Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

» » Презентация горький старуха изергиль история создания. Презентация на тему ""Старуха Изергиль" М. Горький - анализ ". Композиция произведения-рассказ с обрамлением

Презентация горький старуха изергиль история создания. Презентация на тему ""Старуха Изергиль" М. Горький - анализ ". Композиция произведения-рассказ с обрамлением

Cлайд 1

Романтический рассказ «Старуха Изергиль» написан в 1895. В канву этого произведения вплетены легенды о гордом и жестоком юноше Ларре, отвергнутым даже самой смертью, и благородном Данко, вырвавшем из собственной груди сердце во имя спасения других людей. Романтизм – направление в искусстве конца XVIII-XIXвв., возникшее в противовес классицизму. Романтикам свойственны неприятие действительности, стремление уйти в ирреальный мир, созданный воображением автора, крайний индивидуализм.

Cлайд 2

Cлайд 3

Библейские мотивы Консерватизм сознания КОНСЕРВАТОР (от лат. conservator - охранитель), 1) приверженец консервативных взглядов, противник прогресса и преобразований. 2) В Великобритании и ряде других государств член Консервативной партии. Разочарование ПРОРОКИ – такие святые люди, которые, по внушению Святого Духа, прорекали (т.е. предсказывали) будущее, особенно о Спасителе; возвещали волю Божию, учили людей истинной вере и благочестию, творили разные знамения и чудеса.

Cлайд 4

Бегство Моисея Моисей вырос при царском дворе, но он знал, что он еврей и любил свой народ. Однажды он заступился за еврея, которого немилосердно бил надсмотрщик, и убил египтянина. Об этом стало известно и Моисею пришлось бежать в другую страну. Призвание Моисея Однажды Моисей пас стада у горы Хорив. Там он увидел терновый куст, который горел и не сгорал. Так (в виде огненного куста) Бог явился Моисею и повелел вывести народ еврейский из Египта. При этом Бог дал Моисею силу творить чудеса. А так как Моисей был косноязычен (т.е. заикался), Господь дал ему в помощь брата его Аарона, чтобы он говорил вместо него. Детство Моисея В то время двум благочестивым людям Господь даровал мальчика. Три месяца мать прятала его от египтян. А потом она сплела корзинку, просмолила и спрятала в камышах. Сестра мальчика осталась присматривать за ним. Младенца нашла дочь фараона, которая пришла искупаться. Она пожалела ребенка, велела вскормить мальчика, а когда он вырастит, привести его во дворец. Теперь никто не мог причинить зла ребенку. Так Господь спас младенца. Когда мальчик подрос, мать привела его к царевне. Царевна взяла его к себе, любила и воспитывала как сына. Она назвала его Моисей, что значит: вынутый из воды.

Cлайд 5

Моисей и Аарон передали сначала волю Божию старейшинам народа израильского, а потом пошли к фараону и от имени Божия потребовали, чтобы он отпустил евреев. Но фараон разгневался и велел еще сильнее угнетать евреев. Тогда Моисей, по повелению Божию, навел на египтян 10 казней, то есть великих бедствий, чтобы фараон отпустил еврейский народ. Эти бедствия не касались евреев. После десятой казни фараон отпустил евреев.

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

В чём сходство сюжетов библейской истории и легенды о Данко? Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? Моисей и Данко действуют в сходных обстоятельствах- выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. В том и в другом случае путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются с потерей веры людей в своё спасение. Моисей во всём опирается на помощь Бога, потому что исполняет Его волю. Господь вмешивается, когда видит, что люди его ослушались: наказывает израильтян, только после испытаний выводит на путь к обещанной земле обетованной. Данко сам вызывается спасти людей, ему никто не помогает, он сам сумел сплотить и повести дальше охваченных злобой людей.

Cлайд 9

Значение сюжетных несовпадений легенд. Найти в рассказе Горького объяснение главной причины, почему сильные люди «не могли пойти биться насмерть» с врагами. Насколько правы люди в стремлении сохранить «заветы» даже ценой отказа от воли. Рассматривалась ли возможность идти вперёд? Люди консервативны, оправдывают свою нерешительность и безответственность перед поколениями тем, что они вынуждены бездействовать ради сохранения для них «заветов». Как в пути складывались отношения между Данко и толпой? Почему люди «посмотрели на него и увидели, что он лучший из них»? Почему они «стали роптать на Данко»? Почему люди в «гневе обрушились на Данко»? Какие чувства испытывает Данко к людям? Как проявляют себя люди по отношению к герою?

Cлайд 10

Настроение толпы объясняется порывом, желанием снять ответственность с себя, слепая вера в то, что Данко один справится с возможными трудностями. В раздражении толпа, ранее поклонявшаяся Данко, теперь разочарована. Им кажется, что он даже в чём-то уступает многим(«молодой и неопытный»). Данко, «который шёл впереди их»,вызывал раздражение, так как «стыдно было сознаться в бессилии». И снова люди лгут себе: «стали они упрекать его в неумении управлять ими». Данко: «вы только шли», «вы шли, как стадо овец», «в его сердце вскипело негодование», «но от жалости к людям оно погасло», «вспыхнуло огнём желания спасти их». Данко сумел усмирить свою гордыню. Чувство любви к миру и людям в нём победило. Он умирает счастливым, с сознанием выполненного долга, с чистой совестью. «радостные и полные надежд…не заметили смерти…»Данко, не осознали, какой ценой смельчак добился того, что они пришли «на свободную землю». Они ещё переживают свои испытания в пути, в них ещё живы прежние страхи. Поэтому «один осторожный человек…наступает на гордое сердце ногой…» Но со временем народ воздаёт должное своим героям: «голубые искры» памяти о них живут в его сознании вечно.

«Старуха Изергиль»

Ранние рассказы Горького относятся к началу 90-х годов XIX века - времени, когда Бунин и Чехов в своих произведениях придерживались предельной реалистичности. Однако Горький считал, что необходимо искать новые пути развития литературы:

«Задача литературы - запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни самое лучшее, самое святое и что кроме него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, бог - частица его разума и сердца…».


«Старуха Изергиль»

Герои его романтических рассказов - исключительные люди, «с солнцем в крови». Люди, способные противостоять большинству, не желающему ничего знать о подлинном предназначении человека. Они горды, свободны и, чаще всего, красивы. Та мораль, по которой живет серая людская масса, не для них, она ограничивает, загоняет в рамки этих сверхлюдей.


«Старуха Изергиль»

Романтика ранних рассказов Горького не уводит от жизни, а зовет к действию. Данко, старуха Изергиль, Ларра - герои активные, способные подняться над остальным миром. Им противопоставлены люди, которые пытаются смирить, заставить служить собственным интересам. Мир произведений разграничен на свет и тьму, что важно при оценке героев: после Ларры остается тень, после Данко - искры. Горький явно отдает предпочтение людям, не связанным с внешним миром. Человек, одержимый мечтой, Человек с большой буквы гораздо интереснее для писателя.


«Старуха Изергиль»

Герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается, впрочем, как и наоборот. Одиночество этого героя - типичное, естественное состояние для него. Герои находят себе равное начало лишь в общении со стихией, с миром природы. Поэтому огромно значение пейзажа: «…И стало тогда в лесу так темно, словно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем, и исчезали так же быстро, как и являлись…»

«…Сердце Данко пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота…»


«Старуха Изергиль»

Характеры героев показаны на пределе: Ларра - крайний индивидуализм, Данко - крайнее самопожертвование.

Индивидуализм Ларры объяснен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли.

Исключительность Данко Изергиль объясняет его красотой:

«…Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы…

В очах его светилось много силы и живого огня…»


«Старуха Изергиль»

Несмотря на явную противоположность образов, в них есть общее - оба они являются людьми одного и того же мира - мира Изергиль, и оба противопоставлены обществу, один отвергает людей из презрения к ним, другой - сам попадает в положение отвергнутого. Автор и восхищается этими людьми, их силой и красотой, и в то же время он не согласен с их позицией. Изергиль рассказывает легенды, которые обрамляют ее жизнь, с одной стороны представляя высшую любовь к жизни, с другой - высшее презрение. Вся ее жизнь посвящена любви, но Изергиль уже забыла тех, кто еще совсем недавно занимал ее воображение.


«Старуха Изергиль»

Ее равнодушие к тем, кому она отдавала свою любовь, поражает. Осуждая Ларру, Изергиль думает, что жизнь ее похожа на жизнь Данко, однако через портреты героев мы видим обратное: «…Он уже стал теперь как тень - пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, ветер распылил их…», - говорит о Ларре Изергиль, но почти те же черты видятся повествователю в ней самой.


«Старуха Изергиль»

Романтическая позиция героини при всей ее красоте в молодости и возвышенности отрицается повествователем.

Горький понимает, что человек «в отсутствии Бога» страдает или вырождается в животное. Страдание он ненавидел, а животное состояние считал недостойным образа человека. Поэтому на рубеже веков Горький задается целью сначала найти, а затем построить Бога.







Произведения М.Горького Рассказы «Макар Чудра» (1892) «Старуха Изергиль» (1895) «Челкаш» (1895) Романы «Фома Гордеев» (1899) «Дело Артамоновых» (1925) «Жизнь Клима Самгина» () Пьесы «Мещане» (1901) «На дне» (1902) «Дачники» (1904) Повести «Детство», «В людях», «Мои университеты» ()


Что такое романтизм? Романтизм – направление в литературе, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом.




ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и - тучи слышат радость в смелом крике птицы. В этом крике - жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике. Чайки стонут перед бурей,- стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.


ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ И гагары тоже стонут,- им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает. Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах... Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем! Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому. Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.


ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает. Вот он носится, как демон,- гордый, черный демон бури,- и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает! В гневе грома,- чуткий демон,- он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца,- нет, не скроют! Ветер воет... Гром грохочет... Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний!


ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ - Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы: - Пусть сильнее грянет буря!.. Задание: Устно докажите, что «Песня о Буревестнике» - романтическое произведение. Выстраивая доказательство, опирайтесь на черты романтизма.


Черты романтизма 1) Герой неудовлетворен действительностью, стремится к другой жизни. Отсюда романтизм отвергает повседневность и устремляется в прошлое или в экзотическую обстановку. 2) Герои - яркие, исключительные личности, попадающие в неожиданные обстоятельства. 3) Пейзаж лишен полутонов, основан на ярких красках, выражает красоту и исключительность стихии. Пейзаж одушевляется. 4) Своеобразие лексики, синтаксиса, изобразительных средств: эпитеты, гиперболические сравнения, олицетворения, высокоторжественная лексика и синтаксис, свойственный обычно сказочно-легендарным жанрам устной народной поэзии.






Легенда о Моисее Царь египетский раскаялся, что отпустил израильтян, велел запрягать все колесницы и отправился вместе с войском в погоню. Он настиг потомков Иакова на берегу Чермного моря. Те, увидев египтян, испугались. Они взмолились к Господу. И двинулся тогда столп облачный, и встал между станом египетским и станом израильским; и был облаком и мраком для одних, и освещал ночь для других. Бог сказал Моисею: - Подними жезл твой и простри руку на море. Моисей исполнил веление Господа. Тогда воды расступились, и прошли израильтяне по дну морскому, как по суше. Бросились египтяне вслед за ними. Вышли они на середину моря, и тут Господь говорит Моисею: - Простри руку твою на море, и да обратятся воды на египтян. Моисей повиновался. И вернулись воды морские на место свое и поглотили все египетское войско в своей пучине. Так Господь избавил израильтян от преследователей. И поняли сыны Израилевы силу Господа и поверили Ему и Моисею.


Легенда о Данко. Художник Г. Пейда Легенда о Данко. Художник Б. Дехтерев Данко. Шкатулка. Палехский художник Д. Буторин. 1934


Какие чувства испытывал Данко к людям? Слова Данко: Вы только шли и не умели сохранить силы... Вы только шли, шли, как стадо овец! Чувства Данко:...в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что может быть, без него они погибнут. упрек в безволии...сердце вспыхнуло огнем желания спасти их...




Горячее сердце Данко "- Что сделаю я для людей?!" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. "Оно пылало так ярко, как солнце, ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди, изумленные, стали как камни. "- Идем!" - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. "Они бросились за ним, очарованные..."


Контрастконтраст Роль пейзажа в произведении на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть как змеи протянулись всюду корни великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни тьма... дрожащая, пала в гнилой зев болота Гроза была там, сзади них, над лесом люди окунулись в море солнечного света и чистого воздуха тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река


Обратимся к финалу Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...




Посмотрим на героиню с точки зрения рассказчика 1)Обратите внимание на портрет героини. Найдите общее с портретом Ларры. 2)О любви должна бы говорить молодая женщина, а перед нами старуха. Как в ее портрете нагнетаются антиэстетические черты? 3)Старуха посвятила всю свою жизнь любви. Можно ли сравнить ее чувства с чувствами Данко?


Подведем итоги: Каковы черты романтизма в рассказе М.Горького? Особенность героев Горького – гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни.



Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Романтизм в творчестве М.Горького. Анализ рассказа "Старуха Изергиль "

Если только для себя, то зачем ты? М. Горький

Романтизм Возник в начале IX века и постепенно был вытеснен реализмом. Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью,изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Композиция рассказа «Старуха Изергиль » Первая часть – легенда о Ларре Вторая часть – Жизнь Изергиль Третья часть – Легенда о Данко

Легенда о Ларре

Экспозиция (литературоведение) - часть произведения, которая рассказывает о действующих лицах и действиях (предшествует и запускает начало развёртывания единиц структуры произведения)

Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь) Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла? Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут? В чем суть конфликта людей и Ларры? «Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Прокомментируйте с точки зрения смысла легенды, с точки зрения горьковского ницшеанства. В чем трагедия бессмертия Ларры?

Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре. Гордость – Чувство собственного достоинства, самоуважения. Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе. Гордыня - непомерная гордость.

Легенда о Данко

Портретная характеристика, детали и их функции. Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры? Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном и том же значении употреблен эпитет или нет?

Жизнь Изергиль

Герой Данко Антигерой Ларра Старуха Изергиль Позиция героини Позиция автора

Что же было в основе ее жизни: желание любви и желание свободы? Чему была посвящена жизнь Изергиль? Почему? Можно ли Изергиль назвать сильной личностью? На что обречена Изергиль в конце жизни?

Домашнее задание Рассмотреть историю создания пьесы А М Горького “На дне”; жанр произведения, конфликт.


Слайд 1

На этом уроке мы познакомимся с произведением М.Горького «Старуха Изергиль», которое относится к периоду его раннего творчества. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.

Слайд 2

Ранние рассказы Горького относятся к началу 90-х годов XIX века - времени, когда Бунин и Чехов в своих произведениях придерживались предельной реалистичности. Однако Горький считал, что необходимо искать новые пути развития литературы: «Задача литературы - запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни самое лучшее, самое святое и что кроме него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, бог - частица его разума и сердца…».

«Старуха Изергиль»

Слайд 3

Герои его романтических рассказов - исключительные люди, «с солнцем в крови». Люди, способные противостоять большинству, не желающему ничего знать о подлинном предназначении человека. Они горды, свободны и, чаще всего, красивы. Та мораль, по которой живет серая людская масса, не для них, она ограничивает, загоняет в рамки этих сверхлюдей.

Слайд 4

Романтика ранних рассказов Горького не уводит от жизни, а зовет к действию. Данко, старуха Изергиль, Ларра - герои активные, способные подняться над остальным миром. Им противопоставлены люди, которые пытаются смирить, заставить служить собственным интересам. Мир произведений разграничен на свет и тьму, что важно при оценке героев: после Ларры остается тень, после Данко - искры. Горький явно отдает предпочтение людям, не связанным с внешним миром. Человек, одержимый мечтой, Человек с большой буквы гораздо интереснее для писателя.

Слайд 5

Герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается, впрочем, как и наоборот. Одиночество этого героя - типичное, естественное состояние для него. Герои находят себе равное начало лишь в общении со стихией, с миром природы. Поэтому огромно значение пейзажа: «…И стало тогда в лесу так темно, словно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем, и исчезали так же быстро, как и являлись…» «…Сердце Данко пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота…»

Слайд 6

Характеры героев показаны на пределе: Ларра - крайний индивидуализм, Данко - крайнее самопожертвование. Индивидуализм Ларры объяснен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Исключительность Данко Изергиль объясняет его красотой: «…Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы… …В очах его светилось много силы и живого огня…»

Слайд 7

Несмотря на явную противоположность образов, в них есть общее - оба они являются людьми одного и того же мира - мира Изергиль, и оба противопоставлены обществу, один отвергает людей из презрения к ним, другой - сам попадает в положение отвергнутого. Автор и восхищается этими людьми, их силой и красотой, и в то же время он не согласен с их позицией. Изергиль рассказывает легенды, которые обрамляют ее жизнь, с одной стороны представляя высшую любовь к жизни, с другой - высшее презрение. Вся ее жизнь посвящена любви, но Изергиль уже забыла тех, кто еще совсем недавно занимал ее воображение.

Слайд 8

Ее равнодушие к тем, кому она отдавала свою любовь, поражает. Осуждая Ларру, Изергиль думает, что жизнь ее похожа на жизнь Данко, однако через портреты героев мы видим обратное: «…Он уже стал теперь как тень - пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, ветер распылил их…», - говорит о Ларре Изергиль, но почти те же черты видятся повествователю в ней самой.

Слайд 9

Романтическая позиция героини при всей ее красоте в молодости и возвышенности отрицается повествователем. Горький понимает, что человек «в отсутствии Бога» страдает или вырождается в животное. Страдание он ненавидел, а животное состояние считал недостойным образа человека. Поэтому на рубеже веков Горький задается целью сначала найти, а затем построить Бога.