Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

» » Городецкая роспись изо. Методическое пособие к урокам изо "городецкая роспись". Узоры городецкой росписи для старшей группы

Городецкая роспись изо. Методическое пособие к урокам изо "городецкая роспись". Узоры городецкой росписи для старшей группы











1 из 10

Презентация на тему: Городецкая роспись

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

История городецкой росписи. Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры, в селениях Косково, Курцево, Репино, Боярское и др. В XVIII в. здесь возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

№ слайда 4

Описание слайда:

Традиции Городца. Что такое «донце»? В словаре русского языка В.И. Даля мы найдем, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Сюжетами Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.

№ слайда 5

Описание слайда:

Городецкий орнамент В росписи значительное место занимает орнамент. Орнамент - это живописное или графическое украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи - это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.

№ слайда 6

Описание слайда:

Техника исполнение Городецкого орнамента Первый - подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Главное при этом - научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; Второй этап - теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Третий этап - оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

№ слайда 7

Описание слайда:

Техника изображения основных растительных элементов. Купавка - самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка по размеру большая. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки.Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Оживка выполняется белилами. Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками - лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.

№ слайда 8

Описание слайда:

Техника изображения птиц. Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Практическое задание. Роспись закладки для книг. Последовательность выполнения работы: Продумаем композицию, определим размеры основных элементов. После того как найдено место расположения орнамента, выделяем главный композиционный центр, определяем пропорции частей, находим цветовое решение композиции. После уточнения композиции приступаем к работе красками, точно соблюдая последовательность этапов росписи. Заканчивается работа над композиции детальной прорисовкой деталей.

Возьмите палитру - чистый лист, положите его перед собой.

Возьмите, в руку кисточку, смочите ее в краске, установите кисточку вертикально листу и вращаем ее.

У нас получился круг.

Чтобы этот круг сделать больше, приложите кисточку к кругу и ведите дорожку. Этот способ называется «примакивание».

Чтобы сделать круг еще больше, проведите еще одну дорожку.

Попробуйте сами нарисовать круг способом «примакивания», а я посмотрю, как у вас получается.

Отложите палитру в сторону, положите перед собой круглую заготовку для цветка.

Выберите цвет (синий или красный), каким будет ваш цветок. Смешайте его с белой краской, для этого я приготовила для вас маленькие квадратики.

Теперь попробуем нарисовать круг на заготовке, также как на палитре. Нужно это сделать аккуратно и правильно, чтобы ваш цветок получился красивым.

Покажите свою готовность.

Чтобы продолжить на нем рисовать, краска должна высохнуть.

Физкультминутка.

Встаньте со своих мест. Сейчас мы немного отдохнем. Повторяйте движения за мной.

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)

— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

За день, за два и за месяц... (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Молодцы! Садитесь на свои места.

Проверьте ваши заготовки.

У кого уже высох круг, поднимите руку.

Теперь нам нужно нарисовать яркий круг.

Поднимите руку те, кто будет рисовать «розан».

Скажите, где вы нарисуете яркий круг? В середине большого или сместите его в сторону от середины?

Поднимите руку те, кто будет рисовать «купавку».

Скажите, где вы нарисуете яркий круг?

Скажите, чтобы нарисовать яркий круг нужно в краску добавлять белый цвет?

Преступайте к работе.

Рисуем яркий круг также как и большой.

Возьмите, в руку кисточку, смочите ее в краске, установите кисточку вертикально листу и вращаем ее. Если круг получился маленький, ведем дорожку.

Кто уже закончил, поднимите руку.

Отложите наши заготовки в сторону.

Вернемся к нашей палитре.

Теперь нужно потренироваться рисовать дужки.

При рисовании дужек не используйте много воды, а то они расплывутся и цветок ваш завянет.

Держим кисточку вертикально листу, касаемся кончиком кисточки лист бумаги, ведем линию, прижимаем полностью ворс кисточки, закругляем, стоп.

Остановились, отложите кисточки.

Потрясите ручками, чтобы они немного отдохнули, потрите каждый пальчик.

Возьмите кисточку в куру. Вернитесь на то место, где остановились. Прижмите ворс кисточки, ведем линию, приподнимаем и кончиком кисточки заканчиваем нашу дужку. Попробуйте нарисовать дужку самостоятельно, а посмотрю, как у вас получается.

Закончили, вернемся к нашему цветку.

Скажите, дужки, каким цветом рисовать будем?

Правильно, таким же, как и яркий круг.

У кого красный круг, дужки, какого цвета будут?

У кого синий?

Преступайте к выполнению задания.

Осталось только оживить цветок, нанести белым цветом оживку: штрихи, дужки, точки.

Отложите свой цветок. Возьмите палитру. Ватную палочку. Сейчас я покажу, как ватной палочкой сделать точку, для оживки. Сухую ватную палочку макните в краску и поставьте точку на бумаге.

Теперь макните ватную палочку в воду, затем в краску и поставьте точку на бумаге.

Скажите, точка, поставленная сухой ватной палочкой отличается от точки поставленной мокрой ватной палочкой? Чем?

Штрихи лучше делать тоненькой кисточкой.

Оживите свой цветок штрихами, точками, дужками.

Штрихи и дужки рисуйте аккуратно, чтобы линии были четкими, белыми.

Все оживили свой цветок?

Заканчивайте работу.

В одно целое. 7 Основные композиции городецкой росписи Цветочная роспись 8 Цветочная роспись Розан Купавка 9 РОЗАН Розан отражает главные... аккуратно причесанной гривой. 13 Основные композиции городецкой росписи Сюжетная роспись 14 Сюжетная роспись Это одна из самых трудоемких и удивительно...

Растительные, животные. Говоря о растительных элементах городецкой росписи , нельзя не упомянуть городецкие цветы, которые обладают разнообразием форм и красок... до трех или пяти листьев. Животные мотивы городецкой росписи глубоко символичны. Городецкая птица воплощает семейное счастье и благополучие, ...

Осталась та же. Основными элементами городецкой росписи считают «розаны», «купавки», «ромашки», «бубенчики». Главные герои городецкой росписи – птица и конь. Все... и их разновидность. 1. Назовите родину городецкой росписи . 2. Какие изделия с городецкой росписью можно было встретить на ярмарках? 3. ...

Пряха. Вертикальная часть состояла из лопати и шейки (ножки). Городецкая роспись - как её нам не знать. Здесь и жаркие кони, ... Купавка Розан Этапы росписи 1. Подмалёвка 2. Тенёвка 3. Оживка - С каким художественным промыслом мы сегодня познакомились? - Назовите элементы городецкой росписи ? - На...

Сидит пряха. Вертикальная часть состояла из лопати и шейки (ножки). Городецкая роспись - как её нам не знать. Здесь и жаркие кони, молодецкая... . Оживка - С каким художественным промыслом мы сегодня познакомились? - Назовите элементы городецкой росписи ? - На каких изделиях выполняется...

Вопрос 3 Основа стиля городецкой росписи : «волшебный реализм» - бытописание - абстракция - Вопрос 4 Что украшали городецкой росписью изначально? - наличники на окнах... Целью этой презентации было познакомить детей с уникальной городецкой росписью , её историей создания и развития. Презентация...

ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ Искусство городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ г. Городца, недалеко от Нижнего... , коробочки, подставки под чайник, игрушкикаталки. Укрась его по мотивам ЗАДАНИЕ Городецкой росписи , используя гуашь и кисти разных размеров. Вначале загрунтуй бумагу или...

История городецкой росписи.

Роспись, которая ныне называется
городецкой, родилась в Поволжье, в
деревнях, расположенных на
берегах чистой и светлой речки
Узоры, в селениях Косково,
Курцево, Репино, Боярское и др.
Свои изделия крестьяне отвозили
продавать на ярмарку в село Городец.
Поэтому роспись, выполненная на этих
изделиях, получила название
Городецкая.

Росписи выполняются гуашью. Сначала готовят
цветной фон (часто желтый), на него наносят
главные фигуры, букеты, в виде крупных цветовых
пятен, красиво согласованных по тону и цвету.

Господствующий цвет городецких росписей
ярко-желтый хром или киноварь (ярко-красной
краска).
Синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона
(розовый, голубой) используются для написания
узора, черный и белый – для проработки деталей.

Городецкий орнамент

В росписи
значительное место
занимает орнамент.
Орнамент - это
живописное или
графическое
украшение из
сочетания
геометрических,
растительных или
животных элементов.
Основные элементы
Городецкой росписи -
это круги, скобки,
точки, капли, дуги,
штрихи, спирали.

Техника изображения основных растительных элементов.

Техника
изображения
Купавка
(поэтапное
выполнение)
основных растительных
элементов.
Купавка - самый
распространенный цветок в
городецком орнаменте.
Подмалевка по размеру
большая. Расписывать
начинают с маленького
кружочка по ее краю, затем
делают скобку внутри круга.
По краю подмалевки рисуют
скобки.Скобки по ее краю
рисуют, начиная с центра,
постепенно уменьшая их в
размерах до сердцевинки.
Оживка выполняется
белилами.

Розан отражает главные
признаки цветка, т.е. имеет
лепестки и ярко выраженный
центр. Силуэт в форме круга. По
размеру может быть больше
купавки. Центр цветка рисуют в
середине. Розан в росписи
Городца окружен скобками -
лепестками одного размера,
цвет которых совпадает с
цветом середины. Техника
росписи скобок та же, что и у
купавки.

Техника изображения птиц.

Техника изображения птиц.
Городецкая птица является символом
семейного счастья. Птиц изображают
в различных вариантах: это и гордый
павлин, и насупленный индюк, и
задиристый петух, и сказочная птица.
Начинают писать их с плавной линии,
изображающей изгиб шеи и груди,
потом наносят линию, определяющую
форму головы и спины, затем
определяют линию крыла, нитевидные
клюв и ноги. Чаще всего туловище
выполняют черным цветом, крыло
закрашивают городецкой зеленой
краской. Хвост пишут по-разному,
например, ограничивают с двух
сторон линиями, определяющими его
силуэт и закрашивают. Лучше всего
это выполнить алым цветом. В
другом случае прорисовывают каждое
перышко хвоста в два цвета.
Разработку птиц начинают с головы и
заканчивают хвостом. Оживки делают
белилами, нанося тонкие мазки.

Существует три вида композиции
в городецкой росписи:
1.Цветочная роспись.

2. Цветочная роспись с включением мотива
«конь» и «птица»;

3.Сюжетная роспись.

Промысел
металлических подносов,
расписанных масляными
красками и покрытых
лаком, возник в начале
19 века в Троицкой
волости Московской
губернии.
В деревне Жостово
братьями
Вишняковыми была
открыта
мастерская, а позже была
образована
Жостовская фабрика
декоративной
росписи.

Элементы росписи
жостовский орнамент

Кистевые мазки
Мазок «запятая»
Мазок» зигзаг»
Элемент «стебелек»
Мазок «в полкисти»
элемент» «сердечко»
элемент «лепесток»

Этапы росписи
Наиболее важной операцией, требующей
подлинного творчества, является роспись,
изображающая чаще всего красочные букеты
цветов. Роспись выполняется в несколько
этапов.
Начинается она с
«замалевки» -разбеленными
красками намечается общий
силуэт изображения (цветов
и листьев), основных пятен.
«Замалеванные»
подносы сушатся в
печах в течении
нескольких часов.

Вторым этапом является
«Тенежка».
На просохшем «замалевке»
прозрачными красками
накладываются тени т.е.
выявляются теневые места
растений.
Третий этап –»Прокладка»
Плотное письмо яркими
красками. Формы букетов
обретают плоть, уточняются,
высветляются, возникает
контрастный или
гармоничный колорит
композиции.

4-й этап –»Бликовка» - то есть
нанесение белильных мазков,
уточняющих все обьемы.
5 – й этап –
»Чертежка»
Быстро и легко
очерчивает
лепестки, листья,
прожилки –
выразительно
подчеркивая по
контрасту их сочную живость.
6 –й заключительный этап, завершающий
письмо – »Привязка»- тонкие травки и
усики, объединяющие все изображения в
букете мягким переходом связывающие
его с фоном.

Поднос украшает цветочная роспись.
Крупные
цветы окружены более мелкими и связываются между
собой гибкими стеблями и листьями.

Золотой орнамент по
краю подноса
завершает
праздничную
композицию
цветочного букета
ОРНАМЕНТ – роспись
золотой краской по
борту подноса

Родилось искусство
Хохломы в середине
17 века в
крестьянском быту
заволжских деревень.
Искусству этому уже
более 300 лет.

История развития промысла
Хохломская роспись
Река Узола, вдоль
которой расположены
деревни, где родилась
Хохлома.
Хохлома - так называлось
большое торговое село, куда
привозились для продажи
изделия из окрестных сёл и
деревень. Здесь
привлекательный товар
приобретали купцы, а затем
сбывали на ярмарках не только
по всей России, но и за её
пределами. И в сознании
покупателей красочная посуда,
ложки стали ассоциироваться с
именем торгового села.
Нижегородское Заволжье - центр
искусства хохломской росписи край насыщенной истории и
самобытной культуры.

Название промысла связано со старинным
торговым селом Хохлома, куда из окрестных
деревень свозили на продажу расписную
посуду.
Местные жители
говорят по –
- волжски – Хохлома,
ударяя на первый
слог.

Чудо изделия

Красный
Черный
Желтый
Зеленый

Использование всех цветов хохломы

Преобладание
красного и желтого
цвета

Преобладание зеленого

Выточенные деревянные изделия грунтуют жидко
разведенной глиной, сушат в печи, покрывают
олифой. Так делают несколько раз. В последний же
раз олифу не досушивают, чтобы к ней легко
пристал серебряный
порошок – полуда. Когда
слой полуды подсохнет,
серебряные заготовки
поступят на роспись
«под фон»

На заготовку наносится красный или черный рисунок,
просушивается в печи, покрывается лаком, ставится
снова в печь – тут –то и происходит чудо:
Под температурой
до 180 градусов
лак потемнеет и
будет казаться
медово-золотым на
посеребренной
поверхности.
А потом уже раскрашивается
нанесенный рисунок,
обжигается и опять сушится…
.

Виды хохломской росписи

Хохломская роспись бывает двух видов:
верховое письмо и фоновое. Верховое
письмо-это травная роспись, роспись «под
листок». Фоновое письмо- это кудрина,
роспись «под фон».

Разнообразие хохломской росписи делится на
«верховое» и «фоновое письмо.
Верховое письмо
Фоновое
письмо
Разновидность
фонового письма
– « кудрина»

ВЕРХОВЫМ
письмо называется потому, что золоченая
поверхность не закрашивается, а по ней,
по верху, наносится рисунок.

ФОНОВОЕ письмо - на полуду (серебряный фон)
наносят контуры будущих листьев,
цветов, ягод. Пространство по наружной
стороне контурных линий закрашивается
черной или красной
краской – происходит
заливка фона, а затем
расцвечивание
элементов рисунка.
Последовательность
выполнения росписи
«под фон».

«КУДРИНА» - Более абстрактна, фантазийна, затейлива.
По царски нарядна выглядит роспись, как на черном
так и на красном фоне.
Из птичьих хвостов
вырастают диковинные
растения, листья
напоминают перья, а из
крупного сказочного цветка
высыпаются каскадом
ягоды

ЭЛЕМЕНТЫ ХОХЛОМСКОЙ
РОСПИСИ

Орнаментальные полосы, обводки, бордюры,
украешки.

Травные кустики «Кудрины».
Последовательность
выполнения цветка
«Кудрины».

Гжель – это название живописного подмосковного региона,
что в 60-и км. От Москвы.
Слово «гжель» сегодня невероятно популярно. Это красота гармонии,
сказка и быль.
Фарфор с нарядной синей росписью известен теперь не только
в России, но и далеко за её пределами.
Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное.

Самое первое упоминание о Гжели
встречается в завещании
Ивана Калиты 1328года. (XIV век)
Затем это название повторяется
В грамотах Ивана Грозного (XVIв)

В 1663 году царь Алексей Михайлович издал
приказ: «привозить в Москву из Гжели глину для
изготовления аптекарьской посуды».
До середины 18 века Гжель делала обычную
для того времени гончарную посуду,
изготавливали кирпичи, гончарные трубы,
а также примитивные детские игрушки, снабжая
ими Москву.

Объединение «Гжель» - современное предприятие.
Гжель – это
вазы
статуэтки
игрушки

Квасник -сосуд, в котором хранили и подавали
дрожжевой или фруктовый квас.

Кобальтовый цветок синими всплесками,
будто из глубины, пробивается на блестящую
гладь фарфора и разливается тончайшими
переливами, подобно тому, как расходятся
круги по воде от брошенного камня.

Увидите сверкающий фарфор с вечно
цветущим кобальтовым цветком и сразу
его узнаете: это Гжель

Изделие из глины.

Дымковская
игрушка. Высота
игрушки 20-25 см..
Традиционными
дымковскими
игрушками
считаются петухи,
барыни, няньки.

Дымковская игрушка

Название промысла связано
с Дымковской слободой близ
города Вятки (сейчас
Дымково – окраина Кирова).
Изображаются всадники,
дамы в красивых нарядах с
цветными оборками,
кавалеры, сказочные
персонажи, животные,
бытовые сценки. Позы и
сами фигурки несколько
условны, упрощены. В
росписи используются яркие
краски, как правило, по
белому фону, позолота. В
орнаменте используются
круги, волнистые линии,
полоски, клеточки.

Филимоновская
игрушка - русский
художественный
промысел,
сформировавшийся
в Тульской области.
Основную массу
изделий мастериц
составляют
традиционные
свистульки: барыни,
всадники, коровы,
медведи, петухи.

Филимоновская игрушка

Деревня Филимоново
находится в Тульской области.
Издавна здесь делали посуду и
игрушки из местной светлой
гончарной глины. Формы
игрушек оригинальные,
необычные. Фигурки несколько
вытянуты, в росписи
преобладает 3-4 цвета. Сама
роспись – чередование
горизонтальных полос по
белому, желтому фону. В
орнаменте используются также
круги, «розетки», треугольники,
зигзаги, точки. Игрушки
изображали птиц, сказочных
животных, всадников, барынь,
бытовые сценки (жених и
невеста, катание на тройке и
т.д.)

Полоховмайданская
роспись.
В селах Полоховмайдан
Нижегородской
области делают
яркие расписные
игрушки-тарарушки
– это матрешки,
кони-тройки,
шкатулки, грибы,
вазочки, солонки.

Ложкарный промысел.

Этим промыслом
занимались
крестьяне, жили они
на
малоплодородных
землях
(Архангельской,
Новгородской,
Владимирской).

Русские матрешки
игрушка в виде расписной
куклы, внутри которой
находятся подобные ей
куклы меньшего
размера. Изобретение
русской матрёшки
приписывается токарю
В. П. Звёздочкину в
1890-х годах, а автором
первой росписи был
профессиональный
художник С. В. Малютин

Абра́мцевоку́дринская
резьба́ -
художественный
промысел резьбы по
дереву,
сформировавшийся
в конце XIX века в
окрестностях
подмосковной
усадьбы Абрамцево.

Богородская
резьба,
богородская
игрушка - русский
народный промысел
резных игрушек и
скульптуры из
мягких пород дерева
(липы, ольхи,
осины). пос.
Богородское
Московской области
с XVI-XVIII веков.

Богородская резная игрушка

Подмосковное село
Богородское расположено
недалеко от г. Сергиева Посада.
Промысел резной деревянной
игрушки возник в 16-17 веках.
Можно выделить два вида
игрушек: игрушки-скульптуры и
движущиеся игрушки. Манера
богородской резьбы точная,
резкая, хорошо заметен след
резца. Как правило, игрушку не
расписывали, сохраняя
натуральный теплый цвет
дерева, но иногда делали
раскрашенные игрушки.
Тематика разнообразна:
крестьяне, охотники, военные,
звери и птицы, сценки из
повседневной жизни, сказочные
сюжеты.

Финифть - особый
вид прикладного
искусства, в котором
используется эмаль
в сочетании с метал.
Эмали
окрашиваются
солями металлов:
добавки золота
придают стеклу
рубиновый цвет,
кобальта - синий
цвет, а меди -
зелёный

Финифть

Финифть это древнерусское название эмали, а произошло оно
от греческого финифтис, что означает блестящий.
Ростовская финифть считается лучшей в России. Роспись
по эмали практически вечно сохраняет чистоту, блеск и
прозрачность цвета.

Скань Филигрань
Скань (от др.-рус. скать - свивать),
филигрань - вид ювелирной
техники: ажурный или напаянный на
металлический фон узор из тонкой
золотой, серебряной или медной
проволоки, гладкой или свитой в
верёвочки. Изделия из скани часто
дополняются зернью (маленькие
серебряные или золотые шарики) и
эмалью.
Изделия со сканью производились во
многих художественных центрах
России. Создавались как большие
произведения искусства, так и
небольшие изделия (вазочки, солонки,
шкатулки). В производстве стали
применять хрусталь и перламутр.

Гусевский хрусталь

В непроходимых лесах Мещерского края,
на речке Гусь, расположен небольшой
город с прекрасным названием ГусьХрустальный. Город, который по праву
носит звание центра Российского
стеклоделия.
Знаменитые гусевские графины с
петухами,
букетами стали известны по всей России и
во всем мире.
А после освоения производства хрусталя,
гусевский хрусталь очень быстро завоевал
признание на российском рынке.

Ассортимент гусевских изделий из простого и цветного стекла и хрусталя
разнообразен - начиная с простой столовой стеклянной посуды и кончая
шикарными украшенными богатой алмазной гранью и резьбой
предметами. Такие изделия приобрели особый характер уникальности,
высокой художественности исполнения.

Изделия из папье-маше.

В Федоскино,
Палехе из папьемаше изготавливают
основу для
традиционной
лаковой миниатюры.
Из папье-маше
делают муляжи,
маски, учебные
пособия, игрушки,
театральную
бутафорию,
шкатулки.

Палехская
миниатюра -
народный промысел,
развившийся в
поселке Палех
Ивановской области.
Лаковая миниатюра
на папье-маше.
Обычно
расписываются
шкатулки, ларцы,
кубышки, брошки,
панно, пепельницы,
заколки для галстука,
игольницы

Федоскинская
роспись.
Производство изделий
из папье-маше возникло
в 1795 году, когда купец
П. И. Коробов
организовал в
купленном им сельце
Данилкове (в настоящее
время входит в состав
Федоскина).Излюбленн
ыми мотивами росписи
федоскинских
миниатюристов стали
популярные в то время
сюжеты: "тройки",
"чаепития", сцены из
русской и
малороссийской
крестьянской жизни.

Художественное ручное кружево.

Ручные кружева - это узорная сетчатая ткань,
представляющая собой произведение декоративноприкладного искусства.
На Руси кружевоплетение существовало уже в
XIII в.
В XVII в. было распространено кружевоплетение
из золотых и серебряных нитей. В XIX в. Стали
применять хлопчатобумажную пряжу.
Особенного подъема кружевоплетение
достигает в конце XIX в.
Ручные кружева в этот период пользовались
большим спросом на внутреннем и международном
рынках.

Елецкие кружева.
Михайловские рязанские кружева
Кировские (вятские) кружева.
Вологодские кружева.

Кружевоплетение.

Вологодское
кружево – самое
известное, оно
выплетается там с
1820 года. Особое
внимание уделяется
штучным изделиям:
знаменитым
воротникам,
пелеринам, шарфам,
перчаткам,
салфеткам.

Павлово-Посадский платок

Павлово-Посадские платки

Павлово-посадские набивные, шерстяные и полушерстяные платки,
украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникли в
подмосковном городе Павловский Посад в 1860-80-х гг. Район Павловского
Посада

В орнаменте павловских платков
преобладают пышные цветочные букеты и
гирлянды.

Деревянное кружево
Традиция украшать дома резными
деревянными наличниками и другими
декоративными элементами возникла в
России не на пустом месте. Первоначально
резьба носила культовый характер.
Древние славяне наносили на свое
жилище языческие знаки, призванные
оберегать жилище, обеспечивать
плодородие и защиту от врагов и
природных стихий. Недаром в
стилизованных орнаментах до сих пор
можно угадать знаки, обозначающие
солнце, дождь, женщин, воздевших руки к
небу, животных или причудливое
переплетение растительности. В
дальнейшем, религиозный смысл
деревянной резьбы утрачивался, но
традиция придавать различным
функциональным элементам фасада дома
художественный вид осталась до сих пор.
Практически в каждом селе, деревне или
городе можно встретить удивительные
образцы деревянного кружева.

Резьба по кости

народный
художественный
промысел,
сформировавшийся и
практикуемый в сёлах
Холмогорского района
Архангельской
области. Первые
известные изделий,
относятся к XVII веку.

Тульское оружейное дела.

По указу Петра I в
1712 году в Туле
сооружается первый в
стране
государственный
оружейный завод.
Тула становится
признанным центром
производства оружия
и металлических
изделий.

Тульский самовар

Самовар и Тула неразделимы. В любом
уголке России и далеко за ее пределами
можно встретить тульский самовар.
Всем известно, что самовар - это
устройство для приготовления кипятка.
"Сам варит" - отсюда и слово произошло.
Некоторые исследователи считают,
правда, что произошло оно от татарского
"снабар", в переводе - чайник. Мало
вероятно, очень уж русское слово. И сам
самовар не мог появиться ни в какой
другой стране. Есть в Китае, откуда был
завезен в Россию чай, родственный
прибор, в котором тоже есть труба и
поддувало. Но настоящего самовара нет
больше нигде, хотя бы потому, что в
других странах кипятком сразу заваривают
чай, примерно как кофе.

Каслинское чугунное литье

Плавильный и
сталелитейный завод в
городе Касли, Челябинской
области работает с
середины 18 века. На заводе
изготовляли ограды,
решетки, посуду и даже
мебель. Каслинские
литейщики создавали не
только монументальные
сооружения, но и мелкие
скульптуры, декоративные
предметы. Чугунные
скульптуры получались
изящными: мягко струится
одежда, перекатываются
упругие мышцы – чугун
словно оживает.

Каслинское литье

Предметы каслинского литья- чугунные
ограждения, калитки, решетки, балконы,
статуэтки- создают впечатление хрупких и
ажурных.В то же время они поражают
ощущением долголетия и прочности, если не
сказать вечности.

Каслинцы прославили
на весь мир искусство
превращения мрачного,
тяжелого чугуна в
чудесный материал для
изящной скульптуры,
радующей глаз, ум и
сердце человека.

Заключение.

Народное декоротивно-прикладное
искусство – результат творчества
многих поколений мастеров. И
наша планета похожа на гигантский
фантастический музей Вечности,
главным экспонатом которого
является вдохновение, работа
мастера. Сегодня художественные
изделия, выполненные народными
мастерами из различных
материалов, служат непременной
частью повседневной жизни
человека; они вошли в быт как
необходимые предметы.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

к урокам ИЗО

«Городецкая роспись»

у читель начальных классов Рудакова Алла Николаевна

МБОУ СОШ №4 г-к Анапа,

Краснодарский край

История

Городецкая роспись держит свое начало от городецких , имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой - : фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного , рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был .

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

Особенности

В нижегородских росписях можно различить два типа - павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с . Это - быт , , пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы - пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…» Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Встречаются экзотические и . Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны - ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен - от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова.

История городецкой росписи

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др. В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец - дочери, муж - жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.
Для украшения досок мастера пользовались своеобразной техникой - инкрустацией, очень редко встречающейся в народном искусстве. Фигуры вырезали из дерева другой породы и вставляли в соответствующие по форме углубления. Эти вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Располагая древесиной двух оттенков и пользуясь самым простым инструментом, народные умельцы превращали донце в произведение искусства.
В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец. Яркое сочетание желтого фона с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало его нарядным и красочным.
Со второй половины XIX в. сложная и трудоемкая техника инкрустации заменилась скобчатой резьбой с подкраской, а затем стала преобладать живописная манера украшения.
Сюжетами старинной Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.
В наши дни традиции старых мастеров стремятся возродить и обогатить народные умельцы, работающие на фабрике художественных изделий "Городецкая роспись" в г. Городце. Среди них есть лауреаты премии им. И.Е. Репина. Это Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.Е. Коновалов, Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В. Соколова.

Секреты городецких мастеров

Инструменты и материалы. Для росписи желательно иметь три кисти: беличью художественную (№ 2 или № 3), колонковую художественную (№ 1 или № 2) и флейц (№ 2 или № 3). Флейц - это плоская кисточка из мягкого волоса, которая используется для подмалевок и наведения рамок.
В наше время городецкие художники расписывают изделия масляными и темперными красками. Школьникам лучше использовать для этого гуашь, так как Городецкая роспись многослойная, а гуашевые краски быстро сохнут и их можно накладывать одну на другую. Учиться рисовать надо на плотной белой бумаге.
Лучше всего иметь набор гуаши из 12 цветов, из которых потребуется восемь: черная, белая, алая, краплак красный (вишневая), кобальт синий светлый (ярко-голубая), желтая, окись хрома и красная железоокисная. Необходима также еще одна краска - киноварь (ярко-красная), но в наборе ее не бывает.
Чтобы получить цветовую гамму Городецкой росписи, необходимо смешать краски. Кроме тех, которые есть в наборе гуаши, нужно получить четыре новых краски: светло-голубую, светло-розовую, охру светлую и городецкую зеленую (рис.1).
Чтобы получить светло-голубую, в белую краску (белила цинковые) добавляют немного кобаль¬та синего светлого (ярко-голубая краска). Светло-розовую получают, смешивая белую краску с киноварью или белую - с алой. Для светлой охры берут желтую светлую и немного красной железоокисной. Городецкая зеленая краска получается при смешивании желтой гуаши, окиси хрома (темно-зеленой краски) и красной железоокисной. В результате должна получиться краска тепло-зеленого болотного оттенка. Все полученные краски должны быть сметанообразными.
Для смешивания новых красок берут чистые баночки из-под гуаши. Чтобы краски не пересыхали, надо по мере необходимости подливать в них немного воды.

Элементы, сюжеты и приемы городецкой росписи.

В начале обучения очень важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы (рис. 2). Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна для выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия.

В росписи по дереву значительное место занимает орнамент.

Орнамент - это живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.

Основные элементы Городецкой росписи - это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.

Важно понять разницу между понятиями "узор" и "орнамент".

Узор - это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней (рис. 4). Они же, приведенные в определенную систему, ритмически упорядоченные, будут составлять орнамент (рис. 5).Осваивая роспись живописного типа, к которой относится и Городецкая, надо помнить, что ее выполняют без предварительного нанесения контура рисунка.


Городецкая роспись выполняется в три этапа (рис. 6).

Первый - подмалевка , т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью - флейц или беличья № 3. Главное при этом - научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много - то при высыхании краска начнет отслаиваться.
Второй этап - тенёвка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.

Третий этап - оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.
Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в основном в круге.

Городецкие цветы отличаются разнообразием

по цвету и форме.

Цветы в городецкой росписи - символ здоровья и процветания.

Бутоны ( рис. 7) - разновидность городецких цветов. Вначале наносят основное цветовое пятно (подмалевку) круговым движением кистью. Затем приступают к детальной разработке орнамента (тенёвке). Выполняют ее черным цветом, бордо-вым или краплак красным. Разработку бутона движение кистью, нанесение одного цветового пятна. От того, как расположены скобки, зависит форма бутона.

У него может быть одна или несколько скобок. Если скобок много, начинать рисовать надо с самой маленькой, постепенно увеличивая их в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо помнить, что бутоны всегда по размеру небольшие. В конце белилами наносят оживки.

Купавка (рис. 8) - самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи - оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью. Розан (рис. 9) отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками - лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.
Варианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространенные. Городецкие художники применяют точки, скобки, капли, спирали.
Ромашка (рис. 10) цветок не сложный по технике исполнения. Кончиком кисти слегка прикоснуться к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро приложить и поднять. В результате получится мазок-капля - тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли.
Роза (рис. 11) самый сложный цветок. Роспись начинают с подмалевки - основного объема цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка.

После того как силуэт цветка создан, начинают его разрабатывать: элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. Дугу-скобку и сердцевину в верхней части цветка рисуют черным цветом, бордовым и краплак красным. Края лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину.
Самое трудное в розе, это оживка. Внутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от свободного места внутри дуги. За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки.

Городецкие листья (рис. 12) очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.

Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены.
Листья изображаются в два приема: с подмалевкой и оживкой. Если подмалевка выполнена городецкой зеленой краской, то оживку выполняют черной краской, если городецкой темно-зеленой краской, то к оживкам черного цвета добавляют белила.

Городецкая птица (рис. 13) является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

Городецкий конь (рис. 14) - символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента - груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста - белилами.


Композиция в городецкой росписи

Все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии. Композиция (от лат. compositio - расположение, составление, соединение) - построение художественного произведения, соотношение его отдельных частей (компонентов), образующее единое целое.
Для композиции произведений декоративно-прикладного искусства основным является единство содержания и формы. Другой, уже специфический признак - соответствие формы произведения декоративного искусства его определенному назначению.
В значительной степени характер композиции определяется ритмом. Ритм - это равномерное чередование элементов рисунка, способствующее достижению ясности и выразительности композиции.
Ритмически организованный рисунок легко превращается в орнамент - основу композиции. Но орнамент - это не только многократное повторение сходных элементов рисунка. Очень важное значение приобретает красивая и четкая прорисовка деталей общего силуэта.
Работа художника над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия. Хорошо продуманная композиционная схема - основа создания художественного произведения. Начинать надо с наброска композиционной схемы в натуральную величину. Не рекомендуется выполнять рисунок для четверти или половины изделия. При разработке декора следует определить, какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку.
При изучении городецкой росписи работа над темой

"Составление композиции" проводится в три этапа.


I. Изучение композиционных приемов в городецкой росписи.
II. Разработка эскиза будущего изделия.
III. Выполнение эскиза в натуральную величину.
Изучение композиционных приемов в городецкой росписи. Характерной чертой в сюжетных композициях прядильных донцев является изображение коня и всадника. Скачущего коня с горделиво поднятой головой обычно размещали в центре композиции.
Изображение всадника в народном искусстве знакомо художникам по иконописи (Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский и др.). На резных донцах, хранящихся в музеях, чаще всего представлена композиция, изображающая двух всадников на вздыбившихся конях. Всадники располагаются по обе стороны дерева-цветка, с вершины которого взлетает лебедь. На нижних половинках донец мастера обычно изображали жанровые сцены гуляний кавалеров с дамами, сцены охоты и т.п. В 60-е гг. XIX в. в росписных донцах использовались эти же композиции. К концу XIX в. народные мастера стали писать жанровые картинки, сцены гуляний. Позднее ведущей сюжетной линией донец, входивших в приданое, стала иллюстрация свадебных обрядов: невеста, едущая в карете, смотрины, встреча жениха.
Первыми стали писать на донцах купавки и бутоны, ярко раскрашенных птиц и петушков братья Лазарь и Антон Мельниковы. Они же выработали позы коней и всадников: коня непременно рисовали длинноногим, причем задняя нога у него обязательно поджата крючком. По-мельниковски продолжают писать коней и современные мастера.

К концу XIX в. сложилась характерная форма растительного орнамента с определенными элементами: это бутоны, розаны и цветок купавка, которые" бесконечно повторяются в различных вариантах. В центре композиционной плоскости художники размещают главное изображение: птицу, коня, человека, группу людей или растительный мотив.


Лица народные мастера пишут в одной манере - в виде белого кружка, на котором тонкими черными линиями обозначают их черты. Прически как у мужчин, так и у женщин отличаются большой изысканностью, но в окраске их применяют только черный цвет. В изображении самих фигур используется плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные пятна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашиваются без контура, в виде однотонного красочного силуэта. Излюбленным декоративным мотивом в искусстве Городецких мастеров остаются яркие цветы и декоративные зеленые листья, которые придают росписи особую прелесть.

Традиции сюжетной городецкой живописи сохраняют и продолжают развивать на фабрике "Городецкая роспись". Современные художники расписывают более 50 наименований изделий: декоративные панно, ларцы, шкатулки, кухонные шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, наборы подставок, а также игрушки, детскую мебель.

2. После того как найдено место расположения орнамента, выделяем главный композиционный центр, решено пропорциональное соотношение частей, необходимо найти цветовое решение композиции. Часто дети, увидев многокрасочность городецкой росписи, думают, что могут использовать весь набор красок. Но, рассмотрев свои зарисовки и вспомнив законы цветоведения, они приходят к выводу, что раскладка локальных цветовых пятен подчиняется только одному - общей гамме.

3. Составив композицию и подобрав цвет, можно приступать к детальной прорисовке орнамента. Заканчивается разработка композиции изделия оформлением рамы. Городецкие мастера уделяют этому большое внимание, так как рама украшает любое изделие. Она выполняется как одним цветом (чаще алым), так и несколькими.

Выполнение эскиза в натуральную величину.

Перед обработкой древесины для росписи необходимо ознакомить учащихся с ее основными свойствами.
Дерево - прекрасный поделочный материал для создания изделий декоративно-прикладного искусства.
Для росписи широко применяется древесина липы, осины, ольхи. Самой лучшей из них для росписи считается липа. Она впитывает влагу и поэтому хорошо тонируется водными растворами и красками.
Древесина осины отличается мягкостью, однородностью текстуры, белизной и чистотой. Одно из ее важных свойств - светоустойчивость: она долгое время не желтеет, если находится в помещении. Древесина ольхи мягкая, легкая, хорошо режется, мало коробится, легко протравливается и полируется.
Важной характеристикой древесины является цвет. Любая древесина свежесрубленного дерева, как правило, имеет равномерный цвет по всему срезу. Но со временем древесина становится более темной. Это необходимо учитывать в работе. Например, у ольхи, слегка тонированной желтой краской, фон все равно будет с красноватым оттенком. И если не учитывать этого обстоятельства, то раскладка цветов в орнаменте не будет гармонировать с общим тоном фона, всегда имеющим теплый оттенок.
На уроках росписи чаще всего приходится иметь дело с фанерой, поэтому следует описать ее свойства более подробно.
В основном используется клееная фанера, состоящая из трех, пяти и семи листов. Слои фанеры склеиваются водостойким клеем. Число их всегда нечетное, поэтому клееная фанера не коробится. Слои фанеры укладываются так, чтобы направление волокон в склеиваемых слоях взаимно перекрещивалось под прямым углом. Это придает фанере особую жесткость и прочность.
Непосредственно перед росписью выбранную заготовку следует обработать. Ее шлифуют шлифовальной шкуркой (по длине волокна), а затем покрывают крахмальным клейстером. После того как он высохнет, заготовку вновь необходимо обработать шлифовальной шкуркой.
Роспись на изделии проводится в строго определенной последовательности: сначала расписывают центральную часть композиции, а затем выполняют цветочный орнамент. После того как все подмалевки выполнены, следует их оттенить темными красками. Заканчивают роспись оживками, выполненными белой и желтой красками.
Если эскизом предусмотрено выполнение фона, то поверхность изделия нужно затонировать необходимым цветом. Чаще всего для фона используют следующие цвета: светлую и темную охру, киноварь и алый, реже черный. Цветовая гамма для изделий, выполненных с фоном, совершенно иная, чем для изделий, выполненных без него.
Если фон выполнен светлой и темной охрой, цветовая гамма композиции должна быть более яркая, и наоборот, если для фона использовалась киноварь или алый цвет, то гамма выбирается приглушенная. На черном фоне применяют для теневки белый или желтый цвет. Для выполнения фона лучше всего использовать кисточки № 5 - 8, чтобы краска легла более ровным слоем.
После того как роспись закончена, ее покрывают лаком. Перед этим необходимо ознакомить учащихся с видами лаков, общими правилами лакирования. Наносить каждый следующий слой лака можно только после высыхания предыдущего. Чем больше слоев лака, тем больше времени требуется для просушки между каждым покрытием. После каждого покрытия поверхность изделия обрабатывается мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Такое чередование операций необходимо для лучшего скрепления слоев лака и получения зеркальной поверхности. Тампон для покрытия изделий лаком готовят из лоскута любой ткани, кроме ворсистой.
Для закрепления пройденного материала, расширения кругозора и воспитания художественного вкуса, а также в поисках сюжетов необходимо по возможности организовывать экскурсии в музеи и выставочные залы.

Литература:
Барышников А.А. Основы композиции. М., 1951.
Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство. Ленинград, 1976.
Бородулин В.А. Художественная обработ¬ка дерева. М., 1986.