Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

» » Дворянская культура. Русская культура XIX века Особенности этапов развития живописи

Дворянская культура. Русская культура XIX века Особенности этапов развития живописи

Русская культура первой половины XIX века. Презентация к уроку истории России в 10 классе. Подготовила учитель истории г. Новомосковска Тульской области Эсаулова Вера Владимировна

План. Особенности культурного развития. Основные направления культуры России первой половины XIX века. Просвещение и образование: - системы образования; - характер и особенности образования. Наука и техника: - ученые и изобретатели; - основные открытия и достижения.

План. Литература: - основные жанры и направления; - поэты, писатели и их творчество. Театр: - виды театров; - крупнейшие российские театры; - выдающиеся актеры и реформаторы русского театра.

План. Живопись: - основные жанры; - выдающиеся художники и их творчество. Архитектура и скульптура: - основные стили и направления; - характерные черты; - крупнейшие архитектурные сооружения. Музыка - особенности музыкального развития в первой половине XIX века; - ведущие композиторы и их творчество.

Особенности культурного развития. 1. 2. 3. 4. 5. Быстрая смена направлений и стилей. Подъем после Отечественной войны 1812 года. Усиление интереса к спектаклям, музыкальным вечерам, собиранию книг и картинам. Самобытность и отход от европейского влияния. Тесная взаимосвязь литературы, живописи, музыки, архитектуры.

Сентиментализм Сентиментальная идеализация действительности; Чувствительность; Внимание к личности человека, его внутреннему миру, душевным переживаниям. Классицизм Идея служения государю и Отечества; Обращение к образам античной литературы и искусства; Интерес к русской летописной истории Романтизм противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни Интерес к национальной самобытности, традициям отечественной истории; Интерес к утверждению сильной, раскрепощённой личности Реализм Правдивое отражение реальной жизни различных социальных слоёв; Истинная, а не показная народность; Широкая постановка социальных и нравственных проблем;

Просвещение и образование В России оформилась замкнутая сословная система просвещения и образования. Школьное обучение не было предусмотрено для крепостных. Для государственных крестьян были предусмотрены приходские училища(1 год). Образцовым заведение стал Царскосельский лицей. (Пушкин, Пущин, Дельвиг)

Системы образования. Широко была распространена система домашнего образования. Отсутствовало женское образование, только несколько закрытых институтов. В политике правительства доминировали консервативные тенденции в отношении начального и среднего образования. Однако открывались новые университеты (В Петербурге, Харькове, Казани). Но у университетов не было автономии и была высокая плата. Университеты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Складывался слой русской интеллигенции. (поэт Кольцов, публицист Полевой.)

Наука и техника. Ученые и изобретатели. Математик Н. И. Лобачевский создал теорию "неевклидовой геометрии". Физик Б. С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы. Академик В. В. Петров положил начало практическому применению электричества. Отец и сын Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Больших успехов в медицине достиг хирург Н. И. Пирогов: впервые начал делать операции под эфирным наркозом.

Наука и техника. Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В 1818 г. были изданы первые 8 томов "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина. В конце 40 -х гг. начал свои исследования историк С. М. Соловьев, создавший 29 -томную "Историю России с древнейших времен". Основывается ряд научных обществ - Русское географическое общество, Общество любителей российской словесности и др. Мореплаватели И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский совершили первое русское кругосветное путешествие (1803 - 1806 гг.), а Ф. Ф. Беллинсгаузен и М. П. Лазарев в 1819 г. открыли Антарктиду.

Литература Именно расцвет литературы позволил определить I половину XIX в. как "Золотой век" русской культуры. Распространению знаний способствовало издание книг, журналов, газет. Первым русским общественно-политическим журналом был "Вестник Европы", основанный Н. М. Карамзиным. В 1814 г. в Петербурге появилась первая публичная библиотека.

Основные жанры и направления. В Начале XIX в. классицизм уступил место сентиментализму, для которого был характерен интерес к внутреннему миру человека. Главным представителем русского сентиментализма был писатель и историк Н. М. Карамзин. Сентиментализм просуществовал недолго. Героические события войны 1812 г. способствовали появлению романтизма, в котором было два направления. В творчестве В. А. Жуковского проявился "салонный" романтизм: воссоздание мира поверий, рыцарских легенд. Другое течение представляли поэтыдекабристы К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, ранее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Они призывали к борьбе за свободу и служению Родине. Во II четверти XIX в. в русской литературе утверждается реализм - стремление правдиво отображать действительность. Основоположником реализма стал А. С. Пушкин (роман "Евгений Онегин"). В творчестве М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева отчетливо проявились черты реализма.

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН «МАРФА ПОСАДНИЦА, ИЛИ ПОКОРЕНИЕ НОВГОРОДА» , «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО» , «БЕДНАЯ ЛИЗА»

Театр Виды театров: -крепостные; -государственные; -частные; -балетные. Крупнейшие российские театры в первой половине XIX века: В Петербурге - дворцовый театр в Эрмитаже, Большой, Малый Александрийский и Михайловский театры. В Москве в 1806 г. открылся Малый театр, а в 1825 г. завершилось строительство Большого театра

Ярким представителем актерской стези был выдающийся актер Михаил Щепкин. Каждая его новая роль, была событием в жизни Москвы.

Живопись Основные жанры С начала XIX в. в русском изобразительном искусстве развивается такое направление, как сентиментализм. Наиболее полно черты сентиментализма воплотились в работах замечательного художника А. Г. Венецианова, с любовью писавшего среднерусские деревенские пейзажи, портреты крестьян.

Живопись Основные жанры Романтическое направление живописи воплотилось в творчестве К. П. Брюллова - пожалуй, наиболее известного русского художника первой половины XIX в.

Живопись Основные жанры 30 -40 -е годы XIX в. стали временем зарождения в русской живописи нового направления - реализма. Одним из его основоположников стал П. А. Федотов. Персонажами П. А. Федотова были не герои древности, а простые люди. Он стал первым художником, поднявшим тему "маленького человека", ставшую впоследствии традиционной для русского искусства.

Картины Федотова открывали жизнь и быт русского народа. В своих картинах он метко вскрывает крупные социальные проблемы.

Живопись Основные жанры Значительным явлением художественной жизни России первой половины XIX в. стало творчество А. А. Иванова, выдающегося мариниста И. К. Айвазовского. А. А. Иванов многие годы посвятил работе над гигантским полотном "Явление Христа народу", вложив в него глубокое философскоэтическое содержание.

Архитектура и скульптура Первая половина XIX в. в архитектуре стала временем расцвета классицизма. Характерная черта - создание крупных ансамблей.

В архитектуре царил стиль АМПИР, что значит имперский. Ярким его представителем был архитектор Андрей Захаров, автор Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Символ эпохи в музыке был, выдающийся композитор Михаил Глинка. Его произведения «Жизнь за царя» (Иван Сусанин), стало проявлением мужества, стойкости и величия русского народа.

Музыка Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, французской и итальянской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра - русского романса (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, АЛ. Гурилев). Крупным представителем реализма был А. С. Даргомыжский (оперы "Русалка", "Каменный гость").

Итоги Первая половина вошла в историю России как начало «Золотого века» художественной культуры. Ее отличали смена стилей и направлений. Самобытность и отход от европейского влияния. Тесная взаимосвязь литературы, живописи, музыки, архитектуры.

«Русская культура 18 века» - А.Воронихин; б). Горный институт. Скульптура. Архитектура. «Екатерининский дворец». Казанский собор. В. Л. Боровиковский. Русская культура XVIII в. Особенности культуры. И. Е. Старов. «Зимний дворец». Фальконе. И.П.Мартос. И. П. Аргунов. Петровские реформы. И. П. Мартос. Золотой век Екатерины. А.П.Струйской. 3. Для культуры XVIII века характерным был стиль… а).

«Культура России 18 века» - Страницы книги «Театрум махинарум». Новизна разработки: XVIII – нач. XIX вв.). Содержание разработки. Ожидаемые результаты от внедрения: Раздел 1. Преобразования Петра I в области культуры (первая четверть XVIII в). «Русская культура XVIII века». Цель программы: Авторская программа спецкурса. Чертёж А.К. Нартова для постройки здания.

«Быт россиян в 18 веке» - Жилище. Галерея дворца в Архангельском. Досуг. Одежда. Быт россиян в 18 веке. Изменения в повседневной жизни. Дворяне участвовали в бесконечных балах,по-сещали театральные. Голова женщин. Катание с гор. Питание.

«Мода XVIII века» - Ф.Рокотов И.Аргунов Портрет Маркиной Л.А. Портрет Шереметьевой В.П. На плечи надевалась кружевная мантия из серебряных нитей. А. Вишняков Портрет Сарры Элеоноры Фермор. Изменения в женском костюме закреплялись указами и сразу же находили свое отражение в живописи. Мода при Екатерине II (1762-1796). Изменения в женской моде при Петре I (1682-1725).

«Культура России в первой четверти 18 века» - Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 г. «Арифметики». Наука. Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века. План. В 1703 году крестьянин Шилов открыл на Урале месторождение медных руд. Образование. Изменения в быту. Музыка. Новый для России архитектурный жанр. Цель. Введение. Юности честное зерцало.

«Образование 18 века в России» - Образование и просвещение. Особенности государственной политики в области образования. Эпоха просвещения в России XVIII век. Изменения в системе высшей школы. Высшая школа. Старо­славянская кириллица. Обучение дворян. Школа для обучения иностранным языкам. Государственная политика в области образования в Екатерининскую эпоху.


  • Развитие науки
  • Печать
  • Развитие образования
  • Литература
  • Архитектура
  • Живопись и скульптура
  • Театр
  • Музыка

  • Н.М. Карамзин «История государства Российского» - первый научно-систематизированный обзор истории России с древнейших времен до начала XVII века




В.В. Петров - исследование теплового и светового действия электрического тока

Н.И. Лобачевский - неевклидовая геометрия


Б.С. Якоби – новое направление в технике - гальванопластика

А.Г. Столетов – открытия в области электричества и магнетизма


Н.М. Сеченов – основоположник отечественной физиологии

Н.И. Мечников – создал бактериологическую станцию

К.А. Тимерязев – исследовал

процесс фотосинтеза


Д.И. Менделеев – открыл закон периодических элементов и составил на его основе Периодическую систему химических элементов


Н. И. Зинин – разработал новые виды красителей

Бутлеров А. М . – создал теорию химического строения вещества


Путешественники и первооткрыватели

1803-1806 гг. первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского




П.П. Семенов – Тян- Шанский – экспедиция на Тянь-Шань

1856 – 1857 гг.

Н.М. Пржевальский

исследование Уссурийского края

  • Н.Н. Миклухо-Маклай – описание обычаев, культуры, быта племен Новой Гвинеи

Современник

Москвитянин


2. Печать

А.Ф. Смирдин – известный русский книгопродавец, издатель


Отечественные записки

Русский вестник




  • Открыты университеты в Одессе и Томске, высшее техническое училище в Москве, политехнические институты в Риге, Киеве, Варшаве.
  • Открыты Бестужевские курсы и Медицинский институт, высшие женские курсы В.И. Герье.

Несмотря на расширение системы образования в России, уровень грамотности составлял к началу XX века – 20% населения страны

(39% мужчин и 17% женщин). Грамотными людьми в основном были люди дворянского происхождения.


5. Литература П оэты и писатели первой половины 19 века


Поэты и писатели второй половины 19 векаё



Русско – византийский стиль


7. Живопись. Скульптура

К.П. Брюлов «Последний день Помпеи»

















8. Театр

В.А. Каратыгин

П.С. Мочалов


М.С. Щепкин

А.Н. Островский



русского реализма в

музыкальном искусстве.

Опера «Русалка».


  • «Евгений Онегин»
  • «Лебединое озеро»
  • «Спящая красавица»
  • «Щелкунчик»

  • Прочитать учебник Артемов В.В. § 62. ответить на вопросы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русская культура 19 века

I . Особенности развития культуры в 19 веке XIX в. стал для культуры России периодом ее небывалого подъема. Отечественная война1812 г., всколыхнув всю жизнь российского общества, ускорила складывание национального самосознания. Она, с одной стороны, в очередной раз сблизила Россию с Западом, а с другой – ускорила формирование русской культуры как одной из европейских культур, тесно связанной с западноевропейскими течениями общественной мысли. Культурное развитие России в первой половине столетия определялось активным участием страны в европейской политике; появлением оппозиционных и революционных течений общественной мысли; ослаблением такого векового устоя русской жизни, как крепостничество.

Западные философские и политические учения усваивались российским обществом применительно к российской действительности. Еще свежа была память о Французской революции. Революционный романтизм, привнесенный на российскую почву, вызывал пристальное внимание к проблемам государственного и социального устройства, вопросу о крепостном праве и т.п. Ключевую роль в идейных спорах XIX в. играл вопрос об историческом пути России и ее взаимоотношениях с Европой и западноевропейской культурой.

Западники воспринимали Россию как часть европейского общества и выступали за развитие страны по европейскому пути, за проведение либеральных реформ в социальном и политическом устройстве. Славянофилы подчеркивали самобытный путь развития России, отличный от западного, указывали на национальный характер культуры, боролись против некритического отношения к иностранным влияниям

Все эти явления в общественной мысли страны во многом обусловили развитие художественной культуры России XIX в., и прежде всего, ее пристальное внимание к социальным проблемам, публицистичность. Простой народ со своими традициями, нравами, ценностями и запросами становится центральной темой в культуре и искусстве. И 19 век по праву называют «золотым веком», эпохой, когда российская культура и литература не только приобретают самобытность, но, в свою очередь, оказывают серьезное влияние и на мировую культуру.

II . Образование и просвещение. Уровень образованности общества – один из показателей культурного состояния страны. В России в конце 18 – начале 19 века он был крайне невысок.Правительство Александра I создает систему государственного бессословного образования: одногодичная приходская школа, трехклассные уездные училища и семиклассные гимназии. Николай I учреждает замкнутый сословный характер образования: приходские школы для крестьян, уездные училища для детей купцов, ремесленников, гимназии, кадетские корпуса для детей дворян и чиновников. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты.

Образцовым учебным заведением стал с 1811 года Царскосельский лицей, программа которого соответствовала университетской. В лицее получили образование литераторы А.С.Пушкин, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Дельвиг; дипломаты А.Горчаков и Н.Гирс; министр просвещения Д.Толстой и другие. Широко была распространена система домашнего образования, где основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе. В первой половине 19 века в России не было системы женского образования.

Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных людях, но в то же время боялись широкого просвещения народа, поскольку именно среди образованных людей распространялись вольнодумство и стремление к преобразованиям. «Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул тогда на послабление их власти», - объяснял А.Бенкендорф 19 век стал временем бурного развития русской общественно-политической периодики. Ведущие журналы, на страницах которых велась полемика между сторонниками различных направлений общественной мысли, оценивались важнейшие события и явления жизни государства и общества, публиковались произведения, сочинения крупнейших отечественных мыслителей, писателей, поэтов, критиков, - «Вестник Европы», «Современник», «Отечественные записки». Периодическая печать и литература способствовали просвещению общества, росту политической культуры и правосознания жителей страны.

III . Литература. Именно расцвет литературы позволил определить 19 век как «золотой век» русской культуры. В литературе первой половины 19 века сложились те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: * народность; * высокие гуманистические идеалы; * гражданственность; * чувство национального самосознания; * патриотизм; * поиски социальной справедливости

На рубеже 18 – 19 веков классицизм уступил место сентиментализму. Героические события 1812 года способствовали появлению романтизма. Во второй четверти 19 века в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России основоположником реализма стал А.С.Пушкин. После «Евгения Онегина» этот худ.метод стал доминирующим.

IV . Театр. Театр, подобно художественной литературе, в XIX в. начинает играть все большую роль в общественной жизни страны, беря на себя отчасти и роль общественной трибуны. Начиная с1803 г. на российской сцене доминируют императорские театры.

В театрах в начале 19 века господствовали классицизм и сентиментализм, позднее появились романтические пьесы. Романтизм на русской сцене связан с именем П.С. Мочалова, известного своей игрой с драмах Шиллера, создавшего образ романтического героя. Павел Степанович Мочалов В 30-40-е годы 19 века под влиянием отечественной литературы утверждаются реалистические традиции. Крупным событием культурной жизни России стала постановка в 1836 году пьесы Н.Гоголя «Ревизор» . Становление реалистической школы актерского искусства в России связано с именем М.С.Щепкина (роли Фамусова и Городничего в Малом театре) Михаил Семенович Щепкин

Конец 19 века стал свидетелем "театральной революции" К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, создавших в 1898 г. Московский Художественный Академический Театр. Сутью "революции" был отказ от строй манеры игры, ложного пафоса, декламации, условностей постановки. Во МХАТе органично сочетались лучшие традиции русского театра 19 века и новые идеи, предполагавшие создание актерского ансамбля, повышенные требования к проникновению в психологию персонажей. Развитие русского театра середины – второй половины 19 столетия неразрывно связано с именем А.Н. Островского, пьесы которого и по сей день не сходят со сцены Малого театра. Александр Николаевич Островский Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович - Данченко

V . Музыка. В первой половине 19 века зарождается национальная музыкальная школа, которая связана с именем М.И.Глинки, родоначальником всех основных жанров классической музыки: оперы, романса, симфонии, этюдов, хоров, струнных квартетов. Он соединил классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Михаил Иванович Глинка Творчество «Могучей кучки» утвердило жанр музыкальной драмы. "Борис Годунов" Мусоргского, "Князь Игорь" Бородина, "Снегурочка" Римского-Корсакова составляют гордость русского и мирового искусства.

Особое место в русской музыке занимает П.И. Чайковский, воплотивший в своих произведениях внутренний драматизм и внимание к внутреннему миру человека, свойственные русской литературе 19 века, к которой композитор часто обращался (оперы "Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Мазепа"). Петр Ильич Чайковский

Смена стилей и направлений происходила в начале 19 века и в живописи. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематика, вытесняется романтизмом, проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова, а затем реализмом, получившим особое развитие во второй половине века. VI . Живопись. Орест Адамович Кипренский Василий Андреевич Тропинин Карл Павлович Брюллов

Наиболее значимым явлением в живописи 19 века стало «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого входили такие художники-передвижники, как И. Крамской, Н. Ге, В. Суриков, В. Перов, А. Саврасов, И. Шишкин, И. Репин, И. Левитан, В. Маковский. Сюжетная линия, в основе которой стоял русский народ, его жизнь, быт, традиции, история России, проблемы современной действительности, а также манера изображения, глубокий драматизм и психологизм картин делают работы этих мастеров шедеврами мировой культуры. Репин Крамской Суриков Левитан Шишкин Перов

Репин «Не ждали», 1884 Суриков «Утро стрелецкой казни», 1881 Шишкин «Утро в сосновом лесу», 1889 Левитан «Золотая осень», 1895

VII . Архитектура. Архитектура 19 века - это прежде всего решение больших градостроительных задач, где господствует поздний классицизм. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Создаются лучшие ансамбли города, призванные символизировать величие и процветание Российской империи. Петербург становится подлинным шедевром мирового зодчества.

После пожара 1812 года интенсивно отстраивается Москва. Появляются новые типы зданий, в строительстве которых архитекторы стремятся к стилизации «под старину», результатом чего становится появление так называемого «неорусского» стиля. Это здания Исторического музея, Верхних торговых рядов (ГУМа), Московской городской думы и др. В конце XIX в. в архитектуру начинают проникать элементы стиля модерн.

Величайшие достижения русской культуры 19 века были вызваны ростом национального самосознания российского общества, просвещения, научно-технического прогресса. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов, композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом – формирования национальной культуры. 19 столетие стало для России временем невиданного взлета и расцвета. Если в 18 веке Россия громко заявила всему миру о своем существовании, то в 19 веке она буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых высоких и почетных мест.