Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов общественного питания.
Производство кулинарной продукции на современном предприятии сложный технологический процесс, который состоит из ряда последовательных операций по обработке продуктов, приготовлению блюд и кулинарных изделий. Удовлетворение потребностей общества в высококачественных и разнообразных продуктах питания, повышение культуры их потребления за счет совершенствования технологии производства, улучшения качества готовой продукции во многом зависит от мастерства поваров, от того какими профессиональными компетенциями они обладают.
В научной литературе выделены следующие существенные признаки компетенций:
Понятие «компетенция» относится к области умений, а не знаний. «Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится не к знаниям ни навыкам; Быть компетентным – не означает быть ученым или образованным».
Профессиональные качества специалиста очень важны. Они формируют у будущего специалиста положительное отношение к своей профессии и людям с которыми он работает. Стремление к личностному росту, профессиональному совершенствованию, позволяет решать те производственные задачи, которые ставит перед ним работодатель:
социальные, определяющие его взаимодействие с другими людьми;
информационные, связанные с получением и обработкой информации;
расчетные, связанные с умением решать профессиональные задачи;
эксплутационные;
управленческие, организационные;
конструкторские;
проектировочные;
экономические, включающие поведение на рынке труда.
Компетенции формируются в результате осознанной деятельности. Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых. Для того чтобы научить работать, нужно работать.
Профессиональная компетенция - емкое понятие, включающее не только профессиональные способности и умения (трудовая функция в рамках должности, профессии, специальности, квалификации), но и способность самостоятельно действовать в новых ситуациях при решении профессиональных проблем.
В нашем случае будущий специалист общественного питания должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе учёбы, должен быть готов к выполнению производственно технологической, организационно-управленческой, контрольно-технологической, опытно - экспериментальной деятельности; также должен владеть теоретическими основами и профессиональными компетенциями, такими как:
Механическая кулинарная обработка продуктов; основные приемы;
Приемы тепловой кулинарной обработки продуктов;
Технология приготовления супов, соусов, блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, овощей, рыбы и морепродуктов, мяса, мясных продуктов, сельскохозяйственной птицы;
Технология приготовления и отпуска блюд из яиц и творога, холодных блюд и закусок из рыбы, мяса и других продуктов, бутербродов, сладких блюд и горячих напитков;
Рецептуры, требования к качеству, условия и сроки хранения;
Технология приготовления мучных кондитерских изделий;
Технология приготовления полуфабрикатов;
Замес теста и способы его разрыхления;
Технологию приготовления дрожжевого и бездрожжевого теста, полуфабрикатов и изделий из них;
Способы украшения пирожных и тортов.
Владеть практическими основами профессиональной деятельности, а именно:
Вести технологический процесс механической кулинарной обработки сырья;
Готовить блюда и кулинарные изделия;
Выполнять комплектацию блюд и раздачу блюд массового спроса;
Определять качество приготовляемой пищи, предупреждать и устранять возможные ее недостатки;
Подготавливать кондитерское сырье к производству;
Приготавливать различные виды начинок, сиропов, помады, кремов, фаршей;
Вести технологический процесс приготовления различных видов теста, полуфабрикатов и изделий из них;
Украшать кондитерские изделия;
Вырабатывать штучные кондитерские изделия, пирожные и торты.
Ко всему этому мы должны:
Понимать социальное и экономическое значение предприятий общественного питания;
- знать правила хранения продуктов, режимы их обработки, нормы, соотношения и последовательность закладки продуктов, рецепты блюд, правила эксплуатации оборудования, санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, физиологию питания, основы лечебной и диетической кулинарии;
Уметь обрабатывать различные продукты, приготавливать блюда в соответствии с рецептами, использовать специальное оборудование; составлять основные технологические карты блюд, составлять калькуляцию;
- иметь навыки использования методов применения профессиональных компетенций на практике;
- Для нашей деятельности необходимы тонкое цветоразличение, хорошая зрительно-двигательная координация (на уровне движений рук). Должны быть физически выносливыми, иметь хорошую долговременную память, объемный и линейный глазомер, уметь концентрировать внимание. Нужно тонкое чувство времени, высокая чувствительность к оттенкам запаха и вкуса, воспроизводящее воображение (способность глядя на рецепт, представить внешний вид и вкус блюда), нужно быть ответственным и честным.
Перечисленные компетенции формируются в ходе теоретической и практической подготовки в колледже. К первому этапу можно отнести учебные и лабораторно-практические занятия, на которых мы изучаем не только технологию приготовления различных блюд и полуфабрикатов, но и проводим калькуляцию блюд, составляем меню, составляем технологические карты, учимся правильно сервировать стол. В лаборатории колледжа есть возможность заниматься приготовлением холодных и горячих блюд из мяса, рыбы, птицы, молочных продуктов, овощей, фруктов. Мы получаем практические навыки от подготовки продуктов к приготовлению до получения готового блюда.
Раннее, до поступления в колледж на данную специальность т.е. «Повар, кондитер, калькулятор», мы ничего не знали об этой профессии и не представляли как будет интересно и полезно нам в общественном питании в дальнейшей жизни. Но для дальнейшего развития в данном направлении, для того чтобы стать квалифицированным работником нам необходимо сформировать в себе профессиональные компетенции будущего специалиста общественного питания. Ведь формирование профессиональных компетенций у студентов - одна из актуальных проблем в настоящее время.
Овладение компетенциями позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. Они обеспечивают гибкое поведение специалиста на рынке труда.
К следующему этапу формирования профессиональных компетенций можно отнести производственную практику, в ходе которой появляется возможность не только наблюдать за организацией рабочего процесса в организациях общественного питания, но и закреплять профессиональные умения на производстве. На личном примере я могу рассказать о значимости производственной практики, с 13.10.2014г по 20.11.2014г. мы проходили производственную практику на предприятиях общественного питания. Нас ознакомили с правилами и техникой безопасности на предприятии, также ознакомили со структурой предприятия и с должностными обязанностями специалиста общественного питания на предприятии . Я овладел необходимыми профессиональными компетенциями, закрепил свои теоретические знания и умения с производственного обучения. Я учавствовал в приготовлении различных блюд. Практика оставила у меня только хорошие впечатления. Коллектив нас принял доброжелательно, ответили на все вопросы. Практика дала мне общие представления о будущей профессии, и повысила интерес к учебе. Получено много ценной и полезной информации, которая несомненно окажет большое влияние в моей дальнейшей профессиональной деятельности . Мною был проведен небольшой социологический опрос студентов колледжа и сотрудников базовых организаций общественного питания в ходе которого выяснилось, что представители данной профессии очень востребованы на рынке труда
Еще одним этапом формирования профессиональных компетенций и мотивацией для нас может стать участие на профессиональных фестивалях и конкурсах, посещение мастер-классов шеф-поваров. Профессионалы своего дела демонстрируют нам особенности приготовления сложных блюд, необыкновенно-красивые способы их оформления. К примеру в период с 12.05.2014г по 20.05.2014г мы присутствовали на мастер-классе, который проводил специалист из Германии для обмена опытом и повышения уровня квалификации наших студентов. После таких конкурсов и мастер-классов у нас появляется еще большее стремление двигаться вперед, совершенствовать свои умения и навыки.
Список использованной литературы.
Чебанная И.А. Теоретические подходы к определению профессиональных компетенций специалистов СПО // Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы. . – Ставрополь: Литера, 2008. – С. 99–103.
Чебанная И.А. Формирование профессиональных компетенций специалиста средствами информационно-коммуникационных технологий // Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы. Матер. 53-й научно-метод. конф. СГУ «Университетская наука – региону» . – Ставрополь: Литера, 2008. – С. 103–105.
Чебанная И.А. Профессиональные компетенции и технологии их формирования в условиях колледжа // Современные образовательные технологии. Матер. Всеросс. научно-практ. конф. – Тверь: ТГТУ, 2008.
Мирсаетова Н. Условия формирования успешности в будущей профессиональной деятельности: статья / Н.Мирсаетова // Среднее профессиональное образование. – 2010. №3. – С. 61
Прокопьев М. Компетентностный подход в образовании: статья / М. Прокопьев // Среднее профессиональное образование. – 2009. – №4. – с. 29.
Начального профессионального образования
«Профессиональный лицей №32»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УМР
Н.В.Артемьева
«____» _____________2012г.
Комплект контрольно-оценочных средств
По профессиональному модулю
ПМ.04. Приготовление блюд из рыбы
(название)
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО
260807.01Повар, кондитер
(код, название)
РАССМОТРЕНО СОСТАВЛЕНО
на заседании методической комиссии преподавателем спецдисциплин
О.А.Ощепковой
от «_____» ___________ 20_____года
Председатель МК
И.В.Азанова
г. Краснокамск
Назначение:
КОМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения профессионального модуля ПМ.04.Приготовление блюд из рыбы по профессии НПО 260807.01Повар, кондитер базовой подготовки
Профессиональные компетенции:
ПК 4.1. Производить обработку рыбы с костным скелетом
ПК 4.2. Производить приготовление или подготовку полуфабрикатов из
Рыбы с костным скелетом
ПК 4.3. Готовить и оформлять простые блюда из рыбы с костным скелетом
Общие компетенции:
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы
ОК.4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК.5.Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК.6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
ОК.7.Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние
Цель:
Инструкция:
согласно заданиям.
1 задание- 20 баллов
2 задание- 30 баллов
Максимум- 50 баллов.
Критерии оценок: «Освоен» -
«Не освоен» -
_____________________________________________________________________________________
Составила: О.А.Ощепкова
Профессиональные компетенции
Часть А. Тестовое задание
Инструкция
Вариант № 1 .
1. По какому показателю мякоть рыбы считается лучше, чем мякоть мяса домашнего животного?
А) по степени усвояемости; б) по химическому составу; в) по минеральному составу.
2. Что происходит с белком рыбы под действием тепловой обработки?
А) разрушается; б) улетучивается с паром; в) переходит в клейкое вещество глютин.
3. Чему способствуют экстрактивные вещества в процессе тепловой обработки, которые переходят в бульон?
А) улучшению цвета; б) повышению калорийности; в) возбуждению аппетита.
4. У какой рыбы перед нарезанием на порции удаляют темную пленку брюшной полости, которая считается ядовитой?
А) окунь; б) маринка; в) ставрида.
5.У каких рыб перед тепловой обработкой снимают кожу?
А)сом, зубатка, угольная, камбала; б) судак, сом, сабля; в) нототения, треска, хек.
Допишите предложения .
6. По своему химическому составу рыба немного уступает мясу домашних животных, а по содержанию ____________________________________________________ она превосходит мясо.
7 . Жир рыбы легко плавится и усваивается организмом человека, а присутствие___________________________________________значительно повышает его ценность.
8. Благодаря присутствию большого количества йода рыбу причисляют к___________________________и_____________________________в питании пожилых людей.
9. Экстрактивные вещества в процессе тепловой обработки переходят в бульон и способствуют _____________________________________________________.
10. Дополните следующую схему недостающими данными.
Допишите предложения.
11. Припускают рыбу, обладающую... . Припускание дает возможность сохранить в рыбе... и ее форму.
12. Порционные куски рыбы заливают... водой, плотно закрывают крышкой, нагревают до кипения и... температуры не ниже 80 °С.
13. Порционные куски отпускают в горячем виде или хранят на мармите в бульоне, закрыв посуду крышкой, не более... мин.
14. Для жарки рыбы используют растительное масло, а также … .
15. За счет чего происходит размягчение рыбы при тепловой обработке?
А) соединительная ткань, состоящая из коллагена, при t = 40 °С свертывается и переходит в глютин, растворимый в воде; б) белки свертываются; в) глютин при охлаждении образует желе.
18. Какие питательные вещества содержатся в рыбе?
А) белки, жиры, углеводы, минеральные вещества; б) белки, жиры, натрий, фосфор, йод, сера, витамины А и D; в) белки, жиры, сахар, витамины С и группы В.
19. Почему рыбу варят и припускают при t= 85... 90°С?
А) порционные куски рыбы сохраняют форму; б) бульоны остаются прозрачными; в) количество эмульгированного жира в бульоне незначительно.
20. С какой целью при варке и припускании рыбы в бульон добавляют сырую морковь, лук, корень петрушки?
А) повышают витаминную активность; б) улучшают вкус и запах; в) улучшают цвет.
Часть Б. Решение ситуационных задач
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Ответьте на вопросы, указанные в задании.
Время выполнения задания – 30 минут.
Задание *
Вы работаете в рыбном цехе. В цех поступил свежезамороженный окунь.
1. В чем особенность обработки рыб, входящих в семейство окуневых?
2. Как разделывают рыбу на филе с кожей?
5. Подберите оборудование и инвентарь для приготовления рыбных полуфабрикатов.
6. Правила т/б при работе в рыбном цехе.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНУЮЩЕГОСЯ .
Цель: Оценить сформированность ПК по модулю
Инструкция: Проанализируйте представленную информацию. Произведите действия
согласно заданиям.
Результаты оформите необходимой документацией указанной в задании.
Всего – 2 части. Часть А – содержит тестовое задание из 20 вопросов.
Часть Б – содержит ситуационную задачу
Задание выполнено верно, если совпадает с модельным ответом.
Критерием освоения данного вида деятельности является не только
правильность, но и время выполнения задания.
1 задание- 20 баллов
2 задание- 30 баллов
Максимум- 50 баллов.
Критерии оценок: «Освоен» - учащийся выполняет задания и набирает от 35 до 50 баллов
«Не освоен» - учащийся выполняет задания и набирает менее 35
________________________________________________________________________________
Составила: О.А.Ощепкова
Профессиональные компетенции
Часть А. Тестовое задание
Инструкция
Внимательно прочитайте задание.
Вам предлагается ответить на 20 вопросов.
В тесте имеются задания на соотнесение, на выбор правильного ответа.
Время выполнения задания – 20 минут.
Вариант № 2 .
Выберите правильный вариант ответа
1. Как используют мелкую рыбу массой до 200 г?
А) порционными кусками (кругляшом); б) целиком; в) разделывают на филе.
2. Как используют рыбу среднего размера массой 1...1,5 кг?
3. Как используют крупную рыбу массой свыше 1,5 кг?
А) целиком; б) кругляшом (порционным куском); в) разделывают на филе.
4.У каких рыб кожу снимают «чулком»?
А) налим, угорь, бельдюга; б) щука, навага, линь; в) камбала, треска, сайда.
5.Какую рыбу перед очисткой от чешуи погружают в кипяток на 20 - 30 с и быстро перекладывают в холодную воду?
А) линь; б) камбала; в) судак.
Допишите предложения.
Способ размораживания | Рыба | Продолжительность размораживания и особенность обработки, потери массы |
На воздухе | Все виды филе, крупная рыба, осетровые, сомовые, нототения и тушки специальной разделки | Не развертывая бумагу. Крупные блоки - 24 ч. Рыбу -4... 10 ч. Потери массы 2 % |
В воде | Чешуйчатая и бесчешуйчатая Мелкая Крупная | |
Комбинированный | Сквама Скумбрия Ставрида Батгерфиш | |
Можно не размораживать | Навага, __________________ __________________ __________________ | Легче обрабатывать, меньше отходов, не деформируются, сохраняют пищевые вещества |
11. Для припускания подготовленную рыбу укладывают в рыбный котел, снабженный решеткой. Звенья и … рыбу закрепляют на решетке.
12. Звенья на решетку кладут кожей.... Рыбу целую - брюшком.... Порционные куски - кожей... или той частью, где была кожа.
13. Для припускания порционные куски рыбы нарезают под углом 30°, чтобы получить плоские, широкие куски, удобные для... в малом количестве жидкости. Бульоны от припускания рыбы процеживают и используют для приготовления соусов при отпуске.
14. Жареная рыба имеет ярко выраженный …, за счет образующейся на поверхности поджаристой корочки.
Выберите правильный вариант ответа.
15. За счет чего при варке и жарке рыбы происходит изменение ее массы и объема?
А) за счет денатурации белков; б) перехода коллагена в глютин; в) уплотнения белков и выделения воды.
16.
На сколько процентов изменяется масса рыбы при тепловой обработке?
а) на 18...20; б) 15...20; в) 20...25.
17. Что улучшается в бульоне за счет экстрактивных веществ, переходящих в него в процессе тепловой обработки?
А) вкус и аромат; б) возбуждение аппетита; в) цвет бульона.
18. Каким образом изменяется качество рыбы в результате ее тепловой обработки?
А) возрастает усвояемость рыбы; б) погибают бактерии; в) ухудшается цвет рыбы.
19. За счет чего происходит изменение массы и объема рыбы?
А) жир частично теряется; б) белки уплотняются, выпрессовывая влагу; в) размягчаются тканевые волокна.
20. Почему масса панированных кусков рыбы изменяется меньше, чем непанированных?
А) при жареньи не теряет жидкость за счет образования поджаристой корочки; б) панировка впитывает жир; в) имеют большую поверхность соприкосновения с жарочной поверхностью.
Повар – это специалист, который готовит еду для общественного питания.
Основная цель труда повара – приготовление пищи, согласно рецепту с соблюдением технологии приготовления, которая должна обладать хорошими вкусовыми качествами и красивым внешним видом.
Повара бывают разные: шеф-повар, пекарь, повар на судне, кондитер, повар – сушист.
Корни ремесла уходят в те далекие времена, когда люди научились добывать огонь и жарить на нем сырое мясо и рыбу. Вкусную пищу особенно ценили знатные люди Древнего Рима и Греции.
В 17 веке на Руси приготовлением пищи занимались искусные повара, а 19 век знаменит своими поварскими школами. В летописи можно встретить упоминания о волхвах, которых по сей день считают первыми поварами. Что ни говори, а повара ценились во все времена. Потребность в квалифицированных специалистах сегодня диктует ресторанный бизнес, делая профессию повара еще более востребованной.
Во всем мире 20 октября повара отмечают свой профессиональный праздник – «День повара».
Профессия повара обладает рядом преимуществ:
На кулинарном поприще поваров подстерегают определенные трудности:
- тяжело находится на ногах на протяжении всего дня, да еще и выполнять физические нагрузки, поднимая тяжести;
- потерял бдительность, в результате – получил порез или ожог;
- необходимость готовить параллельно несколько блюд приводит к усталости всего организма к концу рабочей смены.
Ценятся люди, которые следят за новшествами в области кулинарии.
Где бы ни проходила трудовая деятельность, но если Ваша профессия – повар, значит Вы обязаны:
Главная задача повара – готовить различные блюда, оформлять их, разрабатывать новые собственные рецепты.
Специалист в области кулинарии отвечает за:
Круг ответственности повара определяет работодатель организации, который вправе вносить в должностную инструкцию необходимые поправки.
Квалифицированный специалист уполномочен:
Повар имеет право действовать в рамках своей компетенции.
Стать хорошим квалифицированным специалистом дано не каждому. Прежде всего, повар должен любить свое дело, обладать воображением и иметь творческий потенциал. Поварами становятся талантливые, организованные аккуратные и внимательные к деталям люди.
Главная особенность профессии повара – очень развитое вкусовое восприятие и тонкое обоняние, а также хорошая память.
Квалифицированный специалист должен научиться:
Предпочтение отдается поварам, которые умеют пользоваться производственным инвентарем и оборудованием, а также соблюдать технологию приготовления мучных, кондитерских и других видов изделий.
Хорошему повару присущи следующие особенности характера:
Повара, которым руководит смелость и изобретательность уже можно назвать профессионалом, ведь сотворить что-то стоящее и представить на суд строгих ценителей свои блюда способен не каждый.
Помощником повара можно устроиться в еще студенческие годы. Придется делать много грязной работы: убирать, чистить, резать, мыть. Главное хорошо себя зарекомендовать. Затем все пойдет само собой: несложные блюда постепенно не будут представлять для Вас интереса, Ваши знания и опыт будут совершенствоваться с каждым днем. Со временем Вы сможете повысить свой квалификационный разряд, а когда достигните шестого, то станете претендентом на место шеф-повара.
Изучив все тонкости ремесла можно смело открывать собственный ресторанный бизнес.
Хороший повар востребован в любой отрасли и никогда не останется без работы.
Сколько Вы будете получать работая поваром, зависит от многих факторов.
Владельцы популярных заведений, чтобы переманить к себе наилучших профессионалов, не обижают поваров и готовы платить за их работу хорошие деньги. Также многое зависит от места расположения заведения и ценовой политики кухни.
Конечно, если Вы готовите для бюджетных организаций, школ или столовых, то рассчитывать на большой доход не стоит. Работы много, большая ответственность, а платят мало. Хорошо, если 500 долларов получите на руки. В крупных городах обычно доход на 200 долларов выше.
В среднем заработная плата повара составляет 800 долларов. Чем выше разряд, тем больше доход.
Чтобы стать поваром нужно учиться, учиться и еще раз учиться.
Секреты высокой кухни можно освоить, обучаясь у шеф-поваров мишленовских ресторанов всемирно известных международных кулинарных школ. Здесь разработаны специальные программы обучения, которые будут полезны и новичку и опытному шеф- повару.
Александр Юрьевич
Директор кадрового агентства
Евгений Смирнов
#
Нюансы бизнеса
Опыт – основа управленческих компетенций. Опыт подразумевает не только наличие теоретических знаний, но и умение их применить в профессиональной сфере.
Навигация по статье
Управленческие компетенции – это совокупность знаний, навыков и личностных характеристик, позволяющих менеджеру эффективно справляться с обязанностями руководителя. От того, насколько высокий уровень должностных компетенций демонстрирует конкретный управленец, зависит то, насколько грамотно им будут решаться оперативные и стратегические задачи для достижения намеченных целей.
Опыт – основа управленческих компетенций. Опыт подразумевает не только наличие теоретических знаний, но и умение их применить в профессиональной сфере. Это в первую очередь навыки, полученные специалистом на разных должностях в разных компаниях и опробованные на практике. Другими словами, управленческие компетенции – это ключевой индикатор профессионализма руководителя, с точки зрения эффективного менеджмента.
Вне зависимости от того, занимает человек руководящую или исполнительную должность, выделяют две ключевые группы компетенций:
Все компетенции работника, отражающие возможности его личностного роста, условно делятся на две группы:
По-другому, эту классификацию можно представить как личные и функциональные характеристики управленца. Личностные компетенции лидера во многом являются изначальными задатками специалиста. Задача управленца, желающего поднять свою профессиональную планку, состоит в том, чтобы развить свои сильные стороны и подтянуть слабые. В то время как легко осваиваемые функциональные компетенции приходят во время обучения и в процессе работы, личные лидерские компетенции менеджмента требуют приложения волевых усилий для того, чтобы развить свои природные задатки и максимально устранить недостатки.
Профессиональный менеджер – это специалист, который должен владеть и применять в своей работе базовые управленческие компетенции. В то время как, к примеру, профессиональные компетенции продавца электроники не требуют серьезных организационных навыков, для руководителя умение управлять бизнес-процессами и подчиненными – основа основ. Руководящая должность имеет свою специфику, которая отражается и на компетенциях. Эта специфика представлена ниже в виде тезисов:
Все эти факторы определяют спектр компетенций, которыми должен владеть руководитель. Контроль за тем, насколько специалист владеет теми или иными профессиональными навыками, осуществляет непосредственный начальник и специалисты HR-отдела, которые в специальные таблицы вносят параметры работника и отслеживают прогресс. Такой формат позволяет быстро выявить слабые стороны менеджера и выработать программу для их устранения.
К базовым компетенциям управленца относится:
Что касается специальных управленческих компетенций, то они зависят от конкретной отрасли и специфики занимаемой должности. К примеру, компетенции главного бухгалтера, который фактически занимает руководящую должность, существенно отличаются от компетенций коммерческого директора или PR-менеджера.
Управленческие компетенции можно рассмотреть не только в разрезе базовых и специальных навыков. Альтернативной классификацией является распределение управленческих компетенций по характеру действий руководителя. Сюда относится:
Успешный управленец системно совершенствует базовые и специальные компетенции. Повышение профессионального уровня осуществляется несколькими путями, которые условно разделяют на:
Традиционные методы обучения применяются в том случае, когда специалисту необходимо передать объем знаний и помочь усвоить их в короткий срок. К традиционным методам обучения относят:
Активные методы обучения, по сравнению с традиционными методами, отличаются большей эффективностью и индивидуальным подходом, позволяющим повысить уровень компетенций в сжатые сроки. В эту категорию входят:
Методы обучения на рабочем месте – полноценная практика с получением реальных навыков и обменом опыта. Эти методы включают:
Существует множество методов повышения компетенций. Для эффективного обучения важно, чтобы освоение новых знаний и навыков происходило с небольшим опережением актуальных трендов, ориентировалось на всестороннее развитие компании и эффективные межличностные коммуникации.
Необходимые личностные и интеллектуальные компетенции профессионала в каждой сфере отличаются. Для наглядности давайте сравним знания, умения и навыки, необходимые для работы квалифицированному юристу, инженеру и шеф-повару.
Основными индикаторами квалифицированного юриста являются такие профессиональные компетенции, как:
Инженер должен обладать широким спектром технических знаний и рядом личностных качеств. Его профессиональные компетенции включают:
Шеф-повар как человек, который отвечает за работу заведения, должен владеть большим списком профессиональных компетенций, которые сжато представлены ниже:
Особенностью корпоративных компетенций является то, что они универсальны для всех сотрудников компании – от рядового специалиста до топ-менеджера. Корпоративные компетенции определяются ценностями компании и её внутренней корпоративной культурой. Поэтому в эту категорию входят умения и личностные качества, которыми должен обладать каждый сотрудник компании.
Кондитер это профессиональный повар, создающий кондитерские изделия, десерты, конфеты. Представителей этой профессии можно встретить в крупных отелях, ресторанах и пекарнях, а также на кондитерских фабриках и в специализированных цехах хлебозаводов.
Кондитер занимается приготовлением различных видов изделий из шоколада, сахара, теста, кремов, начинок; заготавливает сырье по заданной рецептуре: замешивает, сбивает, раскатывает тесто; разделывает полученные полуфабрикаты, нарезает, формирует, выпекает их; отделывает готовые изделия кремом, помадкой, шоколадом; проверяет вес готовых изделий.
Кондитер должен обладать изысканным вкусом, фантазией и иметь склонность к творчеству. Спрос на специалистов-кондитеров является стабильным и устойчивым. Кроме крупных частных и государственных компаний, мастера «сладкого ремесла» востребованы в небольших ресторанах, кафе и кондитерских.
15.84 - Производство какао, шоколада и сахаристых кондитерских изделий
15.9 - Производство напитков
15.81 - Производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения
15.82 - Производство сухих хлебобулочных изделий и мучных кондитерских изделий длительного хранения
15.83 - Производство сахара
51.36 - Оптовая торговля сахаром и сахаристыми кондитерскими изделиями, включая шоколад
51.36.2 - Оптовая торговля сахаристыми кондитерскими изделиями, включая шоколад, мороженым и замороженными десертами
55 - Деятельность гостиниц и ресторанов
Повар-кондитер
Кулинар
Изготовитель пищевых полуфабрикатов
Бисквитчик
Вафельщик
Конфетчик
Технолог кондитерского производства
Кондитер-оформитель
Основное и дополнительное сырье для приготовления кулинарных блюд, хлебобулочных и кондитерских мучных изделий;
- технологическое оборудование пищевого и кондитерского производства;
- посуда и инвентарь.
В своей работе кондитер использует ручные инструменты, механическое и электромеханическое оборудование. Кондитерские производства значительно различаются по степени автоматизации труда: от полностью автоматизированного производства (автоматизированные поточные линии по выпуску вафель, печенья, конфет) в крупных кондитерских и цехах, до неавтоматизированного производства (ручной труд с использованием механического и электромеханического оборудовании при выпуске тортов, пирожных) и т.п.
1-й разряд:
- вырезка ножом или выбивание выпеченного бисквита из форм;
- выполнение более сложных операций под руководством кондитера более высокой квалификации.
2-й разряд:
- выполнение отдельных работ в процессе изготовления тортов, пирожных и фигурного печенья;
- приготовление сиропов и кремов, сбивание и окрашивание крема, варка сиропа;
- раскладка, выравнивание и разрезание бисквита по размерам на пласты для тортов и пирожных;
- набивание или намазывание тортов и пирожных кремом или начинкой вручную или на намазных машинах с регулированием толщины слоя крема или начинки;
- приготовление полуфабриката для отдельных видов кондитерских изделий;
- проверка веса штучных изделий;
- контроль по показаниям контрольно-измерительных приборов за качеством варки сиропа;
- подача полуфабриката к рабочему месту;
- ведение процесса формования сложнофигурного печенья;
- наполнение тестом отсадочных мешочков и отсадка вручную печенья или пирожных на листы;
- заполнение цилиндра отсадочной машины тестом;
- наблюдение за качеством отсадки;
- съем с отсадочной машины отформованного теста и укладка его на листы;
- изготовление сандвичей на машине;
- проверка качества поступающего печенья, начинок, кремов;
- подача печенья транспортером на кассеты, нанесение начинок, крема, охлаждение в холодильном шкафу, укладка на транспортер;
- затаривание тортов, пирожных и фигурного печенья.
3-й разряд:
- ведение процесса изготовления простых массовых тортов, пирожных и других штучных кондитерских и хлебобулочных изделий с нанесением трафаретного рисунка по эталону в одну краску или с несложным совмещением красок из различного вида сырья: мучного теста, творожной массы или мороженого;
- приготовление различных видов теста, кремов, начинок;
- заготовка, взвешивание, отмеривание сырья по заданной рецептуре;
- замешивание, сбивание теста, проминка, раскатка до определенной толщины, подсыпка мукой теста;
- разделка полученных полуфабрикатов;
- штамповка, формовка и отсадка изделий на листы;
- отделка изделий помадкой, марципаном, засахаренными фруктами, шоколадом, кремом;
- передача на закаливание изделий из мороженого.
4-й разряд:
- ведение процесса изготовления кексов, рулетов, печенья различного ассортимента, сложных видов тортов и пирожных из различного сырья: мучного теста, творожной массы или мороженого с многокрасочным узором, раздельным расположением мелких и средних деталей рисунка и резкими традиционными переходами тонов;
- фигурная нарезка выпеченных полуфабрикатов;
- изготовление деталей рисунка, украшений для тортов из шоколада, крема, безе;
- подбор крема по цветам;
- нанесение узора;
- визуальная проверка совмещения красочных элементов и деталей рисунка, веса готовых тортов и пирожных.
5-й разряд:
- ведение процесса изготовления высокохудожественных, оригинальных, фигурных, национальных, заказных тортов по специально разработанным фирменным рецептурам под руководством кондитера более высокой квалификации;
- изготовление отдельных выпеченных и отделочных полуфабрикатов. Ведение процесса изготовления конфет для наборов типа "театральный", "шоколадный";
- подготовка и проверка качества сырья, начинок, отделочных полуфабрикатов;
- формовка тестовых заготовок, художественная отделка сложных видов изделий.
6-й разряд:
- ведение процесса изготовления высокохудожественных, оригинальных, фигурных, заказных, национальных тортов;
- формование сложнофигурных тестовых заготовок;
- сложная художественная отделка изделий;
- подбор отделочных материалов по цвету, форме, размерам;
- монтаж рисунка из различных мелких и средних деталей;
- разработка рецептур и технологии изготовления фирменных тортов и пирожных.
Требуется среднее профессиональное образование.
Ассортимент, товароведную характеристику и требования к качеству различных видов круп, бобовых, макаронных изделий, муки, молочных и жировых продуктов, яиц, творога;
- способы минимизации отходов при подготовке продуктов;
- температурный режим и правила приготовления блюд и гарниров из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста;
- виды технологического оборудования и производственного инвентаря, правила их безопасного использования;
- классификацию и ассортимент, пищевую ценность, требования к качеству сладких блюд и напитков;
- правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении сладких блюд и напитков;
- последовательность выполнения технологических операций при приготовлении сладких блюд и напитков;
- правила проведения бракеража;
- способы сервировки и варианты оформления,
- правила охлаждения и хранения сладких блюд и напитков;
- температурный режим хранения сладких блюд и напитков, температуру подачи;
- требования к качеству сладких блюд и напитков;
- ассортимент, пищевую ценность, требования к качеству хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий;
- правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий;
- последовательность выполнения технологических операций при подготовке сырья и приготовлении хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий;
- способы отделки и варианты оформления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий;
- правила хранения и требования к качеству хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий;
- виды необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря, правила их безопасного использования.
Проверять органолептическим способом качество зерновых и молочных продуктов, муки, яиц, жиров и сахара;
- выбирать производственный инвентарь и оборудование для подготовки сырья и приготовления блюд и гарниров;
- готовить и оформлять блюда и гарниры из круп, бобовых, макаронных изделий, яиц, творога, теста;
- проверять органолептическим способом качество основных продуктов и дополнительных ингредиентов;
- определять их соответствие технологическим требованиям к простым сладким блюдам и напиткам;
- выбирать производственный инвентарь и оборудование для приготовления сладких блюд и напитков;
- использовать различные технологии приготовления и оформления сладких блюд и напитков;
- определять их соответствие технологическим требованиям к простым хлебобулочным, мучным и кондитерским изделиям;
- выбирать производственный инвентарь и оборудование для приготовления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий;
- использовать различные технологии приготовления и оформления хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий;
- оценивать качество готовых изделий.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
- работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
- готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
Производить подготовку зерновых продуктов, жиров, сахара, муки, яиц, молока для приготовления блюд;
- готовить и оформлять простые холодные и горячие сладкие блюда;
- готовить простые горячие напитки;
- готовить и оформлять простые холодные напитки;
- готовить и оформлять основные мучные кондитерские изделия;
- готовить и оформлять печенье, пряники, коврижки;
- готовить и использовать в оформлении простые и основные отделочные полуфабрикаты;
- готовить и оформлять отечественные классические торты и пирожные;
- готовить и оформлять фруктовые и легкие обезжиренные торты и пирожные.
Базовые знания по профессии кондитера можно получить в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Наряду с этим профессию можно освоить и на специальных курсах, в специализированных учебных центрах.
Имеется возможность продолжить образование в ВУЗе, по специальности «технолог кондитерского производства» («технолог кондитерских и макаронных изделий»).
Обязанности кондитера в зависимости от разряда сильно отличаются. Так, кондитер самого высокого разряда изготавливает или контролирует процесс изготовления высокохудожественных, оригинальных, фигурных, заказных, национальных тортов. Формирует сложнофигурные тестовые заготовки, занимается сложной художественной отделкой изделий, монтажом рисунка из деталей различной величины, разрабатывает оригинальные рецептуры и технологии изготовления тортов, пирожных.
В обязанности начинающего пекаря кондитера начального разряда входят: вырезка ножом или выбивание выпеченного бисквита из форм и дальнейшая чистка форм; подвозка полуфабрикатов к рабочему месту; заполнение специальной техники кремами, начинкой и регулирование ее работы; помощь кондитеру более высокой категории.
Кондитер может работать как самостоятельно, так и в коллективе, который может состоять из нескольких специалистов. Чаще всего представители данной профессии работают в помещениях. Это могут быть производственные помещения, кондитерские, кафе и т.п. Работа происходит преимущественно в движении, с использованием специальных инструментов. Как правило, это подвижная деятельность, требующая внимательности и выносливости.
Профессия кондитера, как и всякая другая, сопряжена с определенными сложностями.
1. Повар-кондитер работает стоя, с переносами тяжестей (до 40-50 кг), с напряжением мышц рук и ног.
2. Условия работы не совсем благоприятны: в помещении может быть высокая температура, повышенная влажность и загрязненность воздуха, сквозняки и производственный шум.
3. Существует опасность травм и ожогов, поэтому надо досконально следовать технике безопасности.
Работа кондитера носит зачастую исполнительский характер, во многом ограничена требованиями производства и пожеланиями к конечному результату работы. Необходимо наличие медицинской книжки.
Начальное профессиональное образование:
260807.01, Повар, кондитер (Повар, кондитер)
Среднее профессиональное образование:
260807, Технология продукции общественного питания (Кондитер)
260203, Технология сахаристых продуктов (Кондитер)
260202, Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий (Кондитер)
Высшее профессиональное образование:
260800, Технология продукции и организации общественного питания (Технолог организации общественного питания)