Охрана труда в Конституции Российской Федерации
Основные положения охраны труда закреплены в Конституции Российской Федерации.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Охрана труда в ТК Российской Федерации
В Трудовом кодексе поясняется, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Действие отдельных положений Трудового кодекса, касающихся охраны труда, распространяется на:
В соответствии ст. 219 Трудового кодекса РФ каждый работник имеет право на:
Гарантии прав работников на охрану труда. Гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, предусматривается ст. 220 Трудового кодекса РФ которые гласят:
Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда закреплены в ст. 212 Трудового кодекса.
Разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса для принятия локальных нормативных актов
В соответствии со ст. 215 Трудового кодекса машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и иметь декларацию о соответствии и (или) сертификат соответствия.
Обязанности работника закреплены в ст. 214 Трудового кодекса
Охрана труда женщин Нормы по охране труда женщин можно разделить на две группы:
По отношению ко всем женщинам действуют следующие нормы.Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
Эта норма воспроизведена в ст. 253 Трудового кодекса РФ, где указано, что на подземных работах женщины могут выполнять только нефизическую работу и работу по санитарному и бытовому обслуживанию.
Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
Дополнительные нормы по охране труда предусмотрены для беременных женщин и женщин, имеющих детей.
Беременных женщин нельзя привлекать к работе в ночное время, к сверхурочным работам и работам в выходные дни, а также направлять в командировки. Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями (Трудовой кодекс РФ, ст. 259).
На основании медицинского заключения беременным женщинам могут быть снижены норма выработки, нормы обслуживания, а также осуществляется их перевод на более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов работу, с сохранением среднего заработка по прежней работе.
Охрана труда молодежи. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
В случаях получения основного общего образования либо оставления образования в общеобразовательном учреждении в соответствии с федеральным законом трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет.
С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения.
В интересах охраны здоровья молодых людей трудовым законодательством Российской Федерации установлен запрет на применение труда лиц в возрасте до 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию.
Льготы и компенсации за особые условия труда. На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание (ст. 222 Трудового кодекса РФ).
Для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю (ст. 92 Трудового кодекса РФ).
Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка (ст. 115 Трудового кодекса РФ). Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, предоставляются дополнительные отпуска (ст. 116 Трудового кодекса РФ).
Организации за счет собственных средств могут предоставлять работникам не только дополнительные отпуска, но и другие льготы, не предусмотренные законодательством (ст. 41 Трудового кодекса РФ).
травматизм профзаболевание ремонтный трудовой
Трудовой кодекс Российской Федерации оговаривает все тонкости и нюансы в вопросах охраны труда в компании.
ТК РФ в целом регулирует все, что связано с вопросами осуществления профессиональной деятельности человеком в составе компании. Указанные нормы охватывают весь спектр действий и мероприятий по исполнению работающим и руководителем взятых на себя рабочих обязательств.
Не исключение здесь и обеспечение безопасности для работников. Это, пожалуй, самое важное направление, поскольку оно направлено на сохранность здоровья и жизни людей. Если с этим будут проблемы, то любое функционирование теряет смысл.
К таковым относятся:
Организация мероприятий по охране труда в компании установлена главой 35 ТК РФ.
Прежде всего, она подразумевает государственный контроль, который включает в себя:
Руководители также обязаны осуществлять некоторые действия для создания системы охраны труда в компании.
Согласно статье 218 ТК РФ, в организации по намерению руководителя либо по инициативе работающих должна быть создана специальная .
В такую группу включаются компетентные специалисты, имеющие необходимое профильное образование. Обязательным условием является наличие внутреннего положения, которое регулирует деятельность указанной группы.
Комиссия занимается всеми вопросами, связанными с охраной труда, а также проводит проверки в случаях нарушений или разногласий. Также в ее компетенцию входит внесение предложений по оптимизации условий труда и внедрению в практику новых оптимальных способов выполнения работниками функциональных обязанностей.
Еще одним обязательством руководителя по охране труда является создание специальной структуры внутри компании. Такое правило закреплено в статье 217 ТК РФ.
Такая структура создается в целях контроля за каждым работающим по соблюдению установленных положений.
В организациях с малой численностью эти обязанности могут быть возложены на отдельного специалиста. Если количество работников более пятидесяти, должна быть создана целая служба.
Не всегда в штате компании имеется необходимая профильная должность. В такой ситуации контролировать весь процесс может сам руководитель. Но для этого последний должен пройти специальное обучение, сдать экзамен и получить специальный документ, подтверждающий компетентность начальника.
Действующие нормы дают возможность любому руководителю обратиться к профильным организациям, оказывающим услуги подобного рода. Такие инстанции должны иметь в наличии специальный сертификат, которые подтверждает специфические полномочия.
Структура службы и ее численность определяется самим руководителем исходя из количества работников, объема и специфики деятельности организации.
На структуру возлагаются следующие функции:
Любой работающий имеет определенный круг прав по охране труда. Это закреплено в статье 219 ТК РФ.
К ним отнесено:
Раздел 10 ТК РФ закрепляет гарантию для работников по обеспечению средствами личной защиты. Такое правило указано в статье 221 ТК РФ.
Людям, чья профессиональная деятельность осуществляется при наличии вредных и опасных факторов, выдаются средства личной защиты. Такой принцип распространяется, в частности на тех, кто функционирует в условиях резкого перепада температур и чрезвычайной загрязненности.
К таким средствам относятся:
Указанные средства должны в обязательном порядке пройти специальную поверку и иметь сертификат установленного образца. Без соблюдения указанных условий их использование не допускается.
Исходя из специфики деятельности организации и отдельных должностных лиц, руководитель может предусмотреть более высокий уровень защищенности, по сравнению с общим установленным. На практике такое всегда указывается во внутренних положениях и нормах.
Все необходимые приспособления для защиты и препараты компания приобретает за счет собственных средств.
Это же касается ремонта, замены и дополнительного комплектования, в случае если что-либо пришло в негодность, истек срок использования или имеющихся объемов недостаточно.
Еще одной гарантией по охране труда для трудящегося является возможность получения молока и специального питания профилактического характера. Об это указано в статье 222 ТК РФ.
В некоторых организациях воздействие негативных факторов не всегда удается снизить до допустимой нормы или исключить вовсе, используя только средства личной защиты. В таких ситуациях практикуется выдача молока или специального питания. Действующие нормы допускают замену молока другими продуктами.
Выдача необходимых продуктов регулируется специальными нормами. Их получение будет возможно только при наличии следующих неблагоприятных факторов:
Обеспечение молоком или заменяющими продуктами осуществляется в дни функционирования. Объем молока составляет пол-литра на рабочий день. Работающие получают необходимые продукты в специально оборудованных для этих целей местах. Замена молока допустима только при согласии работающего и профсоюзного органа.
Специальное питание положено только в случаях, если его выдача предусмотрена по занимаемой должности. Им обеспечиваются работающие в дни своего функционирования. Оно выдается в виде горячей пищи, преимущественно в утренние и дневные часы, по месту труда. Передача готовой пищи по месту фактического проживания не допускается.
Согласно статье 223 ТК РФ, каждый работающий может рассчитывать на медицинское обслуживание и бытовую обеспеченность. Такое обязательство возлагается на руководителя компании.
Чтобы обеспечить надлежащие условия быта работникам, в любой организации должны быть оборудованы специальные места для личных нужд.
Сюда можно отнести:
Объем необходимых мест и их наполненность зависит от количества работающих и специфики деятельности организации. Например, в условия вредности количество душевых должно быть рассчитано по принципу: один душ на пять человек.
Для медицинского обслуживания в компании должны быть созданы специально оборудованные места по оказанию неотложной помощи. Их площадь и укомплектованность согласовывается с госбюджетной медицинской инстанцией.
Согласно требованиям статьи 225 ТК РФ, все работающие, в том числе и главы компаний обязаны проходить периодическое обучение по вопросам безопасности и сдавать соответствующие зачеты.
Вновь принимаемых в штат организации должны проинструктировать по правилам охраны труда и обучить безопасным методам исполнения своих функциональных обязанностей, а также способам оказания неотложной помощи потерпевшим.
Руководитель обязан организовать обучение и установить проверочный период для человека. По окончании проверки работающий сдает зачет и по его результатам принимается решение о дальнейшей возможности взаимодействия.
Обучение происходит за счет средств компании. Исключение составляют случаи, когда человек назначается на должность, для которой наличие специального удостоверения является обязательным условием.
Вам это будет интересно
Определение понятия «охрана труда»
Основные понятия охраны труда законодательно определены в ст. 209 ТК РФ. Так, собственно охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Она включает в себя комплекс правовых, социально-экономических, организационно-технических, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных и иных мероприятий. Соответствующий раздел ТК РФ подробно рассматривает основные права работников (на безопасный труд, отдых), гарантии возмещения вреда, возникшего при выполнении своих должностных обязанностей, и др.
Цели работодателя должны быть четко обозначены в соответствующем разделе положения о СУОТ (системе управления охраной труда), принятом на предприятии, и соотноситься с политикой по охране труда (типовое положение о СУОТ, утвержденное приказом Минтруда РФ от 19.08.2016 № 438н). Количество целей и их формулировки зависят от специфики деятельности организации, но они должны быть измеримы и поддаваться оценке.
Самыми распространенными целями работодателей в области охраны труда являются:
ВАЖНО! По состоянию на конец 2017 года нормативно-правовой акт, регламентирующий сроки создания предприятием положения о СУОТ, отсутствует, хотя на практике сотрудники трудовой инспекции проверяют, есть ли в наличии данный документ. При этом его отсутствие наказывается штрафом (до 5000 руб. — для руководителя, до 80 000 руб. для организации; эти суммы могут увеличиться до 40 000 руб. для должностного лица и 200 000 руб. для юридического лица в случае, если нарушение не устранено к моменту повторной проверки) или приостановкой деятельности организации. Данные санкции обозначены в ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Не знаете свои права?
Права и обязанности сотрудника и работодателя, касающиеся охраны труда, техники безопасности и гигиены регламентируются рядом документов:
Каждый работодатель несет административную и уголовную ответственность за несоблюдение требований по охране труда. Нередки ситуации, когда на предприятиях (чаще всего функционирующих в сфере оказания услуг и относящихся к малым) они игнорируются. Однако, хотя вопросы охраны труда имеют большее значение для крупных производственных организаций, их необходимо соблюдать на любом предприятии.
К общим требованиям относятся:
На каждом предприятии должны быть разработаны свои требования по охране труда с учетом индивидуальных особенностей. Задача руководства — ознакомить с ними каждого сотрудника под подпись.
Чтобы все необходимые требования по охране труда выполнялись, ст. 217 ТК РФ установлено следующее:
К основным задачам охраны труда относятся:
Задачи могут дополняться исходя из индивидуальных особенностей предприятия, но основная задача в любом случае неизменна — исключение или, по крайней мере, минимизация производственного травматизма. Соблюдение требований по охране труда является залогом того, что жизнь и здоровье работников предприятия не будут подвергаться угрозам в ходе их профессиональной деятельности. Также это помогает руководству предприятия успешно проходить проверки, проводимые трудовой инспекцией.
Ст 212 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
1. Учитывая, что многие обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, закрепленные в ст 212 ТК РФ, конкретизированы в отдельных статьях раздела "Охрана труда" и других разделов и освещаются в комментариях к этим статьям, здесь они рассматриваться не будут (вместо этого даются отсылки к соответствующим статьям).
2. Обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов означает, что названные процессы должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.
О государственных нормативных требованиях охраны труда см. коммент. к ст. 211.
Об обеспечении безопасности применяемых в производстве оборудования, технологических процессов, сырья и материалов см. коммент. к ст. 215.
3. Для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения работники должны за счет работодателя обеспечиваться средствами индивидуальной защиты (специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты) и средствами коллективной защиты (техническими средствами защиты от воздействия, например, движущихся частей оборудования, являющихся источником опасности; от попадания в рабочую зону используемых в работе опасных веществ и материалов или инструмента), прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке.
Содержание понятий сертификации, указанных в п 3 ч 2 статьи 212 ТК РФ как формы подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров и декларирования соответствия как формы подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов раскрыто в ст. 2 Закона о техническом регулировании.
Порядок прохождения обязательной сертификации и декларирования соответствия закреплен в гл. 4 указанного Закона.
Об обеспечении средствами индивидуальной защиты см. коммент. к ст. 221.
Обеспечение работников сертифицированными средствами коллективной защиты осуществляется работодателем в соответствии со строительными нормами и правилами, санитарными правилами и нормами, межотраслевыми и отраслевыми правилами по охране труда и другими нормативными правовыми актами, которыми установлены требования безопасности к конкретному виду производства, производственному процессу, оборудованию, инструменту и т.д.
4. Обеспечение работодателем соответствия рабочих мест требованиям охраны труда означает, что их расположение и организация, а также оборудование и инструменты для работы, воздушная среда и др. должны быть безопасными и не угрожать жизни и здоровью работников. Как указывалось в комментарии к ст. 211 ТК, государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов РФ и подзаконных нормативных правовых актах. Например, организациям г. Москвы при оборудовании рабочих мест и поддержании их в безопасном состоянии рекомендуется соблюдать следующие требования охраны труда.
Рабочие места должны быть обеспечены необходимой технологической оснасткой, предохранительными устройствами, приспособлениями и другими средствами, обеспечивающими здоровые и безопасные условия труда. Оборудование, оргоснастка, вспомогательные приспособления, режущий, измерительный и вспомогательный инструменты, материалы, заготовки, комплектующие и готовые детали, изделия и предметы ухода за рабочим местом должны размещаться на рабочем месте так, чтобы были обеспечены условия для безопасной работы.
У рабочих мест должны быть предусмотрены площадки для размещения материалов и деталей на период их обработки. Заготовки и обработанные детали должны размещаться только на отведенной для этой цели площадке в специальной таре или в устойчивых стопах (штабелях, пакетах) высотой не более 1 м для металлических деталей и 1,7 м - для деревянных.
На оборудовании, столах, механизмах и т.п. не должны находиться предметы, не требующиеся по условиям производства.
Рабочие места электросварки, находящиеся в производственном помещении, должны быть ограждены постоянными или переносными щитами высотой не менее 1,8 м, а многопостовые трансформаторы и генераторы должны быть ограждены переборками высотой 2,5 м, исключающими доступ посторонних лиц, и т.д. (разд. 11 "Организация рабочего места" Методических указаний по охране труда для организаций города Москвы, утв. распоряжением правительства Москвы от 1 июля 2003 г. N 1140-РП, с приложением Перечня нормативных правовых актов по охране труда, на которые имеются ссылки в тексте Методических указаний, с внесенными изм. и доп. (Вестник мэра и правительства Москвы. 2003. N 42).
Безопасные условия труда и надлежащее техническое оборудование всех рабочих мест обеспечиваются путем рационального использования производственных помещений; совершенствования технологических процессов и модернизации технологического оборудования; механизации и автоматизации технологических операций, связанных с транспортированием и использованием ядовитых, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; внедрения систем автоматического или дистанционного управления оборудованием вредных и опасных производств и другими способами, отвечающими требованиям единых межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, санитарным правилам и нормам, утверждаемым в установленном порядке.
Для определения соответствия условий труда на каждом рабочем месте требованиям охраны труда работодатель должен организовать эффективный производственный контроль за уровнем воздействия вредных или опасных производственных факторов на здоровье работников. На крупных и средних предприятиях в этих целях могут создаваться собственные лаборатории, оснащенные необходимыми приборами и укомплектованные квалифицированными специалистами. В более мелких организациях подобная работа может выполняться по договорам с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.
Конкретные обязанности по обеспечению охраны труда работодатель возлагает на руководителей структурных подразделений и закрепляет в должностных инструкциях или утверждает приказом по организации, доводит до соответствующего должностного лица под расписку при приеме на работу (назначении на новую должность).
Перед началом работ их руководитель (начальник производства, мастер, бригадир и т.п.) обязан проверить оборудование, приспособления, оргоснастку, работу вентиляции, заземляющие, пусковые, сигнальные устройства, места работы, убедиться в полной их исправности и безопасности.
Порядок проведения отдельных видов производственного контроля закреплен нормативными правовыми актами. Например, организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий регулируются Санитарными правилами СП 1.1.1058-01, введенными в действие с 1 января 2002 г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 13 июля 2001 г. N 18 (БНА РФ. 2001. N 45).
В соответствии со ст. 11 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. утверждены Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте (СЗ РФ. 1999. N 11. Ст. 1305).
На основании указанных Правил каждая организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, разрабатывает положение о производственном контроле с учетом профиля производственного объекта, которое утверждается руководителем эксплуатирующей организации при обязательном согласовании с территориальным органом, осуществляющим государственный надзор в области промышленной безопасности.
Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством РФ.
При выявлении нарушений требований безопасности и санитарных правил на объекте производственного контроля работодатель должен принять меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения, в т.ч.: приостановить либо прекратить деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг; прекратить использование в производстве сырья, материалов, не соответствующих установленным требованиям и не обеспечивающих выпуск продукции, безопасной для человека, и др.
Особые требования к работодателю предъявляются в связи с необходимостью обеспечить радиационную безопасность при обращении работников с источниками ионизирующего излучения. В частности, работодатель обязан регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; планировать и осуществлять специальные мероприятия; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ (ст. 14 Закона о радиационной безопасности населения).
С 1998 г. введена ежегодная радиационно-гигиеническая паспортизация организаций - системная оценка влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности.
Типовые формы радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий утверждены 21 июня 1999 г. Приказом Минздрава России N 240, Госатомнадзора России N 65, Госкомэкологии России N 289 (БНА РФ. 1999. N 30).
Работодатель обязан также осуществлять специальные мероприятия по профилактике канцерогенной опасности, а именно: принимать меры, исключающие возможность контакта работников с канцерогенными веществами; заменять канцерогенные вещества и факторы неканцерогенными или менее канцерогенными веществами и факторами; максимально ограничивать число лиц, подвергающихся воздействию канцерогенных факторов; при проектировании или реконструкции производств отдавать предпочтение непрерывным, безотходным технологическим процессам с максимальной степенью автоматизации и механизации, а также герметичному оборудованию и др. (см. СанПин 1.2.2353-08 "Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ // БНА РФ. 2008. N 23).
Для выявления и учета предприятий, технологических процессов, отдельных цехов и производственных участков, на которых работники подвергаются или могут подвергаться воздействию канцерогенных факторов, разработки мероприятий по профилактике злокачественных новообразований, своевременного проведения мероприятий по охране здоровья работников проводится санитарно-гигиеническая паспортизация канцерогенноопасных производств в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными в установленном порядке, и в сроки, согласованные с территориальными органами Роспотребнадзора (МУ 1.1.688-98 - Охрана труда и социальное страхование. 1999. N 8. С. 71).
5. Соответствие рабочих мест требованиям охраны труда, прогрессивным техническим, технологическим, организационным решениям, а также передовому опыту, нормативам и стандартам определяется в ходе аттестации рабочих мест.
Аттестация рабочих мест по условиям труда - оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
Эта работа регулируется Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 569 "Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (БНА РФ. 2008. N 10) и предусматривает порядок осуществления деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.
Указанным Порядком надлежит руководствоваться также и организациям, привлекаемым для аттестации рабочих мест по условиям труда, - аттестующим организациям.
Сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Обязательной повторной аттестации рабочих мест по условиям труда (переаттестации) подлежат рабочие места:
Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию.
Для проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации издается приказ, в соответствии с которым создается аттестационная комиссия, определяется ее состав и, при необходимости, состав аттестационных комиссий в структурных подразделениях организаций, утверждается председатель аттестационной комиссии, а также определяются сроки и графики проведения работ по аттестации рабочих мест по условиям труда.
Аттестационная комиссия создается организацией, в которой проводится аттестация рабочих мест по условиям труда, и аттестующей организацией на паритетной основе в целях координации, методического руководства и контроля за проведением работы по аттестации рабочих мест.
Аттестационная комиссия формируется, как правило, из специалистов, прошедших подготовку по общим вопросам аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях, уполномоченных на этот вид обучения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда.
В состав аттестационной комиссии организации рекомендуется включать руководителей структурных подразделений организации, юристов, специалистов служб охраны труда, специалистов по кадрам, специалистов по труду и заработной плате, представителей лабораторных подразделений, главных специалистов, медицинских работников, представителей профсоюзных организаций или других уполномоченных работниками представительных органов, представителей комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, представителей аттестующей организации.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Нормативной базой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда являются: Трудовой кодекс РФ, нормативные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, а также другие документы по охране труда.
В ходе аттестации должно использоваться Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда Р 2.2.2006-05 утверждены Роспотребнадзором 29 июля 2005 г.
По результатам аттестации рабочих мест по условиям труда аттестационная комиссия разрабатывает план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, куда включаются в т.ч. мероприятия, требующие материальных затрат. При этом указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работником и представительным органом утверждается работодателем и включается в коллективный договор. Помимо этого комиссия вносит предложения о готовности к сертификации организации работ по охране труда.
Согласно п. 5.3 Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008 - 2010 годы порядок проведения аттестации рабочих мест подлежит дальнейшему совершенствованию.
6. Об обеспечении режима труда и отдыха работников в соответствии с законодательством РФ и субъектов РФ см. коммент. к статьям разделов ТК "Рабочее время" и "Время отдыха" (п 5 ч 2 ст 212 ТК РФ).
7. Об обучении работников безопасным приемам и методам работы см. коммент. к ст. 225.
8. Об организации контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения средств индивидуальной и коллективной защиты см. коммент. к ст. 217.
9. Об организации проведения медицинских осмотров см. коммент. к ст. 213.
10. Работодатель обязан информировать работников об условиях труда в местах, где им надлежит выполнять работу: о факторах производственной среды и самого трудового процесса, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Такая информация должна предоставляться как при приеме на работу, так и в последующее время.
Например, если работник принимается на работу с вредными или опасными условиями труда, он должен быть поставлен в известность, с какими именно неблагоприятными производственными факторами ему придется иметь дело, каков риск для его здоровья (получение травмы, профессионального заболевания), какие применяются меры защиты от воздействия неблагоприятных факторов (установлены меры коллективной защиты, выдаются средства индивидуальной защиты), какие полагаются компенсации в связи с воздействием вредных и опасных производственных факторов (установлены повышенная оплата труда, сокращенное рабочее время и дополнительные отпуска, бесплатно выдается молоко или лечебно-профилактическое питание и др.).
Работодатель обязан информировать работников о состоянии условий труда на рабочих местах и в организации в целом, в частности сообщать им о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда. Непосредственное информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте, а также о принятых мерах по защите от опасных и вредных производственных факторов входит в должностные обязанности начальника отдела охраны труда (разд. I Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. М.: Приор, 2000). Проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование об их результатах - также обязанность комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых в организациях (см. коммент. к ст. 218).
В случае непредоставления работникам информации об условиях труда на их рабочих местах они вправе обращаться в вышестоящие в порядке подчиненности органы (если такие органы имеются), в органы государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда (см. коммент. к ст. 353), а также в органы общественного контроля (см. коммент. к ст. 370). О порядке рассмотрения обращений см. коммент. к п. 9 ст. 219.
11. Работодатель обязан предотвращать аварийные ситуации. Эта обязанность реализуется им путем закрепления в инструкциях по охране труда для работников специальных разделов о требованиях безопасности в аварийных ситуациях, где указываются: перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие; действия работников при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям; действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании и др. (разд. IV и V Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утв. Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 // Бюллетень Минтруда России. 2003. N 5). Кроме того, работодатель должен разработать комплекс мер по предотвращению и ликвидации последствий аварий.
Так, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны: проводить подготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки; планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и содержать указанные системы в пригодном к использованию состоянии (ст. ст. 9, 10 Закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов).
Организации, эксплуатирующие ядерные установки, радиационные источники или пункты хранения ядерных материалов, обязаны обеспечивать: разработку и реализацию мер по предотвращению аварий (на ядерной установке, на радиационном источнике и в пункте хранения) и снижению их негативных последствий для работников указанных объектов, населения и окружающей среды; разработку и реализацию в пределах своей компетенции мер по защите работников и населения в случае аварии; подбор, подготовку и поддержание квалификации работников эксплуатирующих организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и другие меры (ст. 35 Закона об использовании атомной энергии).
Необходимость разработки плана действий, предупреждающих возникновение чрезвычайных ситуаций и ликвидирующих их последствия, предусмотрена также для объектов по хранению и уничтожению химического оружия и при его перевозке (ст. ст. 14, 15 Закона об уничтожении химического оружия).
12. Для оценки качества деятельности работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организациях, деятельности службы охраны труда, работы по проведению аттестации рабочих мест, обучению и профессиональной подготовке работников в области охраны труда и др. ст 212 ТК РФ предусматривает необходимость проведения сертификации работ по охране труда. В этих целях в соответствии с Постановлением Минтруда России от 24 апреля 2002 г. N 28 создана Система сертификации работ по охране труда в организациях (ССОТ), а также утверждены Положение о Системе сертификации работ по охране труда в организациях и Правила сертификации работ по охране труда (БНА РФ. 2002. N 33).
Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ, ведающим вопросами охраны труда, поручено провести подготовительную работу для введения сертификации работ по охране труда в организациях.
Организационную структуру ССОТ образуют:
Сертификация работ по охране труда осуществляется в соответствии с заявками организаций по мере их готовности к проверке и оценке указанных работ органами по сертификации на соответствие нормам и требованиям охраны труда и получению сертификата безопасности.
Наличие сертификата безопасности свидетельствует о том, что состояние работы по охране труда в данной организации соответствует установленным государственным нормативным требованиям охраны труда и ей могут быть сделаны скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, устанавливаемые Фондом социального страхования РФ на текущий год в соответствии с Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2001 г. N 652 (СЗ РФ. 2001. N 37. Ст. 3696).
13. Социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется работодателем (страхователем) за счет собственных средств путем перечисления Фонду социального страхования РФ (страховщику) в установленном порядке обязательных платежей (ст. 17 Закона о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний).
Размер страховых взносов определяется исходя из страховых тарифов, устанавливаемых в законодательном порядке.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 186-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (СЗ РФ. 2007. N 30. Ст. 3800) установлено, что в 2008 году и в плановый период 2009 и 2010 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (СЗ РФ. 2005. N 52 (ч. I). Ст. 5592).
Размер тарифов установлен в процентах к начисленной работодателем оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска. Таких классов профессионального риска названным Федеральным законом установлено 32. Значит, по виду экономической деятельности, отнесенному к 4 классу профессионального риска, размер страховых взносов составит 0,5% к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных; по видам экономической деятельности, отнесенным к 22 классу профессионального риска, - 3,4%. Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждены Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 713 (СЗ РФ. 2005. N 50. Ст. 5300). Порядок начисления, учета и расходования средств на обязательное социальное страхование регулируется соответствующими Правилами (Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 184 // СЗ РФ. 2000. N 11. Ст. 1181).
Порядок внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц - страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 863 // СЗ РФ. 2000. N 48. Ст. 4693).
Капитализированные платежи вносятся ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по месту регистрации страхователя путем их перечисления в установленном порядке на счет страховщика.
Перечисляются эти платежи в порядке очередности, установленной гражданским законодательством. В соответствии со ст. 64 ГК страховщику они должны перечисляться в первоочередном порядке.
Аккумулированные Фондом социального страхования РФ страховые взносы используются этим Фондом на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованных при исполнении ими трудовых обязанностей по трудовому договору, и в иных установленных Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний случаях путем предоставления застрахованным в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию (см. коммент. к ст. 184).
14. Статья 212 ТК РФ не только закрепляет обязанности работодателя по созданию безопасных условий и охраны труда, но и обязывает его обеспечивать беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, органов Фонда социального страхования РФ, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, выполнять предписания должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассматривать представления органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом, иными федеральными законами сроки.
Минтруд подготовил проект поправок в 10 раздел Трудового кодекса. В статье - к чему нужно подготовиться уже сейчас, что именно изменится в работе специалистов по охране труда после их принятия, к каким трудностям организация должна быть готова и наглядная таблица изменений для скачивания.
Из статьи вы узнаете:
Целью нововведений является приоритет профилактики несчастных случаев, а также использование . Для этого Минтруд подготовил семьдесят методов оценки уровня рисков, по которым работодатель обязан будет и оповещать об этом работников. Однако пока для проведения оценки профрисков документационное обеспечение в виде НПА не установлено. Методик много, но они сами требуют оценки на эффективность.
Изменятся коренным образом:
1. Требования к специалисту по охране труда в .
2. Обязанности работодателя в .
3. Порядок расследования несчастных случаев в .
Кроме того, вводятся запрет на работу в опасных условиях и ограничения на применение вредных и опасных веществ.
Минтруд готовит поправки в Х раздел Трудового кодекса, которые изменят работу специалистов по охране труда. Редакция журнала "Справочник специалиста по охране труда" провела онлайн-конференцию, на которой рассказали о главных грядущих изменениях. Также поговорили об оценке рисков, новом порядке обучения по охране труда и единых нормах выдачи СИЗ. Редакция подготовила статью с видеовыступлениями экспертов и их презентациями. Узнайте, как нужно будет перестроить свою работу.
В проекте присутствует тенденция к уменьшению количества специалистов по охране труда за счет улучшения качества их подготовки. Центры оценки квалификации должны отсеять тех специалистов, которые не отвечают требованиям, . Помимо требований по квалификации в виде наличия диплома о высшем образовании или диплома о профпереподготовке , специалист по ОТ в ЦОК должен продемонстрировать свои реальные навыки по планированию, организации, контролю и совершенствованию управления охраной труда.
Многие инновации должны вступить в силу поэтапно, например, с 2021, с 2023 года. Поэтапное введение новых требований понадобится, поскольку на сегодняшний день необходимая нормативная база для еще не сформирована, также нет и судебной практики.
Работодателю изменения в 10 разделе принесут дополнительные обязанности. Если не назначить специалиста по ОТ в компании со штатом до 100 работающих, то функции управления охраной труда должен взять на себя сам работодатель, либо назначенный им работник, либо ИП/организация, включенная в реестр аккредитации Минтруда .
Подсластить горькую пилюлю призвано еще одно грядущее изменение в главе 10 ТК РФ. Если работодатель впервые совершил правонарушение, и оно не связано с угрозой причинения вреда и жизни здоровью, он получит не денежный штраф, а отделается лишь предупреждением.
К причиняющим вред относятся следующие нарушения: работодатель не выдал СИЗ, не провел обучение по ОТ, не провел медосмотр, не провел испытания, частичные и полные технические освидетельствования зданий и сооружений, машин и оборудования.
Не причинят вред:
За такие «мелкие» правонарушения, совершенные впервые, административный штраф может быть не назначен. Однако если работодатель является «рецидивистом» по этим нарушениям, отделаться предупреждением он уже не сможет.
Постепенно уменьшать количество рабочих мест с опасными условиями труда. Сделать это можно с помощью закупки более безопасного современного оборудования и внедрения использования наилучших доступных технологий на предприятии.
Можно понемногу вводить на предприятии регистрацию микротравм. Это поможет приучать сотрудников к мысли, что незначительные повреждения тоже опасны, и там где в первый раз работник слегка ударился головой, во второй он может получить сотрясение мозга.
Также можно подготовить необходимы сервисы для ведения документаоборота в электронном виде.