Субъекты малого и среднего предпринимательства - данный правовой статус наделяет его обладателей рядом преимуществ по отношению к иным субъектам предпринимательской деятельности. Кто и на основании каких признаков относится к ним, расскажем в настоящей статье.
Чтобы понять, кто относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), необходимо обратиться к ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ (далее — ФЗ № 209). Представим критерии в виде таблицы.
Субъекты малого предпринимательства - критерии 2018 - 2019 года
Критерий |
Дополнительные критерии, особенности |
||
Госрегистрация юрлица/ ИП |
Обязательно для всех субъектов |
Включение в единый реестр МСП |
|
Организационно-правовая форма |
Хоз. общества Хоз. партнерства Хоз. товарищества |
Принадлежность акционерам/участникам: РФ или ее субъектам, муниципальным образованиям, общественным, религиозным или благотворительным фондам и организациям, не более 25% акций/долей; Иностранным юрлицам и (или) юрлицам, не являющимся МСП, не более 49% акций/долей. |
На хоз. общества не распространяются обязательные критерии по массовой доле участия РФ и иностранных юрлиц при соответствии общества хотя бы одному из следующих критериев: Отнесение выпускаемых ими акций к инновационному сектору экономики в порядке, установленном Правительством РФ; Участие в проекте «Сколково»; Практическое применение результатов изобретений, достижений, ноу-хау и т.п, принадлежащих бюджетным/автономных научным или образовательным учреждениям; Нахождение в списке организаций, поддерживающих развитие инноваций. |
Иностранные юрлица |
|||
Кооперативы (потребительский, производственный |
|||
Численность штата |
До 15 чел.-микропредприятие; От 15 до 100 чел. - малое предприятие; От 100 до 250 чел. - среднее предприятие. |
||
Годовой доход |
До 120 млн рублей - микропредприятие; От 120 млн до 800 млн - малое предприятие; От 800 млн до 2 млрд - среднее предприятие. |
С 01.12.2018 круг субъектов МСП расширился (см. п. 2 ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 313-ФЗ) за счет:
В первую очередь законодатель обращает внимание на необходимость госрегистрации предприятия и внесения его в Единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (п. 1 ст. 4 ФЗ № 209). Кроме того, субъект МСП должен иметь одну из следующих организационно-правовых форм (п. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209):
ВАЖНО! Не могут быть отнесены к субъектам МСП организации иных форм (например, государственные и муниципальные унитарные предприятия).
Для хозяйственных обществ/партнерств установлены дополнительные критерии отбора (ч. 1 п. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209). Решающими факторами, позволяющими отнести их к МСП, будут:
Если речь идет об ООО, то в их уставном капитале доля государственного или муниципального участия либо участия общественных, религиозных, благотворительных организаций или фондов не может быть более 25%, а доля иностранного участия субъектов, не являющихся МСП, — более 49%.
Для АО необходимо соответствие хотя бы одному из вышеперечисленных общих требований для хозяйственных обществ или двух специальных требований:
Важнейший критерий для определения того, кто является субъектом малого предпринимательства, — численность штата. Если в организации число работников не превышает 15 человек, это позволяет отнести ее к микропредприятиям; численность не более 100 человек — к малым предприятиям; количество работников от 100 до 250 человек — к средним (п. 2.1 ст. 4 ФЗ № 209).
Для хозяйственных обществ/партнерств, основным видом деятельности которых является деятельность в сфере легкой промышленности, установлена предельная численность для средних предприятий в размере 1 тысячи человек. Правила формирования перечня предприятий, подпадающих под это правило установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.2017 № 1412.
Следующим критерием принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства является размер прибыли, получаемой субъектом в процессе его коммерческой деятельности. Критерий касается организаций любых организационно-правовых форм. Постановлением Правительства от 04.04.2016 № 265 установлена следующая дифференциация:
Для расчета вышеуказанной величины берется общий доход от всех видов деятельности, осуществляемых предприятием, независимо от налоговых режимов. Учитывается прибыль, полученная организацией за предыдущий календарный год.
В связи со сложной системой критериев на практике могут возникать проблемы с определением того, какие организации относятся к той или иной категории субъектов малого предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие).
При наличии противоречий между признаками в расчет берется тот, который имеет наибольшее значение (ч. 3 ст. 4 ФЗ № 209).
При этом действуют также дополнительные правила:
Все субъекты малого и среднего предпринимательства включаются органами Федеральной налоговой службы в специальный реестр. Реестр обновляется 10 августа каждого года на основании данных ЕГРИП, ЕГРЮЛ, а также предоставляемых предприятиями сведений о численности штата, доходах, налоговых режимах; информации, поставляемой биржами, госорганами, держателями реестров владельцев ценных бумаг в соответствии с пп. 6, 6.1 ст. 4.1 ФЗ № 209. Вновь созданные юрлица и зарегистрированные ИП включаются в реестр не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем их государственной регистрации, равно как и сведения о данных предприятия в случае их изменения.
В реестре содержится следующая информация (п. 3 ст. 4.1 209-ФЗ):
Информация из реестра является общедоступной и каждый месяц 10-го числа размещается на сайте ФНС РФ (п. 9 ст. 4.1 209-ФЗ).
Какими же преимуществами обладают субъекты предпринимательства, соответствующие вышеописанным критериям МСП и внесенные в Единый реестр МСП? В основном они связаны с финансовой составляющей их деятельности и заключаются:
Итак, в нашей статье мы рассмотрели, какие критерии в 2018 - 2019 году позволяют отнести организацию к субъектам малого и среднего предпринимательства и какими преимуществами и льготами они обладают. Система критериев достаточно сложна, а все соответствующие ей субъекты вносятся в Единый реестр МСП. Как стать малым/средним предприятием, рассказывается в статье
В последнее время малому и среднему бизнесу у нас в стране уделяется довольно много внимания. и , относящиеся к данным бизнес-категориям, могут пользоваться некоторыми льготами, среди которых:
В последнее время факт отнесения субъекта к малому бизнесу приобрел большое значение в сфере госзакупок: таким участникам объявленных запросов предложений при других равных условиях дают приоритет перед конкурентами. Некоторые конкурсы изначально проводятся с условием, что подать заявку на участие в них можно только субъектам малого / среднего бизнеса, при этом свой статус требуется подтвердить.
Как определить, к какой категории предпринимателей вы относитесь? Критерии, позволяющие отнести ИП или юрлицо, к какой-либо из категорий указаны в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 г., направленном на развитие малых форм предпринимательства в стране.
В 2015 году критерий по размерам выручки увеличили в два раза, а в 2016 году в закон внесли еще одно изменение, которое начало действовать с августа. Теперь вместо выручки от реализации следует брать весь доход от предпринимательской деятельности.
Важно! Доход от предпринимательской деятельности рассчитывается по правилам НК РФ. То есть вы просто берете его значение из декларации по / ЕНВД / налогу на прибыль в зависимости от режима.
Объединим критерии в одну таблицу:
Критерии | Содержание | Значение критерия |
Структура капитала (только для юрлиц) | Суммарная доля участия в уставном капитале:
РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных организаций и фондов |
Не более 25% |
Доля участия в уставном капитале иностранных юрлиц, суммарная доля участия, принадлежащая одной или нескольким юрлицам, которые не являются субъектами малого / среднего бизнеса | Не более 49% | |
Количество работников | Средняя численность работников за предшествующий календарный год | До 15 – микропредприятия;
От 16 до 100 – малый бизнес; От 101 до 250 – средний бизнес |
Доход от предпринимательской деятельности | Доход от предпринимательской деятельности, рассчитанный в соответствии с НК РФ | До 120 млн руб. – микропредприятия;
До 800 млн руб. – малый бизнес; До 2 млрд руб. – средний бизнес |
Юрлица используют все три критерия, ИП – только два: численность работников и размеры дохода.
В численности необходимо учесть всех работников, включая тех, кто работает по ГПД, на совмещении должностей. Работники филиалов / представительств / обособленных подразделений юрлиц также должны быть посчитаны.
Предельное значение доходов было изменено еще в июле 2015 года, прошлые лимиты Правительство РФ увеличило вдвое: ранее они составляли 60, 400 и 1 000 млн рублей соответственно.
Отдельно отметим, что для получения статуса малого бизнеса, ИП или юрлицо должны соответствовать указанным критериям на протяжении трех лет (этот срок также увеличен последним Постановлением Правительства РФ, ранее он составлял два года). Аналогичная ситуация складывается и при утрате статуса малого предприятия и переходе в разряд следующей бизнес-категории. То есть, если ли вы сейчас относитесь к малому бизнесу, то даже при превышении лимита по численности или выручке в следующем году, вы все равно будете являться малым предприятием. Для перехода в группу среднего бизнеса, лимиты должны нарушаться на протяжении трех лет.
В связи с последними изменениями, теперь статус малого предпринимательства подтверждать не нужно – он автоматически присваивается исходя из данных ваших налоговых деклараций. При этом для анализа берутся доходы из декларации за предшествующий год.
Из последних новостей стоить еще отметить, что с августа 2016 года ФНС формирует реестр малого бизнеса, куда заносит всех, кто к нему относится. Это опять же упростит работу для малых предприятий, так как для получения положенных им льгот не придется предоставлять дополнительные документы: наличие компании в реестре уже подтверждает его принадлежность к малому бизнесу.
Реестр доступен на сайте Налог.ру .
Здесь вы можете через сервис «Поиск по реестру» посмотреть данные по себе или своим контрагентам. Для этого в поле поиска нужно ввести ИНН или ОГРН или ОГРНИП или наименование юрлица или ФИО ИП.
С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ). Этот закон регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Отметим, что до этого времени действовал Федеральный закон от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ), который утратит силу с момента начала действия Закона N 209-ФЗ.
Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с новым законом претерпело некоторые изменения. Так, к субъектам малого и среднего предпринимательства новым Законом относятся (ст. 4 Закона N 209-ФЗ):
Причем перечисленные выше субъекты должны соответствовать следующим критериям: только для юридических лиц - ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.
Первый критерий - ограничение средней численности работников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующий календарный год:
Причем среди малых предприятий законодатель выделил микро предприятия, средняя численность работников которых составляет до 15 человек.
Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.
В Законе N 88-ФЗ средняя численность ставилась в зависимость от сферы деятельности предприятия.
Второй критерий - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ, или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.
Предельные значения второго критерия отданы на усмотрение Правительства РФ, которое будет своим постановлением определять их для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса. По словам директора Департамента госрегулирования в экономике МЭРТ РФ Андрея Шарова, такое постановление уже разработано и находится на согласовании. Определены следующие размеры выручки: для микробизнеса - 60 млн. руб., для малого бизнеса - 400 млн. руб., для среднего бизнеса - 1 млрд. руб.
Предельные значения активов будут устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за малыми и средними предприятиями.
Обращаем внимание, что данное положение вступит в силу с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений средней численности и показателей выручки, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Вновь созданные организации и зарегистрированные ИП могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства в течение года, в котором они зарегистрированы, если перечисленные выше показатели не превышают предельных значений со дня их регистрации.
Отдельно стоит отметить, что законодатель сохранил за субъектами малого предпринимательства, получающими поддержку в настоящее время в соответствии с нормами утратившего силу Закона N 88-ФЗ, при их несоответствии новым критериям право на получение ранее оказанной поддержки до 1 июля 2008 г. (п. 3 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).
Таким образом, в соответствии с указанным Федеральным законом для отнесения предприятия к малому нужно принимать во внимание три критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия и балансовая стоимость активов.
В международной практике для отнесения соответствующих объектов к малым предприятиям используют три показателя: численность работников (обычно до 50 человек), объем продажи продукции и балансовую стоимость имущества. Таким образом, мы приближаемся к международным стандартам.
Законом N 209-ФЗ более детально регламентированы меры, принимаемые в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, к которым, в частности, относятся:
Таким образом, малое предприятие - вновь созданное или действующее предприятие с определенным количественным критерием численности работающих и объема хозяйственного оборота. Малое предприятие обязательно является государственным или арендным, частным или действующим на основе какой-то иной формы собственности. Его деятельность регулируется уставом, утвержденным учредителем. Оно обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжается выпускаемой продукцией, прибылью, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, самостоятельно определяет формы, системы и размеры оплаты труда.
Принадлежность предприятия к субъектам малого бизнеса позволяет предприятиям пользоваться налоговыми послаблениями и льготами, предоставляемыми государством. Порядок причисления предприятий к малому бизнесу четко определен.
При соответствии данных коммерческой фирмы критериям право применить льготы возникает у предприятий :
Не относятся к малым предприятиям унитарные муниципальные и государственные учреждения. Малые предприятия имеют хорошие условия для роста и развития благодаря упрощенным положениям учета, установленным на законодательном уровне. Плюсом малых предприятий служит возможность привлечения государственных субсидий.
На законодательном уровне новые параметры и критерии установлены Постановлением Правительства от 04.04.2016 года № 265. Нововведения вступили в силу с 01 августа 2016 года и продолжают действовать в 2019 году.
Законодательство не обязывает предприятия получать свидетельство о принадлежности к субъектам малого бизнеса. Для использования льгот необходимо соблюдать ограничительные критерии.
Юридические лица для отнесения к малому бизнесу должны соблюдать требования по вхождению в долей учредителей:
Критерии не распространяются на ИП в связи с отсутствием у предпринимателей уставного капитала и учредителей. Право на принадлежность к малому бизнесу юридическое лицо может потерять, начиная с даты внесения изменений в реестр (в случае превышения установленных лимитов участия).
Остальные критерии действуют применительно к ИП и организациям. Предприятие не должно превысить:
Организация или ИП могут потерять статус малого предприятия при превышении показателей, возникших на протяжении 3-х последовательно взятых лет. Смена статуса и лишение льгот устанавливаются с начала нового календарного периода. Например, если в течение 2016 – 2018 годов компания не выдержала нормативы, лишение статуса произойдет в 2019 году. При определении лимитов учитываются данные, действующие в календарном периоде (закон не имеет обратной силы).
Для вновь организованных предприятий критерии первого года деятельности определяются с момента регистрации до конца календарного периода. Предприятия, использующие в деятельности патент, автоматически принадлежат к микро бизнесу.
В 2019 году критерии отнесения предприятий к среднему бизнесу составляют:
Аналогично критериям определения малых предприятий показатели учитываются по 3-м последовательно взятым годам. На предприятия распространяются требования по включению долей других предприятий.
Таблица. Критерии отнесения предприятия к субъектам малого и среднего предпринимательства
Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего
это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы:
Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн.
Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь
, как это стало просто!
В 2016 году произошли изменения в отношении предприятий малого бизнеса , позволяющие:
Налоговые каникулы при условии обращения в ИФНС предоставляются на 3 года.
Законодательством установлены льготы и налоговые послабления ведения деятельности.
Малое предприятие имеет право :
Субъекты малого бизнеса имеют возможность получать . Внедрены и успешно действуют программы, поддерживающие компании малого бизнеса.
Помощь безвозмездного характера получают в первую очередь предприятия:
Для получения инвестиций необходимо обратиться в органы исполнительной власти регионального или муниципального уровня и представить необходимые документы, основным из которых является .
В региональных актах большинства субъектов предусмотрены дополнительные льготы, например, относительно или ставок при уплате единого налога при ведении .
Начиная с 2016 года, субъекты малого бизнеса приобрели возможность использовать налоговые каникулы . Компания, при условии отсутствия грубых нарушений в предыдущих периодах, имеет право исключить себя из плана проверок. Контроль над деятельностью будет осуществляться , по данным представляемой отчетности.
Получение льготы осуществляется ИФНС после обращения малого предприятия. В налоговый орган подается заявление с приложением документов, подтверждающих право отнесения к предприятиям малого бизнеса. На период 2016 – 2019 годы предусмотрена отмена неналоговых проверок – санитарного контроля, пожарной охраны и аналогичных. На внеплановые проверки льгота не распространяется.
О поддержке малого и среднего бизнеса в России смотрите в следующем видео сюжете:
Зачастую многие люди, слыша понятие «малое предприятие», в первую очередь представляют себе небольшой магазин, кафе или полукустарную мастерскую. Это - глубочайшее заблуждение.
Направлений деятельности предприятий малого бизнеса очень много и они охватывают практически все сферы экономики государства.
Мало того, в развитых странах на долю малого и среднего предпринимательства приходится от 40 до 75 % всей производимой продукции и предоставляемых услуг.
Естественно, при таком раскладе малое предприятие является важнейшим звеном в наполнении государственного бюджета страны.
Понятие малого предприятия исходит не от сферы его деятельности, а определяется рядом установленных критериев.
Перечислим признаки бизнес-организации, чтобы она попадала под понятие малого предприятия.
Законом РФ от 24.07. 2007 г. № 209 строго установлено максимальное внешнее участие в формировании уставного капитала предприятия малого бизнеса.
При его формировании следует учитывать, что доля федеральных и региональных институтов, иностранных граждан и фирм, всевозможных благотворительных и иных фондов, общественных и религиозных объединений, а также предприятий, которые не обладают статусом субъектов среднего и малого бизнеса, в суммарном выражении не должна превышать 25 % .
В соответствии с законом, средняя численность работников предприятия малого бизнеса, высчитанная по итогам предыдущего года, не должна превышать 100 человек . Для микропредприятий этот критерий еще меньше - до 15 работников.
Дополнения к действующему закону, установленные в 2013 году Постановлением Правительства России, ограничивают максимальную выручку малого предприятия потолком в 400 миллионов рублей (без учета вычетов по НДС).
Суммарные показатели также подводятся по итогам предыдущего года. Предприятие в полной мере будет соответствовать статусу «малого», если указанные критерии соблюдались на протяжении не менее двух полных лет подряд.
Первый критерий является достаточно стабильной величиной, устанавливаемой единожды при первичной регистрации бизнес - структуры. А вот вторые два показателя могут быть довольно изменчивы, и требуют постоянного внимания со стороны руководства, чтобы по итогам проверок контролирующих организаций не лишиться статуса малого предприятия.
Безусловно, организации малого бизнеса имеют ряд своих недостатков, особенно заметных в современных российских условиях:
Но многие качества малого бизнеса являются и его неоспоримыми преимуществами:
Стимулируя развитие малого сектора экономики, руководство РФ ввело ряд послаблений и льгот, значительно упрощающих руководство предприятием и снижающих налогооблагаемую базу.
Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса может вестись по упрощенной схеме. Достаточно небольшой оборот предприятия дает возможность уйти от заполнения некоторых форм бухгалтерской отчетности, что значительно облегчает организацию установленного документооборота:
Значительно проще стало провести регистрацию предприятия - к подобным структурам не применяется целый ряд дополнительных условий.
Малые предприятия могут быть освобождены от уплаты при условии выпуска товаров, входящих в перечень освобожденных от данного налога. Также подобный налог не применяется к долгосрочным лизинговым сделкам.
Предусмотрен ряд льгот, касающихся оплаты аренды производственных помещений, обучению персонала и размещению рекламы.
Некоторые крупные финансовые учреждения предлагают выигрышные программы кредитования малого бизнеса под достаточно низкий процент.
К малым предприятиям применяются льготные условия страхования, правила ускоренной амортизации их основных средств, увеличиваются возможные размеры отчислений, которые можно законно отнести к производственным издержкам.
Кроме того, в целом ряде субъектов РФ на уровне региональных правительств, приняты правовые акты о дополнительном стимулировании малого предпринимательства.