Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

» » Попечительский совет образовательного учреждения. Попечительский совет школы Как организовать попечительский совет в школе

Попечительский совет образовательного учреждения. Попечительский совет школы Как организовать попечительский совет в школе

Эльвира Чайникова
Попечительский совет в дошкольной образовательной организации

Попечительский совет в дошкольной образовательной организации

Чайникова Эльвира Маратовна – зам. зав. по ВМР

Проскурнина Наталья Михайловна -заведующий

Адмаева Светлана Витальевна- зам. зав. по ВМР

В наши дни, в условиях становления рыночной экономики, встает вопрос о необходимости привлечения к решению проблем образования различных социальных институтов, главным образом , предприятий и семьи. Создаются управляющие и попечительские советы . Данная система помогает решить многие финансово-хозяйственные проблемы образовательного бюджетного учреждения.

Всего несколько десятилетий назад в нашей системе отечественного образования не существовало этого понятия. Что это такое, общественность узнала лишь с приходом в страну новых веяний. Как гласит статья 35 закона РФ «Об образовании » , это орган самоуправления учреждения образования , осуществляющий контроль поступлений и расходов благотворительных пожертвований в адрес учреждения. Это касается поступлений от юридических и физических лиц, заинтересованных в помощи школе или детскому саду. Совет устанавливает порядок использования средств и распоряжается взносами на благотворительность.

Что такое Попечительский совет ? Попечительский совет - одна из форм участия общества в управлении образованием , это негосударственная, неправительственная, общественная, некоммерческая организация , объединяющая на добровольной основе всех, кто заинтересован в развитии образования и конкретного образовательного учреждения . Попечительский совет способен учитывать интересы воспитанников и их родителей, он является дополнением к уже существующим органам самоуправления дошкольного образовательного учреждения : общему собранию дошкольного образовательного учреждения , педагогическому совету и др .

Целью деятельности Попечительского совета являются :

всемерная, всесторонняя, всевозможная поддержка ОУ, в том числе финансовая и материальная;

содействие, стимулирование, информация и пропаганда его деятельности;

правовое обеспечение, защита и поддержка прав и интересов ОУ, его обучающихся и работников.

Функции Попечительского совета достаточно широки и разнообразны . Причем они вовсе не сводятся исключительно к распоряжению финансами. Основнымиего функциямисчитаются :

помощь в организации образовательного процесса , деятельности обучающихся и педагогов учреждения, улучшение условий их труда;

содействие в проведении спортивных и культурных мероприятий, благоустройстве помещений и территории;

привлечение денежных средств (помимо бюджетных) для развития учреждения и повышения эффективности образовательного процесса ;

контроль за безопасностью воспитанников и сотрудников.

Кто может входить в состав совета ? В состав попечительского совета имеют право входить все участники образовательного процесса , к ним относятся родители (законные представители) обучающихся и другие физические лица (представители местных органов власти и организаций любых форм собственности, заинтересованные в эффективном развитии образовательного учреждения и обладающие общественным авторитетом в его коллективе).Персональный его состав утверждается один раз в год на заседании совета простым голосованием. Возглавляет совет председатель , которого избирают на том же ежегодном заседании. Председатель попечительского совета подписывает все необходимые документы и несет полную ответственность за принятые по их использованию решения. По итогам отчетного периода совет обязан предоставить родителям и сотрудникам ОУ отчет о поступлении и расходе денежных средств.

К настоящему времени сформировалась достаточно обширная нормативно-правовая база деятельности попечительских советов образовательных учреждений .

1. Гражданский кодекс РФ, ст. 52, ч. 1, гл. 4, параграф 5.

2. Закон РФ «Об образовании » :

ст. 2. «Принципы государственной политики в области образования »: «Государственная политика в области образования основывается на принципах : демократический государственно-общественный характер управления образованием . Автономность образовательных учреждений »;

ст. 13. «Устав образовательного учреждения » , п. 4 : «Локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его Уставу»;

ст. 35. «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями », п. 2 : «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются … Попечительский совет… и др . формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются Уставом образовательного учреждения »;

ст. 41. «Финансирование образовательных учреждений » , п. 8 : «Образовательные учреждения вправе привлекать в установленном Законом порядке РФ дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований, целевых взносов физических и юридических лиц».

3. Указ Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке »: «В целях дальнейшего развития государственно-общественных форм управления в сфере образования и дополнительного привлечения внебюджетных финансовых ресурсов для обеспечения деятельности образовательных учреждений ПОСТАНОВЛЯЮ :«Считать необходимым создание в государственных и муниципальных образовательных учреждениях Попечительских советов , имея в виду установление общественного контроля за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды общеобразовательных учреждений ».

4. Приказ Минобразования РФ от 10 .09.99 г. № 275 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ »: «Во исполнение Указа Президента РФ от 31.08.99 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ ».

5. Постановление Правительства РФ от 10.12.99 № 1379 «Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения ».

Упоминание о попечительском совете как форме самоуправления дошкольного образовательного учреждения есть и в Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении , утвержденном Министерством образования и науки РФ 27 октября 2011 г. № 2562. При этом Типовое положение предусматривает, что порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом ДОУ.

В связи с тем, что попечительский совет занимается благотворительной деятельностью, необходимо учитывать нормы Федерального Закона от 11.08.95 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях ».

В случае создания Попечительского совета ДОУ в форме общественной организации его деятельность регулируется также Законом РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.95 № 82-ФЗ с изменениями и дополнениями.

Совокупность вышеназванных документов образует правовую базу деятельности попечительских советов . Кроме этого, необходимо учитывать нормы налогового законодательства и знать правила ведения бухгалтерского учета в некоммерческих организациях , не являющихся бюджетными.

Зачем все же нужен попечительский совет в детском саду ? Это орган самоуправления , контролирующий целевое использованиеблаготворительных взносов. Именно такой коллективный контроль наиболее эффективен для оптимального распределения средств согласно потребностям учреждения. Благодаря попечительскому совету растет уровень образовательного учреждения в целом , а, следовательно, и качество пребывания в нем каждого конкретного ребенка. Попечительские советы в детских садах не только повышают уровень безопасности и комфорта, но и улучшают результативность учебного процесса. Использование благотворительных средств советом расширяет материальные возможности учреждения согласно родительским пожеланиям.

Попечительский Совет обладает правом получать от руководителя учреждения или его заместителей нужную для своей работы информацию, вносить свои предложения по улучшению условий обучения и воспитания, укреплению здоровья обучающихся и организации питания , вести общественный контроль за целенаправленным расходом поступающих средств от физических (а также юридических) лиц на нужды учреждения.

Таким образом , изучая материалы о структуре Попечительских советов , о целях и задачах, которые их учредители ставят перед собой, можно прийти к выводу, что в современном гражданском обществе создание подобных некоммерческих организаций , деятельность которых направлена на развитие образовательных учреждений , просто необходимо. Попечители могут стать очень влиятельной силой в образовании , Попечительский совет не призван заменить руководителя образовательной организацией - он должен конструктивно дополнить их функции в плане стратегического управления дошкольным учреждением .

Почему школьный попечительский совет – гарантия для родителей, что их средства не будут тратиться бесконтрольно?

Об этом корреспондент агентства «Минск-Новости» беседует с председателем комитета по образованию Мингорисполкома Михаилом Мирончиком.

– Михаил Владимирович, поясните, как сегодня создаются попечительские советы?

– Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой. В ее состав могут входить как законные представители учащихся (родители, опекуны) и педагогические работники, так и представители общественных объединений и других организаций. Решение о включении в состав совета принимается его общим собранием. Основная цель деятельности совета – содействие учреждению образования в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования, улучшении условий труда педагогических и иных работников учебного заведения. В его компетенции также определение направлений, форм, размеров и порядка использования средств попечительского совета, в том числе на укрепление материально-технической базы, совершенствование организации питания обучающихся, проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий, иные цели, не запрещенные законодательством.

– Что это означает на практике?

– Попечительский совет разрабатывает план своей деятельности в интересах учреждения образования. Финансовые средства формируются из добровольных взносов и иных источников, не запрещенных законодательством, зачисляемых на расчетный счет по учету внебюджетных средств учреждения образования. Они используются по целевому назначению в соответствии с решением попечительского совета. К примеру, совет может решить, что на данный момент для школы важнее – купить новые компьютеры или заменить окна. Он также вносит предложения по улучшению качества жизни учеников и педагогов.

– Во всех ли столичных школах и гимназиях есть попечительские советы? Организуются ли они в дошкольных учреждениях образования?

– Сегодня в Минске действуют 177 попечительских советов, 34 из них имеют юридическую регистрацию. Попечительские советы открываются и при дошкольных учреждениях. К примеру, одно из таких заведений, где успешно налажено сотрудничество администрации и совета, – ясли-сад № 322 в Заводском районе.

– Попечительские советы выступают своего рода проводниками между родительской общественностью и администрацией учебных заведений. Помогает ли это предотвратить конфликты, возникающие на почве так называемых поборов в школах? Поступают ли в комитет или управления по образованию жалобы родителей на добровольно-принудительный сбор средств?

– Незначительное число жалоб имеет место. В каждом случае принимаются конкретные меры реагирования. Сегодня в школах действуют родительские комитеты, попечительские советы, открыты специальные счета для оказания благотворительной помощи учебному заведению, в том числе от родителей. Конечно, из бюджета выделяют деньги на нужды учреждений образования, но и здесь есть приоритеты. Родители совместно со школой должны определить, что они хотят сделать и для чего. Например, закупить какие-то дополнительные средства для усовершенствования образовательного процесса. При этом все должно быть в рамках разумного и осуществляться на добровольной основе.

– Курирует ли кто-нибудь работу попечительского совета? К примеру, управление образования районной администрации.

– Нет, совет – абсолютно автономная структура. Его деятельность может быть прекращена по инициативе или решению общего собрания совета. Руководитель учреждения образования не вправе оказывать влияние на работу совета, принимать решения, обязательные для совета. Или заявлять: мол, вы не купили телевизор в школу, значит, мы вас расформируем.

– Как часто собираются участники попечительских советов?

– Собрания проходят по мере необходимости, а решения совета носят консультативный и рекомендательный характер. Отмечу также, что попечительские советы действуют на основе принципов коллегиальности, добровольности, гласности и равноправия. При этом родители, которые не входят в состав попечительского совета, имеют право в любой момент обратиться к его представителям за разъяснениями или помощью. Они рассматривают все поступающие предложения. С самыми интересными знакомят руководство учреждения образования.

– Каким образом обеспечивается прозрачность действий совета?

– Попечительские советы имеют определенные формы отчетности. В частности, протоколы общих собраний, планы, отчеты о поступлении и расходовании финансовых средств. Их по запросу законных представителей несовершеннолетних председатель попечительского совета учреждения предоставляет с предъявлением соответствующих платежных документов.

Блиц-опрос

Необходимы ли школам попечительские советы?

Директор гимназии № 29 Виктор Пшиков:

– Попечительские советы однозначно нужны. Однако их организация связана с большим количеством формальностей и бумажной работы, которой в современной школе и так в избытке. В нашей гимназии нет попечительского совета. Сборы денег на нужды класса проходят при участии родительского комитета. При этом я всегда очень прошу его участников предоставлять на родительском собрании отчеты о выполненных работах – так ни у кого не возникнет сомнений, что средства потрачены целесообразно. Когда родители собирают определенную сумму конкретно на свой класс, а не в общем на школу, они видят и результаты таких вложений, будь то покрашенные стены кабинета или установленные кулеры с питьевой водой.

Директор средней школы № 72 Елена Толмачева:

– Убеждена, что попечительские советы важны для плодотворного сотрудничества родителей и администрации учебного заведения. Знаю это на примере нашей школы. Хотя в 72-й такой совет существует не очень долгое время – с 2013 года, сделано уже немало. У школы есть расчетный счет, на который родители учащихся могут перечислять деньги – абсолютно добровольно и без принуждений. Собранные средства расходуются на приоритетные нужды школы, которые определяются на заседании совета. К примеру, закупку новой мебели либо технических средств обучения. Также наш попечительский совет принимает активное участие в общественной жизни школы. К примеру, на Новый год проводим благотворительную акцию – собираем подарки для детей, нуждающихся в социальной поддержке.

Председатель попечительского совета гимназии № 11 Борис Гаранков:

– Попечительские советы, безусловно, нужны: они служат большим подспорьем администрациям учебных заведений. В частности, в вопросах, связанных с укреплением материально-технической базы.

У гимназии открыт расчетный счет, на который в добровольном порядке родители могут перечислять средства. Как правило, в размере не выше 2 базовых величин раз в год. Тот, кому такая сумма не по силам, перечисляет меньше. Никакой принудиловки! На эти средства в гимназии установлена система безопасности, обновлена гардеробная, осуществлен ремонт мест общего пользования. Дело нужное! Участвуем в проведении Дня гимназии. Средства на организацию конкурсов, покупку призов и сладких угощений не предусмотрены бюджетом учебного заведения. Здесь также подключается попечительский совет. Лучших учащихся по итогам учебного года поощряем экскурсионной поездкой.

В наши дни в России поощряется общественно-государственное управление системой образования. Создаются управляющие и попечительские советы. Данная система помогает решить многие финансово-хозяйственные проблемы образовательного бюджетного учреждения.

Это юридически грамотный и эффективный инструмент привлечения внебюджетных финансов и самый удобный способ материальной поддержки образовательного учреждения. Он способен учитывать интересы воспитанников и их родителей. Несколько десятилетий назад в нашей системе отечественного образования не существовало понятия "попечительский совет". Что это такое, общественность узнала лишь с приходом в страну новых веяний.

Как гласит статья 35 закона РФ «Об образовании», это орган самоуправления учреждения образования, осуществляющий контроль поступлений и расходов благотворительных пожертвований в адрес учреждения. Это касается поступлений от юридических и физических лиц, заинтересованных в помощи школе или детскому саду. Совет устанавливает порядок использования средств и распоряжается взносами на благотворительность.

Основные задачи

Положение о попечительском совете основными его функциями считает помощь в организации образовательного процесса, деятельности учащихся и педагогов учреждения, улучшение условий их труда. Содействие в проведении спортивных, культурных и экскурсионных мероприятий, благоустройство помещений и территории. Привлечение денежных средств (помимо бюджетных) для развития учреждения и повышения эффективности образовательного процесса. Контроль за безопасностью воспитанников и сотрудников

Таким образом, мы видим, что на вопрос: "Попечительский совет - что это такое?" в двух словах не ответишь. Функции его достаточно широки и разнообразны. Причем они вовсе не сводятся исключительно к распоряжению финансами.

Положение о попечительском совете подразумевает, что в его состав имеют право входить все участники образовательного процесса. К ним относятся родители учащихся (либо законные представители) и другие физические лица. Например, представители местных органов власти и организаций любых форм собственности, заинтересованные в эффективном развитии образовательного учреждения и обладающие общественным авторитетом в его коллективе. В школе возможен даже детский попечительский совет!

Предложения по составу участников могут вноситься администрацией учреждения или уполномоченными представителями общественности. Персональный его состав утверждается один раз в год на заседании совета простым голосованием. Возглавляет совет председатель, которого избирают на том же ежегодном заседании.

В первую очередь он - основной распорядитель поступивших благотворительных взносов. Это орган самоуправления, контролирующий их целевое использование. Именно такой коллективный контроль наиболее эффективен для оптимального распределения средств согласно потребностям учреждения. А их немало - укрепление материальной базы, привлечение новых молодых кадров, поддержка талантливых воспитанников. Даже порой обеспечение охраны здания.

Чем именно деятельность данной структуры полезна отдельной семье? Благодаря ей растет уровень образовательного учреждения в целом, а, следовательно, и качество пребывания в нем каждого конкретного ребенка. Попечительские советы в детских садах и школах не только повышают уровень безопасности и комфорта, но и улучшают результативность учебного процесса. Благодаря поддержке попечителей привлекаются новые талантливые сотрудники, успешные педагоги не уходят из школы по материальным соображениям, не распыляются на случайные подработки. Использование благотворительных средств советом расширяет материальные возможности учреждения согласно родительским пожеланиям.

В чем конкретно заключаются его полномочия?

Распределяет поступившие пожертвования. Взаимодействует с благотворительным фондом, которому предоставляет письма на оказание поддержки образовательному учреждению с указанием требуемых статей расходов. Председатель его подписывает все необходимые документы и несет полную ответственность за принятые по их использованию решения. По итогам отчетного периода совет обязан предоставить родителям и сотрудникам ОУ информацию о поступлении и расходе денежных средств.

Попечительский Совет обладает правом получать нужную для своей работы информацию от руководителя учреждения или его заместителей, вносить администрации предложения по улучшению условий обучения и воспитания, укреплению здоровья учащихся и организации питания, сотрудничать с благотворительными и любыми другими организациями, занимающимися сбором пожертвований, вести общественный контроль за целенаправленным расходом пожертвований физических (а также юридических) лиц на нужды учреждения.

Что важно знать учредителям

Необходимо определиться с правовым статусом, который будет иметь попечительский совет. Что это такое? По закону все заработанные средства школа должна зачислять в доход бюджета и передавать в распоряжение казначейства. Впоследствии образовательное учреждение имеет право их вернуть (за минусом суммы удержанных налогов). И тогда попечительский совет вправе ими распоряжаться, если он имеет соответствующие полномочия. Но главными все равно остаются представители государства.

Грамотно выбранный статус позволяет совету построить более удачную схему. Для чего он должен создаваться при школе как самостоятельная некоммерческая организация со статусом юридического лица.

Что в этом случае? Финансовые поступления школы или детского сада делятся на два разных «потока». Бюджетными средствами по-прежнему заведует казначейство. А деньги, собранные родителями или прочими лицами, поступают в распоряжение совета, не имеют отношения к казначейству и не подлежат налогообложению.

Чтобы создать такой попечительский совет, прежде всего нужно определиться с его организационно-правовой формой. Некоммерческие организации бывают нескольких видов - фонд, автономная организация, У всех свои преимущества и недостатки. Для школьного попечительского совета оптимальный выбор - некоммерческое партнерство. Именно потому, что оно имеет юридическое право принимать членские взносы и ими распоряжаться.

Как это работает

Членами партнерства становятся родители учащихся. Они ежемесячно выплачивают взносы, размер которых устанавливается правлением. При этом попечительский совет обладает правом на целевое финансирование утвержденных им расходов образовательного учреждения, например, выплачивание дополнительные вознаграждения его сотрудникам.

Здесь нужно учитывать, что попечительский совет образовательного учреждения финансирует определенные курсы или образовательные программы по собственному выбору. Но не для каждого конкретного ученика, а для класса, группы или учебной параллели. В данном случае речь не идет о платных образовательных услугах, и отсутствует необходимость отдельного заключения договора с каждым родителем.

Какие еще существуют тонкости

Чтобы сэкономить на вознаграждение педагогам можно оформить в виде материальной помощи. Как известно, ЕСН выплачивается работодателем в случае заключения трудового договора или договора подряда и не распространяется на оказание материальной помощи и других выплат некоммерческого характера.

Данная система чрезвычайно подходит для учреждений. Им важно разработать и внедрить единую программу образования, включающую и государственные стандарты, и новейшие разработки по выбору учреждения. "Нормативная" часть финансируется из бюджета, инновационная - за счет дополнительных средств, которыми ведает попечительский совет школы.

Создание некоммерческого партнерства

Итак, что для этого следует предпринять? Нужно знать, что и учредителем, и членами такого партнерства имеют право стать как юридические, так и физические лица. Обычно работа попечительского совета строится по следующей схеме - директором совета становится завуч, членами - родители учащихся. Для ведения финансов потребуется бухгалтер. Удобно, если эту должность будет совмещать представитель школьной бухгалтерии. Не следует забывать, что сама школа как таковая юридически не уполномочена создавать сторонние организации, так как является и может быть обвинена в нецелевом расходе средств.

Первый и главный требуемый документ - устав совета. В нем должно быть подробнейшим образом расписано все - задачи и цели организации, порядок приема в ее члены и выхода из таковых, регламент сбора и учета взносов.

Другой важный документ - это протокол попечительского совета, точнее, общего собрания его членов, на котором они назначают директора, перечисляют учредителей, указывают, кому поручена регистрация партнерства. Протокол обязательно должен включать, помимо даты и списка присутствующих, перечень докладов с указанием содержания каждого из них.

Данные документы затем передаются в территориальный регистрационный орган вместе с заявлением о госрегистрации по форме № 212, (постановление Правительства РФ) - это специальная форма для некоммерческих организаций.

Что содержит форма

В нее вносятся данные о названии организации и ее правовой форме, юридический адрес. Основанием для присвоения юридического адреса по месту нахождения школы может послужить письмо директора. Он формально имеет право возглавить некоммерческое партнерство в качестве физического лица, но на практике такое случается редко. Хотя закон здесь ничего не запрещает, руководителю учреждения нелегко в данном случае избежать различных домыслов и порицания общественности.

Физические лица (учредители) имеют право создать уставный капитал путем вложения определенной суммы. За регистрацию потребуется оплатить госпошлину.

Собрав весь необходимый пакет, его сдают в регистрационный орган, удобнее всего сразу после этого подать заявление о переходе на "упрощенку". Чем это выгодно? При отсутствии предпринимательской деятельности налог будет равен нулю, так как при "упрощенке" членские взносы, которые получают некоммерческие организации, не относятся к Потребуется лишь формальная подача ежеквартального отчета в налоговую инспекцию.

Что еще нужно?

Потребуется зарегистрироваться в Пенсионном фонде, оформить социальное страхование, открыть в банке расчетный счет, куда будут перечисляться благотворительные пожертвования.

Теоретически попечительский совет школы может организовать ООО и оформить его как В этом случае деятельностью ее станет оказание образовательных услуг либо ученическое производство. Тогда придется выплачивать все положенные по закону налоги и вести соответствующую отчетность. На практике этот путь гораздо более долгий и хлопотный, поэтому встречается он гораздо реже.

Что такое Попечительский Совет?

Зачем нужен Попечительский Совет в школе?

Основными целями Попечительского совета школы являются:

  • консультационная поддержка по финансовым, экономическим, юридическим и хозяйственно-строительным вопросам;
  • участие в создании и реализации финансово-хозяйственной программы развития школы;
  • привлечение благотворительных средств для обеспечения достойных условий для реализации образовательного процесса.

На что конкретно могут быть использованы финансовые средства?

Внебюджетные средства используются на:
  • совершенствования материально-технической базы школы (благоустройство и оснащение помещений, территории и т.д.);
  • организации спортивно-массовых, культурно-досуговых и туристско-эксурсионных мероприятий;
  • обеспечения безопасности учащихся и сотрудников школы;
  • поощрение отдельных учащихся и классов за успехи в учебе, спортивной и общественной жизни школы;
  • оплата других статей затрат, не предусмотренных бюджетным финансированием.

Почему Попечительский Совет нужен именно Вам и Вашему ребенку?

Благодаря работе Попечительского Совета улучшается качество деятельности школы, а значит, и качество жизни Вашего ребенка в ней. Повышается не только комфорт и безопасность учреждения, но и качество самого образовательного процесса.

Кто входит в состав Попечительского Совета?

  • В состав Попечительского совета могут входить: родители учащихся, учащиеся, педагогические работники школы, представители иных организаций образования, органов управления, спонсоры. Для управления текущей деятельностью Попечительского совета избирается Правление.
  • Руководителем Попечительского совета является его председатель, избираемый на заседании Попечительского совета. Председатель действует от имени Попечительского совета без специальных полномочий, представляет его перед школой, государственными органами и другими организациями. Председатель организует работу Попечительского совета и обеспечивает его деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Попечительским советом избирается заместитель председателя и секретарь Попечительского совета (отвечает за ведение делопроизводства).

Каковы полномочия Попечительского Совета?

Попечительский Совет определяет порядок использования поступивших средств. Председатель Попечительского Совета подписывает все необходимые документы и несет ответственность за принятый порядок использования благотворительных средств. По итогам отчетного периода Попечительский Совет предоставляет информацию о использовании финансовых средств всем родителям и сотрудникам школы.

Попечительский Совет имеет право:

  • Получать информацию о деятельности школы от ее руководителя, а при необходимости - его заместителей, педагогических работников;
  • Вносить предложения администрации школы по созданию оптимальных условий для обучения и воспитания обучающихся в школе, в том числе по укреплению их здоровья и организации питания; рассматривать другие вопросы, отнесенные к компетенции Попечительского Совета уставом образовательного учреждения;
  • Осуществлять контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды школы.

Как пополняется фонд Попечительского совета школы?

На какой счет можно перечислить благотворительный взнос?

Банковские реквизиты для оплаты попечительских взносов: расчетный счет благотворительный в формате

IBAN - BY25AKBB36422140000581300000 в ЦБУ № 107 г. Ганцевичи филиала № 802 ОАО "АСБ Беларусбанк" г. Барановичи, УНП 200098105, ОКПО 21499531000

Какую еще помощь вы можете оказать школе?

Любой подарок школе (проектор, компьютер, мебель) обязательно ставится на баланс школы.

Разное

  • Информация о работе Попечительского совета и обороте денежных средств - ГЛАСНАЯ , Вы можете с ней быть ознакомлены в любое время в школе и на школьном сайте.
  • Советы и предложения по улучшению работы нашей общей общественной организации и школы - ПРИВЕТСТВУЮТСЯ.

* * *

В случае, если Вы не являетесь родителем учащегося нашей школы и решили оказать благотворительную и финансовую поддержку школе, просим предварительно связаться с председателем Попечительского совета или администрацией школы по телефону:

8 016 46 - 6-88-13, 6 -86-51

Благодарим за понимание и активное участие в школьной жизни всех НАШИХ детей!

Кто в школе главный известно даже первоклашкам. Конечно, директор. Он - стратег и тактик, на его плечах решение множества организационных вопросов, в том числе - постоянные поиски источников финансирования...

Но разве может один человек быть в ответе за все и всех? Вопрос спорный. Однако, даже самому крепкому администратору не помешают добровольные помощники. Тем более, когда дело касается денег, материальной ответственности. Тот же директор имеет право расходовать лишь бюджетные средства. Но их не хватает на элементарные вещи! Выручает спонсорство, благотворительность. Но тут - темный лес с оформлением, налогами, законностью проведения "сделок"... Здесь и пригодятся помощники - общественные организации, члены Попечительского совета школы.

В прошлом в попечительские советы гимназий и лицеев входили "сильные мира сего" - представители купеческого сословия, дворяне, губернаторы и чиновники высшего ранга. У них была реальная возможность влиять на происходящее в "подшефных заведениях". И содействовали они не только материально - следили за качеством образования, поощряли одаренных детей, привлекали внимание общественности к учебным проблемам.

А что сейчас? Увы, ситуация не такая безоблачная. Крупные организации, серьезные спонсоры, известные деятели обычным школам помогают "со скрипом", финансируют среднее образование вяло. И причина не в том, что не хотят - слишком много нужно преодолеть на этом пути бюрократических препон, формальностей! Купить стулья, парты в классы - и то проблема. Предприниматели ждут, пока будут приняты целевые программы помощи - с льготным налогообложением, продуманной правовой основой. С другой стороны, сами директора школ, администрация часть полномочий общественным советам уступать не спешат. Вот и выходит на деле: попечительские советы превращаются в раздутый родительский комитет, основная цель которого - сбор денег.

Поможем материально

По данным фонда "Общественное мнение", 67% родителей готовы потратить на образование детей серьезные средства. При этом различные суммы регулярно тратит на "школьные нужды" около 90% семей учеников!

Несакционированные поборы - "головная боль" большинства пап и мам. Так, в мае несколько директоров школ и заведующих детских садов были сняты с должностей за систематическое получение взяток. Многие любители "легких" родительских денег получили предупреждения и строгие выговоры.

Но если взносы за поступление в школу или перевод из класса в класс запрещены категорически, то что делать с легализованными сборами - за услуги охранного агентства, "тревожную кнопку", дополнительные занятия? Департамент образования не преклонен: наличные деньги в школе ходить не должны. Во-первых, оборот наличности затрудняет налогообложение. Во-вторых, велик шанс, что часть средств "осядет" по дороге в чьих-нибудь карманах.

Варианты решения проблемы существуют - проводить все платежи через специально созданный фонд или попечительский совет.

Татьяна, мама первоклассника :
"Перед началом учебы провели собрание. Главный вопрос - сбор денег. Раньше было просто: сложились "по рублю", определили, что нужно купить, сдали сумму педагогу - проблемы решены. А сейчас? Средства можно перечислять лишь "безналом" на счет образовательного фонда. Кто поручится, что они пойдут именно на ремонт нашего 1 "В" класса, а не на другое дело?"

Такой вопрос не возник бы, будь в этой школе Попечительский совет.

Простой пример - в школе не хватает компьютеров и учебных пособий по математике или русскому языку. Бюджетными средствами в этом году подобные траты не предусмотрены. Принимается решение: собрать некую сумму денег на школьные нужды. Но денег хватает только на что-то одно - либо на приобретение пособий, либо - компьютеров. Когда в учебном заведении действует попечительский совет, вопрос решается с учетом его мнения. Если же это делает администрация, чиновники, то родителей просто ставят перед фактом.

Что дает мамам и папам создание подобного органа? В первую очередь, гарантию, что средства не будут тратиться бесконтрольно. Он принимает решения, куда конкретно направить деньги, какую сумму.

"Одна из основных задач попечителей - привлекать и распределять дополнительные финансы для образовательных целей. Ключевые слова здесь - "привлекать и распределять" - считает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В. Гаврилов.

Влияем на учебный процесс

Тесное сотрудничество попечительского совета со школьной администрацией не только по финансовым, но по многим другим вопросам, партнерство и полное взаимопонимание!.. Звучит заманчиво, но пока только звучит. Так должно быть. В идеале. На деле же педагоги не хотят подпускать "посторонних" к учебному процессу. Они готовы принимать материальную помощь, но не более: "Мы лучше знаем, чему и как учить своих учеников".

Подобная позиция лишь укрепляет веру родителей: "Ну, конечно, школу не волнует ничего, кроме поборов!" Тупиковая складывается ситуация, ведь обе стороны по-своему правы...

Но выход из нее есть. Необходимо четко, детально определить полномочия попечительского совета, закрепить их юридически.

Во-первых, Попечительский совет должен быть зарегистрирован как автономная от школы организация. Даже если представители школы против, стоит настоять и убедить. Если совет является лишь одним из подразделений школы, он недостаточно самостоятелен. Фактически зависит от администрации. Находится в подчиненном положении.

Во-вторых, все спорные моменты, права и обязанности совета нужно запротоколировать в уставе школы и положении о создании попечительского совета. Между учебным заведением и попечительским советом заключается договор о сотрудничестве.

Устав разрабатывается совместно администрацией и представителями родительского сообщества. В некоторых особо "продвинутых" школах в процесс вовлекаются сами ученики.

Родители, которые не входят в состав попечительского совета, имеют право в любой момент обратиться к его представителям за разъяснениями, помощью или поддержкой. Рассматриваются все поступающие предложения. С самыми интересными знакомят директора школы.

Что может попечительский совет с "расширенными" полномочиями?

  • Контролировать целевое использование средств внебюджетного характера. Пример: с учеников были собраны деньги на озеленение школьных помещений. Попечительский совет имеет право потребовать предоставления чеков из магазинов, пересчитать количество купленных растений.
  • Получать информацию от администрации школы о соблюдении финансовой дисциплины, выполнении государственной программы. Вы можете поинтересоваться не только судьбой собранных вами денег, но и тем, как израсходованы выделенные бюджетные средства.
  • Вносить предложения в план работы школы. То есть, посоветовать педагогу и директору обратить внимание на ту или иную учебную программу. Но окончательное решение - принадлежит не вам.
  • Организовывать разъяснительную работу среди населения, в целях привлечения средств для небюджетного финансирования школы. Сумеете привлечь в качестве спонсора местный завод, магазин или рынок - уменьшатся размеры взносов с родителей.

Вместо резюме

Попечительское движение только начинает шествие по стране. Школы признают - общественные организации нужны. Не возражают и родители. Однако те и другие первый ход делать не спешат. Мамы и папы не до конца понимают преимущества Советов. Администрации школ справедливо полагают, что искусственное насаждение системы попечительства может быть воспринято в штыки, как еще один способ легального вымогания денег.

Государственные чиновники в прогнозах осторожны: чтобы Попечительские советы снова прижились в России, должно пройти время. Начальные пять -десять лет - пробные. Не удивительно, что первый, второй и даже третий блин могут выйти комом.

Окажется ли ваша школа в числе новаторов или выберет политику выжидания - решать только вам.

Решение принято. Группа энтузиастов решила создать Попечительский совет.

Идеальный вариант - проконсультироваться с юристом, который поможет составить все необходимые бумаги.

Хотите быть самостоятельными во всем? Положение о попечительском совете должно содержать следующие пункты:

  • Общие положения. (Задача этого пункта - объяснить значения используемых понятий);
  • Порядок создания Совета (Должен содержать ответы на вопросы: Насколько часто избирается Попечительский совет? Кто и как может вступить в него?)
  • Цели Попечительского совета (Глобально. Например, защита прав школьников, обеспечение представления интересов школы в органах государственной власти и т.д.);
  • Задачи совета (конкретные дела - привлечение средств, совершенствование материально-технической базы, контроль за финансовыми потоками и.т.д.):
  • Права и обязанности (Что обязан делать совет? На какие шаги в отношении администрации и школы, и в целом, он имеет право?).
  • Организационные моменты (Как часто будут проходить заседания Совета, кто является Председателем Совета Попечителей, как оформляется делопроизводство и т.п.).

Тонкий момент

Не путайте два совета - Совет школы и Попечительский совет. Первый состоит из представителей администрации, родителей и учеников в равных долях и решает общественные и административные вопросы.

Записная книжка родителя

На вопросы родителей отвечает руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы А.В. Гаврилов.

Я хотела бы иметь возможность общаться с классным руководителем моих детей, преподавателями школы, видеть, в каких условиях занимаются дети. Но в школу, после усиления мер по безопасности, никого не пускают, в учительскую запрещают звонить. Есть ли приказ, ограничивающий доступ родителей в школу? Имею ли я законные основания настоять на своем?

Конечно, запрет звонить в учительскую - это крайность, такого быть не должно. Родитель вправе посетить школу, предварительно договорившись о встрече по телефону или через ребенка. Если вам систематически отказывают, обращайтесь к директору, затем - в окружное управление образования.