Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

» » В чем состоит содержание процесса управления. Какую последовательность действий закономерно предполагает процесс управления? Как определяется понятие управленческого решения

В чем состоит содержание процесса управления. Какую последовательность действий закономерно предполагает процесс управления? Как определяется понятие управленческого решения

В жизни мы довольно часто используем слово «процесс» применительно к самым разнообразным ситуациям. При этом ни у кого не возникает вопрос: что такое процесс. Все мы воспринимаем это слово как само собой разумеющееся и понимаем его как логическую последовательность определенных действий или операций человека, направленных на получение конкретного результата. Этот термин у нас встречается неоднократно при изложении материала данного учебника.

Мы рассматриваем менеджмент, по крайней мере, в трех значениях: как людей, выполняющих работу по управлению, как область знаний об управлении и как процесс управления. Всем сегодня ясно одно: управление - это, прежде всего, процесс.

А что такое процесс управления? На данный вопрос будет получено столько ответов, сколько человек будет опрошено, и все они будут достаточно верными.

Однако таким разнообразием нельзя пользоваться, если мы хотим создать эффективный управленческий технологический процесс конкретной организации.

Процесс - это совокупность последовательных целенаправленных действий для достижения какого-либо результата.

Участниками процесса управления являются руководители, исполнители и контролеры.

Цель управленческого процесса - объединение усилий участников для достижения конкретного результата. Предмет управленческого процесса - информация, которую исполнители, контролеры и руководители используют в своей деятельности.

Средства осуществления процесса - это документы и различные средства приема, передачи, регистрации, хранения, обработки и выдачи информации.

Правильно спроектированный процесс управления делает организацию преуспевающей. А для того, чтобы этот процесс правильно проектировать, необходимо знать его внутреннюю структуру, взаимосвязи между отдельными этапами выполнения и их характеристики.

Известно, что процессный подход к управлению был впервые исследован представителем «классической школы» или научного менеджеризма Анри Файолем. Анализируя деятельность руководителей, он рассмотрел ее как процесс, подразделяющийся на отдельные стадии: планирование, организацию, координирование, контроль и мотивирование.

Со временем стало очевидно, что перечнем данных функций содержание процесса управления не исчерпывается. Если взять отдельно любую из функций, то ее выполнение также представляет собой процесс управления. Создается впечатление, что процесс управления состоит из отдельных процессов выполнения каждой конкретной функции.

Давайте разберемся. Действительно, для выполнения, допустим, функции планирования необходимо выполнить целый ряд последовательных процедур. Опять абстракция. Ведь планирование как процесс выполняется в отношении конкретного объекта и конкретной ситуации, и это верно. Каждый раз мы говорим о процессах управления, отличающихся друг от друга объектами, на которые они направлены, и временем их выполнения.

Рис. 5. Управленческий цикл

На наш взгляд, процесс управления необходимо связывать не с функциями, а с задачами управления. Как нам уже известно, каждая задача представляет собой управленческие действия, которые описываются целью, объектом управления, временным периодом ее решения, информационными параметрами (входом, выходом). В соответствии с данным ранее определением, «процесс управления» представляет собой логическую последовательность управленческих действий, т. е. задач управления, решение которых направлено на достижение конкретного результата, которым является цель. Таким образом, содержание процесса управления отражает логическую взаимосвязь решения задачи планирования, организации, учета, контроля, регулирования, анализа и стимулирования. Сочетание этих задач управления, решение которых направлено на одну конкретную цель, образует управленческий цикл (рис. 5.), или конкретный процесс управления.

Все процессы управления организацией, представленные в виде взаимосвязи задач управления, можно разделить на две большие группы: постоянные и периодические.

Постоянные процессы представляют собой функциональные области человеческой деятельности по достижению текущих целей. Например, процесс управления производством продукции. Такие процессы содержат определенные управленческие процедуры, порядок выполнения которых заранее спроектирован и описан в виде инструкции. Изменение содержания постоянных процессов происходит нечасто. Управленческие процедуры имеют стандартный характер и изменяются только при совершенствовании системы управления. Они описываются штатным составом задач управления, решение которых осуществляется по известному алгоритму. Для их решения используются известные методы.

Периодические процессы - это активная форма управления, вызванная появлением незапланированных, непредвиденных ситуаций, требующая выработки оперативных (часто разовых) управленческих воздействий. Эти процессы, как правило, направлены на разрешение нештатных управленческих ситуаций. Для выполнения управленческих процедур используются выработанные менеджментом правила, но использование этих правил представляет собой искусство управления. В разные моменты времени объектом внимания руководителя, осуществляющего периодический процесс управления, могут быть различные аспекты управляемой системы.

Как постоянные, так и периодические управленческие процессы имеют одну и ту же внутреннюю структуру, отличающуюся целями, предметом, средствами, содержанием выполняемых управленческих процедур и операций.

В процессе управления можно выделить элементы и управленческие процедуры.

Элементы процесса управления представляют собой управленческие категории, логическая взаимосвязь которых определяет следующие характеристики управленческой деятельности:

а) для чего выполняется процесс управления;

б) что явилось причиной возникновения процесса управления;

в) на что направлен процесс управления;

г) какой вид воздействия вырабатывается в процессе управления.

Исходя из сущности управленческой деятельности, рассмотренной нами ранее, можно выделить следующие элементы процесса управления:

· ситуация;

· проблема;

· решение.

Логическая взаимосвязь этих элементов представлена на рис. 6.

Цель определяет смысл выполнения процесса управления. Процессы реализуются для достижения цели. Процесс управления - это всегда целенаправленная деятельность участников. Конкретный результат человеческой деятельности - это цель. Следовательно, каждый процесс управления совершается для достижения какой-то определенной цели. Поэтому процесс управления предусматривает выяснение или постановку цели, ради которой он будет выполняться.


Рис. 6. Процесс управления организацией

Каждому из процессов управления присуща своя цель. Следовательно, цели относительно постоянные (неопределенный период времени) и периодичны. Неправильно поставленная цель делает процесс управления неэффективным, а да и вредным для успешной деятельности организации.

Цели в процессе управления должны иметь операциональный характер и преобразовываться в конкретные задачи и рабочие задания. Для каждой управленческой ситуации они являются ориентиром для концентрации необходимых ресурсов.

Ситуация представляет собой состояние управляемой подсистемы (для постоянных процессов) или отдельного объекта (для периодических процессов).

Ситуация в процессе управления возникает в результате появления отклонений деятельности управляемого объекта или влияния на объект факторов внешней среды, в которой работает организация. Ситуация может оказывать на организации управляемый конкретный объект положительное влияние, повышая эффективное или отрицательное, снижая ее. Например, резкое повышение спроса на продукцию предприятия позволяет повысить цену, и, наоборот, резкое снижение потребительского спроса на эту же продукцию вынуждает организацию вырабатывать меры, имеющие нежелательные тенденции. Ситуация - это определенное возмущение, которое является причиной возникновения процессов управления. Сложность и сфера воздействия ситуации (воздействие на крупную подсистему или отдельный объект) являются чиной возникновения постоянных или периодических процессов управления.

В менеджменте ситуация имеет одну очень важную особенность. Многочисленные ситуации, воздействующие на организацию взаимосвязаны. Одна ситуация влечет за собой множество других, прохождение катера вызывает волны на реке. Первый процесс управления, вырабатывающий реакцию на воздействие ситуации, вызывает явление других процессов управления, а те, в свою очередь, вызывают вые процессы, тем самым создавая постоянные управленческие цикль

Ситуации в процессе управления создают проблемы, которые должны быть разрешены менеджерами.

Проблема - это необходимость обоснования и выбора определенной позиции в разрешении возникшей ситуации.

Проблема предполагает выяснение основных противоречий между условиями работы организации, вызванными появлением ситуации, и условиями, требующимися для достижения организацией своих целей. Выяснение характера управленческой ситуации позволяет определить возможные направления деятельности менеджера по устранению возникших отклонений от достижения поставленной цели.

Направления деятельности связаны с перераспределением имеющихся ресурсов (материальных, людских, финансовых), т. е. определением необходимых ресурсов и их распределением.

Выбирая возможные направления выхода из создавшейся ситуации, менеджер обязан помнить о взаимосвязанности управленческих ситуаций. Поэтому при разрешении проблемы менеджеру необходимо использовать интегральный системный подход. Простого указания на то, какие элементы или факторы, вызвавшие ситуацию, сильнее всего влияют на успех организации, явно недостаточно для того, чтобы определить, какое решение будет лучшим для достижения той или иной цели организации.

Для этого необходимо установить взаимосвязь между данными элементами и выработать комплексную реакцию на устранение нежелательных воздействий.

Конкретно воздействие на ситуацию осуществляется через решение.

Менеджер в процессе управления выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и других работников.

Решение - это заключительный и, пожалуй, самый ответственный элемент в процессе управления.

Решение предусматривает выбор наиболее эффективного варианта воздействия на возникшую ситуацию (имеются в виду переменные факторы, вызвавшие ситуацию), выбор конкретных, средств и способов, разработку конкретных управленческих процедур осуществления процесса управления.

Именно этот элемент приводит в действие человеческие, материальные и финансовые ресурсы. От того, какое будет принято решение, зависит эффективность выработанной управленческой реакции на воздействие, оказываемое возникшей ситуацией. Решение аккумулирует в себе удачные и неудачные стороны предыдущих элементов и обязано отфильтровать неэффективные направления деятельности управляемых объектов или действий менеджеров.

Каждый элемент процесса управления реализуется с помощью взаимосвязанных управленческих процедур. Можно выделить следующие управленческие процедуры:

· целеполагание;

· информационное обеспечение;

· аналитическая деятельность;

· выбор вариантов действий;

· реализация решений.

Целеполагание как процедура призвана обеспечить постановку конкретной цели (если цель не поставлена) или уяснение сущности цели, связанной с протеканием процесса управления.

Постановка цели осуществляется для постоянных процессов.

В этом случае цели выступают в качестве стандарта, меры, которыми измеряется выполнение работы.

В управлении организацией часто бывают случаи, когда процедура целеполагания протекает неосознанно, автоматически или элементарно.

Такие случаи имеют место во многих периодических процессах. Однако кажущийся автоматизм не означает, что менеджер осуществляет процесс управления и уяснения содержания цели. В данных случаях имеет место подсознательное уяснение цели, на достижение которой менеджер направляет процесс управления. Цель менеджеру известна, а возникшая ситуация не настолько сложна, чтобы менеджери смог сразу определить характер ее влияния. Поэтому создается впечатление автоматизма в осуществлении процесса управления.

Ни один процесс управления не может быть осуществлен без процедуры целеполагания. Управления без цели не существует, что вытекает из следствия 1 общего понятия управления.

Процедура целеполагания позволяет сделать следующее:

1. организовать и объяснить весь диапазон явлений, связанных с объектом, под системой или предприятием в целом;

2. предсказать поведение объекта, подсистемы или предприятия;

3. оценить разумность решений в момент, когда они еще не приняты;

4. проанализировать собственную работу менеджерам всех уровней в процессе управления и в результате улучшить ее.

Процедура целеполагания необходима и для уяснения сущности и содержания возникшей ситуации. Любая ситуация должна соизмеряться с целью, на достижение которой она может оказать влияние.

Информационное обеспечение представляет собой управленческую процедуру относительно предмета процесса управления - информации, адекватно отражающей характеристику цели и влияние возникшей ситуации на ее достижение.

Данная процедура включает операции по сбору необходимой информации, ее систематизации и обработке.

Аналитическая деятельность в процессе управления характеризует совокупность операций, связанных с оценкой состояния управляемого объекта, подсистемы или предприятия (в зависимости от вида процесса), поиском путей улучшения, либо устранения нежелательных воздействий со стороны возникшей ситуации. Анализируется также сама ситуация, причины ее возникновения и возможные последствия ее воздействия. Для этого используется собранная и обработанная информация о конкретной цели и факторах, создавших управленческую ситуацию. Аналитическая деятельность «обслуживает» все элементы процесса управления, предоставляя возможные варианты протекания процесса управления.

Выбор вариантов действий. Содержание этой управленческой процедуры зависит от сложности возникшей ситуации. Для выработки реакции на воздействие ситуации менеджеру необходимо определить наиболее адекватные варианты действий. Если проблема не представляет особой сложности, и была правильно оценена, то сделать выбор правильного решения сравнительно просто. Менеджер, обладая необходимой информацией, просто выбирает альтернативу с наиболее благоприятными общими последствиями.

Но менеджеру приходится иметь дело не только с простыми ситуациями, но и с весьма сложными и взаимосвязанными ситуациями. В этом случае ему приходится принимать во внимание множество компромиссных вариантов, и если аналитическая процедура была выполнена недостаточно, то возможно, что ни одна альтернатива не может быть наилучшей. Бывают случаи, когда даже дополнительная аналитическая работа не дает удовлетворительных альтернатив.

В этих случаях менеджер вынужден принимать к исполнению ту альтернативу, которая является приемлемой, но необязательно наилучшей. Таким образом, процедура выбора альтернатив является обязательной в процессе управления, но она необязательно приводит к выбору только наилучшего решения.

Реализация решения. Реальная ценность решения становится очевидной только после его осуществления. Процесс управления заканчивается, если он оказал влияние на объект управления как результат конкретной работы исполнителя. Поэтому процедура реализации решения требует от менеджера не только принятия приемлемого решения, но и обязательной организации его исполнения, т. е. он должен привлечь к данному процессу конкретных исполнителей. Если это не будет сделано, то такой процесс управления не имеет реального смысла, и на его осуществление (выполнение предыдущих процедур) не стоит тратить ресурсы.

Обратная связь. П роцесс управления содержит, кроме перечисленных элементов, обратную связь. Роль обратной связи мы с вами уже рассматривали. Поэтому нам ясно, что сравнение полученного результата, от реализации выбранной альтернативы решения, с целью, ради достижения которой осуществлялся процесс управления, возможно только с помощью установления обратной связи. Методы установления обратной связи будут нами рассмотрены далее.

Здесь важно понять, что обратная связь позволяет менеджеру оценить результаты осуществленного им процесса управления и, в случае необходимости, скорректировать результат, пока организации еще не нанесен значительный ущерб.

Основу всех управленческих процедур составляет информация, передаваемая с помощью человеческой речи, документов или соответствующих технических средств. Поэтому информационное обеспечение необходимо при выполнении всех управленческих процедур. Предметом процесса управления является информация, которую менеджеры и исполнители используют для его осуществления.

Система управления недвижимостью должна обладать концептуальным единством, содержать единую доступную терминологию деятельность всех подразделений и руководителей должна строиться на единых элементах (этапах, фазах, функциях) для различных по экономическому содержанию процессов управления,  


По содержанию процесса управления выделяют перспективный (прогнозный, предварительный) анализ, оперативный анализ , текущий (ретроспективный) анализ по итогам деятельности за тот или иной период. Такая классификация экономического анализа соответствует содержанию основных функций, отражающих временные этапы управления  

Реализация этих принципов составляет основное содержание процесса управления формированием инвестиционных ресурсов предприятия.  

Формирование рыночной, а точнее конкурентной, среды предполагает и другие процессы демонополизации экономики . Господство монополий в экономике связано с самим содержанием процесса управления из единого центра, поскольку наличие немногих крупных и крупнейших предприятий намного упрощает централизованное управление. Поэтому одной из самых нега-  

Первый подход предусматривает выделение общих, универсальных функций управления . Он отражает содержание процесса управления в любой организации и не зависит от специфики объекта управления . Функции могут быть классифицированы следующим образом планирование, организация, мотивация, контроль.  

Второй подход базируется на первенстве критериев, определяющих особенности объекта управления . В рамках этого подхода выделяется система частных функций управления конкретным объектом (производство, наука, другие специфические объекты управления), реализующих приведенные выше универсальные функции управления (в полном объеме или частично) с учетом специфики рассматриваемого объекта и содержания процесса управления им. Осуществляют такие функции соответствующие специализированные подразделения организации (предприятия).  

Постоянное изменение содержания. процессов управления в связи с изменяющимися условиями приводит к несоответствию применяемых методов, средств и организационных форм совершенствования управления структуре решаемой проблемы. Усилия направляются на то, чтобы решить каждую новую задачу в рамках существующих органов, методов и процессов совершенствования управления народным хозяйством , что не соответствует динамике, темпам и срокам решения новых социально-экономических проблем. Это проявляется, например, в том, что крупные народнохозяйственные проблемы по совершенствованию управления , имеющие ярко выраженный межотраслевой и межрегиональный характер, не представляется возможным решить в рамках отраслевого и регионального управления. В таких условиях реализация многих задач совершенствования управления народным хозяйством может быть достигнута только на основе программно-целевого подхода. Его использование при построении КССУ позволит на основе общей цели совершенствовать систему управления в целом и ее элементы, обеспечит возможность согласованного достижения как общих, так и частных целей на различных уровнях управления.  

При существенных изменениях в управляемом объекте или при проектировании нового объекта, когда необходимо обоснование новой системы управления и методов управления , последовательность аналитической работы меняется. Вначале анализируется содержание процессов управления, а анализ целостности системы становится завершающим этапом.  

Внутреннее содержание процесса управления, динамику управляемой производственной системы должна отражать ее организационная структура , которая представляет собой упорядоченную совокупность автономных подразделений и исполнителей, находящихся в иерархическом соотношении, между которыми распределяются обязанности, права и ответственность, связанные с принятием управленческих решений.  

Изучение сущности отдельных этапов процесса принятия решений позволяет оценить возможности формализации отдельных узлов и всей работы в целом. Полная формализация всего процесса принятия решений и создание автоматизированной системы управления человеческой деятельностью в экономике нереальны и не могут быть основными направлениями совершенствования управленческой работы. Формализовать можно рутинные (повторяющиеся в одном и том же качественном содержании) процессы управления , в том числе процесс принятия решений , для того, чтобы высвободить творческие силы субъектов управления для  

Наиболее полезный опыт, полученный в процессе использования различных систем управления Главное содержание процесса управления но результатам  

Овладеют содержанием процесса управления по ситуации, соответствующим управлению но результатам, настолько, что смогут приспособить изложенные здесь мысли к повседневным ситуациям управления.  

Проектирование процессов управления и управленческого труда проводится посредством их декомпозиции по трем основным аспектам содержания объектно-целевому (функциональному), технологическому и трудовому. Декомпозиция заключается в разделении более крупных целей, задач и процессов на более мелкие, а проектирование трудового содержания процессов управления ведется методом синтеза - объединения элементов более низких уровней в элементы, соответствующие более высоким уровням.  

После того как мы обсудили содержание процесса управления рисками и то, каким в настоящее время видится спектр управленческих действий, можно сделать некоторые обобщающие выводы относительно того, какими характеристиками должна обладать вся система риск-менеджмента.  

С позиций менеджмента все предприятия имеют общую черту - все они являются организациями. Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Все сложные организации имеют общие для всех них характеристики. К ним относятся ресурсы, зависимость от внешней среды , горизонтальное и вертикальное разделение труда , подразделение, необходимость управления. Сущность и содержание процесса управления проявляются в его функциях. С этих позиций управление предприятием понимается как процесс планирования , организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей предприятия . Управление в современном мире выступает не только как составная часть совместного, комбинированного труда, но и как функция реализации собственности. В центре управления - люди (кадры специалистов), составляющие основу любого предприятия. С этих позиций управление - это и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих на предприятии.  

Известно, что выполнение любой работы предполагает необходимость выбора определенных приемов, методов ее исполнения. Поэтому метод определяется как способ реализации. Исходя из содержания процесса управления, под методом управления следует понимать способ осуществления управленческой деятельности . Под методами управления персоналом понимают способы воздействия руководителя коллектива на сотрудников для более полного использования имеющихся возможностей в целях эффективного решения стоящих перед организацией задач.  

Можно привести следующие функции и средства управления , которые раскрывают содержание процесса управления риском.  

В организационно-техническом плане управление производством может быть подразделено на функции по двум основным признакам содержанию процесса управления и принадлежности к сферам (видам) производственно-хозяйственной деятельности.  

Выполнение функций управления всегда требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия "процесс управления". Чаще всего под ним понимается определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию или услуги на "выходе" системы .

В этом определении подчеркивается целенаправленный характер процесса, осуществляемого аппаратом управления организации, а также его связь с функциями, целями и необходимыми для их реализации ресурсами. Наряду с этим в литературе широко используется и другое определение процесса управления, в котором в качестве его ключевого момента рассматриваются не функции, а управленческое решение, на разработку, принятие и выполнение которого направляются усилия и организационная деятельность профессиональных управляющих. Процесс управления представляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.

Между этими двумя подходами к определению сущности процесса управления нет противоречий, они дополняют друг друга, образуя непрерывность циклически повторяющихся процессов принятия решений, связанных с выполнением управленческих функций. В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений, осуществляя планирование, организуя работу, мотивируя людей, занятых в организации, контролируя и координируя все происходящие в ней процессы.

Начальный импульс процессу принятия решений задает информация о состоянии контролируемых параметров управляемого объекта, а воздействие осуществляется после выработки и принятия соответствующего решения, которое в виде той или иной информации (команды, приказа, распоряжения, плана и т.д.) подается на "вход" управляемого объекта. Процесс принятия управленческих решений носит циклический характер, начинается с обнаружения несоответствия параметров плановым заданиям или нормативам и заканчивается принятием и реализацией решений, которые должны это несоответствие ликвидировать. В центре этой циклически осуществляемой деятельности находятся три элемента процесса: проблема или неиспользованная возможность, решение и люди, участвующие в процессе на всех его этапах .

В системе управления производством и принятия решений основным и ведущим ее «элементом» являются процессы управления. Процесс управления по сравнению с другими элементами системы управления в значительной мере зависит от человеческого фактора, что затрудняет его формализацию. Как всякое реальное функционирование, процесс управления наиболее полно и развернуто характеризует систему управления в целом. В то же время он является наиболее сложным для анализа.

Процесс управления:

Определяется характером решаемых задач;

Обладает специфическими свойствами;

Может быть классифицирован на основе отдельных операций в зависимости от конкретных условий.

Рисунок 4.

Методологическое содержание управления, как один из аспектов процесса управления, предполагает представление процесса управления в виде последовательности четырех его этапов: определения цели, оценки ситуации, определения проблемы и отыскания решения управленческого решения (см. рис. 5).

Рисунок 5.

Этапы процесса управления

Цель -- это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая им система, т. е. это идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния. Процесс управления начинается с уяснения, определения и постановки цели воздействия. Категория «цель» означает планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного.

Ситуация -- это состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели. Ситуация характеризуется совокупностью учитываемых факторов, измеряемых показателей (переменных) и их оценкой. Состояние системы никогда не может быть тождественно цели. Следовательно, всегда существуют ситуации, которые нужно оценивать.

Проблема -- это противоречие между желаемым (целью) и действительностью (ситуацией). Для его разрешения, для приближения системы к цели необходим акт воздействия. Противоречие, на разрешение которого должно быть направлено воздействие, и есть проблема. Без определения проблемы невозможно никакое управленческое решение.

Управленческое решение как заключительный этап процесса управления представляет собой нахождение путей разрешения проблемы и организационную работу по практическому ее разрешению в управляемой системе. Решение является заключительным этапом процесса управления, его соединением с процессом производства, импульсом воздействия управляющей системы на управляемую.

Процесс управления имеет экономическое содержание, которое обусловлено тем, что в процессе управления находит свое выражение использование ресурсов производства -- от оценки их наличия до превращения в продукт. Экономическое содержание процесса управления проявляется при выполнении следующих этапов (см. рис. 6):

Установление экономических потребностей;

Оценка наличия ресурсов;

Распределение ресурсов;

Использование ресурсов.

Рисунок 6

Экономическое содержание процесса управления


В свою очередь, социальное содержание процесса управления раскрывается ролью человека в его осуществлении. Каждый этап этого процесса (целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого решения) предполагает непременное участие человека.

Организационное содержание процесса управления проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия -- этапов (см. рис. 7):

Регламентирования (регламент -- совокупность правил, положений, определяющих порядок выполнения работ);

Нормирования -- показателя, характеризующего относительную величину (степень) использования орудий и предметов труда, живого труда, денежных средств и другое, их расходования на единицу продукции, площади, веса и т. п.;

Инструктирования -- процесса разъяснения порядка и способа выполнения какой-либо работы или действия;

Указания на меру ответственности за невыполнение или неправильное выполнение порученной работы.

Рисунок 7.

Организационное содержание процесса управления


Функциональное содержание процесса управления проявляется в масштабной последовательности и предпочтительности реализации основных функций управления. Можно выделить следующие формы проявления целенаправленного воздействия на коллективы людей (см. рис. 8):

Планирование, прогнозирование -- выработка и постановка целей и задач в сфере управления производством, а также определение путей и средств реализации планов для достижения поставленных целей;

Организация -- создание новых и упорядочение функционирующих организационных структур управления как элементы процесса реализации планов;

Координация, регулирование -- обеспечение необходимой согласованности действий людей как элемент процесса реализации намеченных планов;

Стимулирование, активизация--побуждение людей к действию, предусматривающее обеспечение повышения эффективности деятельности системы управления как элемент процесса реализации планов;

Контроль, анализ, учет -- систематическое наблюдение за деятельностью людей для выявления отклонений от установленных норм, правил и требований в процессе реализации планов .

Рисунок 8.

Функциональное содержание процесса управления


Информационное содержание процесса управления проявляется в последовательности выполнения работ в процессе управления на следующих этапах (см. рис. 9): поиск информации; комплектование информации; обработка информации; передача информации.

Рисунок 9.

Информационное содержание процесса управления


1. Свойство изменчивости (динамичности) проявляется в постоянном изменении процесса управления по его направленности, проблематике, характеру осуществления, а также в динамичности взаимодействия различных его этапов и операций. Процесс управления переходит с одной ступени системы управления на другую, осуществляясь в различном взаимодействии звеньев управления.

2. Свойство устойчивости проявляется в возникновении в процессе управления и соответствующем закреплении определенных каналов его осуществления. Они образуют естественную структурную основу системы управления, которая закрепляется в организационных актах ее стабилизации и служит системообразующим фактором процесса управления. Благодаря такому свойству образуется собственно система управления, которая представляет собой совокупность устойчивых связей процесса управления между звеньями, которые его осуществляют.

3. Свойство непрерывности процесса управления может проявляться по-разному в зависимости от уровня управления, особенностей самого процесса производства (является ли оно единичным, серийным, массовым и пр.). Но сама суть названного свойства от этого не меняется.

4. Свойство дискретности дополняет свойство непрерывности и в определенном смысле противоположно ему. Оно проявляется в том, что процесс управления протекает неравномерно, вначале как бы накапливая потенциал воздействия при постановке цели, оценке ситуации, определении проблемы и далее превращаясь в импульс для активной организационной работы на этапе решения.

5. Свойство последовательности. Как отмечалось выше, процесс управления не может быть построен по своим этапам иначе, как в последовательности цель, ситуация, проблема, решение, причем каждый из этих этапов является обязательным. Например, если решение вырабатывается только лишь на основе цели управления, без достаточно тщательного учета существующего положения дел, реальных условий работы, сложившихся обстоятельств, то такой процесс управления не может быть эффективным, потому что в этом случае решения оказываются либо ошибочными, либо преждевременными, либо просто волюнтаристскими. Возможна и другая крайность, когда в процессе управления недостаточно внимания уделяется целеполаганию. В этом случае решения вырабатываются преимущественно на ситуационной основе, без достаточного уяснения целей, которые они преследуют, поэтому бывают недостаточно эффективными, часто противоречивыми, лишенными перспективы и долгосрочной ориентации. Цель систематизирует решения, придает им общую направленность и перспективу; ситуация определяет реальность и практическую значимость решения; четкая постановка проблемы обеспечивает его конкретность и эффективность. Каждый из этапов процесса управления обязателен, как и выполнение последовательности их осуществления.

6. Свойство цикличности. Каждый акт воздействия заканчивается переходом управляемой системы в новое состояние. Это вызывает необходимость (в зависимости от того, что это за состояние) либо постановки новой цели управления, либо корректировки, дополнения и уточнения цели, для достижения которой необходим новый акт воздействия. Процесс управления повторяется заново, осуществляется новый его цикл.

Понимание свойств процесса управления имеет большое значение в успешном решении всех проблем его совершенствования, повышения эффективности управления предприятием.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ТЕМА: УПРАВЛЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС. РЕШЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ.

План

1. Процесс управления: понятие, содержание, основные свойства

2. Сущность и особенности управленческих решений (УР). Требования, предъявляемые к управленческому решению

3. Схема процесса подготовки, разработки, принятия и реализации управленческого решения

4. Классификация управленческих решений

5. Факторы, влияющие на эффективность и качество управленческого решения

Литература

1. Процесс управления: понятие , содержание, основные свойства

Если организационная структура, как форма, отражает статику управления, то процесс управления характеризует динамику, т.е. функционирование системы управления, все то, что происходит в системе управления организацией во времени. Под процессом понимается любое действие, которое предпринимает менеджмент для достижения целей организации.

Управление - комплексный процесс, направленный на решение проблем, он может быть представлен как отслеживание тенденций, постановка целей, формулирование проблем и возможностей, разработка и выбор альтернатив, принятие решений, составление программ и бюджетов, определение направлений и мер по их выполнению.

Например, когда менеджер осуществляет планирование, организационную деятельность и контроль, он принимает решения. Он анализирует ситуацию, разрабатывает несколько альтернатив, производит сравнение альтернатив, принимает решение и оценивает результат. Принятие решений имеет прямое отношение ко всем функциям управления. Процесс управления разделяется во времени и пространстве на отдельные стадии по выполнению определенных работ, связанных с принятием управленческих решений.

Процесс управления - совокупность последовательных действий, выполняемых руководителем и аппаратом управления, по подготовке и осуществлению воздействия на управляемый объект.

Обязательными компонентами процесса управления являются:

1. Объект управления, определяющий содержание решаемых в процессе управления функциональных задач.

2. Субъект управления - лицо, принимающее решение. ЛПР может быть индивидуальным и групповым.

4. Организация процесса.

5. Технология процесса.

Группировка действий по функциям определяет задачи, решаемые в конкретном подразделении (это конкретные функции управления)

Группировка действий по характеру позволяет выделить этапы процесса управления. Группировка действий по времени - стадии, процедуры и операции.

Этап процесса управления - это группа действий, отличающихся их качественной определенностью, однородностью, получением конкретного промежуточного результата.

Выделяют 4 этапа процесса управления:

1. Постановка цели.

Цель - идеальное представление желаемого, необходимого и возможного (конечного) состояния или результата деятельности, которое должно быть достигнуто с помощью наличных или подлежащих выявлению средств.

Каждый процесс управления начинается с постановки целей и определения критериев, с помощью которых определяется степень её достижения. Различные виды критериев позволяют количественно оценить приоритетность целей и мероприятий, выбрать наиболее эффективные решения. Цели бывают плановые и разовые.

2. Оценка ситуации

Ситуация - текущее состояние управляемой системы, оцениваемое относительно поставленной цели.

Обычно ситуацию описывают с помощью информации, системы показателей и т.п. Ситуации могут быть типичными и оригинальными, критическими и нормальными, предвидимыми и непредвидимыми, временными и постоянными.

3. Определение проблемы.

Проблема - основное противоречие между текущим состоянием системы управления и поставленной целью.

Существование проблемы указывает на расхождение между целями и задачами организации и возможностями их реального выполнения. Например, расхождение в 20 % между плановым и реальным объемом продаж означает, что существует проблема.

4. Управленческое решение.

Принятие решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся альтернатив направления действий, приводящего к достижению поставленной цели.

Решения - это организационная реакция на возникающую проблему. Решения - продукт управленческого труда, а его принятие - процесс.

Каждое решение предполагает различные пути и способы организации работы, затраты ресурсов, последствия. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации, так как план - это набор решений по размещению ресурсов и направлению их использования для достижения организационных целей.

Группиовка действий во времени позволяет выделитьстадии, процедуры и операции.

Стадии процесса управления:

v Целеполагание

v Информационная работа

v Аналитическая работа

v Выбор варианта решения

v Организационно-практическая работа.

Схематично связь этапов и стадий процесса управления может быть представлена в следующем виде:

Организация процесса управления отражает порядок взаимодействия различных подразделений и работников при выполнении последовательных действий и работ. Разделение управленческого труда требует установления организационных, информационных связей при выполнении совместных работ.

Технология процесса управления характеризует средства и способы выполнения процедур и операций, которые включают технические средства, информацию и используемые методы.

Технология управления может изменяться и зависит от выбранного метода решения задачи.

Понятие процесса управления тесно связано с понятием деятельности. Это управленческий труд, т. е. затраты ресурсов: материальных, информационных, людских и т.д.. Поэтому важное значение имеет оценка и повышение эффективности их использования, а вопросу об эффективности процесса управления уделяется особое внимание.

Свойства (характеристики) процесса управления:

Особенности процесса управления как специфического вида деятельности находят отражение в следующих свойствах:

1. Непрерывность

Это свойство отражает связь и единство производства и управления.

Ритмичная и эффективная производственная деятельность вне управления невозможна.

Устойчивый, постоянный характер управленческих действий, направленных на достижение целей организации, и тем самым сохранение её существования и рост.

СУ и ОУ. Командные и информационные каналы не прерываются пока существует организация.

2. Дискретность

Управленческий потенциал накапливается (при сборе, анализе информации, разработке решения), а затем реализуется в форме воздействия на ОУ.

Управление - комплексный процесс, направленный на решение проблем, может быть представлен как отслеживание тенденций, постановка целей, формулирование проблем и возможностей, диагноз, разработка и выбор альтернатив, составление программ и бюджетов, направления реализации и определенных мер по выполнению.

3. Цикличность

Периодическая повторяемость определенного набора действий - элементарный цикл управления.

4. Устойчивость

Устойчивость процесса управления обеспечивается тем, что структура процесса управления (состав действий и взаимодействий) закрепляется в организационных регламентах, ОСУ, что и обеспечивает устойчивость процесс. Взаимосвязи при выполнении постоянных работ сохраняются.

5. Изменчивость (динамичность)

Характеризует способность системы управления переключаться на новые цели, проблемы, новые методы управления.

Она обусловлена изменениями, которые происходят в производстве.

6. Закономерная последовательность этапов и стадий.

Закономерное повторение основных этапов в каждом управленческом цикле.

Свойства процесса управления необходимо учитывать при планировании и организации управленческого труда, определении объема работ, их продолжительности, трудоемкости.

2. Сущность и особенности управленческих решений (УР). Требования, предъявляемые к управле нческому решению

Понятие решения многозначно. Управленческое решение нужно рассматривать в трех взаимосвязанных аспектах:

ь Это вид деятельности в управляющей системе, связанный с подготовкой, выбором и принятием решения (определенного варианта действий);

ь Это акт управляющего воздействия, осуществляемого в форме планов, приказов, распоряжений.

ь Это организационно-практическая деятельность по его реализации.

Принятие решений представляет собой сознательный выбор среди имеющихся альтернатив направления действий, приводящего к достижению поставленной цели.

УР выступает как своеобразная формула управленческого воздействия на управляемый объект и таким образом предопределяет действия, необходимые для проведения изменений в его состоянии. Принятие решений представляет собой организационный процесс, так как он определяет поведение объекта управления, не ограничен действиями отдельного лица и влияет на цели организации в целом.

Характеристики управленческого решения:

2. Управленческое решение предполагает наличие ряда возможных вариантов действий и выбор одного из них в соответствие со сложившейся обстановкой, интересами и потребностями, ценностями организации. Выбор альтернатив происходит в рамках социального и политического состояния организационной среды

3. Выбор и принятие управленческого решения является результатом сознательной, мыслительно-психологической деятельности управленческих работников, зависит от их опыта, знаний и умений, волевых качеств руководителя.

4. Управленческое решение принимается на основе переработки информации и является результатом управленческой деятельности. Оно не имеет материально-вещественной формы выражения, выступает в виде командной информации.

5. УР определяет требования к поведению управляемой системы.

6. Принятие УР - часть общего процесса управления. Оно происходит при выполнении всех функций управления.

7. Процесс управления - это «система» управленческих решений, которая требует определенной организации.

Принятие качественных, правильных решений - это область управленческого искусства. Способность и умение делать это развиваются с опытом, приобретаемым руководителем на протяжении всей жизни. Совокупность знаний и умений составляют компетентность любого руководителя. В зависимости от достигнутого уровня компетентности говорят об эффективности работы менеджера.

Требования к управленческим решениям.

1. Целенаправленность

2. Всестороння обоснованность и реальная осуществимость.

3. Своевременность

4. Комплексность, необходимая полнота содержания

5. Системность на всех этапах подготовки решения (сроки, ресурсы, цели различных решений)

6. Экономичность.

7. Полномочность.

8. Адресность, конкретность, срочность.

9. Директивность, общеобязательность.

3. Схема процесса подготовки, разработки, принятия и реа лизации управленческого решения

Рассматривая процесс принятия решений, его обычно разбивают на ряд последовательных шагов.

1. Подготовка УР.

· получение и подготовка данных

· анализ ситуации, (восприятие и признание проблемы) формулирование и обоснование проблемы

· определение целей решения, формулирование ограничений и критериев для принятия решения

· определение места решения в управляющей системе и его границ (по какой функции управления оно принимается, на какой ступени управления, установление полномочий лица по принятию решения, на какие объекты управления оно распространяется

2. Разработка УР

· разработка модели и выбор методов решения задачи

· разработка вариантов решения (альтернатив)

· сравнение и оценка вариантов решения

· выбор предпочтительного варианта решения

3. Принятие УР

· согласование решения

4. Выполнение (реализация) УР

· разработка плана реализации решения

· подбор исполнителей

· постановка задач исполнителям

· разъяснение, пропаганда решения

· установление системы стимулирования и ответственности

· контроль хода выполнения решения и необходимые корректировки

5. Оценка результатов (Анализ и оценка хода и результатов реализации решения)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ, РАЗРАБОТКИ ПРИНЯТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ .

1. Этап: Подготовка УР

Для постановки задачи необходимо определение её компонент: целей, критериев, условий. Последовательное формулирование задачи связано с определением ситуации, проблемы и проблемной ситуации.

Получение и подготовка данных

- информация, которую получает индивид, никогда не может считаться абсолютно достоверной и полной;

Анализ данных порождает множество ситуаций и множество проблем;

Работа носит массовый, в известной степени стандартный характер;

Технология получения и анализа данных более общая, чем технология решения задач.

Восприятие и признание проблемы

На этом этапе выполняются следующие работы:

Анализ причин возникновения проблемы

Выявление и описание проблемной ситуации, которую необходимо и желательно решить

Определение времени, необходимого и допустимого для принятия решения (своевременность)

Определение необходимых для принятия решения материальных и трудовых ресурсов.

оценка состояния организации по кадрам, ресурсам, технике, технологии, времени, эффективности

Проблема может быть определена как:

Возможность,

Рутинная (обычные).

Кризисные и обычные - это явные проблемы, которые проявляются сами и требуют вмешательства менеджера. Благоприятные (возможности) обычно завуалированы, и менеджер должен их обнаруживать и раскрыть.

Рутинные, повторяющиеся проблемы относятся к структурированным. Возможности и кризис - к неструктурированным.

Каждая из них будет требовать различных типов решений: структурированные - программированных, неструктурированные - непрограммированных.

Как правило, количество важных проблем больше возможностей менеджера на их решение.

При изучении выявленных проблем они ранжируются по определенным критериям для выделения ключевых проблем организации:

Оценка необходимости решения проблемы

ь Значимость (степень влияния проблемы на поведение организации и «вес» её отрицательных последствий)

ь Динамика (изменение остроты проблемы в ближайшем будущем, учет жизненного цикла проблемы - может ли решиться сама по себе или в ходе решения другой проблемы)

ь Разрешающая способность (в случае решения в определенной степени снимаются другие проблемы, «вес» положительных последствий её решения)

Оценка возможности решения проблемы

ь Наличие собственных необходимых ресурсов

ь Компетентность персонала (лучшее использование возможностей м времени руководителя)

ь Заинтересованность (внимание к проблеме, мотивация)

Наиболее важными становятся, как правило, проблемы со следующими характеристиками:

ь Проблема получает сильную поддержку и давление извне в пользу её решения

ь Проблема поддерживается ресурсами, необходимыми для её решения

ь Решение проблемы открывает возможности, от которых нельзя отказаться (улучшение конкурентных позиций, рост прибыли)

Определению точности проблемы могут мешать следующие факторы:

1. Их восприятие.

Негативная информация может восприниматься избирательно, что искажает её истинный смысл, кроме того, она может полностью игнорироваться.

Признание или непризнание проблемы зависит во многом от уровня её восприятия:

Возможные ошибки: директива дана сверху и нет выбора кроме как её признать, желательно быстрое решение проблемы, и не остается достаточно времени на её полное признание, допустимо низкое качество решения, тогда вышеназванная ошибка может повториться.

Проблема хорошо знакома, и к ней скорее всего применяется старое решение

Нет предыдущего опыта по проблеме, и её признание может не состояться.

Проблема является сложной, и это затрудняет её полную идентификацию.

2. Определение проблем исходя из решений.

Например, менеджер может сказать: «Снижение прибыли происходит из-за плохого качества продукции», хотя проблема может быть в квалификации торгового персонала или более низких ценах конкурентов.

3. Определение симптомов в качестве проблемы.

«Наша проблема - в 32-процентном спаде заказов». Это верно, что заказы упали, но этот спад только симптом настоящей проблемы, а не причина.

Определение целей решения, формулирование ограничений и критериев для принятия решения

Цель задает критерии оценки и выбора и предпочтения, позволяющие упорядочить альтернативы.

Критерии оценки и выбора - стандарты (правила), позволяющие оценить альтернативы с точки зрения цели, т.е. измерить вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы.

Их можно представить целевой функцией и системой ограничений, одним лишь набором ограничений, качественными требованиями. Критерии могут быть количественными и качественными.

Существуют некоторые общие ограничения: неадекватность средств, количество работников, цены, технология, конкуренция, законы, суженные полномочия менеджера.

Примеры:

Решение о покупке автомобиля. Критерии:

Стоимости

Экономичности

Вместимости

Привлекательности

Возможности обслуживания.

Решение о выборе поставщика. Критерии:

Качество

Сортамент

Оперативность поставки

Ритмичность поставки

2. Этап: Разработка УР

Разработка модели и выбор методов решения задачи

В начальной постановке задачи сохраняется неопределенность между условиями и целью. Чтобы её устранить, формулируется гипотеза решения, на основе которой разрабатывается модель решения задачи. По данной модели ищется процедура, в том числе алгоритм решения задачи.

Выбор процедуры принятия решения зависит от ситуации, и во внимание должны приниматься следующие факторы:

v требования к качеству решения

v время, отведенное для принятия решения

v распыленность информации

v необходимость заручиться согласием

v степень структурированности проблемы

v степень важности одобрения решения

v разделяют ли подчиненные цели организации (мотивация)

v вероятность возникновения разногласий относительно предпочтительного решения

Методы принятия решений - это способы выбора наилучшей альтернативы по конкретным заранее установленным критериям.

Выбор метода зависит, прежде всего, от вида решаемой задачи.

Выделяется три группы задач:

- решения в условиях определенности (не влияют случайные события, например, определение размеров партий запуска-выпуска изделий, расчет затрат на производство)

Руководитель точно знает результат реализации каждой альтернативы.

Это - детерминированные ситуации и типовые ситуации (прием и увольнение сотрудников, материально-техническое обеспечение)

- решения в условиях риска (изменения в конструкции или технологическом процессе, оценка вероятности наступления случайных событий, страховать или нет парк автомобилей)

Риск - уровень определенности, с которой можно прогнозировать результат.

Известна вероятность каждого результата. Необходимо объективно рассчитать риск.

- решения в условиях неопределенности.

Невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.

Для них характерна новизна и сложность проблемы, учитываемые факторы новы и сложны (социокультурные, политические, наукоемкая среда).

Выделяется два класса процедур решения задачи:

Алгоритмические

Эвристические

Алгоритм - это точное предписание выполнять строго в определенном порядке систему операций для решения задач некоторого класса. Процедура, не отвечающая условиям результативности, называется эвристической.

Решения являются программируемыми настолько, насколько проблемы стандартны и насколько разработана стандартная процедура их решения. Эти стандартные процедуры разрабатываются для повторяющихся и рутинных задач.

Непрограммируемые решения - решения, которые требуются для уникальных и сложных управленческих задач.

Для хорошо структурированных задач могут быть применены методы математического моделирования (методы производственных функций, корреляционного и регрессионного анализа, различные методы оптимизации - линейного программирования, сетевого планирования, балансовые методы, исследование операций, системный анализ). Решения в высокой степени структурированные считаются программируемыми. Они являются результатом реализации определенной последовательности действий или шагов. Выделение класса программируемых решений позволяет разрабатывать стандартные процедуры и программировать решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью. Для структурированных задач признание проблем происходит достаточно прямолинейно. (выполение бригадой задания на 70 %)

Слабо структурированные решения являются непрограммируемыми, так как принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, неполнотой и недостоверностью информации, многообразием и сложностью влияния различных факторов. Это не позволяет находить решения путем построения математических моделей, и основную роль в поиске играет человек. Такие решения связаны с определением целей и стратегии развития организации, с изменением её структуры, с прогнозами работы на новых рынках и т.п.

Если задача управления плохо структурирована, используются эвристические методы, методы экспертных оценок, метод Дельфи, метод мозговой атаки, метод номинальной группы.

Экспертные оценки - упорядоченная и в большей или меньшей степени формализованная процедура выявления субъективной оценки, суждений, предпочтений компетентных специалистов и менеджеров.

Мозговой штурм - метод усиления творческого подхода путем стимулирования генерирования идей в ходе обсуждения, при котором избегают критики.

Метод Дельфи - метод, стимулирующий творческий подход путем использования анонимных суждений об идеях с целью достижения согласованного решения.

Метод номинальной группы - метод, стимулирующий творческий подход путем объединения людей в группу в рамках весьма структурированного собрания, которое допускает ограниченное устное общение. Групповое решение представляет собой результат математического обобщения индивидуальных голосов.

Разработка альтернатив.

Альтернативы - средства достижения цели, охватывающие имеющиеся в распоряжении субъекта управления ресурсы и управляемые им условия деятельности.

Разработка альтернатив является исследовательским процессом, который требует определенного времени и затрат. Следует стремиться к тому, чтобы выявить широкий круг вариантов решения проблемы.

При разработке альтернатив применяются два типа критериев:

Мы должны (или цель)

Мы хотим.

С точки зрения целей изучаются желательные альтернативы (особо важно при наличии множества целей)

С точки зрения условий (технологии и ресурсы) изучаются реализуемые альтернативы .

Методы поиска альтернатив:

1. Стандартные

2. Известные из прошлого опыта.

Если не эффективны названные методы, т.е. это новая, уникальна проблема, необходим творческий подход.

Сравнении, оценка вариантов решения и выбор

После разработки вариантов решения проблемы их нужно оценить и сравнить. В каждом случае целью при принятии решения является выбор варианта, который даст наиболее благоприятный и наименее неблагоприятный результат. При выборе решения руководствуются заранее определенными целями и задачами.

Оценка альтернатив включат:

1. Оценку последствий (вероятные результаты реализации каждой возможной альтернативы, их измеряют относительно установленных критериев - удовлетворяют ли).

Взаимосвязь «вариант - результат» основывается на трех возможных условиях:

Определенность.

Лицо, принимающее решение, обладает полным знанием вероятности результата каждого варианта;

Неопределенность.

ЛПР не обладает никаким знанием вероятности результата каждого варианта;

ЛПР обладает некоторой вероятностной оценкой результата каждого варианта. Принятие решения в условиях риска происходит довольно часто.

2. Возможность реализации решения (вероятность включается в оценку, принимая во внимание время, прогноз действия факторов, т.е. степень неопределенности и риска)

Результатом оценки является выделение множества допустимых альтернатив.

Задачей выбора варианта решения проблемы является достижение заранее определенной цели (и это очень важно). Это означает, что решение - не самоцель, и является только средством для достижения цели.

Выбор альтернативы.

Могут быть использованы три подхода:

Прошлый опыт

(достоинства - развивает умения и навыки в суждении и интуиции, недостатки - ситуационен, не достаточен учет и анализ прошлых ошибок и неудач)

Проведение эксперимента (недостатки - дороговизна, изменение ситуации)

Исследования и анализ

Интуиция

3. Этап: Принятие УР

Принятие решений связано с выполнением следующих процедур:

· согласование решения

· принятие решения (окончательная формула решения)

· утверждение и документирование решения

Конкретно действия, следующие за решением, должны включать выполнение, контроль и оценку.

4. Этап: Выполнение (реализация) решения.

Организация выполнения решений предусматривает координацию усилий многих людей, нацелена на мотивацию персонала, его расстановку, устранение потенциальных конфликтов. Она включает: составление организационного плана, распределение прав и ответственности, создание коммуникационной сети для обмена информацией, формирование благоприятного социально-психологического климата.

Важное значение имеет принятие решения исполнителями как образца поведения. Правильность решения определяется поведением людей, которых это решение затрагивает. Технически правильное решение может встретить отпор со стороны подчиненных. Таким образом, работа менеджера - это не только выбор хороших решений, но и их трансформация в режиме организации.

Контроль и оценка.

Для обеспечения успеха выполнения решений необходима система для осуществления функции контроля - установление стандартов и показателей измерения результата в отношении этих стандартов. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени.

Реальные результаты сравниваются с плановыми, и если имеются отклонения, то следует принять меры. Здесь снова видна важность измеряемых целей. Без них не существует никакого способа оценивать результативность. Изменения по необходимости должны касаться выбранного решения, его выполнения или исходной цели.

4. Класс ификация управленческих решений

В организациях принимается большое количество самых разнообразных решений, различающихся между собой по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т.д.

Их классификация позволяет выделить классы или виды решений, требующих различных подходов к организации процесса управления и методам принятия решений, неодинаковых по затратам времени и других ресурсов. управленческий руководитель решение

Классификация имеет важное значение для правильной организации процесса управления и позволяет:

§ Упорядочить и структурировать управленческие решения,

§ Анализировать содержание принимаемых решений, распределение решений по уровням системы управления, проследить динамику управленческих решений во времени.

§ Установить рациональное распределение прав и обязанностей, ответственности.

§ Разработать типовые модели организации процессов подготовки, разработки и принятия управленческих решений и технологию выполнения отдельных процедур.

§ Систематизировать производственные ситуации и информацию.

Признаки классификации

Виды решений

По характеру целей и задач

По функциям управления

Экономические, научные, технические, технологические Производственные, социальные

Плановые, организационные, регулирующие, стимулирующие, контрольные

2. Среда принятия решений (по степени риска)

Решения в условиях определенности

Решения вероятностной определенности (риска)

Решения в условиях неопределенности

3. Действие во времени

Стратегические

Тактические (плановые)

оперативные

По причинам возникновения

Ситуационные

По предписанию

Программные

Инициативные

4. Количество лиц, принимающих решение

Индивидуальные

Групповые (коллегиальные, коллективные)

5. По способам обоснования и принятия решения

Интуитивные

Основанные на суждениях

рациональные

6. По степени структурированности

Высоко структурированные (программируемые)

Слабо структурированные (непрограммируемые)

7. Уровень иерархии системы управления

Решения 1 уровня

Решения 2 уровня

Решения 3 уровня

8. По способам фиксации

Устные распоряжения

Документально фиксированные

Внутрь организации как системы

За её пределы - во внешнюю среду

5. Факторы, влияющие на эффективность и качество уп равленческого решения

1. При разработке и принятии решения

· Внешняя среды (правовая база, конкуренция, стабильность)

· Среда принятия решения (значимость, ресурсные ограничения, время, ответственность, степень риска)

· Характеристика проблемы (новизна, повторяемость, неопределенность, сложность)

· Квалификация работников аппарата управления (ЛПР - знания, способности, мотивация)

· Объем и ценность информации

· Организация и методы разработки решения

· Использование современных информационно-компьютерных технологий

· Организация управленческого труда

· Стиль руководства

· Система контроля исполнения

2. При выполнении решения

· Система контроля исполнения

· Методы управления

· Обеспеченность ресурсами

· Уровень организации производства

· Квалификация работников

· Социально-психологический климат в коллективе

Литература

1. Румянцева, гл. 4 (4.1, 4.2)

2. Виханский, Глава 9, параграф 2.

3. Гибсон и др. Организации: поведение, структура, процессы, Раздел V. Глава 18 Процессы принятия решений.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности процесса принятия управленческого решения, его место в теории принятия управленческих решений. Роль этого процесса в управлении организацией. Описание технологии подготовки и реализации управленческих решений в условиях определенности.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2012

    Процесс принятия решений как центральный пункт теории управления. Особенности моделирования, стадии процесса формулирования управленческих решений, типы используемых моделей и некоторые широко применяемые методы принятия решений в рамках науки управления.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2011

    Управленческие решения: роль и место в управлении. Классификация управленческих решений, предъявляемые к ним требования и этапы процесса разработки. Составляющие эффективности управления. Метод Дельфи как технология принятия управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2013

    Сущность понятия и характеристики управленческих решений, их классификация, основне предъявляемые требования, процесс подготовки, принятия и реализации. Методы оптимизации управленческих решений. Особенности экономической среды для фирм Кубани.

    курсовая работа , добавлен 26.06.2010

    Информационное обеспечение процесса разработки решений. Влияние информации на эффективность принятия управленческих решений. Методы оптимизации и требования к оформлению решений. Система учета, контроля и мотивации реализации управленческих решений.

    курсовая работа , добавлен 22.12.2014

    Организации процесса разработки и реализации управленческих решений. Формирование информационной базы. Планирование процесса реализации решений и создание условий для его эффективного выполнения. Классификация принятия решений в современной торговле.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Сущность и особенности управленческих решений, требования, предъявляемые к ним. Информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений. Анализ проблем в управлении персоналом с помощью матрицы экспертов и разработка вариантов их решения.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2013

    Цели, задачи, принципы технологии разработки управленческих решений. Структура процесса принятия решения. Особенности процесса принятия и реализации управленческих решений руководителями структурных подразделений Администрации Центрального района г. Сочи.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2015

    Процесс принятия управленческих решений. Принципы и этапы процесса принятия управленческих решений. Роль руководителя в этом процессе. Факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений. Контроль исполнения управленческих решений.

    реферат , добавлен 12.10.2003

    Понятие управленческого решения, его роль в жизни менеджера. Стадии процесса принятия и реализации управленческих решений. Анализ подготовки и реализации управленческих решений на примере ООО "ВСК-Меркурий", совершенствование механизма их принятия.

Управление - это непрерывный процесс функционирования управляющей подсистемы, совершающейся под влиянием поставленных и периодически повторяющихся управленческих воздействий. Управляющая подсистема сама создает постоянные воздействия, которые выступают в виде структуры управления, распределения функциональных обязанностей, нормативных актов, инструкций. Рассматривая эту часть воздействий как постоянные, нельзя забывать, что производство - динамическая система. Изменения в производстве приводят к изменениям постоянных воздействий (структуры, функциональных обязанностей и т. д.).

Процесс (от лат. processus – продвижение) означает:

Последовательную смену явлений, состояний в развитии чего-нибудь;

Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (производство продукции, подготовка решений).

Процесс управления – это совокупность взаимосвязанных, целенаправленных действий руководителя и аппарата управления по согласованию совместной деятельности людей, по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей.

Параметры процесса управления. Все протекающие на предприятии процессы (в сфере производства и управления) прежде всего являютсяпроцессами труда, поскольку и производство и управление – это совместный труд людей, совершающих целенаправленные действия по определённой программе. К параметрам (характеристикам) процесса управления можно отнести:

Предмет труда; - средства труда; -продукт труда; -исполнитель трудового процесса

Как научное понятие процесс управления выступает в единстве трёх своих сторон:

методологическое содержание,

функциональное содержание,

экономическое содержание,

организационное содержание,

социальное содержание

Методологическое содержание процесса управления предполагает выделение определенных этапов, отражающих как общие черты трудовой деятельности человека, так и специфические черты управленческой деятельности.

Функциональное содержание процесса управления. Оно проявляется в масштабной последовательности и предпочтительности реализации основных функций управления. Здесь можно выделить следующие этапы:

Планирование; - организация; - мотивация; - контроль.

Экономическое содержание процесса управления - в процессе управления находит своё выражениеиспользование ресурсов производства – от оценки их наличия до превращения в продукт

Организационное содержание процесса управления - проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия по этапам:

регламентирования;

нормирования;

инструктирования;

ответственности.

Социальное содержание процесса управления раскрывается ролью человека в его осуществлении. Каждый этап процесса управления предполагает непременное участие человека.

Процесс управления состоит из этапов:

Постановки цели, - оценки ситуации, - определения проблемы, - выработки управленческого решения.

Свойства процесса управления- изменчивости, устойчивости, непрерывности, дискретности, последовательности, цикличности

Процесс управления можно представить как последовательность следующих этапов:

постановки цели (целеполагание),

оценки ситуации,

определения проблемы,

выработки управленческого решения.

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. Оно является функцией организованных систем любой природы и сложности и связано по своей сути с определенным воздействием управляющего субъекта (субъекта управления) на управляемый объект (объект управления) с целью решения задач, стоящих перед системой, элементами которой они являются, обеспечения ее должной организации и необходимого режима функционирования. Управление осуществляется в механических, иных технических, биологических, социальных системах. Причем, несмотря на многие их коренные различия, закономерности управления такими системами общие. В соответствии с фундаментальными положениями кибернетики при управлении любыми системами происходят одни и те же процессы получения, преобразования и передачи информации. Во-первых, управляющий субъект всегда получает информацию о поведении управляемого объекта и функционировании всей системы, а также информацию из вне системы. Во-вторых, он эту информацию оценивает, анализирует и на основе этого, исходя из задач, стоящих перед системой, принимает управленческое решение.

В-третьих, передает информацию, связанную с принятым решением, управляемому объекту, осуществляя на него необходимое управленческое воздействие. Таким образом, под управлением следует понимать такое воздействие управляющего субъекта на управляемый объект, которое связано с обусловленными их взаимодействием процессами получения, преобразования и передачи информации и направлено на решение задач, стоящих перед системой, обеспечение соответствующих этим задачам ее организации и функционирования.

Функция планирования является номером один в менеджменте. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Сам процесс планирования позволяет более четко формулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности, необходимую для последующего контроля результатов. Кроме того, планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. А это значит, что планирование - это непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны носить директивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

По своей сути, функция планирования отвечает на три основных вопроса:

Где мы находимся на данное время? Руководители должны оценить сильные и слабые стороны организации в таких важных отраслях, как финансы, маркетинг, производство, научные исследования и разработки, трудовые ресурсы. Все это осуществляется с целью определения, чего может реально добиться организация.

Куда мы хотим двигаться? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, такие, как конкуренция, клиенты, законы, политические факторы, экономические условия, технология, снабжение, социальные и культурные изменения, руководство определяет, что может помешать организации достижению этих целей.

Как мы собираемся это сделать? Руководители должны решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Планирование - это одно из средств, с помощью которого руководство обеспечивает единственное направление усилий всех членов организации для достижения ее общей цели.

Функция организации - это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами. В любом плане, составляемом в организации, есть создание реальных условий для достижения запланированных целей, часто это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики. При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в реальность, используя важную функцию менеджмента, как мотивация.

Функция мотивации - это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. С конца XVIII по XX век было распространенное мнение, что люди всегда будут работать лучше, если у них есть возможность заработать больше. Считалось, таким образом, что мотивация - это простой вопрос, который сводится к предложению предоставления соответствующих денежных вознаграждений в обмен на усилие. Руководители узнали, что мотивация - это результат сложной совокупности потребностей, которые постоянно изменяются.

Функция контроля - это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Существуют три аспекта управленческого контроля. Первый аспект - установление стандартов - это точное определение цели, которая должна быть достигнута в определенное время. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект - это измерение того, которое было в действительности достигнуто в определенный период, и сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами. Если эти обе фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, ему известен и источник этой проблемы. Третий аспект - стадии, на которой выполняются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от начального плана. Одно из возможных действий - пересмотр целей для того, чтобы они стали реальнее и отвечали ситуации. Контроль - это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим.

Функция координации - это центральная функция менеджмента. Она обеспечивает достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связей устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, осуществляется маневрирование ресурсами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирование, организация, мотивации и контроля), а также действие руководителей.