Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

Финансы. Бизнес. Недвижимость. Услуги. Страхование. Вопросы

» » Повышение конкурентноспособности доу. Измерение конкурентоспособности и снижение рисков дополнительных образовательных услуг в дошкольной образовательной организации Анализ конкурентоспособности внешней и внутренней среды учреждения

Повышение конкурентноспособности доу. Измерение конкурентоспособности и снижение рисков дополнительных образовательных услуг в дошкольной образовательной организации Анализ конкурентоспособности внешней и внутренней среды учреждения

На деятельность МБДОУ «Детский сад» № 86 большое влияние оказывают внешняя и внутренняя среда.

Внешняя среда МБДОУ «Детский сад» № 86:

Близость учебных заведений (школы);

Библиотека;

Драматический театр;

Историко-художественный музей;

Музыкальная школа;

Музей книжной культуры.

Связь дошкольного учреждения с театром, библиотекой, музыкальной школой и музеями помогает приобщать дошкольников к истории и культуре общества. Совместная работа дошкольного учреждения и школ обеспечивает качественную подготовку детей к обучению к школе.

Управление в дошкольном учреждении осуществляется на основе принципов единоначалия и самоуправления. Общее руководство учреждением осуществляет Педагогическим Советом, в состав которого входят все педагоги. Он решает вопросы своей деятельности на заседаниях, которые проводятся не реже 1 раза в 2 месяца.

Непосредственное руководство учреждением осуществляет заведующий рисунок 1. Штат МБДОУ составляет 32 человек. Структура по категориям работников представлена следующими данными:

Управленческий персонал - 3 человека

Педагоги - 17 человек

Технический персонал - 12 человек.

Рисунок 1 - Организационная структура МБДОУ «Детский сад № 48 Солнечный Зайчик»

В МБДОУ работают кадровые педагоги рисунок 2: заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, шесть воспитателей - имеют высшую категорию (45%); заведующий, шесть воспитателей аттестованы на первую категорию (35%); соответствие категории у четырех педагогов (20%).


Рисунок 2 - Аттестация персонала МБДОУ «Детский сад № 48 Солнечный Зайчик»

Наибольшее число работников имеют высшее образование. Это схематично показано на рисунке 3. Данные, приведенные на рисунке 3 свидетельствуют о том, что в МБДОУ «Детский сад № 48 Солнечный Зайчик» персонал имеет достаточный уровень образованности. Наибольшее количество работников (62 %) имеют высшее образования, и лишь 39 % персонала - среднее специальное. Работников, не имеющих никакого образования, в учреждении не имеется.


Рисунок 3 - Структура персонала по уровню образования

Таблица 4 - Возрастной состав сотрудников

Данные, приведенные в таблице 4 показывают, что в учреждении наибольшее число сотрудников - от 35 до 45 лет, эта возрастная группа имеет наибольший удельный вест в данной структуре - 35,6 %.

На втором месте по возрастной структуре персонала - работники свыше 45 лет. С небольшим отрывом - всего в 2,4 % третье место занимает возрастная группа сотрудников от 25 до 35 лет. Наименьший удельный вес в возрастной структуре занимают сотрудники до 25 лет. В зависимости от общего стажа работы и стажа работы сотрудники распределены следующим образом:

Данные, приведенные в таблице 5 показывают, что наибольший удельный вес в данной структуре персонала занимают сотрудники со стажем от 5 до 10 лет (32,4 %), На втором месте в данной структуре персонала работники со стажем от 10 до 20 лет (25,6 %).

Третье место занимают работники со стажем от 20 до 30 лет (15,1 %). Работники со стажем от 2 года до 5 лет имеют небольшую долю - всего 12,5 %. Совсем не опытные и молодые специалисты занимают в данной структуре небольшую долю - всего 8 %. Наименьшая доля у группы работников со стажем свыше 30 лет. Их доля составила 6,4 %.

Таблица 5 - Стаж работы сотрудников

В целом, исходя из проведенного анализа, можно сказать, что в МБДОУ «Детский сад № 48 Солнечный Зайчик» сложился сплоченный коллектив, средний возраст которого составляет 40 лет, имеющий стаж от 10 до 20 лет.

Пятифакторная модель Портера таблица 6. Товаром выступают дошкольные образовательные услуги. Потребители - семьи города со средним и высоким уровнем дохода.

1. Угроза вторжения новых участников (открытие детских садов).

Входные барьеры:

Получение лицензии. Данная отрасль является одной из тех отраслей, где получение лицензии является большой проблемой, затратной проблемой. Для того чтобы получить лицензию на предоставление дошкольных образовательных услуг необходимо собрать следующие документы: устав организации, подтверждающий постановку в налоговые органы; договор на аренду помещения или договор собственника; заключение СЭС и пожарников о том, что в помещении соблюдены правила, необходимые для ведения образовательной деятельности; образовательная программа; документ, подтверждающий наличие материально-технической базы и учебно-методической литературы; сведения о составе педагогического коллектива, численности детей.

Высокая мера ответственности. Всю ответственность за жизнь и здоровье детей несет детский сад, поэтому систему безопасности необходимо продумать до мелочей.

Привлечение высококвалифицированного персонала. Найти опытных педагогов, владеющих разными продвинутыми методиками воспитания и образования, да еще с рекомендациями непросто. Даже в случае, если выделили такого педагога, для привлечения его на работу необходимо обеспечить его достойной заработной платой, обеспечить не денежное стимулирование. Кроме воспитателей и методистов садику нужны повара, нянечки, преподаватели музыки и физического воспитания, охранники.

Поддержка администрацией города. Сегодня администрация заинтересована в создании и реконструкции детских садов, и предлагает программу помощи для открытия детских садов на основе муниципального заказа.

2. Власть поставщиков.

Арендодатель - государство. Заключение договора с государством обеспечивает стабильность функционирования учреждения.

Количество поставщиков. Небольшое количество ВУЗов специализирующихся на предоставлении квалифицированных педагогов.

3. Власть потребителей.

Количество потребителей. Большое количество потребителей обеспечивает высокий уровень спроса на дошкольные образовательные услуги. Из-за нехватки мест в детских садах при появлении нового, потребители стремятся приложить все усилия, чтобы их ребенок попал туда.

Однородность предоставляемых услуг. Однородность предоставляемых услуг не скажется отрицательно ни на одном детском учреждении, т.к. сегодня спрос в разы превышает предложение.

4. Товары заменители.

Домашние садики. Дело в том, что помимо легальных детских садиков, официально зарегистрированных по всем правила, существую домашние садики, которые никак не фигурируют в статистике, по той причине, что работают полулегально. Данный вид бизнеса существует достаточно давно и пользуется спросом, т.к. в детских садах нет мест для всех желающих, детей отдаю в детские сады - квартиры. Данный вид бизнеса будет существовать и в дальнейшем, т.к. потребители обеспечивают спрос на дошкольные образовательные услуги.

Няни. Пригласить няню - такое могут позволить себе не многие родители, т.к. как правило, оплата идет почасовая, но при этом все время и внимание уделяется одному ребенку.

5. Конкуренция в отрасли. При рассмотрении только однородных детских садов можно отметить, что конкуренция в отрасли отсутствует.

Единственный конкурент «Детский сад № 57» оздоровительного вида (соответствующей специфики) давно функционирует в представленной отрасли и зарекомендовал себя на рыке.

Если рассматривать не только однородные, но и другие детские сады, можно сказать что уровень конкуренции не будет очень высоким. Борьба за потребителя - клиента отсутствует, клиенты сами находят нужный для них детский сад.

Таблица 6 - Влияние факторов на конкурентоспособность компании в отрасли

Взвешенная оценка

1. Вторжение новых игроков

Лицензирование

Капитальные вложения

Высокая мера ответственности

Квалифицированный персонал

Политика государства

Реакция существующих игроков

2. Власть поставщиков

Арендодатель - государство

Количество поставщиков

3. Власть потребителей

Количество потребителей

Однородность продукции

4. Товары - заменители

Домашние детские сады

Конкуренция в отрасли

Однородные детские сады

Другие детские сады

Доминирующим фактором, оказывающим наибольшее влияние, на конкурентоспособность компаний являются наличие товаров - заменителей, взвешенная оценка которого составляет -0,9. Фактор «вторжение новых игроков в отрасль» положительно влияет на конкурентоспособность, оказывает препятствия для входа новых игроков и предоставляет возможности для развития уже существующих.

SWOT - анализ деятельности учреждения

S - Сильные стороны

1. Профессиональная компетентность работников обеспечивает рост общего профессионального уровня педагогов, кроме того, обеспечивает отсутствие кадровой нестабильности. Всесторонняя компетентность является важной составляющей во всестороннем развитии каждого ребенка.

2. Небольшое количество детей в группе обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

3. Организация общественных мероприятий: праздников, выставок, конкурсов.

4. Дополнительные услуги.

W - Слабые стороны.

1. Нестабильная поддержка государства в области финансирования.

2. Высокая мера ответственности.

O - Возможности.

1. Инновационный процесс в системе дошкольного образования повысит конкурентоспособность компании.

2. Диверсификация. Возможность открытия в детском саду большее количество платных дополнительных услуг.

3. Отсутствие сильной конкуренции в отрасли.

4. Высокий спрос на дошкольные образовательные услуги.

Таблица 7 - SWOT анализ деятельности учреждения

СиВ - Основным механизмом деятельности развивающегося дошкольного учреждения является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в работе дошкольного учреждения.

Основным направлением инновационной деятельности является реализация образовательной программы. Используя нововведения, в нашем детском саду работают не только воспитатели, а в первую очередь воспитатели - педагоги. Именно на инновационные процессы в дошкольных образовательных услугах необходимо сделать основной акцент в дальнейшем развитии компании. Используя такую возможность, как диверсификация, появится возможность, опираясь на дополнительные услуги. Это принесет дополнительный доход. Такая сильная сторона как профессиональная компетентность персонала, что обеспечивает практически индивидуальный подход к каждому ребенку, и фактор отсутствия сильной конкуренции позволят занять одну из лидирующих позиций на рынке, и создадут определенные барьеры для конкурентов.

СиУ - Такие сильные стороны как профессиональная компетентность персонала, использование инновационных процессов, небольшое количество детей в группах, организация общественных мероприятий, дополнительный перечень услуг позволят отстоять свою долю рынка при появлении новых конкурентов.

СлВ - Такая возможность как диверсификация, а именно открытие различных кружков на базе детского сада позволит извлечь большую прибыль. Инновационные процессы позволят занять лидирующие позиции на рынке.

СлУ - Отрасль дошкольных образовательных услуг предполагает высокую меру ответственности, государство регулирует деятельность каждых компаний в этой отрасли.

SWOT-анализ указывает на направления развития деятельности компании, которые необходимо развивать для укрепления слабых сторон и уменьшению воздействия угроз:

1. Основным направлением необходимо выделить инновационную деятельность образовательной программы, разработка и внедрение системы повышения квалификации персонала.

2. Дифференциация. Именно открытие кружков, секций позволит стабилизировать финансовое положение компании, в силу того, что это обеспечит дополнительный приток финансов.

3. Активная маркетинговая политика. Получение грантов. Доход от аренды неиспользуемых хозяйственных помещений.

SWOT - анализ позволил выделить стратегические задачи, стоящие перед детским садом: предоставление равных стартовых возможностей всем детям дошкольного возраста; создание образовательной среды, соответствующей социальным запросам; осуществление своей деятельности на основе законодательства РФ.

Матрица Томпсона - Стрикленда. Для анализа конкурентоспособности компании с использованием матрицы Томпсона - Стрикленда мы выделили основных конкурентов на сегодняшний день: детский сад № 57 оздоровительного вида (соответствующей направленности).

Хотелось бы уточнить каждый ключевой фактор успеха для детского сада:

1. Доверие потребителей (имидж).

2. Взаимодействие с администрацией. Администрация города предоставляет возможность занять определенную долю в отрасли дошкольных образовательных услуг, обеспечивая поддержку.

3. Дополнительные услуги. Помимо стандартных образовательных услуг, детский сад предлагает дополнительные услуги.

4. Месторасположение. Выгодное расположение в центре города.

Таблица 8 - Матрица Томпсона - Стрикленда

Проведя анализ таблицы, можем сделать вывод, что детский сад 57 влиятелен на рынке, но это объясняется отсутствием конкурентов. Детский сад 48 не отстает от своего основного конкурента, и идет в ногу с ним в отрасли, и, учитывая весовые коэффициенты можно сделать вывод, что перспективы у детского сада 48 есть.

Данный вид услуг находится на стадии роста, для того, чтобы максимально продлить этап роста, учреждение может прибегнуть к следующим стратегиям:

1. Расширить спектр предоставляемых дополнительных услуг.

2. Диверсификация позволит компании получать дополнительный доход (участие в грантовых программах предприятий города, сдача в аренду неиспользуемых хозяйственных зданий).

Проведя анализ конкурентной среды, выделив целевой сегмент, можем выделить предполагаемую емкость рынка, спрос на дошкольные образовательные услуги позволяет заполнить все производственные мощности на момент функционирования детского сада.

Выговская Наталья Борисовна,
заведующая МБДОУ«Детский сад № 30 «Березка»,
г.Чусовой

Имидж ДОУ как средство повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг

Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные услуги.

Формирование слов «имидж детского сада» совсем недавно звучало необычно. А сейчас многие руководители ДОУ задумываются над целенаправленной работой в этом направлении.

По истечении многих лет наш детский сад признан успешным: стабильный творческий коллектив, эффективное взаимодействие с социумом и родителями, позитивное общественное мнение в городе, достойные результаты выпускников детского сада. Это указывает на то, что наше ДОУ обладает позитивным имиджем, и его нужно нам поддерживать и развивать.

Работу над созданием и поддержанием привлекательного имиджа ДОУ мы начали с изучения и оценки существующего имиджа на сегодняшний день.

В условиях конкуренции перед каждым дошкольным образовательным учреждением встает вопрос о создании фирменного стиля , который делал бы его узнаваемым. Есть он и у нас - это логотип или фирменный знак. В нем отражено название детского сада, летопись детского сада – книга отзывов для родителей и гостей ДОУ, фотоальбомы.

Много внимания обращаем на разные способы общения через:

  • Визуально подвижные коммуникации. Это -

– манера персонала общаться с родителями, детьми, коллегами;

– речь сотрудников;

– манера поведения сотрудников в рабочей обстановке и на публике;

– деловой этикет, профессиональная этика;

  • Визуально неподвижные коммуникации:

– внешний вид персонала (одежда, прическа, макияж, маникюр, аксессуары и пр.);

– внешний вид здания, благоустроенность территории ДОУ;

Перечисленные атрибуты формируют внешний имидж детского сада.

Но мы понимаем, что основа всего – люди, т.е. заведующий ДОУ, педагоги, обслуживающий персонал. От имиджа человека во многом зависит желание сотрудничать с ним или организацией.

Современный руководитель ДОУ должен обладать высоким профессионализмом, компетентностью, организаторскими качествами, работоспособностью, высокой нравственностью, личным авторитетом, стремиться к демократическому стилю руководства.

Все перечисленные компоненты имиджа руководителя подходят и к педагогу. Имидж педагога – это инструментарий, использующий голос, пластику, мимику, внешние данные в качестве воздействия на воспитанников и родителей.

Имидж педагога определяется степенью удовлетворенности родителей и желанием детей посещать детский сад. Для получения качественных результатов по изучению имиджа ДОУ была проведена диагностика, где были привлечены сотрудники ДОУ, родители и дети.

Диагностика имиджа ДОУ проходила поэтапно:

I-й этап: имидж ДОУ глазами родителей.

Для определения особенностей имиджа ДОУ проводилось изучение мнения родителей. Основные критерии анализа информации, представленной родителями - мотив выбора ДОУ, первое впечатление от него, определение позитивных и негативных сторон деятельности детского сада, удовлетворенность участием в жизни учреждения.

С целью изучения мнения родителей использовались традиционные методы:

личная беседа, наблюдение, анкетирование.

В работе с родителями применялись проективные (предлагаемые) методы, позволяющие выявить отношение родителей к деятельности ДОУ. Нами были использованы следующие проективные методики:

словесные ассоциации, завершение высказывания или рассказа, анализ отзывов родителей.

Данная работа помогла определить отношение родителей к нашему детскому саду. Всего было опрошено 110 человек, которые положительно оценили работу педагогов. Родители с желанием приняли участие в обсуждении этого вопроса. Это объясняется тем, что мы учитываем индивидуальные особенности детей (адаптационные группы для детей раннего возраста, развивающие занятия для будущих первоклассников, спортивная секция «Школа мяча», танцевальный клуб «Непоседы»), их культурный и образовательный уровень. Все предложенные пожелания рассмотрены сотрудниками ДОУ для дальнейшего координирования своей работы.

2-й этап диагностики – имидж ДОУ глазами ребенка.

Дети – носители внешнего имиджа. Большую часть своей жизни они проводят в стенах детского сада, постоянно контактируют с педагогами, то есть связаны с внутренним имиджем ДОУ. Основные критерии анализа информации, представленной детьми: отношение ребенка к детскому саду, выделяемые факторы (игрушки, занятия, воспитатель, сверстники), привлекающие или отталкивающие ребенка, желание ребенка выполнить рисунок на тему детского сада.

Изучение имиджа ДОУ глазами ребенка проводилось путем использования следующих методов: беседа с ребенком, направленная на определение его отношения к детскому саду; рисуночный тест (рисунок на тему детского сада, позволяющий на основе анализа изображения выявить его отношение к ДОУ).

В перспективу на будущее наметили:

Создать условия для организации услуг для детей, не посещающих детский сад (в рамках предшкольного образования),

продолжать работу над созданием условий для профессионального роста педагога через оказание методической помощи при создании ими авторских программ, разработок и т.д.;

Участвовать в распространении опыта работы детского сада (семинары, конференции, ярмарки идей и т.п.);

Совершенствовать презентацию информации о деятельности ДОУ в СМИ;

Участвовать в конкурсах “Воспитатель года”, «Детский сад года» с целью повышения общественного признания деятельности дошкольного учреждения.

Таким образом, для формирования привлекательного и своего неповторимого имиджа ДОУ должно иметь:

Свое видение будущего;

Уникальную, неповторимую систему ценностей, обычаев, традиций, стилей поведения;

Разнообразные качественные образовательные услуги;

Оригинальную систему образовательной работы, творческие способности, здоровый образ жизни;

Своевременно обновляемые информационные материалы, предназначенные для внешнего представления;

Очень важно для формирования положительного имиджа строго соблюдать соответствие обещаний их реализации. Лучше пообещать скромные услуги, но достойно их реализовывать, чем обозначить широкий спектр, но обеспечить выполнение лишь какой-то части.

И нужно всегда помнить, что идут туда, где их действительно ждут. И остаются там, где их любят и уважают, где им искренне рады.

ИССЛЕДОВАНИЕ

1 1 Ялунина Е.Н. , Фотеева Н.А.

1 Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Методы оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения

АННОТАЦИЯ:

Высококонкурентоспособное дошкольное образовательное учреждение в современных условиях его развития - основа предоставления качественных образовательных услуг потребителю. При разработке управленческих решений необходимо оценить важных конкурентов и место учреждения в образовательной отрасли. Для определения влияния движущих сил на учреждение можно использовать предложенную авторскую блочную модель критериев и показателей конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения. Указанная модель может служить базой для определения конкурентных позиций дошкольного учреждения в целях разработки стратегии его дальнейшего развития.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: метод, оценка, конкурентоспособность, дошкольное образовательное учреждение, финансовый результат, педагогические работники, рыночное положение дошкольного образовательного учреждения

JEL: C13,120, M12, 020

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Ялунина Е.Н., Фотеева Н.А. Методы оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения // Креативная экономика. - 2016. - Т. 10. - № 7. - С. 779-792. - doi: 10.18334/ce.10.7.35362

Ялунина Екатерина Николаевна, доктор экономических наук, доцент, заместитель директора Института непрерывного образования, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург ([email protected])

Фотеева Наталья Анатольевна, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

Функционирование дошкольных образовательных учреждений в условиях риска и неопределенности экономики РФ требует повышения их уровня конкурентоспособности на основе изменения подходов к системе управления образовательным учреждением. В условиях, когда дошкольные образовательные учреждения получили самостоятельность в управлении и ведении хозяйства, право распоряжаться ресурсами и результатами труда, они несут полную экономическую ответственность за свои решения и действия. Их благополучие и финансовый результат всецело зависят от степени эффективности их деятельности и устойчивости рыночного положения. Для целей управления конкурентоспособностью необходимо наличие объективного инструмента ее оценки. Разработка надежного аппарата измерения уровня конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения дает возможность оценить его потенциал и спрогнозировать развитие.

Оценка конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения представляет собой сложную многофункциональную задачу, которая сводится к выявлению наиболее значимых критериев и показателей конкурентоспособности и их интегрированию.

Многообразие форм конкурентных преимуществ и толкований конкурентоспособности как экономической категории предопределяет необходимость комплексного рассмотрения критериев и показателей, определяющих конкурентоспособность дошкольного образовательного учреждения.

В толковом словаре критерий (с греческого «criterion») определяется как признак, на основании которого формируется оценка качества экономического объекта, процесса, мерило такой оценки.

Нам представляется, что критерий - это целевой параметр, по которому можно судить о достижении определенного уровня конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения. Он представляет собой важный отличительный признак, позволяющий производить оценку действий, свойств, состояния; характеризует количественные и качественные стороны явлений, их сущность и степень достижения целей дошкольного образовательного учреждения.

Критерии, характеризующие конкурентоспособность

дошкольного образовательного учреждения, должны отвечать следующим требованиям :

1. планировать субсидии на выполнении государственного задания и поступления от оказания образовательным учреждением услуг, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе;

2. фиксировать уровень обязательств и выплат дошкольного образовательного учреждения на достижение поставленных целей;

3«_» 1 и и и

Отражать конечный финансовый результат хозяйственной деятельности дошкольного образовательного учреждения;

4. быть универсальными, чтобы их можно было сопоставлять с критериями других дошкольных образовательных учреждений;

5. подвергаться синтезу, то есть быть способным к последовательному разложению на более детальные аналитические показатели;

6. учитывать масштабы времени;

7. отражать лицензионные требования и нормы федерального законодательства.

Критерии конкурентоспособности дошкольного

образовательного учреждения формируют систему показателей. Показатель - признак, характеризующий какую-либо сторону деятельности дошкольных образовательных учреждений, количественная или качественная его составляющая, отражается как степень развития или выполнения отдельной цели образовательного процесса.

Без показателей в формализованном виде, представляющих необходимую информацию, невозможно планирование и контроль деятельности дошкольных образовательных учреждений, а также оценка конкурентоспособности его потенциала.

Оценка конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности и их интегрированию. Действительно, любой объект - это не что иное как набор показателей качества, изменение которых отражают количественные и качественные изменения объекта. Важной методологической проблемой является выбор системы сбалансированных показателей, отражающих эффективность использования и специфику формирования потенциала

образовательной организации, ее основные конкурентные преимущества. Система должна характеризовать комплекс важнейших факторов, систематизированных в несколько коэффициентов и результативных показателей. Эффективная система оценки должна отражать конкурентную стратегию дошкольного образовательного учреждения, оптимальность и результативность его ресурсного потенциала.

Анализ литературы показал, что в основном применяются семь подходов оценки конкурентоспособности организации (табл. 1).

Таблица 1

Название Основная характеристика

Изучение конкурентоспособности с позиции сравнительных преимуществ Суть в том, что каждая страна специализируется на производстве таких товаров, по которым ее удельные издержки более низкие, чем в других странах (у конкурентов).

Оценка теории равновесия Основная суть - в условиях равновесия, когда у организации не существует стимулов для перехода в другое состояние, она достигает максимально возможного объема выпуска и сбыта товара при неизменном характере спроса на данном рынке). По теории А. Маршалла.

Структурный подход По рыночным позициям организация исходит из знания уровня монополизации отрасли (концентрации производства и капитала, и барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок организаций).

Функциональный подход Заключается в определении соотношения издержки -цены, загрузки производственных мощностей, объемов выпуска продукции, нормы прибыли.

Оценка конкурентоспособности по качеству продукции с использованием многоугольных профилей Основывается на выявлении критериев удовлетворения потребностей у потребителя непосредственно по конкретному товару (услуге), установление иерархии потребностей, их сравнительной важности в пределах спектра по оценке потребителя.

Матричная методика оценки конкурентоспособности «Бостонской консалтинговой группы» Заключается в построении матриц, а также предварительном выборе стратегии.

Метод организационного моделирования Осуществляется разработка формализованных математических, графических описаний распределения полномочий и ответственности в организации.

В рамках общих подходов просматриваются различия индивидуального ведения измерения конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения.

Подход к оценке конкурентоспособности Т.Н. Богуславской включает три подхода: аксиологический, социокультурный и компетентностный. В основе данных подходов автор рассматривает оценку конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения с позиции системы оценки качества, т.е. через полученный результат . Л.А. Парамонова и Т.И. Алиева обозначили проблему оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения и считают, что оценка качества не должна сводиться только к диагностике дошкольников .

И.М. Лифиц считает, что конкурентоспособность услуг складывается из восьми критериев : уровень качества; социальная адресность; подлинность; безопасность; потребительская новизна; имидж; информативность; цена потребления. Конкурентоспособность для данного автора сводится к двум критериям - качеству и цене; он считает, что именно первый и восьмой критерии являются более значимыми.

М.В. Крухлет считает неприемлемым для дошкольного образовательного учреждения проводить оценку конкурентоспособности, так как это не рыночный субъект, а образовательная организация, и основная цель ее деятельности - воспитание и развитие детей дошкольного возраста . Причем образовательная услуга должна соответствовать образовательному стандарту.

Оценка конкурентоспособности на основе теории эффективной конкуренции. В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей (критериев конкурентоспособности). Такая оценка конкурентоспособности охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности предприятия, исключает повторение отдельных показателей, позволяет быстро и объективно получить картину положения предприятия на отраслевом рынке .

Описанные методы используются ограниченно, так как оценивают какую-либо одну группу факторов, которые оказывают влияние на конкурентоспособность дошкольного образовательного учреждения. В разных методах оценки конкурентоспособности образовательного учреждения используются различные группы факторов, в основном выявленные с помощью экспертных оценок. Это

требует использования дополнительных методик. Использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения. Поэтому при оценке конкурентоспособности образовательного учреждения необходим комплексный подход. Это обусловлено процессом перехода бюджетных учреждений в автономные, что расширяет возможности ведения хозяйственной деятельности. От успешной организации финансов образовательного учреждения, да и любого предприятия зависит многое: финансовая устойчивость экономического субъекта, выполнение основных целей и задач этого учреждения, ради которых оно функционирует, статус этого учреждения в сфере его деятельности и за его пределами. Основными же проблемами бюджетного образовательного учреждения в настоящее время отмечены: недостаточное бюджетное финансирование, малый объем внебюджетных средств.

В связи с этим возникает потребность в разработке комплексного показателя оценки эффективности образовательного учреждения, направленного на анализ собственных конкурентных преимуществ и оценку конкурентного положения в условиях ограниченности информации.

Считаем, что для получения системной оценки потенциала дошкольного образовательного учреждения наиболее важным аспектом является расчет интегральных показателей, так как именно они дают возможность проследить, как изменяется в динамике конкурентоспособность экономического субъекта как системы, а их расчет осуществляется на основе предварительного комплексного анализа частных показателей, характеризующих состояние различных подсистем образовательного учреждения. Что и следует отразить в нашем исследовании.

С учетом вышесказанного нами разработан комплексный подход для оценки конкурентоспособности дошкольных образовательных учреждений. В его основе лежит авторская методика расчета и оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения на базе выделенных, в качестве важнейших, критериев и показателей.

Специфика дошкольных образовательных учреждений состоит в купле или создании благоприятных условий для освоения основной образовательной программы, зарождении базовой культуры личности в

соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями1. Поэтому важнейшими критериями конкурентоспособности, по нашему мнению, являются: материально-технические условия, финансовое положение дошкольного образовательного учреждения, качество дошкольной образовательной услуги, рыночное положение и инновационные условия. При этом первые два критерия характеризуют внутреннее конкурентное положение учреждения, а три последних -внешнее. Таким образом, нами выделен полный комплекс приоритетов деятельности дошкольных образовательных учреждений, увязывающий их между собой и отражающий соответствие внутренней и внешней среды субъекта (рис. 1).

Функционирование дошкольного образовательного учреждения осуществляется в условиях сложного взаимодействия целого комплекса факторов внешней и внутренней бизнес-среды, поэтому важной методологической проблемой становится построение развернутой системы показателей, которые характеризует совокупный потенциал образовательного учреждения, обеспечивающий оптимальное соответствие внутренней среды - внешней.

Рисунок 1. Критерии конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения Источник: Составлено автором по:

Такая система должна не только состоять из комплекса показателей, но и отвечать основным требованиям системного анализа. Состав показателей системы зависит от многих условий (целевая направленность анализа, вид и форма дошкольного учреждения, отраслевые особенности), а разработка системы показателей носит творческий характер. В нашем случае система показателей разработана для целей конкретного анализа конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения и удовлетворяет ряд требований.

Методологическое значение имеет обеспечение такого требования, как: широта охвата показателями системы всех сторон изучаемого явления; содержательная взаимосвязь этих показателей; формальная взаимосвязь, т.е. логическая зависимость одних показателей от других. Исходя из этого подхода, нам представилось возможным проводить оценку конкурентоспособности не только «экономического потенциала» образовательного учреждения, но и «совокупного потенциала». Показатели, подобранные нами по каждому выделенному критерию конкурентоспособности, сгруппированы в блоки, которые позволяют оценивать локальные потенциалы учреждения в процессе дальнейшей оценки его конкурентных преимуществ. Так, первый блок характеризует эффективность материально-технических условий дошкольного образовательного учреждения; второй блок - финансовое положение экономического субъекта; показатели третьего определяют качество дошкольной образовательной услуги; показатели четвертого оценивают позиции дошкольного образовательного учреждения относительно важнейших конкурентов, т.е. оценивают его рыночное положение и определяют его инновационные условия.

Рассматривая каждый блок как отдельную систему, получаем систему аналитических показателей, из которой складываются синтетические показатели. Правильное определение причинно-следственных связей аналитических и синтетических показателей позволяет воздействовать на результат дошкольной образовательной деятельности. Разработанная блочная модель показателей оценки конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения предлагаемая нами, представлена на рисунке 2.

Критерии и показатели конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения

Блок 1 Блок 2 Блок 3 Блок 4

Эффективность Финансовое Качество дошкольной Оценка рыночного

материально- положение образовательной положения

технических экономического услуги: экономического

условий: субъекта: -коэффициент субъекта

Коэффициент изменения численности детей дошкольного возраста; -коэффициент изменения фондоотдачи; -коэффициент роста материальных запасов. -коэффициент роста доходов от оказания платных услуг (работ); -коэффициент уровня расходов по статье «приобретение работ, услуг» ДОУ; -коэффициент уровня дебиторской задолженности образовательного изменения обеспеченности педагогическими кадрами первой категории; -коэффициент роста численности педагогов, работающих на дополнительных программах; -коэффициент текучести педагогического и инновационных условий: -доля рынка ДОУ; -коэффициент наличия дополнительных образовательных программ; -коэффициент роста инновационных технологий ДОУ.

учреждения. персонала.

Рисунок 2. Блочная модель критериев и показателей конкурентоспособности дошкольного образовательного учреждения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие конкурентоспособности товара. Содержание маркетинговой деятельности на предприятии по повышению конкурентоспособности продукции. Подходы и методики оценки уровня конкурентоспособности продукции. Направления повышения конкурентоспособности товара.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2010

    Понятие, факторы и стратегии конкурентоспособности. Основные маркетинговые методы оценки и повышения конкурентоспособности компании. Состояние конкуренции на рынке строительных услуг. Рекламная политика как инструмент повышения конкурентоспособности.

    дипломная работа , добавлен 22.01.2015

    Взаимосвязь маркетинга и конкурентоспособности образовательного учреждения. Повышение конкурентоспособности ФГОУ СПО "Оренбургский государственный колледж" посредством совершенствования маркетинговой деятельности учреждения профессионального образования.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2015

    Методы оценки конкурентоспособности предприятия. Оптимальное удовлетворение потребностей потребителей как способ повышения конкурентоспособности продукции. Анализ маркетинговой деятельности и эффективность предложений по повышению конкурентоспособности.

    курсовая работа , добавлен 08.08.2011

    Понятие конкурентоспособности продукции в маркетинге. Параметры конкурентоспособности товара. Методология оценки конкурентоспособности товара. Разработка программы по конкурентоспособности товара. Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2006

    дипломная работа , добавлен 23.05.2012

    Объективная необходимость обеспечения конкурентоспособности банка в условиях рыночной экономики. Управление маркетингом как фактор повышения рентабельности. Исследование уровня конкурентоспособности услуг АО "Нурбанк" и разработка путей ее повышения.

    дипломная работа , добавлен 26.02.2011

    Понятие конкурентоспособности товара. Исследование конкурентоспособности продуктов и эффективности маркетинговой деятельности. Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга. Вицы конкуренции и оценка состояния конкурентной среды.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2004

В работе решены следующие задачи: - изучены теоретические аспекты разработки и реализации программы повышения конкурентоспособности учреждения; - проанализированы результаты финансово-хозяйственной деятельности и маркетинговую деятельность МБДОУ Детский сад № 48 Солнечный Зайчик; - обоснована комплексная маркетинговая программа повышения конкурентоспособности МБДОУ Детский сад № 48 Солнечный Зайчик; - оценена экономическая эффективность предложенного для МБДОУ Детский сад № 48 Солнечный Зайчик комплекса маркетинговых мероприятий. Сама...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

13725. Разработка направлений повышения конкурентоспособности ООО «РОХО» 264.26 KB
Сущность и содержание конкурентоспособности предприятия. Методы анализа конкурентоспособности предприятия. Факторы конкурентоспособности предприятия. Краткая характеристика предприятия.
9987. Разработка бизнес-плана туристской фирмы с целью повышения ее конкурентоспособности 104.88 KB
Задачами курсовой работы являются: рассмотреть теоретические аспекты бизнес планирования и создания турфирмы; разработать бизнес-план для туристской фирмы г. В любом случае туристский бизнес останется таким же интересным для деловых людей ввиду того что он не требует существенных вложений и бумажной бюрократии в сравнении с другими видами предпринимательской деятельности...
11976. Разработка программы повышения мощности действующих энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000 (на опыте Балаковской атомной электростанции) 17.27 KB
Разработаны способы и технические предложения повышения номинальной мощности на 4 действующих энергоблоков АЭС с реакторами ВВЭР1000 при обеспечении всех нормативных критериев безопасности. Совместно с разработчиками реакторной установки РУ В320 и энергоблоков БалАЭС с участием специалистов Балаковской АЭС выполнен значительный объем расчетов и обоснований с целью модернизации технического проекта реакторной установки энергоблока № 2 Балаковской АЭС обоснования безопасной эксплуатации на уровне тепловой мощности 104 и подтверждения...
18541. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 104.96 KB
Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия. Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия. Анализ конкурентоспособности предприятия. Анализ платежеспособности предприятия и оценка эффективности хозяйственной деятельности.
17094. БРЕНДИНГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ 195.85 KB
Современный переход к постиндустриальной экономике знаменуется возрастанием роли нематериальных активов организации. Однако как отмечают сами исследователи преждевременно говорить о наличии научных школ позволяющих в полной мере представить методологию управления конкурентоспособностью организации. Организации рассчитывающей на долговременный успех необходимо прежде всего стать интеллектуальным лидером задумать свой рынок которого еще нет и начать создавать его.
18063. Пути повышения конкурентоспособности предприятий АПК Республики Казахстан 141.25 KB
Конкретизировать теоретические подходы к потенциалу функционирования кластеров в современной экономике; интенсифицировать сущность понятия кластеров как инновационной формы управления производством; раскрыть и систематизировать специфику системы функционирования национального агропромышленного комплекса как предпосылки создания и развития кластеров;
5701. РАЗРАБОТКА ВЕБ-САЙТА ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЯ СИСТЕМЫ НПО 593.43 KB
Создание и функционирование сайта направлено на решение следующих задач: формирование целостного позитивного имиджа образовательного учреждения; совершенствование информированности общественности о качестве образовательных услуг в учреждении; создание условий для взаимодействия участников образовательного процесса социальных партнеров образовательного учреждения; создание условий для распространения педагогического опыта; стимулирование творческой активности педагогов и...
19667. Основные пути совершенствования управленческой деятельности в целях повышения конкурентоспособности ТОО «Легмаш» 121.53 KB
Процесс принятия решений и его структура. Основные характеристики влияющие на процесс принятия управленческих решений. Сущность и виды ответственности руководителей за принимаемые решения. Современное экономическое состояние и анализ процесса принятия управленческих решений в компании ТОО Легмаш.
16932. Технологическая модернизация аграрного сектора как фактор повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции 19.83 KB
Поэтому целью доклада является попытка анализа предпосылок и условий технологической модернизации аграрного сектора с тем чтобы углубить понимание источников экономического роста в отечественном сельском хозяйстве и сельской местности в целом возрождение которых отвечает интересам самого государства и всего общества более того будет способствовать как заявлено превращению России в продовольственную державу. Традиционно развитие производительных сил являлось базисом производства так общеизвестным является высказывание классика...
16478. Автономные учреждения как новый тип государственного (муниципального) учреждения культуры 11.95 KB
С другой стороны показатель числа бюджетных учреждений переведенных в статус автономных включен в перечень показателей утвержденных Президентом РФ для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления2. При переходе БУ в АУ сохраняются: орган выполняющий функции учредителя; форма собственности; организационно-правовая форма; цели и виды основной деятельности; закрепленные ранее за БУ имущество и земельный участок; гарантированное финансирование из соответствующего бюджета....