этого же или другого цвета. Сами круги и кольца могут быть раскрашены полосами, точками; точки, как бисер, могут располагаться и по внешнему краю круга, кольца. Большие круги уравновешиваются расположенными между ними более мелкими. Цветные круги иногда симметрично чередуются с широкими полосами, в которые также включается какой-либо несложный узор: волнистая линия, точки, штрихи и т. д. Юбка может быть в клетку, в которую иногда включаются и другие элементы. Роспись может состоять из продольных полос, прямых и волнистых, с вкрапленным в них узором. Элементы орнамента и их сочетания одни и те же для любых игрушек.

Весной проводились в Дымковской слободе гуляния - праздник, который назывался когда - то Свистопляской, а позже Свистуньей. На нем народ плясал и свистел в разные свистульки, изготовленные из дерева, жести и глины. Свист этот был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Когда же праздник кончался, расписные глиняные игрушки ставили в окна, между рамами.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Женские фигурки.

    Приступая к выполнению барыни или кормилицы, прежде всего лепят юбку или ступу (широкий у основания пустотельный корпус), все время вертя его в руках для выравнивания стенок.

    Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс и оттягивают шею. На шее укрепляют шарик - голову.

    К плечам прикрепляют, сначала торчком в стороны, руки - колбаски, потом их осторожно изгибают и складывают на талии.

    Игрушку наряжают - голову обрамляют буклями, витыми или лежащими крупными полукружиями, их увенчивает шляпа с гладкими или оборчатыми полями, капор, кокошник.

    Плечи покрывают пелериной, верх платья или жакет дополняют воротничком, оборками, пышными рукавами.

    В руки барыне дают муфту, сумочку, собачку.

Места соединений всех деталей смачивают водой, швы заглаживают мокрой тряпкой или кисточкой, оправляют фигуру.

Высушенную игрушку обжигают, белят, украшают.

Птица ( петух, индюк).

    Основу игрушки лепят в форме овала, формируют ноги.

    Для хвоста берут большой кусок глины, скатывают в шар и расплющивают в лепешку, толщиной около 1 см.

    Примазывают хвост - лепешку к туловищу.

    Из двух овальных лепешек получаются крылья, которые тщательно примазываются к туловищу сначала снизу, затем сверху (как руки барыни).

    Затем делают детали: гребень, бороду из « капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву. Крылья и хвост т оформляют оборками.


ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГР УШКА

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины

Появляются вдруг на свет

Зайцы, кони, павлины

И солдатики - войска цвет.

И узор из кругов и линий

Обегает подола край:

Красно-черный, порою синий,-

В руки, взяв, смотри и играй.

Создана рукой умельца,

Говорит все еще она

О младенческих снах владельца,

Где за солнцем спешит луна.

В облике деревни Филимоново Тульской области и сегодня видны признаки гончарного промысла и соседства немалых залежей глины: дома не деревянные, а

кирпичные, многие крыши крыты черепицей.

Филимоновские игрушки отличаются особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутыми пропорциями. Животные имеют длинные шеи со своеобразными головками. У барынь обычно высокие юбки колоколом с пологим плавным расширением внизу. По сравнению с юбкой верхняя часть туловища кажется маленькой. Ее уравновешивают фигурки ребенка на руках или курицей под мышкой. На голове барыни лихо сидит шляпа с высоким верхом, а иногда - с настоящим куринным пером, воткнутым в глиняное тесто.

Очень своеобразны филимоновские солдаты. Это высокие длинноногие фигурки в характерных костюмах: френч в талию, погоны, белая манишка, полосатые или цветные штаны, шляпа с козырьком или полями, необычные сапоги на высоком каблуке, иногда похожие на фантастические туфли.

Все филимоновские игрушки расписаны по белой глине, которая является фоном. Цвет играет существенную роль в художественном облике игрушек. Он выявляет и подчеркивает пластику, с помощью мазков и пятен фигурки обретают лица и одежду. Открытые, звучащие в полную силу краски создают веселую пестроту, нарядную декоративность игрушек.

Зверей чаще разрисовывают поперечными чередующимися полосами - красными, желтыми, зелеными. Яркими мазками оттеняют руга. На человеческих фигурках кофты окрашены одним тоном - красным, малиновым, фиолетовым, желтым. Большой простор для орнаментации оставляют поверхности передников и юбок. Можно лишь удивляться количеству неповторимых узоров, составленных из крестов, точек, полос, кругов, овалов, треугольников, звезд. Разнообразию их рисунков, размеров, цветовых и композиционных сочетаний.

Наиболее распространены в росписи филимоновских игрушек сочетания различных узоров в полосе. Ширина каждой такой полосы различна, и, кроме того, они отделяются друг от друга цветовыми линиями.

Сам узор, как уже было сказано, составляют круги с отходящими от них лучами, перекрещивающиеся штрихи « елочки», звездочки, треугольники и пр. Все эти фигуры входят в орнамент очень непринужденно, расположены свободно, смело, как бы даже случайно, но в целом они составляют очень изысканные, неповторимые комбинации.

Практическая работа

Процесс лепки петушка.

    Для работы надо взять два глиняных шарика: один (побольше) - для туловища со свистком, другой - для подставки.

    Из первого шарика катаем колбаску, сгибаем ее, лепим голову, клюв, гребешок.

    Свисток лепится так: после того как будет вылеплено туловище, заднюю его часть превращаем в раструб, края которого постепенно сближаем, образуя полый шарик с оттянутым концом.

    Дырочки делаем, когда игрушка полностью готова.

    Туловище устанавливается на ножку - подставку, тщательно приглаживается, и петушок готов.

Для всех филимоновских зверюшек процесс лепки одинаков. Только наличие или отсутствие рогов и их форма позволяют отличить одно животное от другого.


КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Лев из Каргополя.

Еще совсем недавно на Русском Севере, неподалеку от небольшого города Каргополя, в почти опустевшей деревне Гринево жила добрая старушка Ульяна Бабкина, мастерица - игрушечница. Пустела деревня Гринево не оставалось в ней игрушечников, и вовсе погиб бы промысел, если бы старая Ульяна Бабкина не продолжала лепить с прежним упорством свои простоватые на вид массивные фигурки - приземистых мужиков, баб и животных. Лепить и расписывать их простыми узорами разных тонов - желтых, синих, зеленых и розовых, с прибавлением черного и золотистого.

Охотно учила бабка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел, и успела приготовить себе смену. Умельцы расселились по соседним деревням и в самом Каргополе. Благодаря ним живет народная каргопольская игрушка.

Технология выполнения каргопольской игрушки самая обыкновенная. Для лепки берут красную глину. Игрушку лепят по частям: основа - торс с головой, к торсу присоединяют скатанные калачиком руки, оформляют шляпками и другими деталями. Места соединений сглаживают, и фигурки приобретают монолитность. Фигурки лепят немного грубоватыми, коренастыми, плечи сливаются с затылком, короткие ноги. Животных мастера очеловечивают, они заняты теми же делами, что и люди: медведи, козлы, бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят. Животные часто изображаются со свистком, тогда как фигурки людей этого свистка не имеют.

Изделия просушиваются, через несколько недель обжигаются, а затем расписываются. Мастера используют те краски, которые имеются в наличии: масляные, гуашь. Так же, как и дымковскую, игрушку сначала белят.

Старая каргопольская игрушка была не яркой, даже блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу - настоящих красок тогда не знали, не имели.

Роспись довольно проста, но корни ее уходят в далекую сарину: полоски, штрихи, ромбы, овалы, прямоугольники, как бы обрезанные с одной стороны, косые кресты, крапинки. Набор красок более ограничен, чем у многоцветной дымковской игрушки: голубая, кирпично-красная, зеленая, черная, охристая, коричневая. Иногда добавляются золотая и серебряная краски. При этом лица и руки игрушек, а иногда и часть фона для орнаментальной росписи белые. Красный цвет глины скрыт. У человечков белые без румянца лица с черными штрихами вместо глаз рта. Применяются два приема:

    сплошная окраска;

    комбинация из пятен в сочетании прямых и волнистых линий;

    сочетание штрихов в виде своеобразного геометрического узора.

Хоровод нарядных, подбоченившихся барышень в кокошниках с черными бусинками глаз, им лихо играет на гармони косолапый; рядом целый зоопарк: зайцы с морковками, козлы, олени, коровы, свистульки - утушки, мифическая птица Сирин с женской головой - все это каргопольская игрушка.

Среди них фантастический персонаж - важно стоящий на четырех каннских ногах бородатый крепыш в широкополой шляпе, сказочный получеловек - полуконь, таинственный русский кентавр, а по местному - Полкан.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Процесс лепки Полкана

    Сначала лепят верхнюю часть туловища (торс).

    Плоскую голову на толстой шее.

    Затем туловище коня.

    Торс соединяют с туловищем.

    Прикрепляют руки.

    Головной убор.


АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА.

Село Абашево большое,
И хоть немного здесь садов,
Здесь много делают игрушек
Для разных наших городов

Здесь много разных мастеров
Гончарного изделия
Трудолюбивый был народ,
Он не любил безделья.

Лепил кто дудки, кто горшки.
Лепили всё на все лады,
И были птички, и зверьки
Себе на счастье – без беды!

Интересны и оригинальны игрушки из села Абашево Пензенской области. Эту художественную школу не спутаешь не с какой другой. Абашевские игрушки сдержаны, но при этом чрезвычайно декоративны. Эта декоративности проявляется и в линиях силуэта, и в раскраске глухими (неблестящими) эмалями красно -коричневого цвета, на фоне которых драгоценными украшениями сверкают детали, окрашенные бронзой и алюминием.

Что же это такое – абашевская игрушка? Абашевская игрушка – это свистулька в виде животных, птиц и людей. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами (лапами) или копытами, что дает ощущение устойчивости, монументальности. Абашевские свистульки чаще всего изображают животных – козлов, оленей, коров, собак, баранов, принимающих нереальный, сверхъестественный, сказочный облик. На длинной шее – тщательно вылепленная головка, на которой выделяются глубоко процарапанные глаза.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении этой темы необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Программа «Изобразительное искусство» даёт широкие возможности для педагогического творчества, учёта особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы.

Занятия лепкой игрушки по мотивам народных промыслов дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, дети будут стремиться в своих работах рассказать о том, что увидели, пережили, узнали.

Изобразительная деятельность учащихся должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического отношения к действительности.

ЛИТЕРАТУРА:

    Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. - М.: Современный писатель, 1995.

    Богуславская И. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1975.

    Бубнова Е.А. Старый русский фаянс- М.: 1973.

    Горичева B.C. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.- Ярославль,

    Горяева Н.А., ОстровскаяО.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни
    человека. - М.: Просвещение, 2000.

    Гулыга Л. Пестрый хоровод. - М.: Малыш, 1990.

    Дайн Г. Л. Русская народная игрушка. - М.: 1981.

    Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 класс: Кн. для

учителя.- М.: Просвещение,.

    Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Программа.: Просвещение,2015.

    Каменева Е. Волшебная глина. - М.Малыш, 1983.

    Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Детская литература, 1975.

    Конышева Н. М. Лепка в начальных классах. -М.: Просвещение, 1980.

    http://mam2mam.ru/articles/favorites/article.php?ID=18121

    http://www.ya-zemlyak.ru/nar_prom.asp

    Каргопольская игрушка. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства.- М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.

    Величкина Г.А., Шпикалова Т.Я. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь по основам декоративно-прикладного искусства.- М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2004.